Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию "Растем с музыкой"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Создание условий для формирования певческих навыков у обучающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastem_s_muzykoy._zubkova_19-21gg.doc | 217.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СПГБОУ СОШ №2 «ОЦ» д/с «Огонек»
Рабочая программа
«Растём с музыкой»
на 2019-2021 учебный год
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Растем с музыкой».
Разработчик рабочей программы
Зубкова Ирина Александровна, музыкальный руководитель
_______________/Зубкова И.А./
Кинель-Черкассы, 2020 г.
1.Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Чудодейственная сила музыки и ее влияние на человеческую душу известны с глубокой древности. Еще Аристотель считал, что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Хорошо известно, что пение, особенно хоровое это верный показатель духовного здоровья нации. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде. Хоровое пение с давних времён существует в России как значимая часть жизни.
Склонялся перед хоровым искусством и Василий Кесарийский церковный писатель и богослов, видевший в нем удивительную силу сплачивать людей, объединяя через унисонное хоровое пение разобщенных, примиряя враждующих и соединяя их в союзе дружбы.
На базе всеобщей певческой культуры сформировалась уникальная музыкальная культура народа. Россия славилась многоголосным пением, своими удивительными талантами: певцами, композиторами, виртуозами-музыкантами.
Певческий голосовой аппарат необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества в формировании национального мировоззрения в воспитании человека. Занятия по данной программе способствуют возрождению певческого искусства как части национальной культуры.
Как известно, русская музыкальная культура идет от многовековой певческой традиции Православной церкви, таким образом, её песнопения с характерной мелодикой, несимметричными ритмами древних напевов, неповторимым своеобразием гармонии — является национальным богатством и достоянием, которое необходимо передавать новому поколению. Именно в области художественно-эстетической деятельности создаются благоприятные предпосылки для воспитания любви к Отечеству, ответственности, трудолюбия, милосердия, сострадания и патриотизма.
Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом в огромной мере способствуют общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной личности.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке лучшие чувства. Пение оказывает исключительное влияние на формирование гармоничной личности ребенка.
Новизна и отличительные особенности. Специфика данной программы заключается в параллельном изучении и духовных и светских музыкальных произведений. Работа над произведениями способствует раскрытию эмоционально-творческих ресурсов каждого ребенка, воспитывает и формирует художественные взгляды и эстетический вкус. Вокальное обучение, воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, представляющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствующий духовно-нравственному воспитанию и развитию его личности.
Педагогическая целесообразность программы определяется решением целого комплекса задач: образовательных, направленных на формирование певческих навыков; развивающих (развитие певческих умений и навыков, чувства ритма, выработка и развитие интонационного и ладового слуха); воспитательных, нацеленных на формирование социально-значимых качеств личности, которые определяются как качества, способствующие решению общественно значимых задач и становлению личности как будущего гражданина своего Отечества.
Хоровое пение, как традиционная ценность православной культуры оказывает исключительное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка, таких как доброта, ответственность, вежливость, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к окружающему миру.
Цель данной программы: создание условий для формирования у обучающихся певческих умений и навыков, развития творческих способностей, воспитания духовно-нравственных качеств помощью приобщения их к музыкальному певческому искусству.
Программа направлена на детей с различными музыкальными задатками, поэтому педагогу важно уметь не только выразительно показывать новое произведение, но и заботиться об охране голоса детей. Данная программа построена по принципам воспитывающего обучения и доступности учебного материала: освоение знаний, приобретение умений, навыков на пути от простого к сложному.
Задачи программы:
1. Обучающие задачи:
- обучить теории музыки;
- обучить вокально-хоровому искусству;
- обеспечить необходимой информацией в сфере данного вида деятельности;
- обучить выразительному исполнению музыкального произведения;
- предоставить возможность обучающимся реализовать интерес и мотивацию к выбору данного вида деятельности;
- работать над укреплением певческого дыхания;
- тренировать подвижность артикуляционного аппарата;
- выработать округлое звучание.
2. Развивающие задачи:
- развивать познавательные способности;
- развивать вокальный слух и голос, диапазон голоса;
- развивать творческие способности и вокальные данные;
- развивать певческие умения и навыки, дикцию, тип дыхания;
- развивать волевые качества, чувство коллективизма;
3. Воспитательные задачи:
- содействовать формированию духовно-нравственных качеств: доброты, ответственности, вежливости, тактичности, трудолюбия, бережного отношение к окружающему миру;
- воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям православной культуры;
- воспитывать социально-значимые качества личности обучающегося, способствующие решению общественно значимых задач и становлению личности как гражданина: патриотизм, уважение к истории страны, отзывчивость, милосердие.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 4 до 7 лет. В творческое объединение принимаются все желающие без специального отбора.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — не менее 15 человек; последующий второй год обучения — не менее 12 человек. Уменьшение объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Сроки реализации: 1-й год обучения: 2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа в год; 2-й год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу — 108 часов в год. В 2020-2021 учебном году программа реализуется по второму году обучения.
Учебный план «Растем с музыкой»
№ п/п | Наименование модуля | I год | II год | ||
Теория | Прак-тика | Теория | Прак-тика | ||
1 | Техника вокала | 7 | 17 | 8 | 16 |
2 | Музыка голоса | 10 | 14 | 21 | 39 |
3 | Техника хорового пения «Музыкальная карусель» | 3 | 21 | 6 | 18 |
Итого | 20 | 52 | 35 | 73 | |
Всего | 72 | 108 |
Формы подведения итогов реализации программы:
- анкетирование;
- опрос;
- тестирование;
- открытое занятие для родителей;
- конкурс творческих работ;
- итоговое занятие.
Виды и формы контроля результатов реализации программы:
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ в вводной части каждого учебного года обучения по программе.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения учебно-воспитательной деятельности.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам освоения модуля. По итогам освоения всего модуля проводится промежуточная аттестация.
Итоговый контроль по программе осуществляется в форме аттестации по итогам 2 лет обучения и освоения всех модулей.
Планируемые образовательные результаты программы
Личностные |
|
Метапредметные | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Предметные | По окончании третьего года обучающиеся будут: знать:
Уметь:
|
Работа по реализации программы может проводиться не только в течение учебного года, но и в период летних каникул (по заявлению родителей).
Разработчики данной программы опирались на программу «Хоровое пение», составленную коллективом авторов, ведущих преподавателей ДШИ Санкт-Петербурга, а также на программу Ирины Вячеславовны Рогановой: «Хоровой ансамбль» и «Индивидуальная певческая практика», Санкт-Петербург, 2012. Учебно-тематический план адаптирован к условиям Некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр».
Уровни и показатели мониторинга образовательных результатов:
Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание (мониторинг) результатов деятельности ребенка.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) – 3 балла; средний (С) – 2 балла; низкий (Н) – 1 балл.
- Показатели освоения уровней практических предметных умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие предметно-технические умения и навыки, умеет правильно петь, брать дыхание.
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно петь брать дыхание.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение петь и брать дыхание.
- Показатели освоенных уровней теоретических знаний программы
(глубина и широта освоенных знаний по содержанию программы)
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения) свободно использует понятийный аппарат, пользуется дополнительным материалом по предмету.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
- Показатели освоения уровней активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Показатели освоения уровней предметных и творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в конкурсах, в масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в конкурсах внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях внутри кружка.
5. Показатели освоения уровней развитие познавательных способностей
Высокий (3 балла): точное пение, понимает технику рук дирижера, правильное взятие дыхания.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает технику пения по руке, правильно берет дыхание и обладает навыками правильного пения.
Низкий (1 балл): не всегда может правильно петь, брать вдох, петь по руке дирижера
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий, предусмотренных учебно-тематическим планом.
Календарный учебный график к программе «Растем с музыкой».
1 год обучения – 72 часа в год; 2 раз в неделю по 1 часу согласно расписанию занятий; возраст 4-6 лет
Учебная неделя | № темы в уч. плане | Кол-во часов | Тема занятия | Форма занятия | Дата |
1 | 1 | 2 | Введение в мир хорового искусства. Инструктаж по технике безопасности. Беседа «Голос – дар Божий человеку». | Лекция. Беседа | |
2 | 2.1. | 2 | Развитие певческих навыков. Певческая установка и дыхание. | Лекция. Беседа | |
3-7 | 4.1. | 9 | Работа над песенным материалом: знакомство с праздником Рождество Пресвятой Богородицы. | Практические занятия | |
7 | 5.1. | 1 | Концертно-исполнительская деятельность. | Практические занятия | |
8-9 | 4.2. | 4 | Работа над песенным материалом (к празднику День народного единства). | Практические занятия | |
10 | 5.2. | 1 | Концертно-исполнительская деятельность (праздник День народного единства). | Практические занятия | |
10-11 | 2.3. | 2 | Работа над правильным дыханием. | Практические занятия | |
11-13 | 2.4. | 4 | Звуковедение. | Практические занятия | |
13-15 | 2.5. | 4 | Ансамбль и строй. | Практические занятия | |
15-18 | 4.3. | 6 | Работа над песенным материалом: знакомство с праздником Рождество Христово. | Практические занятия | |
18 | 5.3. | 1 | Концертно-исполнительская деятельность (Рождественский праздник). | Практические занятия | |
19-20 | 2.6. | 4 | Пение без форсировки. Осваивание легато. Инструктаж повторный по технике безопасности. | Лекция. Беседа | |
21-24 | 4.4. | 7 | Работа над песенным материалом: знакомство с праздником 40 Севастийских мучеников. | Практические занятия | |
24 | 5.4. | 1 | Концертно-исполнительская деятельность (праздник 40 Севастийских мучеников). | Практические занятия | |
25 | 3.1. | 2 | Введение в хоровое сольфеджио. Основные элементы. Понятие «выше» и «ниже». | Практические занятия | |
26 | 3.2. | 2 | Название семи ступеней. Освоение ручных знаний. | Практические занятия | |
27-28 | 3.3. | 4 | Пение по руке. Интонирование простых упражнений по руке. | Практические занятия | |
29 | 3.4. | 2 | Понятие устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Дикция. | Практические занятия | |
30-33 | 4.5. | 7 | Работа над песенным материалом: знакомство с праздником Пасхи. | Практические занятия | |
33 | 5.5. | 1 | Концертно-исполнительская деятельность. (Пасхальные мероприятия). | Практические занятия | |
34-35 | 4.6. | 3 | Работа над песенным материалом (репетиция). | Практические занятия | |
35 | 5.6. | 1 | Концертно-исполнительская деятельность (отчетный концерт). | Практические занятия | |
36 | 6 | 2 | Итоговое занятие. | Практические занятия | |
ИТОГО: | 72 часа |
Календарно-учебный график
2 год обучения -108 часов в год, 3 раза в неделю
Возраст детей: 5-7 лет
Модули | Неделя | № темы в УТП | Количество часов | Название основного раздела, темы | Форма обучения и воспитания | Даты |
Модуль I «Техника вокала» | 1 | 1.1 | 1 | Первичный инструктаж по технике безопасности. | Рассказ, беседа, опрос | |
2 | Знакомство с историей хорового пения | Рассказ, беседа, опрос | ||||
2 | 2.1. | 3 | Развитие певческих навыков. Работа над звуковедением. | Рассказ, беседа, практикум | ||
3-4 | 2.2 | 5 | Работа над песенным материалом: знакомство с праздником Рождество Пресвятой Богородицы | Рассказ, урок-экскурсия, практикум | ||
4-5 | 2.3 | 3 | Работа над унисоном | Рассказ, беседа, практикум | ||
5-6 | 2.4 | 3 | Работа над песенным материалом (к празднику день народного единства). | Праздник | ||
6 | 2.5 | 1 | Концертно-исполнительская деятельность. | Рассказ, практикум, концерт | ||
7 | 2.6 | 3 | Исполнение продолжительных фраз на дыхании | Рассказ, беседа, практикум | ||
8 | 3.1 | 3 | Итоговое занятие по модулю | Беседа, опрос | ||
Модуль II «Музыка голоса» | 9 | 4.1 | 3 | Элементы двухголосия | Рассказ, беседа, практикум | |
10 | 4.2 | 3 | Тонические трезвучия в мажоре и в миноре | Рассказ, беседа, практикум | ||
11 | 4.3. | 3 | Пение тонического трезвучия в мажоре и в миноре | Практикум | ||
12 | 4.4. | 3 | Интонационные упражнения на освоение ладовых тяготений | Рассказ, беседа | ||
13 | 4.5 | 3 | Интонационные упражнения на освоение ладовых тяготений | Рассказ, урок-экскурсия | ||
14 | 4.6 | 3 | Утверждение устоя и разрешение устойчивых ступеней лада в устойчивые | Практикум, демонстрация | ||
15 | 5.1 | 3 | Изучение песенного репертуара | Рассказ, беседа, демонстрация | ||
16 | 5.2 | 3 | Работа над песенным репертуаром | Беседа, практикум | ||
17 | 5.3 | 3 | Разучивание и отработка песенного репертуара | Практикум | ||
18 | 5.4 | 3 | Разучивание и отработка песенного репертуара | Исполнение упражнений | ||
19 | 5.5 | 3 | Беседа о праздниках Концертно-исполнительская деятельность (праздник Рождество Христово). | Рассказ, практикум | ||
20 | 5.6 | 3 | Повторный инструктаж по технике безопасности. Народные песенные традиции в православной культуре | Рассказ, беседа, практикум | ||
21 | 5.7 | 3 | Разучивание и отработка песенного репертуара | Исполнение упражнений | ||
22 | 5.8. | 3 | Разучивание и отработка песенного репертуара | Прослушивание | ||
23 | 5.9 | 3 | Анализ музыкального и поэтического текста | Рассказ, практикум, конкурс | ||
24 | 5.10 | 3 | Разучивание и отработка песенного репертуара | Исполнение упражнений | ||
25 | 5.11 | 3 | Разучивание и отработка песенного репертуара | Прослушивание | ||
26 | 5.12 | 3 | Концертно-исполнительская деятельность. (праздник Сретение Господне). | Концерт | ||
27 | 5.13 | 3 | Беседа о праздниках | Беседа, демонстрация | ||
28 | 6.1 | 3 | Итоговое занятие по модулю | Беседа, опрос | ||
Модуль III «Техника хорового пения «Музыкальная карусель» | 29 | 7.1 | 3 | Беседа с целью выявления ожиданий каждого обучающегося | Беседа, демонстрация | |
30 | 7.2 | 3 | Участие в праздничных мероприятиях | Концерт | ||
31 | 7.3 | 3 | Работа над песенным материалом: традиции праздника Пасхи | Практикум | ||
32 | 7.4 | 3 | Работа над песенным материалом: традиции праздника жен-мироносиц. | Практикум | ||
33 | 7.5 | 3 | Концертно-исполнительская деятельность (праздничные мероприятия). | Фестиваль | ||
34 | 7.6 | 3 | Беседа по выявлению направлений мотивации | Беседа, демонстрация | ||
35-36 | 8.1 | 5 | Итоговые занятия по модулю. | Беседа, опрос Рефлексия | ||
36 | 8.2 | 1 | Итоговый концерт | Концерт | ||
Итого по программе 108 часов | ||||||
План воспитательной работы
на 2020 – 2021 учебный год
Основные качества, воспитываемые в рамках программы | Форма и название мероприятия | Дата (сроки) и место проведения |
1. Социальная активность, гражданственность | 1. Открытое занятие: «Концерт, посвящённый празднику Казанской иконы Божией Матери и Дню народного единства и согласия» 2. Акция «Пасхальная открытка» | Январь Май |
2. Сплоченность детского коллектива | 1. Линейка «Мы вместе!». 2. Беседа «Святитель Николай Чудотворец» | Сентябрь Ноябрь |
3. Здоровье сбережение | 1. Беседа: «В здоровом теле - здоровый дух» | В течение года |
4. Другие качества: духовно-нравственные, патриотические | 1.Участие в городских, районных, окружных конкурсах. 2. Беседа «Рождественские посиделки» 3. Беседа «Братья Кирилл и Мефодий, учителя славянские». | В течение года Январь Апрель |
5. Качества, воспитываемые в рамках участия или организации массовых мероприятий | 1. Литературно-музыкальная композиция «Всё начинается с мамы», посвящённая Дню Матери 2. Концертно-игровая программа «Солнечный блинок» НФ «ДЕОЦ» УФ «Кинель-Черкасский» 3. Литературная композиция, посвящённая Дню славянской письменности | Ноябрь Март Май |
План совместной деятельности ПДО и родителей
Мероприятие | Содержание мероприятия | Сроки исполнения | Цели и задачи |
1.Родительские собрания | 1.Беседа «Задачи 2-го года обучения в детском объединении» 2.Диалог «Помощь ребенку в его творческой самореализации» | Сентябрь Март | - познакомить родителей с содержанием работы объединения 2- го года обучения; Способствовать совместной работе детей и родителей в развитии личностных качеств воспитанника |
2. Совместная деятельность ПДО, родителей и детей | Вопросы воспитания ребенка; методики организации семейного досуга Соревнование «Мама, папа, я» Подготовка к акции «Подарок ветерану» ко Дню Победы Чаепитие к празднику | В течение года | -оказание методической помощи родителям; |
3. Открытые занятия объединения | Беседа «Архитектура православного Храма» | Октябрь | Способствовать развитию совместного интереса родителей и детей к православным святыням |
4. Обучение родителей (консультации, лекции и др.) | Беседа «Духовный мир семьи: проблемы и рекомендации» | Май | - подведение итогов 2-го года обучения в объединении «Основы хореографии», беседа о значении |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой литературы для педагога
- Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: В зимнем лесу: Учеб. Метод. Пособие. — М.: Центр ВЛАДОС, 2002.
- Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: Учеб. Метод. Пособие: в 2 ч. - М.: Центр ВЛАДОС, 2000.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2011.
- Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. — М.: Просвещение, 2011.
- Ветлугина Н., Дзержинская И., Ломова Т. Музыка в детском саду для детей 6-7 лет. Песни, игры, пьесы. - М.: Издательство "Музыка", 2012.
- Далецкий О. Н. О пении. - М., 2013.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2011.
- Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. — М.; 2012.
- Емельянов В.В. Методика работы с хором. — М., 2012.
- Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению. — М., 2011.
- Зарецкая, Н. В. Веселая карусель. Игры, танцы, упражнения. Для детей младшего возраста (2-4 года) / Н.В. Зарецкая. - М.: АРКТИ, 2016. - 549 c.
- Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. — М., 2011.
- Конкевич С.В. Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе. — СПб: Издательский дом «Литера», 2015.
- Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов муз.- пед. училищ и вузов: В 2 кн. — М.: Центр ВЛАДОС, 2011.
- Кудрявцева Т.С. Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.. — М.: ООО ИД «РИПОЛ классик», 2011.
- Костюченко А. А. Формирование социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Воронеж: ВГУ, 2011.
- Лапаев Г.Н. Рождество Христово. Богослужебные песнопения для детских хоров. — Москва—Тверь, 2015.
- Лапаев Г.Н. Песнопения Божественной литургии для смешанного хора. — М.: Издательство православного Центра «Живоносный источник», 2013.
- Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста: метод. пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
- МалаховаЛ. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста / Малахова Людмила. - М.: Феникс, 2018. - 835 c.
- Малевич М.О. На светлой седмице. Пасхальные песнопения. — СПб: Издательство «Композитор», 2014.
- Моисеева Б.Б. Рождественский песенник. — Екатеринбург, 2015.
- Петухова, А. А. Музыкальное развитие детей 2-3 лет. Планирование деятельности на каждый месяц. Сентябрь-май: комплект из 36 тематических карт-планов с методическим сопровождением / А.А. Петухова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 713 c.
- Ренева-Княжинская Н. Г. Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство. Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса. — М., 2012.
- Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т.А. Рокитянская. - М.: Национальное образование, 2015. - 176 c.
- Рытов, Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем / Д.А. Рытов. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2017. - 144 c.
- Соколов В.Г. Работа с детским хором. — М.; Музыка, 2013.
- Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. Вып. №2. — М., 2011.
- Струве Г.А. Школьный хор. — М.: Просвещение, 2012.
- Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. — М., 2011.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 2011.
- Цаперцан И.Ю. Капельки. Сборник песен для музыкальных руководителей детских садов. — Ижевск, 2012.
- Чаморова Н.В. Кисонька-мурысонька: Любимые игровые песни с нотами. — Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2011.
- Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. — М.: Музыка, 2013.
Список рекомендуемой литературы для детей
- Гульянц Е.И. Детям о музыке. — М.: «Аквариум», 2009.
- Жаворонушки: русские песни, сказки, игры. /Вып. 4.— М., 2014.
- Краткий музыкальный словарь для учащихся. - М., 2011.
- Колесник Ю.Л. Хоровой класс. - М., 2011.
- Лазарев, М. Л. Здравствуй! Книга песен. В 4 частях. Часть 4 / М.Л. Лазарев. - М.: Мнемозина, 2017. - 112 c.13.
- Моя первая Библия. — Изд. 3-е. — М.: ДАРЪ, 2015.
- Санин В. Духовная азбука: Книга для детей и взрослых. — М: Сибирская Благозвонница. 2012.
- СвердельЛ. В музыкальном зоопарке. Песенки-картинки, стихи, загадки, сказки, игры, викторины / СвердельЛ. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 419 c.
- Трубин Н.Г. Духовная музыка. — Смоленск: Смоленское областное книжное издательство, 2013.
Перечень интернет ресурсов
- Музыка с мамой. Раннее развитие ребенка. URL: http://www.m-w-m.ru/pages/avtori (Дата посещения 15.03.2020г.).
- Первое сентября «Открытый урок». Проблема «гудошников» URL: http://festival.1september.ru/articles/416635/ (Дата посещения 15.03.2020.г.).
- Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова. http://www.emelyanov-fmrg.ru (Дата посещения 15.03.2020г.).
- Центр дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. URL: http://strelnikova.ru/ (Дата посещения 15.03.2020г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитатнию детей в ДОУ.
Меняются времена, эпохи, люди.Но вечным остается стремление человека к добру,Любви, свету, красоте, истине.Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей....
Презентация рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по духовно нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Край мой северный»
Предлагаемая программа «Край мой северный» направлена на воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В ходе различных видов детской деятельности ...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...