Конспект занятия "О родном селе и людях - с любовью..."
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Формирование у старших дошкольников первоначальных представлений о истории, культуре и традициях родного села.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._o_rodnom_sele_i_lyudyakh_-_s_lyubovyu.doc | 652.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СП «детский сад» ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области
(Музейная педагогика – детям)
Автор разработки:
воспитатель
Бегей М.В.
Цель: Формировать у дошкольников первоначальные представления о культуре, истории и жизни жителей родного с.Старая Рачейка.
Задачи:
Познавательное развитие.
- Прививать познавательный интерес к истокам народного искусства, уважение к труду и таланту мастеров родного села.
- Знакомить с предметами труда, русского быта, декоративно – прикладного творчества, с их назначением.
- Формировать умение обследовать предметы старины.
- Воспитывать уважение к историческим корням.
Социально - коммуникативное развитие.
- На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
- Называть пословицы о труде, предметы русской старины.
- Создавать игровые ситуации, способствующие привитию интереса к прошлому родного села.
- Формировать бережное отношение к музейным экспозициям.
- Прививать гуманные чувства, любовь к ближним.
Речевое развитие.
- Развивать моторику речедвигательного аппарата, речевое дыхание
- Формировать умение рассказывать стихи, предавая красоту поэтических строк.
Художественно-эстетическое развитие.
- Формировать слуховое восприятие, музыкальную память, напевность звучания голоса.
- Развивать музыкально - творческие способности, умение импровизировать.
Место проведения:
- Музей старинных вещей «Светелка», оборудованный в детском саду.
Оборудование:
- Магнитофон, MP3 записи хоровода «Давай с тобой, миленький, домик наживать» (+), песни «Родина одна» (+),(-).
- Экспонаты музея старины.
- Угощение для детей чай, блины.
Предварительная работа:
- Разучивание стихов о Родине, о селе Старая Рачейка
- Приготовление костюмов для бабушки и дедушки.
- Знакомство с русскими старинными женскими именами.
- Экскурсии в музей старинных вещей.
- Знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями сельчан.
- Просмотр презентации Microsoft PowerPoint «Старая Рачейка, моя милая, малая Родина».
- Слушание русской народной музыки.
Ход занятия:
Дети подходят к «горнице» - музею старины детского сада.
Воспитатель: Ребята, мы пришли к музею старинных вещей. Все, что мы с вами видели и сегодня увидим - экспонаты музея, которые собирали сотрудники по всему нашему селу, приносили к нам в детский сад ваши родители. Предметы старинного русского быта старые и ветхие, но они и сейчас согревают нам душу, заставляют задуматься, мы должны быть аккуратными с ними.
«За морем теплее, а у нас светлее».
«На чужой стороне - Родина милее вдвойне».
«Где кто родился, там и пригодился».
«Родина краше солнца, дороже золота».
«Своя земля и в горсти мила».
О чем, ребята, эти пословицы?
Дети: (о Родине, о России)
Воспитатель: Ребята, мы живем с вами в одном из красивейших мест Сызранского района, в большом богатом культурными традициями и обычаями селе под названием Старая Рачейка. Наше село ведет начало из глубины веков. Более 340 лет назад приехали в нашу местность, богатую звонкими ручейками, люди и назвали эту местность «Ручейка», а немного позже переименовали село в «Рачейку». У нас самый чистый воздух, самая вкусная родниковая вода, а самое главное богатство нашего красивейшего села - многовековой лес! Мы можем в погожий летний денек выйти с крыльца и свободно погулять по лесу, наслаждаясь запахом душистых трав и цветов, порадоваться яркому солнышку и чистому небу. Наблюдая за порхающими бабочками, можем побегать босиком по зеленой лужайке, и послушать пение птиц…
Воспитатель читает отрывок из стихотворения В.Белоногова, И.Бовкуна «Песня о Рачейке».
Ручейки по долам серебрились,
Бор шумел, и речушка текла.
Наши прадеды здесь поселились,
Их неволя сюда привела.
Рачейка - лес, Рачейка - хлеб,
Рачейка - радость наша.
Рачейке 340 лет,
Но столько и не дашь ей!
Три века надо простоять
И молодеть с годами,
И с каждым годом расцветать
И радовать с нами!..
Какими красивыми поэтическими строками авторы рассказывают о нашей малой Родине, любимом селе, с таким дорогим и добрым для всех нас названием Старая Рачейка.
Ребята, вы знаете, что когда-то в нашем селе были всего лишь три небольшие улицы, которые располагались рядом с церковью: Посадская (ранее Посад), Ленинская (Козмодамианская), Октябрьская (Большая), затем появились улицы Почтовая (Миговка), Сызранская (Елшанка), Советская (Лыковка) и другие.
Жители села строили себе жилища, покрывали их соломой, они никогда не боялись труда и трудились всегда с радостью, помогая друг другу. По возможностям сельчане создавали уют в своих избах, растили детей.
Сегодня я хочу пригласить вас в деревенский дом, познакомить с хозяевами, узнать, как жилось много-много лет назад нашим предкам, из какой посуды ели в старину, какую одежду носили, чем занимались.
Дети и воспитатель стучатся в «избу»
Воспитатель: Мы желаем добра хозяевам этого двора. Отворяйте дверь. Гости у порога!
Дед и Бабушка отворяют дверь, приветствуют детей поклоном.
Бабушка: Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые.
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге- хозяевам радость.
Для них и место готово.
Красному гостю- красное место.
Дети: Здравствуйте, Дедушка и бабушка.
Дедушка: Проходите в избу, садитесь на лавочки.
Дети заходят в комнату и рассаживаются на лавках.
Воспитатель: Пришли мы узнать, как вы живете-поживаете: в добром ли здравии? Что нового в хозяйстве?
Бабушка: Все мы вам покажем, все расскажем.
Бабушка обращает внимание на сундук, стоящий в углу.
Воспитатель: Что за странный сундучок?
И закрыт он на замок.
Если ключик подберем,
В прошлый век мы попадем!
Бабушка: Чтоб сундук открылся, нужно потрудиться - отгадать загадки.
- Маленький, пузатенький-
Весь дом стережет (Замок).
2. Хвост на дворе, нос в конуре,
Кто хвост повернет, тот в дом войдет (Ключ).
Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки, и сундучок наш открылся.
Воспитатель достает из сундука элементы русской народной одежды (передник, кокошник, картуз, платок, кушак, душегрейку), при этом, называя вещи, дети наряжаются, смотрят в зеркало.
Бабушка: Влево, вправо повернись,
В прошлое села вернись!
Вот мы и попали в прошлый век нашего села Старая Рачейка, очутились в древней деревенской избе.
Дедушка: Гости, наши милые, детушки любимые. Оглянитесь вокруг да скажите: что в избе больше всего места занимает?
Дети: Печка.
Дедушка: Верно, печка. Она называется русской печью. Наше село Старая Рачейка славилось мастерами кладки печей, один из таких мастеров и сейчас жив - здоров: это прадедушка Никиты Богатырева Павел Петрович Моисеев. Хороший печник всегда был в почете в селе. Секретами и умением он делился со своими учениками, дедушка Никиты, имеет те же навыки, что и его отец.
Русская печка всем в доме правит: и кормит, и обогреет, если голоден, щами угости или кашей с маслом. Про нее говорили: «Только в горячей печи пекутся калачи».
Бабушка: В моей печке вкусные оладушки для вас испекутся. А пока поиграем в игру «Волшебный кубарик» (волчок). Скажем ему волшебные слова:
«Крутить, вертись, на бочок ложись»
Он покружится – покружится и уляжется, куда «носиком» укажет, туда и смотреть надо: что в той стороне стоит, висит, лежит да как называется?
Дети называют знакомые им предметы, говорят об их назначении.
- Чугунок (сделан из чугуна - в кузнице отлит, его смело ставят в печь, нужен для приготовления пищи);
- Ухват (нужен для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься) (показывает);
- Кринка (сейчас молоко в банки наливают, а раньше в кринки, делали из пека и глины, обжигали в печи, долго молоко не скисало);
- Самовар (устройство для кипячения воды и приготовления чая, символ русского гостеприимства, им встречали гостей, подавали с разными сладостями);
- Коромысло (сделано из дерева, пользовались женщины для переноса воды из водоема).
Воспитатель: Молодцы, ребята, многие предметы старины вам знакомы, видно свои корни не забываете.
Слышится плачь дитя, ребята подходят к следующему экспонату «избы».
Бабушка: Это кто тут у нас плачет, да это наша внучка Глашенька (кукла). Ребята, подумайте, как в старину могли звать эту девочку.
Дети называют женские старинные имена
(Анфиса, Марья, Евдокия, Устинья, Полина, Федора).
Бабушка: Наша Глашенька лежит в колыбельке. В старину ее называли люлькой, или зыбкой. Эти зыбку нам подарила на память бабушка Полины Захаровой. Ее сделал в прошлом веке Полинин прадедушка Петр Николаевич. Давно нет человека, а работа его жива. Сейчас мы можем рассмотреть его ручную работу, в живую, не по картинке, как это здорово!
Воспитатель: Ребята, давайте-ка успокоим Глашеньку и поиграем с ней
Игра проводится 2 раза. Воспитатель, держа куклу в руках вместе с детьми, показывает движения, при этом произнося слова:
На кота - потягушки,
На дитя - порастушки. (Поочередное вытягивание рук вверх)
С гуся вода-
С дитя - вся худоба (Движения рук вверх и вниз с наклоном до пола)
Наденем сапожки
Это - с правой ножки,
Это с левой ножки (Стоя, ноги врозь, поочередно наклоны к носкам ног).
Топ-топ- топатушки!
Пляшут зайки на опушке.
Пляшут лапки и хвосты.
Что стоишь? Пляши и ты! (Прыжки: ноги врозь, ноги вместе).
Воспитатель предлагает положить ее и покачать.
Бабушка: Ребята, скажите, а где спит наша деточка?
Дети: В люльке, в колыбельке, в зыбке.
Бабушка: Зыбка в деревенских домах легко качалась, «кланялась», как маленькая лодочка, другие подвешивались к потолку. Про зыбку говорили «Зыбка поскрипывает, тихо песенку поет». Положит мама ребеночка в зыбку, качнет ее раз-другой, а сама в это время пряжу прядет, или шьет-вышивает.
Воспитатель: (показывает прялку). Это - прялка, предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки, она сопровождала девушку от рождения до замужества и была ее оберегом. Прялку в наш музей старины в детский сад подарила пожилая бабушка Татьяна Кузьминична Кочеткова, жительница нашего села. Мы ей очень благодарны, потому, что можем тоже рассмотреть ее, прикоснуться к ней, почувствовать ее душу.
«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом», - так говорили в народе в старину.
Бабушка: А вот рушники - расшитые декоративные полотенца из домотканого холста, выполненные руками мастерицы, также жившей в нашем селе. На одном из них видны большие заглавные буквы Ф и П- инициалы прабабушки Шишовых Даши и Андрея, ее звали Фаина Пиганова.
А здесь - салфетки связанные затейливыми петельками, их вязала рачейская мастерица с золотыми руками – самоучка Анастасия Петровна Березина, родственница нашего воспитанника Андрея Березина.
А эти картины вышиты крестиком бабушкой Софии Доценко Ниной Яковлевной Калиниковой.
(Дети рассматривают изделия старорачейских мастериц)
Дедушка: Ребятушки, а я вам хочу показать верстачок, на котором работал прадедушка Кошечкиной Ангелины, знатный кудесник, плотнических дел мастер. Вот его же ящик для инструментов, в нем рубанок и деревянный молоток, рядом пила- двуручка. А еще он был хороший вальщик валенок, тут его приспособление для валки теплой зимней обуви и крючок для подшивания валенок.
Воспитатель: Богата наша сельская земля мастерами и мастерицами. Давайте–ка вспомним пословицы про труд.
Дети называют пословицы.
- Труд кормит человека, а лень портит.
- Какова пряха, такова на ней рубаха.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Землю красит солнце, а человека – труд.
Воспитатель: Какие замечательные пословицы, о многом они говорят. Сколько на Руси было мастеров-умельцев, сколько их было и в нашем большом красивейшем селе. Предки оставили на земле рачейской «следы» своей жизни, а мы их обязательно сохраним.
Красота окружающей природы, звонкие трели птиц, луговые травы, родники не оставляют равнодушным ни нас с вами, ни людей, которые гостили в нашем старинном селе.
Особенно хотелось бы сказать об одном человеке – энтузиасте, влюбленном в людей и родное село краеведе Галине Григорьевне Журловой. Она издала три замечательные книги о нашем любимом селе Старая Рачейка и его жителях на основе исторических фактов, рассказов старожил. Не каждое село может похвастаться своими книжками. А о нашем селе – книг три! Эти книги бесценны, они приучают нас к безграничной любви к Родине, учат уважать старших, брать с них пример. Свои книги Галина Григорьевна подарила и нам в детский сад, и я вас обязательно с ними познакомлю.
Ребята, давайте расскажем отрывки стихов поэтов, которые также написали теплые, добрые слова о нашем селе, природе родного края, а сегодняшняя обстановка поможет нам прочувствовать их каждую поэтическую строчку.
1 ребенок: Старая Рачейка! Как ты мне мила!
В серебристых речках чистая вода,
А в бору веселом - аромат сосны.
Старая Рачейка! Как мила мне ты!
2 ребенок: Рачейка, Старая Рачейка,
И кто же так тебя нарек?
Моя лесная чародейка,
Душевный, милый мой мирок
3 ребенок: Горы, перелески, реки,
Золотистые поля.
Полюбил тебя навеки
Я, родимая земля
Все знакомо, все привычно:
Ласки песенных ночей,
Поле с запахом пшеничным,
В избах – запах калачей.
4 ребенок: Ах, Рачейка» Небо синее,
Облака гуськом плывут,
Люди добрые и сильные
На твоей земле живу.
5 ребенок: Когда иду я по Рачейке,
Где мне известны все дома,
Природа шепчет вместе с ними
Свои приветные слова.
Я вижу маму, дом и школу,
Любимых мне людей и быт,
Моя знакомая березка
Мне что- то тихо говорит.
6 ребенок: Пусть скудная песчаная земля
Была на урожаи бедновата,
Но отдавала все же, что могла,
Крестьянину, что здесь осел когда-то.
Бабушка: Любил и мог сельский человек работать, труд был всегда в почете. После тяжелых трудов растянуть пошире гармонь, сплясать под русские наигрыши, или спеть народную песню, в которой слышалась и русская удаль, и шум векового леса, и звон ручейков… Куда только тогда девалась усталость.
Дедушка: Разомнись честной народ,
Балалайка русская всех нас зовет!
Бабушка: Что ты старый, не в уме?
Дедушка: Светит солнышко уже.
Приглашаю в хоровод,
Расступись, честной народ!
Дети исполняют хоровод «Давай с тобой, миленький, домик наживать» (+.)(Приложение №1).
Бабушка: Наплясались от души
Рачейские детушки,
От больших древ-
Малые веточки.
Самовар вот принесу,
Угощать вас всех начну.
Дедушка: Трудитесь, покамест служат руки
Не сетуй, не ленись, не трусь
За все твои дела и муки
Тебе спасибо скажут внуки
Тебе спасибо скажет Русь.
Бабушка с Дедушкой угощают всех чаем, с блинами.
Воспитатель: Славилась, славиться, и надеюсь, всегда будет славиться наша сельская земля своими людьми - главным достоянием. Не иссякнет в людях доброта, отзывчивость, умения творить и трудиться, прославлять родную землю, Родину, Россию.
Дети исполняют песню «Родина одна» (-),(+). (Приложение № 2; 2.1.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Мое родное село"
Этот конспект разрабатывался мной для детей старшей разновозрастной группы. Дети знакомятся со своим родным селом....
КОНСПЕКТ НОД: «ЗНАКОМИМСЯ С РОДНЫМ СЕЛОМ»
Знакомимся с родным селом. Конспект занятия (старшая – подготовительная группа) Воспитатель: Большакова О. Н. октябрь 2010 год ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжать формировать понятие «Родина», ...
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира детей ст. гр. Тема: «Родное село»
Продолжать знакомить детей с родным селом. Познакомить с историей главной достопримечательности нашего села – сопкой Спасательной. Учить детей называть район, село, узнавать герб села Вл.- Алекс...
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста
Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....
8. Достопримечательности родного села - села Кичигино (10.12.2019)
Семейный проект...
Краткосрочный проект «Мое село» в средней группе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек.
Художественное словоЗдравствуй, Родина моя!Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя! Я пою и в тишине Подпевают птицы мне....