Презентация "Любой музей есть память о веках"
презентация к уроку по теме
Данная презентация знакомит читателей с опытом работы по приобщению дошкольников к культурно -историческому наследию своей страны посредством использования музейной педагогики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Известно, что приобщение детей к культурно историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей. Дошкольник, приходя в музей за «красотой», приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного. Исходя из этого, в воспитании дошкольников я опираюсь на молодую отрасль педагогической науки – музейную педагогику, тесно связанную с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение.
Саратов — город музеев .
Саратов — город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Я провела анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников группы ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». Во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям?
Какое же здесь может быть решение? Для себя я нашла его в реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире, и которые служат делу патриотического воспитания детей. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Поэтому для начала я решила создать собственный мини-музей в групповом помещении.
Содержание, оформление и назначение мини-музея подбирала с учётом специфики содержательных, формальных и технологических компонентов этой деятельности, с учётом возрастных особенностей детей, связью с базовой программой и материальными возможностями учреждения и родителей. При создании музея, мне пришлось попробовать себя и в роли дизайнера, художника, и в роли музееведа, историка. Всю работу разделила на три этапа.
1. Подготовительный этап Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п. В начале работы вместе с детьми и родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения. Мною был составлен проект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.
Посещение музеев Саратовский областной музей Краеведения Культурно-выставочный центр «Радуга» Музей Боевой Славы Саратовский Этнографический музей
Посещение музеев
Взаимодействие с культурно-выставочным центром «Радуга»
2. Практический этап (Этап реализации проекта) Совместное с детьми и родителями создание мини-музея. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа я вместе с детьми разработала содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своём музее. Желающие становились экскурсоводами. 3 этап Проведение экскурсии в мини – музее
Создание мини-музея камня
Проведение экскурсии
Возраст детей Вид музея Название музея Цель создания музея Задачи Зачем это надо детям? Основные визуальные средства Старшая группа Исторический: мини-музей истории одного предмета « Музей ложки» Расширение и обогащение обучающей среды в детском саду Формирование у детей более полных представлений об окружающем мире, способствующих умственному развитию и социальной отзывчивости малышей пробуждению творческой активности Формированию художественных предпочтений; формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды; формированию навыков визуальной культуры; развитию навыков познавательной деятельности средствами театрализованной игры, в том числе и с использованием компьютера; развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности. Совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности, и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. Музейные и выставочные экспонаты, мультимедийные средства, репродукции с произведений известных мастеров, слайды, детские творческие работы, произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Подгото-вительная группа Музей природы: мини-музей камня «Каменная сказка» Исторический «Музей Боевой славы» 2-я младшая группа Музей природы: мини-музей одного животного «Мой четвероногий друг» Средняя группа Исторический: мини-музей истории одного предмета «Музей новогодней игрушки» Исторический «Музей Космонавтики» Старшая группа Фольклорный мини-музей народной тряпичной куклы «В каждой избушке своя игрушка»
Исторический (музей одного предмета): мини-музей Ложки
Исторический: мини-музей Боевой славы
Исторический (музей одного предмета): мини-музей Новогодней игрушки
Исторический: мини-музей Космонавтики
Музей природы: мини-музей Камня 19
Музей природы (одного животного): мини-музей Собаки
Фольклорный: мини-музей народной куклы
Важная особенность музейных элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. При собирании коллекции ведётся необходимая документация по учёту и хранению экспонатов, к чему были привлечены дети, которые способны осуществлять несложную маркировку экспонатов и освоить другие формы музейной работы: экскурсии, несложные виды реставрации, даже составление экспозиции. Кроме экспозиции продумали способы хранения предметов, а также их возможную транспортировку. Во всех формах музейной деятельности дети принимали посильное участие. Таким образом, музейная среда стала не пассивно-созерцательным объектом, а активной формой контакта детей с окружающим миром.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В результате такой работы в группе появился круг единомышленников, которые заинтересованы работой, созданием таких уголков. Это позволяет мне совместно с родителями и детьми быть в тесном контакте и постоянном поиске.
Изготовление фигурок из гипса 24
Создание макета «Горы» 25
Изготовление условных знаков полезных ископаемых
Самостоятельное творчество детей Аппликация на тему: «Тихо ночь ложится на вершины гор…» Аппликация на тему: «На горе на Соколовой вижу стаю журавлей» Рисование на тему: «Лучше гор могут быть только горы» Объёмная аппликация «Серебряное Копытце»
Пластилиновая живопись Рисунки на тему: «Легенда о красавице Аметисте» Под впечатлением от выставки был собран альбом «Лучше гор могут быть только горы»
Экспонаты каждого мини-музея я постоянно использую на занятиях с дошкольниками.
Формы работы в мини-музее
Проведение опыта: кристаллизация соли 31
Герои праздника «Весна в каменном царстве»
Закрепление знаний в ходе дидактических игр «Что для чего?» «Подбери картинку» «Собери картинку»
Фестиваль народных игр Мастер-класс по изготовлению народных кукол Апплицирование народного костюма Театрализованные праздники Посиделки Занятия кружка
Мини-музеи в группе позволили мне сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Считаю, что мои воспитанники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной. P.S. У меня есть много задумок, как получение новых знаний сделать более увлекательным для малышей. Я планирую не только собирать экспонаты в уже действующие, но и создавать новые мини-музеи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Есть память, которой не будет конца»
Праздник посвященный Дню неизвестного солдата. Для детей старшего дошкольного возраста....
Материалы проекта Моя малая Родина У улиц есть память и жизнь Улица 60 лет октября
Материалы проекта Моя малая Родина У улиц есть память и жизнь Улица 60 лет октября...
Материалы проекта Моя малая Родина У улиц есть память и жизнь Улица Мусы Джалиля
Материалы проекта Моя малая Родина У улиц есть память и жизнь Улица Мусы Джалиля...
Материалы проекта Моя малая Родина У улиц есть память и жизнь Улица Интернациональная
Презентация выполнена родителями и ребенком У улиц есть память и жизнь Улица Интернациональная...
Материалы проекта Моя малая Родина У улиц есть память и жизнь Улица Дружбы Народов
Материалы проекта Моя малая Родина У улиц есть память и жизнь Улица Дружбы Народов...
«Память на века » проект, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Паспорт проекта Формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся представлений, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной ист...
Городская акция "Сохраним память на века" 2020 год
В нашем городе традиционно проходит акция "Сохраним память на века".Мы с коллегами ежегодно приводим в порядок памятники героям тех лет, той страшной войны. С приходом весны, после таяния сн...