Конспект занятия "О родном селе и людях - с любовью..."
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Бегей Марина Владимировна

Формирование у старших дошкольников первоначальных представлений о истории, культуре и традициях родного села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._o_rodnom_sele_i_lyudyakh_-_s_lyubovyu.doc652.5 КБ

Предварительный просмотр:

 СП «детский сад» ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области

(Музейная педагогика – детям)

           

Автор разработки:

воспитатель

Бегей М.В.


Цель:  Формировать у дошкольников первоначальные представления о культуре, истории и жизни жителей родного с.Старая Рачейка.

Задачи:

Познавательное развитие.

- Прививать познавательный интерес к истокам народного искусства, уважение к труду и таланту мастеров родного села.

- Знакомить с предметами труда, русского быта, декоративно – прикладного творчества, с их назначением.

- Формировать умение обследовать предметы старины.

- Воспитывать уважение к историческим корням.

Социально - коммуникативное развитие.

- На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.  

- Называть пословицы о труде, предметы русской старины.

- Создавать игровые ситуации, способствующие привитию интереса к прошлому родного села.

- Формировать бережное отношение к музейным экспозициям.

- Прививать гуманные чувства, любовь к ближним.

Речевое развитие.

- Развивать моторику речедвигательного аппарата, речевое дыхание

- Формировать умение рассказывать стихи, предавая красоту поэтических строк.

Художественно-эстетическое развитие.

- Формировать слуховое восприятие, музыкальную память, напевность звучания голоса.

- Развивать музыкально - творческие способности, умение импровизировать.

Место проведения:

- Музей старинных вещей «Светелка», оборудованный в детском саду.

Оборудование:

- Магнитофон, MP3 записи хоровода «Давай с тобой, миленький, домик наживать» (+), песни «Родина одна» (+),(-).

- Экспонаты музея старины.

- Угощение для детей чай, блины.

Предварительная работа:

- Разучивание стихов о Родине, о селе Старая Рачейка

- Приготовление костюмов для бабушки и дедушки.

- Знакомство с русскими старинными женскими именами.

- Экскурсии в музей старинных вещей.

- Знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями сельчан.

- Просмотр презентации Microsoft PowerPoint «Старая Рачейка, моя милая, малая Родина».

- Слушание русской народной музыки.

Ход занятия:

Дети подходят к «горнице» - музею старины детского сада.

Воспитатель: Ребята, мы пришли к музею старинных вещей. Все, что мы с вами видели и сегодня увидим - экспонаты музея, которые собирали сотрудники по всему нашему селу, приносили к нам в детский сад ваши родители. Предметы старинного русского быта старые и ветхие, но они и сейчас согревают нам душу, заставляют задуматься, мы должны быть аккуратными с ними.

«За морем теплее, а у нас светлее».

«На чужой стороне - Родина милее вдвойне».

«Где кто родился, там и пригодился».

«Родина краше солнца, дороже золота».

«Своя земля и в горсти мила».

О чем, ребята, эти пословицы?

Дети: (о Родине, о России)

Воспитатель: Ребята, мы живем с вами в одном из красивейших мест Сызранского района, в большом богатом культурными традициями и обычаями селе под названием Старая Рачейка. Наше село ведет начало из глубины веков. Более 340 лет назад приехали в нашу местность, богатую звонкими ручейками, люди и назвали эту местность «Ручейка», а немного позже переименовали село в «Рачейку». У нас самый чистый воздух, самая вкусная родниковая вода, а самое главное богатство нашего красивейшего села - многовековой лес! Мы можем в погожий летний денек выйти с крыльца и свободно погулять по лесу, наслаждаясь запахом душистых трав и цветов, порадоваться яркому солнышку и чистому небу.  Наблюдая за порхающими бабочками, можем побегать босиком по зеленой лужайке, и послушать пение птиц…

Воспитатель читает отрывок из стихотворения В.Белоногова, И.Бовкуна «Песня о Рачейке».

Ручейки по долам серебрились,

Бор шумел, и речушка текла.

Наши прадеды здесь поселились,

Их неволя сюда привела.

Рачейка - лес, Рачейка - хлеб,

Рачейка - радость наша.

Рачейке 340 лет,

Но столько и не дашь ей!

Три века надо простоять

И молодеть с годами,

И с каждым годом расцветать

И радовать с нами!..

Какими красивыми поэтическими строками авторы рассказывают о нашей малой Родине, любимом селе, с таким дорогим и добрым для всех нас названием Старая Рачейка.

        Ребята, вы знаете, что когда-то в нашем селе были всего лишь три небольшие улицы, которые располагались рядом с церковью: Посадская (ранее Посад), Ленинская (Козмодамианская), Октябрьская (Большая), затем появились улицы Почтовая (Миговка), Сызранская (Елшанка), Советская (Лыковка) и другие.  

        Жители села строили себе жилища, покрывали их соломой, они никогда не боялись труда и трудились всегда с радостью, помогая друг другу. По возможностям сельчане создавали уют в своих избах, растили детей.

         Сегодня я хочу пригласить вас в деревенский дом, познакомить с хозяевами, узнать, как жилось много-много лет назад нашим предкам, из какой посуды ели в старину, какую одежду носили, чем занимались.

Дети и воспитатель стучатся в «избу»

Воспитатель: Мы желаем добра хозяевам этого двора. Отворяйте дверь. Гости у порога!

Дед и Бабушка отворяют дверь, приветствуют детей поклоном.  

Бабушка:  Здравствуйте, гости дорогие.

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые.

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге- хозяевам  радость.

Для них и место готово.

Красному гостю- красное место.

Дети: Здравствуйте, Дедушка и бабушка.

Дедушка: Проходите в избу, садитесь на лавочки.

Дети заходят в комнату и рассаживаются на лавках.

Воспитатель: Пришли мы узнать, как вы живете-поживаете: в добром ли здравии? Что нового в хозяйстве?

Бабушка: Все мы вам покажем, все расскажем.

Бабушка обращает внимание на сундук, стоящий в углу.

Воспитатель: Что за странный сундучок?

И закрыт он на замок.

Если ключик подберем,

В прошлый век мы попадем!

Бабушка: Чтоб сундук открылся, нужно потрудиться - отгадать загадки.

  1. Маленький, пузатенький-

     Весь дом стережет (Замок).

2.  Хвост на дворе, нос в конуре,

     Кто хвост повернет, тот в дом войдет (Ключ).

Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки, и сундучок наш открылся.

Воспитатель достает из сундука элементы русской народной одежды (передник, кокошник, картуз, платок, кушак, душегрейку), при этом, называя вещи, дети наряжаются, смотрят в зеркало.

Бабушка:          Влево, вправо повернись,

      В прошлое села вернись!

Вот мы и попали в прошлый век нашего села Старая Рачейка, очутились в древней деревенской избе.

Дедушка: Гости, наши милые, детушки любимые. Оглянитесь вокруг да скажите: что в избе больше всего места занимает?

Дети: Печка.

Дедушка: Верно, печка. Она называется русской печью. Наше село Старая Рачейка  славилось мастерами кладки печей, один из таких мастеров и сейчас жив - здоров: это прадедушка Никиты Богатырева Павел Петрович Моисеев. Хороший печник всегда был в почете в селе. Секретами и умением он делился со своими учениками, дедушка Никиты,  имеет те же навыки, что и его отец.

Русская печка всем в доме правит: и кормит, и обогреет, если голоден, щами угости или кашей с маслом. Про нее говорили: «Только в горячей печи пекутся калачи».

Бабушка: В моей печке вкусные оладушки для вас испекутся. А пока поиграем в игру «Волшебный кубарик» (волчок). Скажем ему волшебные слова:

«Крутить, вертись, на бочок ложись»

Он покружится – покружится и уляжется, куда «носиком» укажет, туда и смотреть надо: что в той стороне стоит, висит, лежит да как называется?

Дети называют знакомые им предметы, говорят об их назначении.

- Чугунок (сделан из чугуна - в кузнице отлит, его смело ставят в печь, нужен для приготовления пищи);

- Ухват (нужен для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься) (показывает);

        - Кринка (сейчас молоко в банки наливают, а раньше в кринки, делали из пека и глины, обжигали в печи, долго молоко не скисало);

 - Самовар (устройство для кипячения воды и приготовления чая, символ русского гостеприимства, им встречали гостей, подавали с разными сладостями);  

        - Коромысло (сделано из дерева, пользовались женщины для переноса воды из водоема).

Воспитатель: Молодцы, ребята, многие предметы старины вам знакомы, видно свои корни не забываете.

Слышится плачь дитя, ребята подходят к следующему экспонату «избы».

Бабушка: Это кто тут у нас плачет, да это наша внучка Глашенька (кукла). Ребята, подумайте, как в старину могли звать эту девочку.

Дети называют женские старинные имена

 (Анфиса, Марья, Евдокия, Устинья, Полина, Федора).

        Бабушка: Наша Глашенька лежит в колыбельке. В старину ее называли люлькой, или зыбкой. Эти зыбку нам подарила на память бабушка Полины Захаровой. Ее сделал в прошлом веке Полинин прадедушка Петр Николаевич. Давно нет человека, а работа его жива. Сейчас мы можем рассмотреть его ручную работу, в живую, не по картинке, как это здорово!

Воспитатель: Ребята, давайте-ка успокоим Глашеньку и поиграем с ней

Игра проводится 2 раза. Воспитатель, держа куклу в руках вместе с детьми, показывает движения, при этом произнося слова:

На кота -  потягушки,

На дитя - порастушки.    (Поочередное вытягивание рук вверх)

С гуся вода-

С дитя - вся худоба        (Движения рук вверх и вниз с наклоном до пола)

Наденем сапожки

Это - с правой ножки,

Это с левой ножки         (Стоя, ноги врозь, поочередно наклоны к носкам ног).

Топ-топ- топатушки!

Пляшут зайки на опушке.

Пляшут лапки и хвосты.

Что стоишь? Пляши и ты! (Прыжки: ноги врозь, ноги вместе).

Воспитатель предлагает положить ее и покачать.

Бабушка: Ребята, скажите, а где спит наша деточка?

Дети: В люльке, в колыбельке, в зыбке.

Бабушка: Зыбка в деревенских домах легко качалась, «кланялась», как маленькая лодочка, другие подвешивались к потолку. Про зыбку говорили «Зыбка поскрипывает, тихо песенку поет». Положит мама ребеночка в зыбку, качнет ее раз-другой, а сама в это время пряжу прядет, или шьет-вышивает.

Воспитатель: (показывает прялку). Это - прялка, предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки, она сопровождала девушку от рождения до замужества и была ее оберегом. Прялку в наш музей старины в детский сад подарила пожилая бабушка Татьяна Кузьминична Кочеткова,  жительница нашего села. Мы ей очень благодарны, потому, что можем тоже рассмотреть ее, прикоснуться к ней, почувствовать ее душу.

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом», - так говорили в народе в старину.

Бабушка: А вот рушники - расшитые декоративные полотенца из домотканого холста, выполненные руками мастерицы, также жившей в нашем селе. На одном из них видны большие заглавные буквы Ф и П- инициалы прабабушки Шишовых Даши и Андрея, ее звали Фаина Пиганова.

А здесь - салфетки связанные затейливыми петельками, их вязала рачейская мастерица с золотыми руками – самоучка Анастасия Петровна Березина, родственница нашего воспитанника Андрея Березина.

А эти картины вышиты крестиком бабушкой Софии Доценко Ниной Яковлевной Калиниковой.

(Дети рассматривают изделия старорачейских мастериц)

Дедушка: Ребятушки, а я вам хочу показать верстачок, на котором работал прадедушка Кошечкиной Ангелины, знатный кудесник, плотнических дел мастер. Вот его же ящик для инструментов, в нем рубанок и деревянный молоток, рядом пила- двуручка. А еще он был хороший вальщик валенок, тут его приспособление для валки теплой зимней обуви и крючок для подшивания валенок.

Воспитатель: Богата наша сельская земля мастерами и мастерицами. Давайте–ка вспомним пословицы про труд.

Дети называют пословицы.

- Труд кормит человека, а лень портит.

- Какова пряха, такова на ней рубаха.

- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Землю красит солнце, а человека – труд.

Воспитатель: Какие замечательные пословицы, о многом они говорят. Сколько на Руси было мастеров-умельцев, сколько их было и в нашем большом красивейшем селе. Предки оставили на земле рачейской «следы» своей жизни, а мы их обязательно сохраним.

Красота окружающей природы, звонкие трели птиц, луговые травы, родники не оставляют равнодушным ни нас с вами, ни людей, которые гостили в нашем старинном селе.

        Особенно хотелось бы сказать об одном человеке – энтузиасте, влюбленном в людей и родное село краеведе Галине Григорьевне Журловой. Она издала  три  замечательные книги о нашем любимом селе Старая Рачейка и его жителях на основе исторических фактов, рассказов старожил. Не каждое село может похвастаться своими книжками. А о нашем селе – книг три! Эти книги бесценны, они приучают нас к безграничной любви к Родине, учат уважать старших, брать с них пример. Свои книги Галина Григорьевна подарила и нам в детский сад, и я вас обязательно с ними познакомлю.

Ребята, давайте расскажем отрывки стихов поэтов, которые также написали теплые, добрые слова о нашем селе, природе родного края, а сегодняшняя обстановка поможет нам прочувствовать их каждую поэтическую строчку.

1 ребенок:  Старая Рачейка! Как ты мне мила!

В серебристых речках чистая вода,

А в бору веселом -  аромат сосны.

Старая Рачейка! Как мила мне ты!

2  ребенок: Рачейка, Старая Рачейка,

И кто же так тебя нарек?

Моя лесная чародейка,

Душевный, милый мой мирок

3  ребенок: Горы, перелески, реки,

Золотистые поля.

Полюбил тебя навеки

Я, родимая земля

Все знакомо, все привычно:

Ласки песенных ночей,

Поле с запахом пшеничным,

В избах – запах калачей.

4  ребенок: Ах, Рачейка» Небо синее,

Облака гуськом плывут,

Люди добрые и сильные

На твоей земле живу.

5 ребенок:  Когда иду я по Рачейке,

Где мне известны все дома,

Природа шепчет вместе с ними

Свои приветные слова.

Я вижу маму, дом и школу,

Любимых мне людей и быт,

Моя знакомая березка

Мне что- то тихо говорит.

6 ребенок: Пусть скудная песчаная земля

Была на урожаи бедновата,

Но отдавала все же, что могла,

Крестьянину, что здесь осел когда-то.

Бабушка:  Любил и мог сельский человек работать, труд был всегда в почете. После тяжелых трудов растянуть пошире гармонь, сплясать под русские наигрыши, или спеть народную песню, в которой слышалась и русская удаль, и шум векового леса, и звон ручейков… Куда только тогда девалась усталость.

Дедушка:  Разомнись честной народ,

                             Балалайка русская всех нас зовет!

Бабушка: Что ты старый, не в уме?

Дедушка: Светит солнышко уже.

                             Приглашаю в хоровод,

                             Расступись, честной народ!

Дети исполняют хоровод «Давай с тобой, миленький, домик наживать» (+.)(Приложение №1).          

Бабушка:   Наплясались от души

Рачейские детушки,

От больших древ-

Малые веточки.

Самовар вот принесу,

Угощать вас всех начну.

         Дедушка:   Трудитесь, покамест служат руки

Не сетуй, не ленись, не трусь

За все твои дела и муки

Тебе спасибо скажут внуки

Тебе спасибо скажет Русь.    

Бабушка с Дедушкой угощают всех чаем, с блинами.

Воспитатель: Славилась, славиться, и надеюсь, всегда будет славиться наша сельская земля своими людьми - главным достоянием. Не иссякнет в людях доброта, отзывчивость, умения творить и трудиться, прославлять родную землю, Родину, Россию.

Дети исполняют песню «Родина одна» (-),(+). (Приложение № 2; 2.1.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Мое родное село"

Этот конспект разрабатывался мной для детей старшей разновозрастной группы. Дети знакомятся со своим родным селом....

КОНСПЕКТ НОД: «ЗНАКОМИМСЯ С РОДНЫМ СЕЛОМ»

Знакомимся с родным селом. Конспект занятия (старшая – подготовительная группа) Воспитатель: Большакова О. Н. октябрь 2010 год ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжать формировать понятие «Родина», ...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира детей ст. гр. Тема: «Родное село»

Продолжать знакомить детей с родным селом. Познакомить с историей главной достопримечательности нашего села – сопкой Спасательной. Учить детей называть район, село, узнавать герб села Вл.- Алекс...

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста

Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....

Краткосрочный проект «Мое село» в средней группе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек.

Художественное словоЗдравствуй, Родина моя!Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя! Я пою и в тишине Подпевают птицы мне....