Программа по духовно-нравственному воспитанию "На Кубани я расту"
методическая разработка на тему

 

Одним из направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания я выделила знакомство дошкольников с историческим прошлым и настоящим Кубани.         В ходе работы решаются следующие задачи:

v  Познакомить  детей с историческим прошлым и настоящим края;

v  развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани, знакомить с достоянием предков, которое поможет детям,  вырасти личностями, сознающими свою причастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа, впитать высокие этические законы, научиться любить и ценить духовное богатство и мудрость народа.

v  возрождать народные традиции.

v  воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к Родине, родному краю, чувство сопереживания, гордости за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prog._moya.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                   

Программа

по духовно-нравственному

воспитанию дошкольников

               

Эксперты:

Методист по дошкольному воспитанию Управления образования:

                                              ______________           О.С.Никитченко                                                  

Заведующая МАДОУ№20 ______________                   Н.П.Резник

Воспитатель МАДОУ№20 ______________                   Е.В.Шемет

                                                      Старший воспитатель:

                                                               Козлова Н.В.


Актуальность.

В поворотные моменты истории, на стыке эпох и в периоды переоценки того, что ещё недавно считалось незыблемым и правильным, появляется необходимость оглянуться назад, чтобы понять своё прошлое, обрести некую точку отчёта, от которой можно идти вперёд.

 Проблемы взаимоотношения поколений, повышения роли семьи в общественной жизни как никогда остро стоят сегодня перед нашим обществом. В числе основных факторов, пагубно влияющих на нормальное психическое и личностное развитие ребёнка, следует отметить разрушение культуры семьи и потерю навыков материнского (родительского) поведения. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались нравственные развивающие и воспитательные функции действующей системы образования.

В связи с этим задача нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Время идёт, общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало народному быту  и мировоззрению, изжило себя. И всё же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые необходимо знать, учитывать, не грех их восстановить, воскресить для новой жизни.

 Поэтому моя  задача – выбрать и представить то, что составляет непреходящую ценность, что  сохранилось, считалось ценным. Духовно-нравственное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста. И прививать эти чувства необходимо именно в дошкольном детстве, когда закладываются основы центрального отношения личности к миру. По сути, ребёнка надо не столько учить, сколько раскрывать перед ним мир, заразить желанием познать этот мир и найти место, наиболее соответствующее каждой индивидуальности. Кто-то из мудрецов сказал «Ребёнок - не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Сохранение, передача и степень восприятия русских традиций во многом зависят от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, при выборе данной тематики, хотелось в определённой мере восстановить утраченный пласт нашей отечественной истории и  культуры.

Актуальность проблемы нравственного воспитания  дошкольников связана, по крайней мере, со следующими положениями.

  • Во-первых, наше общество нуждается в подготовке высоконравственных людей, обладающих прекрасными чертами  личности.
  • Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  • В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Мы пришли к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств                                                                                                         (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика                                                                                              (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции                                                          
  •   (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения 

(готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Для России нет другого пути выхода из кризиса в нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой» духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы.

Одним из направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания я выделила знакомство дошкольников с историческим прошлым и настоящим Кубани.         В ходе работы решаются следующие задачи:

  • Познакомить  детей с историческим прошлым и настоящим края;
  • развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани, знакомить с достоянием предков, которое поможет детям,  вырасти личностями, сознающими свою причастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа, впитать высокие этические законы, научиться любить и ценить духовное богатство и мудрость народа.
  • возрождать народные традиции.
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к Родине, родному краю, чувство сопереживания, гордости за свой народ.

Работа в этом направлении во многом затруднена из-за отсутствия систематизированного методического обеспечения. Поэтому  возникла  необходимость разработки  методического  пособия, с  включением  в него перспективных  планов  воспитания  любви  к  родному  краю  и  подбора   методического  материала, которое  поможет  педагогу  раскрыть  ребёнку  окружающий  мир, понять  неразрывную  связь (прошлое-настоящее), активизировать  познавательную  сферу  дошкольника. Изучив  значимость  и  необходимость  регионального  вопроса,  мною  был  составлен  план  по  возрастам  и блокам:

  • Блок  «История  Кубани»
  • Блок «Родная  станица»
  • Блок «Воспитание ребёнка в русских традициях»
  • Блок  «Возрождение культуры»
  • Блок « Православие для дошкольников»
  • Блок  «Кубань  в  стихах  и прозе»
  • Блок «праздники и развлечения»                  

Реализация  содержания  данного  опыта  осуществляется  на  специальных  занятиях, в   повседневном  общении,  во время  экскурсий, прогулок, походов  в  музей.

Целесообразность работы:

Знакомство с культурой своего народа,                                    

  • так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь;

Знакомство с историей своего народа                                    

  • через познание культуры своих предков;

Знакомство с культурой других народов.     

  • знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

. Разрабатывая программу по духовно-нравственному воспитанию, я обратила внимание на:

  • развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую на его индивидуальные особенности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • личностно-ориентированный подход в развитии и воспитании (развитие духовных и общечеловеческих ценностей). Отсутствие жесткой регламентации знаний детей;
  • комплексно-тематическое построение образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • взаимодействие образовательного учреждения с семьей.

Основные принципы

I. Принципы духовно-нравственного воспитания:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • принцип культуросообразности (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

II. Принципы организации образовательной деятельности.

  • Наглядность;
  • Сознательность.
  • Активность.
  • Доступность.
  • Научность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Систематичность.
  • Последовательность.
  • Связь теории с практикой обучения и жизнью.
  • Воспитание в процессе обучения.
  • Вариативный подход.

Формы работы с детьми.

Воспитательно-образовательный процесс условно поделен на:

  • непосредственно образовательную деятельность,

которая осуществляется  в  процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов ;
  • самостоятельную деятельность детей ;
  • взаимодействие с семьями детей.

  Образовательная  деятельность

  • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации, подвижные);

  • занятия ( комплексные, интегрированные);

  • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг; детских иллюстрированных энциклопедий;

  • создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы духовно-нравственного содержания, специальные рассказы детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

  • наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

  • изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, сувениров;
  • оформление выставок работ народных мастеров, произведений народно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года и др.), выставок детского творчества;
  • викторины;
  • инсценирование и драматизация;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного);
  •  продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) на темы народных произведений;
  • слушание и обсуждение народной, классической музыки;

Мероприятия: тематические досуги, праздники, театрализованные     представления, конкурсы, экскурсии.

Образовательная деятельность

при проведении режимных моментов

  • социально – личностное развитие: ситуативные беседы, дежурства, помощь взрослым;
  • познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;
  • художественно-эстетическое развитие.

Самостоятельная деятельность детей

  • Индивидуальные и совместные игры;
  • игры в горнице;
  • рассматривание книг, иллюстраций,  репродукций и  др.

Методы:

Наглядные:

показ предметов, образца, использование дидактических пособий, наблюдение 

используются во время:

 

  • чтения педагогом;
  • наблюдений;
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по станице, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

Словесные:

пояснение, рассказ, чтение, беседа

представляются наиболее эффективными в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • бесед с элементами диалога;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические:

упражнения, игровые, проблемно-исследовательские

используются, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей ;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Основные программные направления

по духовно-нравственному развитию детей

  • Физическое развитие

  • - формирование представлений о здоровом образе жизни;
  • - воспитание потребностей в физическом самосовершенствовании.

  • Социально-личностное развитие

  • - ознакомление с культурными ценностями Кубани;
  • - формирование интереса к ознакомлению с родной станицей, краем, их географией, историей и культурой;
  • - формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, т.е. усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.

  • Познавательно-речевое развитие

  • - способствование овладению детьми элементарными сведениями истории, географии и культуры Родины
  • - формирование культуры быта;
  • - воспитание потребностей в труде как способе обеспечения потребностей человека;
  • - формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций;
  • - формирование начал экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

  • Художественно-эстетическое развитие

  • - формирование эстетического отношения к миру и способствование художественному развитию ребенка средствами искусства

Проектирование

воспитательно-образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая:

  • Индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
  • недопустимость перегрузки детей;
  • использование необходимого и достаточного материала, максимально приближенного к «разумному» минимуму;
  • комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;
  • введение культурных и региональных компонентов;
  • развивающую среду.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

Формы работы с семьей:

  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • совместные с родителями праздники, развлечения, именины детей.

   Соприкосновение  ребёнка  с народным  искусством, традициями , участие  в  народных  праздниках  помогут  духовно  обогатить  ребёнка.

Предполагаемый результат

Технология духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;
  • приобщение к опыту культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
  • ответственность за свои дела и поступки;
  • формирование начал  межличностных отношений, экологической культуры и здорового образа жизни;
  • повышение познавательной активности детей;
  • Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Предполагается, что в результате работы по духовно-нравственному развитию дети будут смотреть на жизнь с большим оптимизмом, который в них желательно поддерживать дальнейшим знакомством с миром классического искусства и классической русской литературы, адресованной детям, а также живым человеческим общением и ограничением времяпрепровождения у телевизора и компьютера. Оптимизм, как известно, порождает хорошее настроение, являющееся лучшим лекарством, необходимым компонентом стабилизации нервно-психического состояния.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах  историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

  В дальнейшем  я  планирую  продолжать  эту тему,  так  как считаю, что  родившись  на Кубани, человек  должен   знать  свои корни, историю  прошлого и  настоящего, бережно  относиться  к  природе родного  края, воспитывать  чувства  гордости   и  сопереживания  за  свой  народ .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по духовно -нравственному воспитанию "Мы живем и растем в России"

Конспект по духовно-нравственному воспитанию "Мы живем и растем в России"....

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию "Растем с музыкой"

Создание условий для формирования певческих навыков у обучающих....

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...