Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
статья (старшая группа) на тему
Рекомендации для воспитателей старших групп
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский Сад №62 «Журавушка»
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
Воспитатель высшей квалификационной категории
Аллабирдина Альфия Назиповна
г. Нижневартовск
ХМАО-Югра
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
В. А. Сухомлинский писал: «человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий». Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает лесные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатств природы. А уж что говорить о восприятии красоты и гармонии форм, Красок и звуков… Наблюдение происходящего в природе явления вызывают чувство радости и дают огромное наслаждение.
Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Задачи формирования экологического воспитания у детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, в различных видах детской деятельности, в непосредственно образовательной, совместной деятельности с взрослым и режимных моментах.
Успешность работы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края определяется не только разработанной технологией, выделением ее цели и задач, подбором соответствующих методов воздействия, но и организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение предметно-развивающей среды. Примерный перечень наименований пособий и материалов для организации ознакомления дошкольников с природой Родного края представлен в таблице .
Обеспечение | Наименование |
Кадровое | педагог, занимающийся самообразованием и способный привлечь к образовательной деятельности детей. |
Информационное |
Материалы для детей:
|
Материально-техническое |
|
Содержание работы по экологическому воспитанию нужно организовать по следующим направлениям: работа с детьми, обогащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.
В работе со старшими дошкольниками моно выделить наиболее эффективные группы методов:
- метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых. При использовании данного метода развиваются мыслительные операции анализа и синтеза, логическое и образное мышление;
- наблюдение, обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. При использовании метода наблюдения развивается внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.
- метод «отраженной природы»: работа с календарями природы, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, просмотр компьютерных презентаций, в которых отражены мотивы природы - позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает, что природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное.
- Словесно - литературный метод.
Методы лишь условно разделены на группы. В практике они используются в комплексе в рамках той или иной конкретной технологии.
Эффективным в воспитательно-образовательном процессе является применения игровых обучающих ситуаций с использованием персонажей: Лесовичка, Югорки, Клюковки, Жалейкина. Выбор той или иной формы работы зависит от уровня знаний, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных, половых, психологических особенностей, условий, которые имеются в данной группе и от владения в большей степени педагогом отдельными видами работы с детьми (проектная деятельность, моделирование, технология ТРИЗ и РТВ и др.). Наиболее результативными формами работы является: «Уроки доброты», «Уроки мышления», «Экологические экспедиции», коллекционирование, «экологическая тропа», эколого-психологические тренинги, экологический музей, «Зеленый патруль», экологические конкурсы: КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"; экологические акции, клуб исследователей природы; лаборатория юного эколога; экологические праздники и фестивали. Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, акции. Очень эффективны мероприятия, посвященные хантыйским праздникам: "Вороний день", «Медвежий праздник», «Проводы Лебедя»; дидактические игры различного экологического содержания. Например:
1. Игры для обогащения экологических представлений:
- о многообразии и разнообразии природных объектов региона: «Загадай, мы отгадаем», «Что за птица», «С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Назови меня», «Птички на кормушках», « Чудо - дерево» и др.
- о взаимосвязях в природе: «Волшебный круг», «Кто, что, из чего и чем?», «Кто дружит с деревом?», «Пищевые цепочки», «Загадочная тропинка», «Картина природы»;
- о человеке как части природы: «Кто и что делает из дерева?», «Природа и человек», «Подбери пару»;
- о культуре поведения в природе: «Угадай правило», «Выбери правильно дорогу», «Зеленый рюкзак».
- 2.Игры для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе:
- для развития эстетического восприятия природы: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигур и зверьков», «Снятие копий»;
- для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Зеленый город».
3. Игры для приобщения к экологически ориентированной деятельности: «Скорая помощь», «Зеленый город», «Экологическая тропа».
Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Участие в развлечениях, конкурсах
Размещение на сайте ДОУ информации о экологическом образовании старших дошкольников
Анкетирование
Консультации по экологическому воспитанию дошкольников
Совместное изготовление декораций, праздничных атрибутов
Домашние задания на закрепление пройденного материала
Открытые занятия, мастер-класс по экологическому воспитанию
Дети
Родитель Педагог
Презентации родительских собраний с использованием ИКТ
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
- Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
- Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
- Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
- Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края
Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...
"Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"
Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу и природе родного...
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...
Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"
Статья на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"...
"Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"
Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, формирование осознанно бережного отношения к ней....
Районный семинар педагогических работников ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»
НОД по познавательному развитию "Зима"....
Консультация "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"
Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени - только экологическое мировоззрение, э...