«Волшебство загадки»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
НОД для детей подготовительной группы, где они формируют представление о древнейшем виде фольклора коми и русских загадках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА НОД: «Волшебство загадки»
ЦЕЛЬ: формирование представления детей о древнейшем виде фольклора – коми и русских загадках, через интеграцию различных образовательных областей.
ИНТЕГРАЦИЯ: ОО «Коммуникация», ОО «Познание», ОО «Музыка»,
ОО «Художественное творчество», ОО «Социализация».
ХОД НОД:
- Видза оланныд, челядь! Здравствуйте, дорогие ребята! Послушайте песню.
Звучит запись коми народной песни.
- Песня, какого народа прозвучала? (коми народа)
На каком языке исполнялась песня? (на коми языке)
У коми народа много традиций и занятий. О чём мы сегодня будем разговаривать, вы узнаете, разгадав кроссворд.
1.Что за чудо – вертолёт
Мошкаре спать не даёт?
Только высохнет роса
Вылетает … (стрекоза)
2. Это рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно … (акула)
3. Бьют Ермилку по затылку,
Он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)
4. Умный Ивашка,
Красная рубашка
Где пройдёт – коснётся,
Там след остаётся. (карандаш)
5.Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)
6. Что за птица на суку
В рощице поёт: «Ку - ку»?
Неприметная пеструшка,
А зовут её… (кукушка)
7.Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся – чистый пол. (веник)
С
Т
Р А
Е К К В
К У А К Е
О Л Р У Н
З А Г А Д К И
А В Н Е У К
О Д Р Ш
З А Е К
Д Ш ВА
Ь О
- Какое слово получилось?(ЗАГАДКИ)
Что такое загадки?
Загадка – это иносказательный, замысловатый вопрос, требующий ответа, а в коми языке загадка или нодкыв переводится как «тайное слово». Коми загадки формировались еще в глубокой древности. Загадывание было принято проводить главным образом зимними вечерами, запрещалось загадывать загадки днём, чтобы не услыхали сороки, которые имели якобы связь с нечистой силой и могли разнести их дальше.
- Ребята, я предлагаю вам сыграть в лото. В этой игре нужно знать и русские, и коми загадки. Мы с вами разделились в группе на 2 команды, лото будем открывать по очереди, и смотреть, какое там задание.
Русские загадки о неживой природе | Коми загадки о растениях | Русские загадки о животных | Поэтическая минутка | Коми загадки об орудии труда |
Коми загадки о неживой природе | Русские загадки о растениях | Музыкальная минутка | Коми загадки о животных | Русские загадки об орудии труда |
1 команда: Русские загадки о неживой природе. Рассказывает ребёнок с 1 команды, а другая команда угадывает.
Из какого ковша,
Не пьют, не едят,
А только на него глядят. (созвездие большой медведицы)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет-
Рухнул мост, и щепок нет. (радуга)
2 команда отвечает: загадывает коми загадки о неживой природе.
Какой зверь не кусается,
Ни на кого не бросается,
А живёт выше всех. (созвездие большой медведицы)
Через речку жердь перекинута. (радуга)
1 команда: коми загадки о растениях:
Про какое дерево говорят:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – крик унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать? (берёза)
Сарафан – не сарафан,
Платьице – не платьице,
Станешь раздевать –
Досыта наплачешься. (лук)
2 команда: русские загадки о растениях
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (берёза)
В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь. (лук)
1 команда русские загадки про животных:
С солнышком встаёт он вместе,
Будит всех весёлой песней.
На макушке – гребешок.
Кто же это?.. (петушок)
Что за маленький зверёк
Сыр с тарелки уволок?
Всем знаком этот воришка.
Догадались, кто он? (мышка)
Музыкальная пауза:
Игра «Музыкальные инструменты»
Дети стоят в кругу, перед каждым ребёнком на полу лежат коми музыкальные инструменты. Название, какого инструмента говорит воспитатель, про тот инструмент дети читают стих и находят его, потом под песню «Марья моль» играют на этом инструменте.
ШУР ШАР.
Шур – шар из бересты,
Из берёзовой коры.
Шур – шар, шур – шар
На нём сыграют малышам.
ВОРСАН ТАБЪЯС
Ворсан табъяс постучи
И злых духов отгони.
Чтобы в доме был покой,
Ворсан табъяс громче пой.
СЕРА ПАЛИЧ
Сера палич мастерица
Кто сумеет с ней сравниться.
Днём на ней бельё стирают
Ну а вечером играют.
ПУ ПАНЬЯС – ЛОЖКИ
После обеда отдохнут немножко
и давай стучать, и детишек забавлять.
ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНУТКА.
Воспитатель читает стих, идёт показ картин. (слайд шоу)
«Мой край» Т. Ф. Данилова
Коми край любимый мой!
Благотворю тебя я всей душой.
Богаче края нашего
На карте не найти.
Попробуй уголки его пройти.
И лес, и нефть, и уголь, газ,
Все есть у нас, все есть у нас.
Лес кормит нас грибами, ягодами,
А Сысола и Вычегда лещами, окунями.
А птиц, зверья!
Всех перечесть нельзя,
Край ты мой суровый,
Любимый Коми край,
Если не бывал в нем – побывай!
2 команда коми загадки о животных.
Сначала хлоп – хлоп,
А потом резкий крик. (петух)
Серый клубок шмыг в уголок. (мышка)
1 команда коми загадки об орудии труда:
В лесу лает – лает,
Домой вернётся,
Под лавку ляжет. (топор)
Туловище деревянное,
Голова железная,
По двору шныряет,
Сено собирает. (вилы)
2 команда русские загадки об орудии труда:
Что за мастер? Крепкий мастер!
Полено развалил на части.
Стальная голова
Поколола нам дрова.
И в деревнях до сих пор
Мастер славится (топор)
Трезубец на палке в труде помогает –
Сена много хватает и дальше кидает.
Быстро сено мы с ним покидаем в сарай.
Ешь, корова, зимой, молока нам давай! (вилы)
- Ребята, вот и закончился наше лото, сколько загадок загадали мы сегодня и коми загадки, и русские.
От каждой команды мне нужны 2 человека. Каждому из них я дам карточку, где будет написано название, какого – нибудь животного, которое он должен изобразить пантомимой, а другая команда отгадать, кого же изобразил соперник.
ДЯТЕЛ
ЁЖ
БАБОЧКА
РЫБА
- Ребята, скажите, к какому классу животных относится дятел? (Класс птиц)
Ежик, к какому классу относится? (класс млекопитающих)
Бабочка, к какому классу животных относится? (класс насекомых)
А рыба, к какому классу относится? (Класс рыб)
Много загадок мы с вами знаем и коми народа, и русские загадки. А вы умеете сами придумывать загадки? Попробуем?
Давайте попробуем придумать про дятла, а Наталья Ионовна запишет. Эти загадки нам пригодятся.
Составление загадок про дятла, ежа, бабочку, рыбу.
- А что было труднее, выучить готовую загадку или самим придумать?
Кому было труднее придумывать? Почему?
А что еще Вам оказалось трудным сегодня?
- Ребята, у меня есть волшебная книга, которую мы с вами начали делать для малышей. Давайте её всем покажем. Странички у нее пока пустые, только есть ваши оригами, которые мы с вами сделали, на эти странички мы и поместим загадки, которые мы придумали.
Всем вам домашнее задание – придумать короткий интересный рассказ про этих животных, а лучшие из них мы разместим вот на этих страницах в книге для малышей.
Русские загадки
о неживой природе
Коми загадки
о неживой природе
Русские загадки
о растениях
Коми загадки
о растениях
Русские загадки
о животных
Коми загадки
о животных
Русские загадки
об орудии труда
Коми загадки
об орудии труда
Музыкальная
минутка
Поэтическая
минутка
ДЯТЕЛ
ЁЖ
БАБОЧКА
РЫБА
КРОССВОРД
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
МОЙ КРАЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое загадка? Народная и литературная загадка.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса....
Загадки.su - Загадки для детей и взрослых
На сайте загадки.su написаны авторские загадки, скороговорки, шарады, колыбельные, считалки,стихи разной тематики и жанров. Сайт интересен детям любого возраста и взрослым. Загадки.su...
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...
ЧЕЛОВЕК - ЗАГАДКА ВЕКА. ОН ЗАГАДКА И ОТВЕТ.
На применении ТРИЗ раскрыть сущность жизнедеятельности человека....
Совместный с родителями проект по развитию речи " Волшебство загадки"
В последнее время всё чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры. в чём может помочь изучение загадок, какмалой формы русского фольклора.Загадка знакомит ребят с радостью...