Консультация для воспитателей
консультация на тему

Варнакова Юлия Николаевна

Будучи по совместительству старшим воспитателем готовила и вот такую консультацию. По-моему, актуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_pravam.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Тема: «Права ребёнка надо знать и соблюдать»

Цель: Повысить правовые знания и педагогическую компетентность воспитателей по организации работы по реализации прав и свобод детей и воспитанию правового сознания воспитанников ДОУ.

Задачи:

  1. Познакомить воспитателей с основными документами по правам ребёнка.
  2. Выявить особенности соблюдения прав ребёнка   младшего и старшего дошкольного возраста в группах ДОУ.
  3. Определение подходов по обеспечению прав детей в семье.
  4. Определение наиболее эффективных направлений совместной работы педагогов и родителей по  обеспечению преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье.
  5. Разработать рекомендации для воспитателей по соблюдению педагогической этики в общении с детьми.

            Знать свои права ребёнок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нём высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребёнка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.

             Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 года, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

            Конвенция о правах ребенка, которая была принята в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечивать детям государства-члены ООН. Конвенция о правах ребенка основной международный правовой документ, который рассматривает права ребенка с точки зрения международного права. В состав Конвенции входят 54 статьи, которые подробно описывают права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода, нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.

          Документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции заключены два основополагающих принципа:

  1. Ребенок — самостоятельный субъект права, то есть обладает всем комплексом гражданских, политических, социальных и культурных прав человека.
  2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

          Права ребенка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство берет на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

• Ребенок имеет право на семью.

• Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

• Ребенок имеет право посещать школу и учиться.

• Ребенок имеет право на равенство.

• Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.

• Ребенок имеет право на собственное мнение.

• Ребенок имеет право на имя и гражданство.

• Ребенок имеет право на получение информации.

• Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

• Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.

• Ребенок имеет право на отдых и досуг.

• Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

            Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42).

            Также, о правах ребёнка говорится во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; в Конституции Российской Федерации; в Семейном и Гражданском кодексе РФ; в Уголовном кодексе РФ; в Трудовом кодексе РФ; в Законе РФ «Об образовании»; в Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Особенности соблюдения прав ребенка на детство в группах ДОУ

Младший дошкольный возраст (3—5 лет)

             Конвенция о правах ребенка направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли. Многие педагоги стараются познакомить с ней детей как можно раньше. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, защищать их. А это - задача взрослых. Конвенцию о правах ребенка должны знать специалисты - юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно, родители. А у ребенка, в первую очередь маленького, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем возрасте.

Старший дошкольный возраст (5—7 лет)

             Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности — игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера), создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное — личный пример.

Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения

1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.

2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.

3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.

4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения

1. Любить ребенка таким, каков он есть.

2. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.

3. Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.

4. Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.

5. Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.

6. Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» главная формула образования.

7. Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.

8. Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

           Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, в котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

           Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.

Важное направление работы с семьей – защита прав ребенка и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом «Об образовании») работа по защите прав ребенка от всех  рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.

Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.

В многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения.

     Педагоги проводят наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных; осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями.

     Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка. В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

  • информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;
  • трансляция родителям положительного образа ребенка;
  • работа по коррекции детско-родительских отношений.

             Для педагогов и родителей важно знать, что психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

• угрозы в его адрес в словесной форме;

• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

             Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;

• индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Для изучения педагогом семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции: в милицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.

          Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

Таким образом, цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.

Особой задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.

В основе возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность о закономерностях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить различия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть взаимопонимания.

Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ

В детском саду нельзя :

  • кричать на детей, наказывать,
  • выставлять поступки ребенка на всеобщее обозрение,
  • упрекать ребенка,
  • читать нотации,
  • унижать ребенка,
  • приходить к детям с плохим настроением,
  • распространять конфиденциальную информацию,
  • обсуждать с родителями поведение не их ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...