Конспект тематического дня в ДОУ на тему "Моя малая Родина"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект тематического дня в ДОУ "Моя малая родина" разработан с учетом регионального компонента для воспитателей ДОУ Краснодарского края
Данный материал содержит конспект, фотографии проведенных режимных моментов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_provedeniya_tematicheskogo_dnya_moya_malaya_rodina.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 31 «БУРАТИНО» СТАНИЦЫ ЮГО-СЕВЕРНОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
ПЛАН-КОНСПЕКТ
тематического дня в МБДОУ детский сад № 31 «Буратино»
станицы Юго-Северной муниципального образования Тихорецкий район
Тема: «Моя малая Родина».
Воспитатели: Хвостикова Е.В., Павлущенко А.В. МБДОУ № 31 «Буратино» ст. Юго-Северной Тихорецкого района |
Конспект мероприятия
в рамках воспитательно-образовательной деятельности в разновозрастной группе комбинированной направленности для детей от 5 до 7 лет.
Тема: «Моя малая Родина».
Цель: формирование устойчивого интереса к истории своего народа, любви к своей малой Родине в процессе интеграции различных видов деятельности дошкольников.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес посредством знакомства детей с историей, бытом и культурой Кубанских казаков;
- Развивать творческую активность в процессе художественно-эстетической деятельности, знакомить с промыслами своего народа;
- воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости за свой родной край, район, станицу;
- Расширить словарный запас следующими словами: кубанка, казачьи промыслы, жестянщик, чеканка, символика, ландшафт, герб и др.
- Побуждать к участию в социально-культурной деятельности своей семьи, детского сада, родной станицы.
Предварительная работа: Чтение, слушание и обсуждение фольклорных и художественных произведений кубанских авторов, рассматривание старинных фотографий, альбомов.
Оборудование: кубанский костюм для воспитателя; вышитый рушник; каравай (или хлеб); музыкальное сопровождение «Кубанские песни»; флаги России, Краснодарского края, Тихорецкого района, станицы Юго-Северной; оборудование для детского творчества (фольга, стеки по количеству детей, соленое тесто, доски для лепки, блюдо для вареников); икона, бутафория в виде домашних предметов быта, атрибуты к казачьим подвижным играм, иллюстративный материал (рисунки, фотоальбом, картины, карты).
Ход.
(Звучат кубанские народные песни, фонограммы. Воспитатель в национальном костюме встречает детей.)
Воспитатель: Знаете ли вы, дети, где мы живем? Обратите внимание, какая прекрасная задушевная музыка звучит. А знаете ли вы чьи это песни?
Дети: Казачьи.
Воспитатель: А кто их исполняет?
Дети: Кубанский казачий хор.
Воспитатель: А кто еще поет кубанские песни?
Дети: Народ.
Воспитатель: Любят в народе не только кубанскую песню, но и веселый, задорный перепляс.
Веселил нас много раз
Наш кубанский перепляс.
И сегодня не скучаем,
В хоровод всех приглашаем.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам построиться по кругу.
Мы с вами выполним разминку «Карусель»
• Топающий шаг по кругу
• Ходьба, руки на поясе, с приподниманием плеч на каждый шаг
• Выставление ноги на каблук, с раскрытием рук в сторону
• Шаг с притопом вперед и назад
• Бег на месте с выбросом ног назад
• Топающий шаг вокруг себя
Воспитатель: На Кубани очень любят петь и танцевать, а вам нравиться петь и танцевать? Ответы детей (да, очень нравится) А когда вы это делаете? Ответы детей (на праздниках, дома с бабушкой, мамами). Как говорят у нас в народе «человек, не имеющий своей песни, не имеет своего дома». Послушайте песню и скажите, как она называется? Звучит песня «Люблю я казаченку». А какая по характеру эта песня? ответы детей (плясовая, веселая). Правильно плясовая, под неё хочется двигаться, улыбаться, радоваться. Давайте потанцуем под эту веселую песню.
Воспитатель:
Мы кубанский танец спляшем
Нету танца веселей
Каблучками тук да тук
Завертелось все вокруг
(Дети пляшут под веселую кубанскую песню, используя знакомые танцевальные движения: шаг с притопом, вертушка, веревочка, козлик, сужение и расширение круга)
Воспитатель: За пляску удалую угощенье вам, ребятушки.
ЗАВТРАК
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ «СИМВОЛЫ СТРАНЫ, КРАЯ, РАЙОНА, СТАНИЦЫ»
Воспитатель: Ребята, я хочу с вами поиграть. Садитесь по кругу. Я вам сейчас достану из волшебной коробки, а что догадайтесь сами. Как вы думаете, что у меня в руках? Ответы детей (флаг). Правильно! А какой страны этот флаг? Ответы детей (Российский флаг). А какие цвета на нем присутствуют? ответы детей: верхняя - белого цвета, средняя - синего цвета, нижняя – красного. А кто мне скажет, какие цвета присутствую на Кубанском флаге? Ответы детей: малиновый, синий, зеленый. А вы знаете что они означают? Ответы детей (Малиновый - означает благополучие, радость, синий – цвет мира, зеленый цвет лесов и полей Кубани). А о каких флагах мы с вами можем еще поговорить? Конечно это флаг Тихорецкого района и флаг станицы Юго-Северной. (Воспитатель поочередно демонстрирует флаги района и станицы )
Кто мне назовет основные цвета флага Тихорецкого района? (Ответы детей). Верно. Жёлтый цвет поля флага показывает уникальную кубанскую природу, неисчерпаемое богатство полей района. Зелёный цвет — символ надежды, изобилия и здоровья. В центре флага Тихорецкого района мы видим фигуру всадника на чёрном коне.
А вот флаг нашей станицы. Вы все его видели у здания администрации станицы? (Ответы детей). Волнистая синяя линия показывает реку Платаву, которая разделяет сельское поселение на две части. Серебряное поле символизирует прежде всего северную часть сельского поселения (как бы холодную), а также вид деятельности - молочное животноводство.
Золотое поле символизирует южную часть сельского поселения (как бы тёплую, солнечную), а также вид деятельности - выращивание зерновых.
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по центральной улице нашей родной станицы, чтобы поближе познакомимся с достопримечательностями нашей родной станицы.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА
(Первая остановка)
Воспитатель: Ребята, Родину называют матерью, потому что она кормит своим хлебом, поит своими водами, дарует нам свои природные богатства.
Наш Краснодарский край славится, кубанским хлебом. Но прежде чем хлеб попадет к нам на стол, необходимо хорошо потрудиться. А трудятся у нас казаки с казачками в ЗАО «Родник», где выращивают хлеб, ячмень, свеклу, кукурузу. Еще в «Роднике» занимаются животноводством. Мы с вами видим на доске почета лучших работников нашей станицы. Теперь вы знаете, что этими трудолюбивыми людьми мы можем гордиться!
(Вторая остановка)
У каждого человека есть своя малая родина, где он родился, играл со своими друзьями, учился, взрослел. Ребята, а кто мне скажет, как называется наша малая родина? (Ответы детей). Правильно Кубань, Краснодарский край. А это значит, что мы с вами можем назвать себя казачатами, так в старину называли молодых дворовых ребят, одеваемых подобно казакам! Посмотрите на памятник возле Дома Культуры. Что вы видите? (Ответы детей.) Верно, это нас встречают скульптура казака и казачки. А во что они одеты? Верно, в кубанскую традиционную одежду. Как называется головной убор у казака? (Ответы детей). Верно, «кубанка».
Создавая эту скульптурную группу, художник хотел сказать, что казаки – гостеприимный народ, доброжелательный. Встречать гостей хлебом, солью – это одна из кубанских традиций. А какие еще традиции, например традиции вашей семьи, вы можете назвать? (Ответы детей).
Воспитатель: А мне хочется сейчас вместе с вами поиграть в наши традиционные кубанские игры, первая игра называется «Кубанка».
«КУБАНКА»
(Кубанская подвижная игра)
Цель: развитие быстроты реакции.
Описание. Все сидят (или стоят) по кругу, кубанка надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.
Воспитатель: Закончить нашу сегодняшнюю прогулку я вам предлагаю кубанской игрой, которая называется «Плетень». А плестись наш плетень будет в сторону детского сада.
«ПЛЕТЕНЬ»
(Кубанская подвижная игра)
Цель игры: развитие быстроты реакции, ловкости. Описание. Участники игры встают друг за другом в длинный ряд, берутся за руки. Все играющие, идут за ведущим и произносят слова:
Вокруг березоньки идём,
Кругом нас всё плетнём
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьется плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьет плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд - из ста ребят,
Все в один ряд, вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На березоньку завивайся.
Затем ведущий бегом (или быстрым шагом) увлекает хоровод в «поле», петляет, делает крутые повороты, кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
(Играя в игру «Плетень» воспитатель приводит играющих к детскому саду.) После целевой прогулки переходим к играм на участке.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ «УЗОР НА ФОЛЬГЕ»
Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня с вами вернемся в старое доброе время, когда на Кубани поселились люди вольнолюбивые, гордые, независимые. Понравилась им земля Кубанская да её просторы и стали казаки заниматься разными ремеслами. А какие ремесла вы можете назвать? (ответы детей: ткали, вышивали, резали по дереву, чеканили по металлу, плели из соломки и прутьев ивы.)
Воспитатель: Верно, а сейчас вообразим себя мастерами. Ребята из подготовительной группы будут чеканщиками. Проходите за столы.
(Воспитатель предлагает детям выполнить декоративный узор на фольге. Уточняет способы выполнения узора, напоминает, что сначала нужно выполнить эскиз на бумаге, а потом выдавить копию на фольге.)
Воспитатель положительно оценивает все работы мастеров по металлу ребят подготовительной подгруппы привлекая внимания дошкольников старшей подгруппы.
ЛЕПКА «ВАРЕНИКИ»
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные работы получились у наших мастеров по металлу, но я знаю, что у вас тоже руки золотые без дела не останетесь! Давайте налепим вареников к обеду. Дети, а с чем на Кубани делают вареники? Ответы детей: с картошкой, творогом, вишней.
Воспитатель: А, бывают вареники с сюрпризом, чтобы повеселиться. Предлагаю слепить вареники с сюрпризом из соленого теста.
(Воспитатель напоминает и показывает детям способы лепки вареников.)
Вылепленные вареники дети складывают в специальную посуду для высушивания. Воспитатель положительно оценивает работы всех детей и спрашивает: Какие блюда кубанской кухни вы ещё знаете? (Ответы детей: борщ, пампушки с чесноком, пирожки с капустой, каша с тыквой, компот –
по-кубански - узвар.)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я приглашаю вас обедать!
ОБЕД
2-Я ПРОГУЛКА
ВИКТОРИНА «МОЙ КРАЙ»
(Участвуют 2 команды. Команда «Желто-зеленых» и команда «Сине-зелено-розовых»
Можно родителей пригласить в качестве болельщиков)
Воспитатель: А сейчас вас - жителей нашего чудесного края Кубани прошу занять свои места и приготовиться отвечать на вопросы, что же наши дети знают о Краснодарском крае.
1.Какие реки Краснодарского края вы знаете? (Ответы детей)
2.Дети, назовите города и станицы нашего края.
(Ответы детей)
3.Какие моря омывают границы Кубани? (Ответы детей)
А теперь отправимся с вами в лес. А зачем люди ходят в лес? (ответы детей)
-Правильно молодцы!
Воспитатель по очереди спрашивает у команд названия деревьев. За правильный ответ команде выдаётся фант. В этом конкурсе выигрывает та из команд, которая назовет больше деревьев? Следующие задания обыгрываются по подобию этого.
4. Игра «Чудесный мешочек» угадать «С какой ветки детка»
5.Назовите птиц живущих на Кубани (ответы детей)
6.А какие птицы живут у воды? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте немного подвигаемся и поиграем в кубанскую игру «Карусель»
«КАРУСЕЛЬ»
Цель: учить двигаться по кругу друг за другом, меняя направление движения по сигналу; продолжать воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе, желание действовать сообща.
Описание. Все играющие стоят по кругу. Воспитатель или водящий в центре с кольцом (центр «Карусели»), к которому прикреплены по одному концу от разноцветных лент. За второй конец от разноцветных лент берутся играющие дети. Дети держат ленты, правой рукой и двигаются под музыку по кругу в одном направлении. По сигналу «КАРУСЕЛЬ» меняет направление движения, играющие должны быстро взять ленту левой рукой и повернуться кругом.
Воспитатель: Ребята - лес, что же это такое?
Это дом животных и птиц, там они живут и питаются. И если мы приходим в лес то как мы себя должны вести там?
Лес - полон сказок и чудес вот и послушайте загадки лесные!
Сначала одна команда отгадывает, потом другая
1. Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками (еж)
2.Кто позабыв тревоги
Спит в своей берлоге ?(медведь)
3.Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (лось)
4.В лесу живет, желуди жует (кабан)
5.Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы (заяц)
6. В дупле живет, орешки грызет (белка)
7. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
8. Кто на своей голове рога носит (олень)
9. Рыбу ловит и ныряет, жить на берегу желает (ондатра)
10. Кто зимой холодной, ходит злой голодный (волк)
(Подсчитываются фанты, заработанные командами, подводится итог викторины)
Воспитатель: Ребята вот и подошла к концу наша викторина. А победила у нас сегодня ДРУЖБА. Вы все отвечали на вопросы и продемонстрировали свои знания о природе нашего края, что говорит нам о том, что вы любите наш Краснодарский край, Тихорецкий район и станицу Юго-Северную. Участникам викторины вручаются памятные призы (тематические раскраски о птицах, рыбах, животных, растениях и т.п.)
Используемая литература:
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) – 2 изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.336с.
- Молчанова О.П. Кубанские подвижные игры: из опыта работы инструктора по физической культуре, под ред. Т.В. Ткаченко, руководителя районного методического объединения инструкторов по физической культуре. Тихорецк, 2008 – 40 с.
- Хлопова Т.П., Лёгких Н.П., Гусарова И.Н., Фоменко С.К., Данилина Л.М. Ты, Кубань, ты наша Родина. Материалы из опыта работы районных методических служб, дошкольных образовательных учреждений, педагогов детских садов.г. Кранодар,2004 – 160 с.
- Интернет ресурсы: Материалы из Википедии — свободной энциклопедии.
МБДОУ детский сад № 31 «Буратино» станицы Юго-Северной муниципального образования Тихорецкий район
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Большая и малая Родина"
Понятие Родина Россия и Родина наш край.Знакомство с достопримечательностями края......
Тематическое планирование работы исследовательского клуба "Моя малая Родина"
Программа воспитания у дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления историей станицы и её казачьих корнях....
конспект непосредственной образовательной деятельности с презентацией "Моя малая Родина"
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы, знакомство с небольшим уголком страны - Мордовией, г. Темниковом....
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию: «Моя малая Родина»
Продолжаю знакомить с символикой Республики Татарстан, родного поселка, любить свой край....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Моя малая Родина"
Конспект открытого занятия в старшей – подготовительной группе «Моя малая Родина»Цель: Способствовать формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детск...
Сценарий тематического мероприятия 1 сентября «Знакомство с «малой» Родиной – Красносельским районом»
Сценарий тематического мероприятия1 сентября«Знакомство с «малой» Родиной – Красносельским районом»...
Календарно-тематическое планирование "Тема: Мой город –моя малая Родина."
Календарно-тематическое планирование "Тема: Мой город –моя малая Родина."...