Грантовый конкурс "Научный музей в 21 веке"
проект на тему

Погодаева Ольга Владимировна

Грантовый конкурс "Научный музей в 21 веке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._grantovyy_konkurs_nauchnyy_muzey_v_21_veke.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образ результата: Проект МБДОУг. Иркутска д/с № 150  по эколого-краеведческому направлению «Экспедиция на Байкал» в рамках конкурса «Научный музей в 21 веке» в номинации «Создание интерактивных экспонатов, популяризирующих науку и технику» по теме: « Самоорганизация сложной динамической системы озера Байкал».

Вид проекта: Долгосрочный, информационно-практико- ориентированный.                        

Взаимодействие участников проекта: Педагог-эколог, педагоги дошкольных учреждений, воспитанники и их родители, городская детская библиотека № 22, Иркутский областной краеведческий музей, Байкальская биологическая станция НИИ Биологии ИГУ, Лимнологический институт СО РАН.

Актуальность: К мысли об охране природы человек пришел давно, еще в 11-12 веках. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Сложившаяся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования. Важно воспитывать личность, способную позитивно взаимодействовать с природой, руководствуясь  гуманным и экологически  грамотным отношением к ней. Процесс усвоения системных знаний о природе, существующих в ней связях и зависимостях не возможен без понимания экологических проблем своего региона. Очевидной становится необходимость формирования понятия «байкальского мировоззрения», начиная с дошкольного возраста, где закладываются основы миропонимания и взаимодействия с окружающей средой, чтобы сохранить биоразнообразие экосистемы озера Байкал не только на региональном уровне, но и показать ценность  Байкала как объекта всемирного природного значения.

Цель проекта:

  • Познакомить детей дошкольного возраста с природной достопримечательностью Прибайкалья - озером Байкал.
  • Привлечь дошкольников к поисково-исследовательской деятельности, привить интерес к экспериментированию, овладению разными способами познания окружающего мира, активизировать творческую деятельность детей.
  • Способствовать формированию правильного взгляда на взаимоотношения человека с природой, научить видеть последствия каждого своего шага и воздействия на окружающую среду, содействовать выработке экологического мышления и сознания.
  • Через ощущение красоты, понимание хрупкости окружающего мира научить ребёнка жить в гармонии с природой и с самим собой, воспитывать ответственность за её состояние.

Задачи:

  • Дать представление  о видовом разнообразии животных и растений оз. Байкал, познакомить с эндемиками Байкала.
  • Научить воспринимать природу целостно, понимать доступные существенные связи между обитателями озера.
  • Способствовать становлению у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным объектам, которые их окружают.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Маленькая, веселая и очень любознательная девочка Байкалочка, которая очень много знает о Байкале и которой выпало счастье жить у самого большого, чистого и глубокого пресного водоема планеты приглашает нас отправиться в экспедицию на Байкал.

        В начале нашего путешествия Байкалочка с помощью интерактивной доски приглашает совершить виртуальную экскурсию на машине времени из настоящего в прошлое. Как выглядела Земля 250 млн. лет назад? А какая она сейчас? Где мы живем? И как выглядит наш Байкал из космоса? Пролетая над Землей, из иллюминатора космического корабля мы видим страны и континенты, и озеро Байкал, который имеет форму молодого месяца. Интересно познакомиться с историей образования древнего озера Байкал и узнать его географическое месторасположение (приложение 1).

         Экспедиция продолжается и Байкалочка предлагает стать настоящими исследователями Байкала – гидронавтами, чтобы отправиться на самое дно Байкала. На глубоководном плавательном аппарате «Мир» мы погружаемся в подводное царство озера. Интересно узнать, почему вода в Байкале самая чистая? И кто живет в этом хрустальном тереме? Дружат ли между собой обитатели озера? И какие опасности подстерегают их в водной пучине?  Очень интересно увидеть все это собственными глазами. А может им нужна наша помощь? В пути можно понаблюдать с помощью бинокулярных микроскопов за одноклеточными существами. Отгадывая загадки Байкалочки, побольше узнать об эндемиках Байкала. А с помощью фотокамеры провести подводную фотосъемку обитателей разных слоев (этажей) озера (приложение 2).

        Наша экспедиция подходит к концу. Было совершено много захватывающих перелетов, глубоководных погружений, интересных экскурсий. Теперь мы все знаем о Байкале – уникальном уголке природы на Земле, хранилище колоссальных запасов ультрапресной воды, природной лаборатории возникновения новых живых организмов в воде, организмов, которых нигде в мире больше нет и никогда не было.

        Байкалочка  уверена, что глубокие знания особенностей Байкала, понимание его величия и значимости в жизни людей, а также бережное отношение к природе края, помогут сберечь Байкал – уникальное творение природы. Она надеется, что теперь у нее появилось много друзей – детей, живущих на берегах славного озера, и не только, и что они станут настоящими защитниками Байкала.

Новизна проекта:

Педагоги, особенно дошкольных учреждений, не могут чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и экологически образованных людей. Стимулируя познавательную активность у детей, педагоги нашего ДОУ привлекают дошкольников к поисково-исследовательской деятельности, прививают интерес к экспериментированию, овладению разными способами познания окружающего мира, подводят дошкольников к самостоятельному решению доступных познавательных задач. Активизируя творческую деятельность дошкольников, воспитатели включают в педагогический процесс разные виды игр: дети становятся космонавтами, учеными, путешественниками, художниками. Развивая художественно-творческую деятельность дошкольников через музейную педагогику очень важно видеть перспективы развития на будущее. Поэтому мы хотим принять участие в конкурсе «Научный музей в 21 веке».

Место реализации проекта:

Экологический кабинет МБДОУ г. Иркутска д/с № 150 г, где сосредоточены: зимний сад с набором разнообразных комнатных и экзотических растений, живой уголок, мини-музей «Обитатели морского дна» и музей краеведения «Сибирячок», комната релаксации, фитобар, лаборатория с набором микроскопов, луп, компасов, специальных приборов для исследовательской работы.

Технологию реализации идеи предлагаем развивать через сетевое партнерство детского сада с семьями воспитанников, коллегами из других детских садов, образовательных и социальных структур (научно-исследовательскими институтами, музеями города, библиотеками), со всеми заинтересованными лицами. В целях реализации долгосрочного проекта  «Экспедиция на Байкал»  нам понадобится следующее оборудование:

  • Интерактивная доска для проведения виртуальных экскурсий из прошлого в настоящее, где дошкольники смогут увидеть процессы формирования древнего озера из глубины веков, на глубоководных плавательных аппаратах погрузиться на самое дно Байкала, чтобы узнать какие удивительные тайны хранит под многометровой толщей воды самое глубокое озеро планеты.
  • Бинокулярный  микроскоп для исследования байкальской воды в ходе научно-познавательной экспедиции по Байкалу.
  • Видео- и фотокамера для проведения съемок в заповедных местах и оформления фотовыставки «Красив Байкал в любое время года».
  • Ноутбук, который бы мог обеспечить выход в интернет для создания клуба единомышленников по охране озера Байкал.
  • Цветной принтер для распространения листовок, плакатов, буклетов с целью проведения эколого-просветительской работы по защите уникального озера.
  • DVD-проигрыватель и диктофон для презентаций совместных семейных проектов.
  • Роликовый баннер для пропаганды экологической ответственности за сохранность озера Байкал.

Пошаговый план реализации проекта «Экспедиция на Байкал»:

Предполагаемый результат:                                                                                        

  • Перспективное планирование работы по проблеме природоохранной деятельности озера Байкал.
  • Составление картотеки и подбор научно-популярной и художественной литературы по данной теме.
  • Изготовление дидактических игр, перфокарт, учебных пособий.
  • Создание аквамодуля «Этажи озера Байкал».
  • Проявление творческих способностей детей.
  • Коллективное изготовление макета «На берегу Байкала».
  • Проведение совместных семейных акций.
  • Игра-экспериментирование «Экспедиция на Байкал».

Этапы реализации проекта:

        I этап - подготовительный.

  • Исходя из актуальности проблемы, уровня знаний дошкольников по данному вопросу, проведение тестирования детей, обсуждение целей и задач проекта с воспитателями и их воспитанниками, коллегами из других детских садов, образовательных и социальных структур (научно-исследовательскими институтами, музеями города, библиотеками).
  • Создание условий, необходимых для осуществления проекта.

II этап - основной (практическая часть).

  • Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
  • Проведение цикла тематических занятий познавательной сферы.
  • Художественно-продуктивная, игровая и самостоятельная  деятельность детей.
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Организация выездных экскурсий по заповедным местам.
  • Оформление выставок рисунков, коллекций, поделок детей.
  • Проведение мини-олимпиады по экологии «Знаешь ли ты Байкал?»
  • Презентация библиотечки-передвижки научно-популярной и художественной литературы по охране природы    озера Байкал.

III этап – заключительный (результат проектной деятельности).

  • Презентация макета «На берегу Байкала».
  • Демонстрация фотовыставки «Красив Байкал в любое время года».
  • Проведение познавательно-игрового конкурса для детей и взрослых «День Байкала».
  • Итоговое мероприятие игра- экспериментирование «Экспедиция на Байкал».
  • Сбор, обработка, анализ и обобщение практических и методических материалов по проекту.

Фонд  Дмитрия Зимина   «Династия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Любой музей есть память о веках"

Данная презентация знакомит читателей с опытом работы по приобщению дошкольников к культурно -историческому наследию своей страны посредством использования музейной педагогики....

«Дэльфа – обучение и развитие» (Презентация грантового проект)

Проект «Дэльфа – обучение и развитие» является составной частью практической деятельности по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в детском саду компенсирующего  вида ...

Выступление на секции воспитателей Августовской конференции работников образования «Система работы ДОУ по подготовке к участию в грантовых конкурсах»,

Выступление на секции воспитателей Августовской конференции работников образования «Система работы ДОУ по подготовке к участию в грантовых конкурсах»,...

Мини-музей "БАМ-МАГИСТРАЛЬ ВЕКА"

Хочу представить вам одну из форм работы с родителями по созданию мини-музея «БАМ- магистраль века»Организую работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музея мы опирались на...

Грантовый проект "Обучающий видеожурнал на бурятском языке "Тохорюухан"

Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сф...

Музейная педагогика. Музей в ДОУ "Музей- выставка "Новый год в прошлом веке""

Музей - выставка «Новый год в прошлом веке»  был создан инициативной группой: старшим воспитателем Бондаренко Е. Ю, ПДО по нравственному воспитанию  Емельяновой Е. В., ПДО ...