Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру
методическая разработка по теме
Методическая разработка "Воспитание любви к родному краю" расчитана на три возрастные группы (младший, средний и старший).
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации, народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_krayu.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:«Воспитание любви к родному краю через удмуртскую культуру»
Введение.
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации, народа.
Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.
Удмурты говорят: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются Иваны не помнящие родства. Он не будет уважать и свою культуру (как можно уважать то, что не знаешь?), тем более другую. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. Но в наше время все чаще сталкиваешься с проблемой обрусения удмуртского народа. А с исчезновением языка исчезнет и сам народ, чтобы не случилось непоправимого необходимо работа с детьми именно с дошкольного возраста, и мы пришли к тому, что необходимо создать программу по углубленной работе по краеведению // Сборник информационно – методических материалов по развитию национального образования в Удмуртской Республике (к 80-летию государственности УР). – Ижевск, Мин. нар. образов. УР, 2000//
Для реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания, которые мы постарались создать в нашем дошкольном учреждении и в данной возрастной группе. В работу программы включены все виды деятельности, то есть работа проходит как на занятиях, так и в повседневной деятельности. Так же элементы удмуртского фольклора включаются в занятия по физической культуре, в ИЗО деятельности, на музыкальных занятиях. Данная программа тесно взаимосвязана-с « Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, где рекомендовано, что в работе по ознакомлению с окружающим педагог должен учитывать при проведении воспитательной работы региональный компонент, природу родного края, народные традиции, краеведение.
Цель и задачи.
Цель: Воспитание ребенка в контексте родной культуры, языка, как естественной эмоциональной среды ребенка. Включение различных форм фольклора в содержание обучения и воспитания.
Задачи: 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине;
2. Приобщение к национальным обычаям, обрядам, национальным видам одежды, кухни, ремеслам.
3. Обучение и воспитание на родном языке в соответствии с конституционными правами ребенка, создание искусственной речевой среды.
5. Знакомство детей с государственными символами Удмуртии и России (герб, флаг, гимн);
Содержание.
Тема 1. человек в мире людей.
- Я - человек, имя-наречение, знакомство с именем своим, что оно означает, кто мои родственники (родители, дедушки, бабушки, братья, сестры, дяди, тети и т.д.), как их имена.
- откуда я родом, система родства по материнской и но отцовской линии; - генеалогия;
- кто наши соседи, наши сверстники, односельчане, люди разной национальности;
Национально-региональный компонент:
- как нарекали детей в старину удмурты и что означали древние имена, значение прозвищ (кушам ним);
- знакомство с названиями частей тела и лица на удмуртском языке;
- сравнение культур удмуртского и русского народов,
- знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн РФ и УР
Компонент ДОУ.
- Проследить связь имен в семье во времени (в честь кого-то или истории имен);
-Знакомство с известными людьми, рожденными в нашем селе Алнаши;
-знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн, проживающих на территории Алнашского района;
Тема 2. человек в мире природы.
- элементарно-научные знания о природе, народные приметы о погоде, весна – лето – осень – зима, соответствие примет в наше время.
- отношение человека к природе в старину и нынешнее время, чем отличается;
- животный и растительный мир;
Национально-региональный компонент:
- хозяйство и образ жизни народов (русского, удмуртского); дать детям некоторые названия деревьев, животных, птиц на удмуртском языке, познакомить с животными и растительным миром Удмуртии (Алнашский район)
Компонент ДОУ.
- Экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям, реке Алнашке, реке Тойме, гора Кавказка, Бэктэр нюк, Чебер Нюк. Обсудить названия этих мест, почему так назвали.
Тема 3. человек в истории.
- Дать представление о прошлом - настоящем – будущем; Объяснить значение слов – год, месяц, неделя, день, утро, день, вечер. Ночь, учить называть день недели месяц и время года.
Национально-региональный компонент:
- Дать представление об особенностях погоды, природы, земли УР, исторические предания о древнейших насельниках края. Предания об освоении и заселении Алнашского края, какие национальные праздники празднует удмуртский народ, в чем их ценность и особенность.
Компонент ДОУ.
-Празднование некоторых удмуртских народных праздников, таких как Масленица (Вой), коляда (портмаськон) и т.п., постановка обрядов (чечы кыскон, нуны вордиськон и т.п.)
Тема 4. человек в мире вещей.
- Дом как первая родина ребенка, его первая «колыбель»;
- особенности заселения нового жилища. Приметы и поверья;
- Подворье, надворные постройки, ворота;
- Одежда. Влияние хозяйственных занятий на ее характер. Материал для изготовления одежды. Элементы женского и мужского костюма. Их сходство и различие. Типы покроя;
- предметный и вещный мир в загадках.
Национально-региональный компонент:
- особенности жилища народов края;
- внутреннее убранство удмуртского жилища как символическая структура;
- красный угол; - домашний очаг - печь.
- «Мужская» и «женская» половины дома. Двери и окна;
-особенности надворных построек удмуртского жилища ,
- одежда удмуртского народа - типы головных уборов. Общее и особенное у разных народов;
- костюмные комплексы разных этнических групп. Манера ношения. Костюм как второе «я» человека;
- символика головного убора (шапка, платок), пояса, кушаки;
- символика орнамента;
- украшения:
Компонент ДОУ.
-Создание музея «Удмуртская изба», со старинной утварью, национальной вышивкой, ткачеством, удмуртским костюмом. В группе составить мини – макет «Удмуртская изба», соответствующий возрастной группе.
Тема 5. человек в мире символов.
- Родина – РФ, столица – Москва, символика РФ, общие сведения о РФ.
Национально-региональный компонент:
- Малая родина_ Удмуртия, столица – Ижевск, символика Удмуртской Республики, нашего села Алнаши, - Значение цветов на символике. Изобразительные символы на удмуртском костюме, тканых изделиях, избах и т.д.;
Компонент ДОУ.
- Изображения флага, герба РФ, УР и Алнашского района, карты мира, страны, УР и Алнашского района. Альбом «Удмуртские узоры», что означает каждый узор и где используется.
Тема 6. человек в мире искусства.
-знакомство детей с музыкальным и изобразительным искусством;
Национально-региональный компонент:
-знакомство с произведениями удмуртских поэтов, писателей, художников и удмуртским фольклором..
Компонент ДОУ.
- разучивание удмуртских песен, старинных игр, танцев;
- рисование, аппликация удмуртского орнамента
Младшая группа
тема | содержание |
1. человек в мире людей. | |
Я человек | Формировать представления о своей внешности, о своей принадлежности к человеческому обществу. Объяснить, что у каждого человека есть имя, оно дается сразу после рождения. Учить называть сверстников по имени, а воспитателя по имени и отчеству. Знать свое имя, свою фамилию. Половая принадлежность (я - мальчик, я - девочка) |
Я и мое тело или внешний образ человека | Знакомить детей с названиями частей тела и лица на удмуртском и русском языках; развивать способность понимать настроение людей по выражению лица, голосу. Прививать детям основы культурно- гигиенических навыков. Уход за своим телом. |
Я и моя семья | Познакомить детей с обязанностями всех членов семьи, с составом семьи. Побуждать к рассказам о профессиях своих родителей. Знать имена родителей. Формировать представления о дружной семье. |
Я и детский сад | Формировать положительное отношение к детскому саду. Знакомить с трудом взрослых, работающих в д/с (воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра). Обращать внимание на их трудовые действия и их результат. |
Я и мои соседи | Провести беседы о людях живущих рядом с нами (сверстники, соседи, друзья и т.п.). Как их зовут, чем они занимаются. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
2. человек в мире природы. | |
Я и мир растений | Формировать элементарные представления о некоторых растениях. Познакомить с названием двух наиболее знакомых деревьев, двух комнатных и луговых растений. Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов. Познакомить с названиями на удмуртском и русском языках. |
животный мир. | Познакомить с домашними животными и их детенышами. Познакомить с дикими животными, проживающими в нашей местности. Отметить особенности проживания. Воспитывать бережное отношение к природе. Названия животных на удмуртском и русском языках. |
времена года | Познакомить детей с особенностями каждого времени года. Особенности протекания времен года в наших краях. Разучить различные потешки и поговорки, заклички и пословицы, игры на удмуртском языке |
3. человек в мире вещей. | |
Я и мой дом. | Дать детям первоначальные знания о доме, для чего строят дома, особенности материала (дерево, кирпич). Отметить основные части дома (фундамент, стены, крыша). |
убранство дома | Познакомить детей с особенностями убранства дома, дать для сравнения старинный и современный интерьер удмуртского дома. Знакомство с основными понятиям и символами удмуртского дома – стол и печь, объяснить назначение широких лавок и детской колыбели (кокы) в старину. |
Удмуртская кухня. | Познакомить детей с особенностями удмуртской кухни. Дать для сравнения старинную и нынешнюю еду, познакомить со старинной посудой, сравнить с современной. Учить различать 1-2 блюда удмуртской кухни (табани, перепеч). |
Удмуртская одежда | Учить различать мужскую и женскую одежду. Дать для сравнения старинную и современную удмуртскую одежду, оценить практичность, красоту и удобство ношения. Названия дублируются на удмуртском и русском языках. |
4. человек в истории. | |
Я и время. | Познакомить детей с названием села, где они живут. Познакомить с названиями улиц. Познакомить с первыми улицами села, объяснить значение названий улиц. |
5. человек в мире искусства. | |
Я и музыка. | Познакомить детей с удмуртскими напевами: учить различать колыбельную и плясовую. Разучивание песен на удмуртском языке. |
Я и танец | Познакомить детей с удмуртским народным танцем (тыпыртон), показать 1-2 простых движения танца. Свободная пляска и слушанье музыки в повседневной деятельности детей. |
Вторая младшая группа (Тематический план).
Название темы | Содержание работы | |
1 | человек в мире людей. | *Игры «Клубочек имен», «Назови себя ласково», « как называют тебя дома» * одень куклу – девочку и мальчика, в разное время года, чем отличается одежда, обувь, головной убор *пальчиковые игры на удмуртском языке * Беседы о мамах и папах. * Изготовление подарков к празднику мам и пап. * экскурсии по зданию детского сада, * экскурсии по территории детского сада |
2 | человек в мире природы. | * Экскурсии к реке Тойме * игры «угадай на вкус», «угадай по запаху», «угадай по голосу» и т.п. * включение детей в сезонные праздники - масленица (вой), коляда (портмаськон) как зрителей. * Рисование сезонных явлений *чтение и заучивание потешек и закличек на удмуртском языке |
3 | человек в мире вещей | *Игры «построй дом» из строительного материала *Посещение музея детского сада, *Рассматривание старинных экспонатов музея (посуда, убранство дома, костюм самотканый и т.д.) |
4 | человек во времени | *Игра почта, на какой улице живешь. *Прогулки по территории детского сада и обозначить прилегающие названия улиц. *Работа с родителями: рассказывать детям, по какой улице они идут домой, в гости, в детский сад. * разучивание народных удмуртских игр по возрасту детей * чтение удмуртских сказок |
5 | человек в мире искусства | *Разучивание песен на удмуртском языке, *Свободное слушанье удмуртских песен в повседневной деятельности *Выступления детей старших групп детского сада перед малышами, *Свободная пляска совместно с воспитателем на утренниках и в свободное время. |
Средняя группа.
тема | содержание |
1. человек в мире людей. | |
Я человек. | Продолжать учить вежливости со сверстниками и с взрослыми, знать ласкательные и полные имена сверстников, называть их по имени. Знакомить с именами дедушек, бабушек, тети и дяди и других, близких для ребенка родственников. Познакомить со значением имен. Знать свою фамилию, имя и отчество. |
Я и мое тело или внешний образ человека. | Закрепить названия частей тела и лица на удмуртском и русском языках; знакомить с элементами этикета удмуртского и русского народа. Учить понимать свое эмоциональное состояние и контролировать свои эмоции. Понимать и сопереживать эмоциональному состоянию своих сверстников и героям сказок. |
Я и моя семья | Учить наблюдать и понимать эмоциональное состояние близких. Учить заботиться о своих родных. Познакомить детей со всевозможными семейными праздниками и традициями. Продолжать беседы о профессиях родителей. Знать имена и отчества родителей. |
Я и детский сад | Расширить знания детей о работниках д/с. Формировать положительное отношение к детскому саду. Знакомить с именами работников. Расширить и закрепить знания детей о труде взрослых в д/с. |
Я и мои соседи | Познакомить детей с известными людьми нашего села (1 художник, 1-2 поэта, 1-2 писателя, 1 композитор). Знакомство с участниками Великой Отечественной войны, проживающими на территории нашего села. Воспитывать дружеские чувства и уважение к детям разных национальностей. |
2. человек в мире природы. | |
Я и мир растений | Научить детей различать и назы вать 3—5 видов овощей и фруктов на удмуртском и русском языках; Дать представления еще о 2—3 видах лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных). Учить различать по коре и листьям 3-4 дерева разных пород, 1-2 кустарника. Воспитывать бережное отношение к природе. |
животный мир | Расширять представления о домашних и ди ких животных и их детенышах, закрепить уже знакомые названия животных и дать 2-3 новых. Учить распознавать 2-3 птиц. Названия животных и птиц дублируются на двух языках. Приучать детей любить и охранять природу. |
времена года | Закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе нашего края. Познакомить детей с особенностями каждого времени года и дать для сравнения особенности протекания времен года в жарких странах и на севере. Разучить различные потешки и поговорки, заклички и пословицы, игры на удмуртском и русском языках, сравнить их. |
3. человек в мире вещей. | |
Я и мой дом. | Учить называть свой домашний адрес. Продолжить знакомство с особенностями построения дома. Познакомить с поверьями и приметами о вхождение в новое жилище удмуртского народа. Знакомство с особенностями построения надворных построек. Познакомить подробнее с постройками: мунчо (минчо), капка, кыргид (коргид). Познакомить с особенностями в надворных постройках удмуртского народа. |
убранство дома | Познакомить детей с особенностями убранства дома, закрепить старинный и современный интерьер удмуртского дома. Продолжить знакомство с основными понятиям и символами удмуртского дома – стол и печь, красный угол, мужская и женская половина дома. Рассмотреть убранство удмуртского дома в старину, отметить сходство и различия с современным интерьером. Отметить с детьми значение печи у удмуртского народа. |
удмуртская кухня | Расширить знания детей о национальных блюдах удмуртского народа. Учить различать 2-3 блюда удмуртской кухни (табани, перепеч, шекера). Попробовать вместе с детьми приготовить блюдо удм. кухни. |
удмуртская одежда. | Знакомство с костюмом южных и северных удмуртов (мужская и женская), сравнение их. Отметить различие в покрое, в цвете. Знакомство с различными видами головных уборов, какие украшение применялись (серьги, маниста, бутьмар, налобная повязка). Сравнить особенности материала, покроя, основные элементы костюмов. |
4. человек во времени. | |
Я и история | Познакомить детей с историей образования села, улиц. Откуда взялось название села, первые улицы, история названий первых улиц. |
5. человек в мире символов. | |
Я и символы | Познакомить детей с символами нашего села, нашей республики (герб, флаг). Объяснить детям значение цветов и солярных знаков на символах Удмуртии. Президент как символ. Учить узнавать президента Удмуртии, объяснить значение президента в жизни республики. |
Столица как символ республики. | Познакомить детей со столицей нашей республики - городом Ижевском. Познакомить детей с особенностями проживания в городе и селе, чем отличается жизнь в селе от городской жизни. Объяснить детям значение слова - столица. |
6. человек в мире искусства | |
Я и музыка | Познакомить детей с удмуртскими напевами: учить различать колыбельную, плясовую и песню веселую и грустную, старинные и современные мотивы. Разучивание песен на удмуртском языке. Использовать на занятиях малые формы удмуртского фольклора (заклички, считалки, пословицы, поговорки и т.д.) |
Я и танец. | Познакомить детей с удмуртским народным танцем (тыпыр-тон), разучить 2-3 движения удмуртского танца. Свободная пляска и слушанье музыки в повседневной деятельности детей. |
Я и ИЗО деятельность. | Познакомить детей с особенностями удмуртского орнамента, что означают цвета в орнаменте. Учить различать 2-3 элементов орнамента. Учить применять орнамент в различных видах ИЗО деятельности. Рассматривание журналов и альбомов в свободной деятельности. |
Средняя группа (Тематический план).
№ п/п | Название темы | Содержание работы |
1 | человек в мире людей. | *Игры «Для чего имя человеку?», «Назови себя ласково», « Назови ласково друга», «Угадай по голосу», * Беседы на тему «Моя семья – какая она» * пальчиковые игры на удмуртском языке * рассматривание семейных альбомов, * изготовление совместно с родителями тематических выставок «Милая мамочка», « Папа - гордость моя». *экскурсии по зданию детского сада, *экскурсии по территории детского сада * Знакомство с работами Н. Печникова, * знакомство с детскими песнями Н.Е. Постникова, 8 разучивание стихотворений Г. Ходырева, Ашальчи Оки, * экскурсии по селу (к памятнику, краеведческий музей, дом – музей Ашальчи Оки, в библиотеку и т.д.) |
2 | человек в мире природы. | *Экскурсии к реке Тойме, Алнашке, пруду. * Экскурсия в лес, в поле, * игры «угадай на вкус», «угадай по запаху», «угадай по голосу животное или птицу» и т.п. *участие детей в сезонных праздниках - масленица (вой), коляда (портмаськон), 4 ноября и т.д.. * беседы на тему « как в старину праздновали праздники – масленица, новый год, колядки.» * Рисование на тему «Золотая Осень», « Весна пришла», «Лето - прекрасная пора», «Зимушка-зима» и т.д. * Чтение стихов удмуртских поэтов о красоте Алнашского края (И. Иванов, И. Бобров, Н. Постников, С. Шихарев и др) * чтение и заучивание потешек и закличек, пословиц и поговорок на удмуртском языке, приметы. |
3 | человек в мире вещей | *Игры «построй дом» из различного строительного материала * создание макета «Удмуртская изба» совместная работа * рисование на тему «Мой дом», *Посещение музея детского сада, * беседы на тему « Старинная удмуртская изба», «Удмуртский костюм», «Для чего нужна посуда» * рассматривание и сравнение костюмов южных и северных удмуртов. * знакомство с налобными повязками и манистами и изготовление их совместно с родителями. * изготовление блюда удмуртской кухни – шекера на праздник 8 Марта или 23 Февраля, угощение родителей. * включение удмуртских блюд в меню детского сада. *Рассматривание экспонатов музея д/с (посуда, убранство дома, костюм южной удмуртки и т.д.) |
4 | человек во времени | *Игра почта, на какой улице живешь. * Прогулки по территории детского сада и прилегающим улицам. * беседы на темы «История моего села», «Первые улицы села» *Работа с родителями: называть детям, по какой улице они идут домой, в гости, в детский сад. |
5 | человек в мире символов | * знакомство детей с гербом и флагом Удмуртии * беседа на тему «Столица город Ижевск», * рисование «Флаг Удмуртии» * беседа на тему «Президент Удмуртии». |
человек в мире искусства | *Разучивание песен на удмуртском языке, *Свободное слушанье удмуртских песен в повседневной деятельности *Выступления детей на утренниках детского сада *разучивание хороводных удмуртских игр – основные движение ручеек, хождение по кругу держась за руки и друг за другом * знакомство с элементами удмуртского орнамента, месторасположение орнамента на различных предметах. * рисование на темы « удмуртский костюм», * аппликация « Укрась варежку удмуртским узором», «Укрась фартук удмуртским орнаментом» |
Старшая группа.
тема | содержание |
1. человек в мире людей. | |
Я человек | Закрепить полученные знания детей со средней группы (Ф.И.О., имя ребенка, имя и отчество родителей, дедушек, бабушек, близких родственников). Продолжать учить вежливости со сверстниками и взрослыми, Продолжить знакомство со значением имен, также познакомить со старинными удмуртскими именами, что они означали и о таком понятии как (кушем нимъес). Познакомить детей с историей возникновения фамилий русского и удмуртского народа, попробовать объяснить значение своей фамилии через исследование генеалогического древа. |
Я и мое тело или внешний образ человека. | Продолжать знакомить детей с названиями частей тела и лица на удмуртском и русском языках; знакомить с элементами этикета удмуртского и русского народа. Учить понимать и сопереживать чувствам других, Познакомить с представлениями о красоте физической и нравственной у удмуртского и русского народа (пословицы, поговорки, дразнилки и т.п.) |
Я и моя семья | Учить заботиться о своих родных. Продолжать знакомить детей со всевозможными семейными праздниками и традициями. Формировать представления о дружной семье, дать понятие о детях – сиротах. Учить детей посильно помогать родителям в домашних делах. |
Я и детский сад | Познакомить с профессиональными обязанностями работников д/с, проиграть это в сюжетно-ролевой игре. Формировать положительное отношение к детскому саду. Закрепить имя отчество. работников. Привлекать детей к совместной работе с сотрудниками д/c (украшение к празднику, озеленение участков, уборка территории д/с). Учить уважать труд других людей. |
Я и мои соседи | Продолжать знакомить детей с известными людьми нашего села (художники, поэты, писатели, композиторы). Посещение музеев, выставок и т.п. Знакомство с участниками Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн, проживающих на территории нашего села. Знакомство с (1-2) легендами и былинами о богатырях (батырах) давних времен. Расширить знания детей о народах, проживающих на территории нашего села, их численность, причины поселения этих народов на территории нашего села. Рассказать детям о полигаммности нашей республики. |
2. человек в мире природы. | |
Я и мир растений | Закреплять представления детей о растениях. Учить различать по коре, листьям, цветам и плодам 4-5 деревьев, узнавать и называть 2-3 кустарника, 4-5 травянистых растений леса, луга, сада, 2-3 новых вида лесных ягод, грибов (все названия на удмуртском и русском языке). Учить детей различать и назы вать 6-7 видов овощей и фруктов на удмуртском и русском языках; Воспитывать бережное отношение к природе. |
животный мир. | Закреплять представления детей о животных, знать названия на удмуртском языке 5-6 домашних и 4-5 диких животных и их детенышей. Воспитание любви к природе и охрана природы. |
времена года | Закреплять у детей представления о сезонных изменениях в природе нашего края. Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязи. Познакомить детей с сезонными праздниками (гербер), масленица (вой, ым усьтон), рождество и коляда (портмаськон) найти сходство и различия в проведении. |
3. человек в мире вещей. | |
Я и мой дом. | Учить называть свой полный адрес (страна, республика, город (село, деревня), улица, дом).. Объяснить понятие малая и большая родина, что родина – это тоже дом в глобальном понимании. Продолжить знакомство с особенностями построения дома. Дать для сравнения удмуртский, русский дом. Познакомить с поверьями и приметами о вхождение в новое жилище удмуртского, русского народа. Познакомить с особенностями надворных построек удмуртского, русского народа. |
убранство дома | Расширить знания детей об особенностях убранства удмуртского и русского дома. Знакомство с основными понятиям и символами дома – стол, стул, печь, красный угол, матица мужская и женская половина дома у удмуртского, русского дома. Выделить сходство и различия. |
удмуртская кухня. | Закрепить знания детей об удмуртской кухне. Попробовать вместе с детьми приготовить различные блюда национальной кухни, простые в приготовлении. Познакомить детей с особенностями блюд, какое блюдо, к какому празднику подавалось и его значение на праздничном столе. |
удмуртская одежда | Знакомство с костюмом южных и северных удмуртов, сравнение их, отметить, чем обусловлено различие в цветовой гамме, покрое, материале. Знакомство с различными видами головных уборов, что означали головные уборы. Украшение, которые применялись (серьги, маниста, бутьмар, налобная повязка). Сравнение русского и удмуртского костюмов. Также сравнение женского и мужского костюмов. |
4. человек во времени. | |
Я и история | Закрепить знания детей с историей образования села, улиц. Откуда взялось название села, первые улицы. Что означает название черкогурт, с чем связано. Продолжить знакомство с достопримечательностями села, подробнее рассказать о церкви и его истории в жизни села. Расширить знания детей о возникновении жизни на Земле – поверья удмуртского народа. Дать первоначальные знания детям о язычестве. Объяснить смысл поклонения многим богам, моления и подношение языческим богам. |
5. человек в мире символов. | |
Я и символы. | Познакомить детей с символами нашего села, нашей республики (герб, флаг, гимн). Объяснить детям значение цветов и солярных знаков на символах Удмуртии. Учить отличать символы УР и символы РФ, знать фамилии президентов УР и РФ, узнавать их на фотографиях. |
Столица как символ республики | Познакомить детей со столицей нашей республики – г. Ижевском. Познакомить с наиболее яркими и известными зданиями столицы. Расширить знания детей о значении столицы. Учить называть столицу УР и РФ. |
6. человек в мире искусства | |
Я и музыка | Познакомить детей с удмуртскими напевами: учить различать колыбельную, лирическую и плясовую (определять настроение песни, характер мотивов, старинную и современную тематику). Использовать на занятиях малые формы удмуртского фольклора (дразнилки, заклички, считалки, пальчиковые игры и т.д.). Разучивание песен различного характера на удмуртском языке и свободное слушанье в повседневной деятельности детей. Выступление детей на различных смотрах и конкурсах |
Я и танец. | Продолжить знакомить детей с удмуртскими народными танцами (тыпыртон, хоровод, ручеек и т.д.), разучивать простые движения удмуртского танца. Свободная пляска и слушанье музыки в повседневной деятельности детей, на утренниках и праздниках. |
Я и ИЗО деятельность. | Продолжить знакомить детей с особенностями удмуртского орнамента, что означают цвета в орнаменте. Учить различать элементы удмуртского орнамента от орнаментов других народов. Учить применять орнамент в различных видах ИЗО деятельности. Рассматривание журналов и альбомов в свободной деятельности. Приобщение к культуре, через посещение разнообразных выставок. |
Старшая группа (Тематический план)
№ | Название темы | Содержание работы | |
1 | человек в мире людей. | Я и моя семья Я и мой детский сад Я и мое село Я и мои соседи | * Беседы: «Что означает мое имя?», «Для чего человеку имя?», « Что означает моя фамилия?», «Кушем ним - что оно означает?», *Игры «Для чего имя человеку?», «Назови себя ласково», « Назови ласково друга», «Угадай по голосу», «"Полное" и "неполное" имя» * Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта * Рисование на тему "Моя семья" * Беседы о мамах, о том, где они работают. Составление рассказов о мамах, * Рисование « Портрет моей мамы» * Изготовление подарков к празднику 8 Марта и 23 Февраля *Сюжетно-ролевая игра "Семья". *Рисование на тему "Мой лучший друг". *Работа над понятием «родня, род, предки», составление генеалогического древа * рассматривание семейных альбомов, * изготовление совместно с детьми тематических выставок «Мамочка моя», « Папа -гордость моя». * экскурсии по зданию детского сада, * беседа о важности труда всех людей, работающих с детьми. *Пение песен и чтение стихов о детском саде * экскурсии по территории детского сада * рисование на тему «Мой любимый детский сад» * учить называть всех сотрудников детского сада по имени отчеству. * экскурсии по селу (к памятнику, краеведческий музей, на почту, в библиотеку, в РДК и т.д.) * рассматривание тематических альбомов «Мое село», сравнить старые и старинные здания и новые постройки. *Экскурсия в дом- музей Ашальчи Оки, * Экскурсия в дом- музей Г. Красильникова, * игра «Почта» -направленная на знание своего адреса * Знакомство с работами Н. Печникова, Ю. Лобанова * знакомство и разучивание песен Н.Е. Постникова, * разучивание стихотворений Г. Ходырева, Ашальчи Оки, И. Иванова, И Боброва, С. Шихарева и др. * встречи с участниками ВО войны * Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов. * Рассказ приглашенного воина Чеченской войны (из пап) о защитниках Отечества. * чтение легенд и былин удмуртского и русского народа. * Беседа о людях разных национальностей, живущих в Удмуртии |
2 | человек в мире природы. | Я и природа | *Экскурсии к реке Тойме, Алнашке, пруду. * Экскурсия в лес, в поле, * игры «угадай на вкус», «угадай по запаху», «угадай по форме», «угадай по голосу животное или птицу» и т.п. *участие детей в сезонных праздниках - масленица (вой), коляда (портмаськон), 4 ноября и т.д.. * беседы на тему « как в старину праздновали праздники – масленица, новый год, колядки» * коляда - в другие группы детского сада, с обрядовыми песнями и пожеланиями. * изготовление костюмов совместно с родителями на коляду. * Рисование на тему «Золотая Осень», « Весна пришла», «Лето - прекрасная пора», «Зимушка-зима» и т.д. * Чтение стихов удмуртских поэтов о красоте Алнашского края (И. Иванов, И. Бобров, Н. Постников, С. Шихарев и др) * чтение и заучивание потешек и закличек, пословиц и поговорок на удмуртском языке, приметы. * закреплять знания детей названий животных растений , птиц деревьев на удмуртском языке. |
3 | человек в мире вещей | Я и мой дом Удмурт ская одежда удмурт ская кухня | * Беседы на тему »Мой дом – село Алнаши», « Удмуртия – мой дом родной», « Земля – наш общий дом» *моделирование дома из различных материалов, картон строительного, Лего, бумага и т.д. *создание совместно с родителями в группе мини-музей «старинная удмуртская изба» * рисование на тему «Мой дом», *Посещение музея детского сада, * беседы на тему « Старинная удмуртская изба», *Рассматривание экспонатов музея д/с (посуда, убранство дома, старинная утварь, костюм южной удмуртки и т.д.) * рассматривание и сравнение костюмов южных и северных удмуртов. * рассматривание и сравнение костюмов русского и удмуртского народа (женский костюм) * изготовление совместно с родителями удмуртского костюма манист и налобных повязок. * рисование « Удмуртский костюм», «Мужская рубаха», « Русский сарафан», * аппликация из геометрических фигур «Удмуртский фартук», «укрась полотенце», «красивая скатерть». * изготовление блюд удмуртской кухни – шекера, перепеч на праздник 8 Марта или 23 Февраля, угощение родителей. * включение удмуртских блюд в меню детского сада. |
4 | человек во времени | Я и история | * беседы на темы «История моего села», « Первые улицы моего села», * Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах села и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). * настольная игра «Путешествие по селу», «путешествие по Удмуртии» - учить ориентироваться на карте * коляда - в другие группы детского сада, с обрядовыми песнями и пожеланиями. * изготовление костюмов совместно с родителями на коляду. |
5 | человек и символы | Я и символы | * знакомство детей с гербом и флагом Удмуртии, РФ * беседа на тему «Столица город Ижевск», * беседа на тему « Значение солярных знаков на символах Удмуртии» *рисование «Флаг Удмуртии» « Флаг России» * беседа на тему « Значение президента в жизни страны» * слушание гимна Удмуртии и России – правила поведения во время звучания гимнов. * Учить различать символику Удмуртии и России. |
человек в мире искусства | Я и музыка Я и танец Я и ИЗО искусство | *Разучивание песен на удмуртском языке, *Свободное слушанье удмуртских песен в повседневной деятельности *Выступления детей на утренниках детского сада, участие в различных районных конкурсах. *разучивание хороводных удмуртских игр, – основные движение ручеек, хождение по кругу держась за руки и друг за другом, разучивание с детьми танцевальных движений * на праздники 8 марта и 23 февраля показать концерт из нескольких номеров (песни, танцы, стихи на удмуртском языке) * знакомство с элементами удмуртского орнамента, месторасположение орнамента на различных предметах (одежде, убранстве дома, воротах, наличниках и т.д.), где какие элементы используются. * рисование на темы « удмуртский костюм», « русский костюм», «мода будущего» * аппликация « Укрась скатерть удмуртским узором», «Укрась фартук удмуртским орнаментом», * создание макета удмуртская деревня – совместная работа. |
Список использованной литературы.
- Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно - правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001.
- Николаева Е.А. Друг к другу с добром. Ог-огедлы зечен: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2004.
- Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика - Синтез, 2007.
- Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т.2.
- Сборник информационно – методических материалов по развитию национального образования в Удмуртской Республике (к 80-летию государственности УР). – Ижевск, Мин. нар. образов. УР, 2000.
- Рыбалова И.Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – с.45 – 55.
- Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников //Детский сад от А до Я. – 2003. - №3. – с.4 – 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»
Автор: воспитатель МБДОУ «Хунчугеш» с Хемчик» Бай-Тайгинского кожууна Салчак Ольга Васильевна, 2 категория Введение.Важнейшим условием дошкольного воспитания является...
Методическая разработка: «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру»
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возр...
"Воспитание любви к родному краю через приобщение детей к русской народной культуре. Музейная педагогика".
Консультация для воспитателей...
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...
Методическая разработка: "Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру"
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возр...
Воспитание любви к родную краю через тувинскую культуру
Салчак Ольга Васильевна[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29937904","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Воспитание любви к родную краю через тувинскую культуру
Воспитание любви к родную краю через тувинскую культуру...
Комментарии
в работе очень подробно
в работе очень подробно описаны ступени приобщения детей дошкольного возраста к удмуртской культуре, традициям. надеюсь, что данные статьи помогут мне при работе с детьми более старшего возраста-учениками младшего и среднего школьного возраста