Социально-личностное формирование дошкольника через воспитание чувства эмпатии к окружающим.
план-конспект занятия на тему
«ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ДРУГИХ И НЕ НРАВИТСЯ В САМОМ СЕБЕ»
(непосредственно образовательная деятельность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachalkina.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-личностное формирование дошкольника через воспитание чувства эмпатии к окружающим.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социальноличностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с кул ьтурными традициями общества.
Основная цель - помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Социально-личностное развития детей осуществляется поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по социально - личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально - эмоциональных проблем.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
Социально-личностное развитие ребенка дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его ограничить от остальных видов и направлений.
Усвоение ребенком общечеловеческих норм поведения происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Перед собой поставила сложную задачу, работая с группой детей старшего возраста, найти такие действенные методы и приемы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.
В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально
- нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.
«ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ В ДРУГИХ И НЕ НРАВИТСЯ В САМОМ СЕБЕ»
(непосредственно образовательная деятельность)
Программное содержание:
- создать положительный эмоциональный фон;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние свое и других детей, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, умение быть ласковым, передавать свои чувства друг другу правильным способом, критически оценивать свои недостатки; дать возможность высказать свои чувства друг другу и отразить их в рисунке, используя различную гамму красок, всевозможные линии и предметы, которые соответствуют чувствам детей,
- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу,
- активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Материал:
мягкая игрушка «сердце», листы бумаги, краски, кисточки, музыкальное произведение со спокойной мелодией в записи.
Ход:
1 Приветствие.
Дети входят в группу, становятся в круг.
Воспитатель, Доброе утро! Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь, кто стоит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
Дети, держась за руки, цепочкой, проходят и садятся на стульчики, расставленные по кругу.
- Психологическое упражнение «Золотой свет».
Воспитатель: Садитесь поудобнее и три раза глубоко вдохните.
Представьте себе, что при вдохе ваше тело наполняется золотым светом от
головы до кончиков пальцев ног... А когда выдыхаете, представьте себе, что то, что вам мешаег, сейчас не нужно, покидает вас. Вы вдыхаете «золотой свет», а выдыхаете неприятные чувства. Дайте расслабиться своему телу, своим плечам и рукам, ногам, расслабьте стопы и ладошки. А теперь каждый останется самим собой. И я обращаюсь к каждому из вас, не называя вас по имени, но все знают, что я обращаюсь к каждому.
Представь себе (с закрытыми глазами), что сейчас чудесный день, над тобой проплывает серое облако, на которое ты можешь положить все то, что тебе в себе не нравится, и все это улетит вместе с облаком. Всплеск чувств и слов: что мне не нравится во мне. Воспитатель: Откройте глаза и дайте волю своим чувствам и словам,
расскажите, что же вам в вас не нравится.
Дети: Мне в себе не нравится... когда я не слушаюсь старших, ссорюсь со старшей сестрой, спешу и т. д.
- Эмоциональный этюд «Радуга».
А теперь представьте себе, что вы - бабочка, радуга, цветок...
Нет никого на свете, кто думал бы, как ты, и чувствовал бы так же, как ты. Ты можешь радовать себя и других только радужными чувствами и добрыми словами.
Расскажите, что вам нравится в других детях (при этом дает игрушечное «сердце»), В хорошее слово мы вкладываем кусочек своего сердца. Мы будем передавать «сердечко» по кругу со словами: «Мне нравится в сидящем рядом со мной Илюше, что он хорошо рисует, что он красивый... и т. д.
Воспитатель: Теперь, услышав о себе хорошие слова, вас переполняют чувства*? Какие?
Дети: Радости, восхищения, счастья...
Воспитатель: А как всем хочется их выразить?
Дети: Через танец, пение, рисование.
Воспитатель: Каким цветом вы передадите свои чувства?
Дети:
Воспитатель: А какими песнями?
Дети:
- Рисование своего чувства.
Воспитатель: Возьмите бумагу и нарисуйте, что в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие чувству. Можно рисовать линии, кружки, узоры, картинки. Надо постараться «выплеснуть» свои эмоции через рисунки,
Звучит спокойная музыка, дети рисуют. Затем выходят в центр круга с рисунками, показывают их друг другу и говорят: «Мы вас любим!»
- Итог.
Воспитатель: Хочется под конец прочитать вам стихотворение А. Барто
«МАМЕ АНГЕЛ НУЖЕН»:
- Ты бесчувственным растешь! - Говорит: «Ну, как дела?»
Говорят мне часто. При девчонках обняла?
Я бездушный! Ну и что ж. Не у всех людей подряд
Нет души - и баста! Вся душа наружу.
Я вчера куда-то мчусь, Черствый я на мамин взгляд,
Вдруг навстречу мама. Маме ангел нужен!
А у мамы столько чувств - А. Барто
Невозможно прямо!
Воспитатель: Сегодня мы с вами учились выражать свои чувства и себе, и своим друзьям. Мы постарались заглянуть в себя, в свой внутренний мир, выразить свои чувства через рисунки. Я думаю, нам это удалось. Спасибо! Предлагаю дома с родителями начать заполнять альбом «Эта книжка про мен я», Это альбом с личными фотографиями ребенка.) или Альбом «Вот я какая(ой)! ( На последней странице альбома нарисована кукла (мальчик или девочка) в майке и трусиках. Все предыдущие страницы обрезаны таким образом, что открывают голову куклы. Кроме того, страницы разрезаны поперек на две части; на которых изображена различная одежда (блузка и юбка, кофточка и брюки, платье и т.д.) Переворачивая страницы или их половинки, ребенок может одеть куклу по своему желанию.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Итак, в детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. . Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивает эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях - человечности - закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Князева О.Л. Я - Ты - Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников: Пособие для педагогов и психологов - 168 с. М.: Мозаика - Синтез. 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".
Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...
Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе
Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...
Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»
Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...
Методическая разработка Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе
Воспитание любви дошкольника к природе...
Статья "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе"
Большое внимание должно быть уделено экологическому воспитанию детей. Все живое связано с жизнью человека и несет в себе эстетическое, познавательное, нравственное отношение к растениям и животным. По...
Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой...
Мастер класс для педагога " Методы и приёмы по теме: Воспитание чувства эмпатии детей 5-7 лет в процессе ознакомления с сибирскими народными сказками".
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы работы по теме: «Воспитание чувства эмпатии детей 5-7 лет в процессе ознакомления с сибирскими народными сказками»Цель мастер-класса:О...