ТЕМА «Родное Приамурье».
методическая разработка (старшая группа) по теме

Мискевич Виктория Станиславовна

Цель: Закрепление знаний  детей  старшего дошкольного возраста по теме  «Родное Приамурье».

Задачи:

1. Образовательные:

-обобщить и систематизировать знания детей по теме: «Родное Приамурье»;

-закреплять знания о своеобразии жизни быте, традициях коренных, малочисленных народов;

-формировать чувство гражданственности, гордости за свое Отечество, приобщать воспитанников к художественному самодеятельному творчеству, способствовать формированию у детей умения жить в коллективе, усиливать интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщать к спорту и здоровому образу жизни;

-систематизировать знания детей о родном поселке, о его  достопримечательностях.

2. Коррекционно-развивающие:

-развивать связную речь;

-совершенствовать умение подбирать прилагательные;

-развивать логическое мышление ;

-развивать зрительное восприятие;

 -пополнять и активизировать словарный запас по данной теме.

3. Воспитательные:

-воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;

-развивать творчество детей через театрализованную деятельность;

 

-развивать умение работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoe_priamure_otkr._zanyatie.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «Родное Приамурье».

Цель: Закрепление знаний  детей  старшего дошкольного возраста по теме  «Родное Приамурье».

Задачи:

1. Образовательные:

-обобщить и систематизировать знания детей по теме: «Родное Приамурье»;

-закреплять знания о своеобразии жизни быте, традициях коренных, малочисленных народов;

-формировать чувство гражданственности, гордости за свое Отечество, приобщать воспитанников к художественному самодеятельному творчеству, способствовать формированию у детей умения жить в коллективе, усиливать интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщать к спорту и здоровому образу жизни;

-систематизировать знания детей о родном поселке, о его  достопримечательностях.

2. Коррекционно-развивающие:

-развивать связную речь;

-совершенствовать умение подбирать прилагательные;

-развивать логическое мышление ;

-развивать зрительное восприятие;

 -пополнять и активизировать словарный запас по данной теме.

3. Воспитательные:

-воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;

-развивать творчество детей через театрализованную деятельность;

-развивать умение работать в команде.

Предварительная работа:

-чтение произведений Д. Нагишкина «Амурские сказки», Э. Кириченко «Сказки дремучей тайги»;

-ознакомление с символикой России, Амурской области, поселка Серышево;

-ознакомление детей с традициями, культурой, промыслами, условиями жизни коренных народов;

-разучивание игр;

-цикл бесед на тему «Моя родина -  Россия», «Моя родина – Амурская область», «Моя родина – мой поселок»;

-рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по теме «Народы  Амура»;

-детское художественное творчество.

Наглядный материал:

-разрезные картинки с изображением достопримечательностей поселка Серышево;

-«история, традиции, обычаи» народов живущие по Амуру;

 -викторина «Я знаю сой любимый край», игра «Узнай по голосу», развивающая игра -«Сложи ковер».

 Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, слушание голосов зверей, физминутка, смена видов деятельности.

Ход.

У стены стоит столик туристического агентства, на стене висит карта России. За столиком сидит девочка – туроператор. К ней подходит туристка (роль играет взрослый человек).

Туристка: «Добрый день».

Туроператор (ребенок): «Добрый день, присаживайтесь, пожалуйста».

Туристка: «Я  прилетела  в Россию из Италии. Хочу посетить в вашей стране Приамурье - это название я нашла в интернете».

Туроператор: «Россия, большая, красивая страна. А Приамурье моя малая Родина, я там родилась!

Сколько дорог, сколько тревог

Прожито, пройдено.

Только к себе снова зовёт

Малая Родина.

Маленький дом, старенький дом

С синими ставнями.

В домике том, в домике том

Сердце оставлено».

Туристка: «А что интересного я могу увидеть в Приамурье?»

Туроператор: «О, там очень много достопримечательностей!»

Показывает указкой по карте России.

Туроператор: «В Москве Вы сядете на самолет и долетите до города Благовещенска в Амурской области. На этот путь у Вас уйдет 8-9 часов. Вас встретит наш человек из огенства, и Вы с ним доедите на машине до поселка Серышево. По дороге сможете полюбоваться просторами Приамурья. В поселке, посетите детский сад №7. Дети расскажут вам, чем славится  Приамурье.  Вот Вам путевка. Всего Вам доброго!» (Подает путевку).

Туристка берет путевку, говорит «спасибо» и отходит от столика. Заходит за ширму. Звучат звуки самолета и движущейся машины.

В группу входят дети с воспитателем.

Воспитатель.

 Ребята, я получила электронное сообщение из туристического агентства города Москвы. К нам приезжает туристка из Италии. Мы должны ее встретить по нашим традициям и рассказать ей о нашей России, о Приамурье, о нашем поселке.

Настя, надень пожалуйста сарафан, возьми рушник с караваем. Денис и Саша готовят самовар с чаем. Юстина и Злата сервируют стол с угощением. Миша, Ваня, Никита размещают на столе подборку книг и фотографий о Родине.

Идет подготовка к приезду туристки. Слышится звук подъезжающей машины. Звучит музыка Амурского композитора Ф.Воробьева.  Девочка в русском сарафане с караваем на рушнике выходит вперед. Из-за ширмы выходит туристка. Девочка подносит каравай туристки и говорит:

Настя: «Добро пожаловать, мы рады Вас приветствовать на Приамурской земле!

Хлебом солью, мы гостей встречаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.»

Туристка: «О спасибо! Очень вкусно!  А почему хлеб с солью?» берет каравай.

Воспитатель. Очень хороший вопрос! Важный,  для русского человека. Предлагаю всем присесть и поговорить.

Дети, воспитатель и туристка рассаживаются полукругом на стульчики.

Хлеб и соль это символы процветания и благополучия. Хлеб это знание, сытость, сила, мощь, могучесть, процветание в доме или семье. Хлеб - всему голова. Но обычно используется каравай. Каравай означает праздник. Этот хлеб говорит о том, что гостя уважают и хотят видеть в нем обязательно друга.

Хлеб соль на Руси считалась главной едой, они были на  любом столе. И в русском языке есть много пословиц о хлебе с солью.

Дети, а вы знаете эти пословицы?

Дети. «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

«Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой».

«На хлебе, на соли, да на добром слове».

«Без соли, без хлеба — худа беседа».

«Соли не жалей, так и есть веселей».

«Без хлеба не сытно, без соли не сладко».

«Соли нету, так и слова нету».

«В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью».

«Хлеб-соль разбойника побеждает».  

Воспитатель.

Россия - самая таинственная и удивительная страна с необъятными просторами.

Степи, озёра, леса и поля –

Всё это наша родная земля.

Огромна наша страна, обширны ее приделы. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Как вы понимаете пословицу: «Одна у человека мать - одна у него и Родина»?

Ответы детей.

Воспитатель.

Вы правы, у ребенка одна мама, и место где родился человек то же одно.

Саша.

Мама и Родина очень похожи.

Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Та, что на наших полях колосится.

Много у Родины общего с мамой,

Самой красивой, ласковой самой!

Так и должно быть: что дорого нам –

Напоминает всегда наших мам!

Воспитатель.

Замечательные слова о Родине! В России есть свои народные песни, игры, танцы. Давайте поиграем в одну из них!

 Дети играют в игру.

Дети встают в круг, повторяют слова и выполняют движения:

Глубоки у нас моря (наклоны, руки вниз)

Широки у нас поля (руки в стороны)

Изобильная, родная (руки вверх, встать на носки)

Славься русская земля! (взяться за руки). Играют 2 раза.

Воспитатель.  

Ребята, обратите внимание на карту Амурской области. Цветом на ней обозначены народы, проживающие на территории нашей области. Они селились в Амурской области в разное время. У них свой быт и культура. Вот о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живущих мы сегодня с вами расскажем нашей гостье. Я предлагаю отправиться в путешествие по берегам Амура, что бы вспомнить историю и традиции народов, проживающих на берегах могучей реки.

Никита.

Красив  амурский лес в любое время года.

Солнца яркие разливы

Красят с выси голубой

Край родной, так сердцу милый,

Ненаглядной красотой.

И куда не кину взглядом,

В даль какую б не ушла,

Незабвенную усладой

Наполняется душа.

Давайте вспомним коренные  народы, проживающие в Амурской области, об их промыслах, роде занятий.

Назовите мне, пожалуйста, какие народы проживали и сейчас живут в нашей области? Чем они занимались?

Дети отвечают.

Воспитатель.

Главным занятием мужчин, как вы сказали, была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду,  шили одежду, убирались, воспитывали детей.

Юстина.

Стихотворение «Моя бабушка вышивает ковер»

Моя бабушка вышивает ковер,

Ровной лентой ложится узор,

Возьми в руки иголку, попробуй дитя,

И увидишь, как сказка родится сама.

Вышивая узор можно много сказать,

Здесь традиции нани, их нельзя забывать

В мягких волнах Амура изогнулся дракон

Звери, птицы и рыбы охраняют наш дом.

Воспитатель.

Предлагаю и вам вышить свои ковры.

Дети играют в игру «Сложи ковер». Играют в командах. По очереди собирают пазлы на полу, чтобы вышел узор.

Воспитатель.

Дети, все охотники должны были обладать очень острым слухом, уметь различать животных по голосам. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай по голосу» и проверим, сможете ли вы, подобно охотникам, узнать крик дикого животного.

Игра «Узнай по голосу». Звучат голоса животных. Дети дают полный ответ: «Я услышал рык тигра, лай лисицы» и т.д (лось, волк, медведь).

Воспитатель.

 Молодцы, вы правильно назвали всех животных.

Гимнастика для глаз.

Ребята, а теперь, как эвенки в старину, поупражняемся в зоркости своих глаз. У меня в руках эвенкийская кукла. Проследите за ней , только глазами.

(Дети выполняют упражнение, внимательно следят  глазами за куклой, не поворачивая при этом голову).

Воспитатель.

Молодцы!!! Мы много знаем о жизни, традициях жителей Приамурья. Культура каждого народа своеобразна и достойна уважения и восхищения. Каждый народ по своему, талантлив. Нам с вами очень повезло – мы живет в области, богатой своей историей и своими традициями.

Денис.

Он могуч, богат не хмур

Древний батюшка Амур.

Здесь красиво. Также тут

Люди разные живут.

Нивх, эвенк и русский тоже

Но в одном мы все похожи.

Это Родина и нужно

Жить нам весело и дружно.

И традиции хранить

Родину свою любить.

Воспитатель.

Как называется место, где мы с вами живём?

Дети отвечают.

Можно сказать, что это наша «малая» Родина? Почему?

Дети отвечают.

Наш посёлок начинается с неброских, уютных уголков природы, таинственной прохлады тополей, черемухи и берез – всех этих скромных, неприхотливых, но до боли щемящих родных мест.

Нет лучше родного дома, родного края. В старину говорили: «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило».

История родного края волнует любого из нас. Но у такого поселка, какой является посёлок Серышево в памяти людей всегда, с давних пор живут рассказы о прошлом. Передаются рассказы устно, от человека к человеку, от старших в семье к младшим. И память эту очень важно сохранить.

История поселка удивительна, хотя и немного запутанна. В 1912 году между двух сел, Поляна и Белоногова, построили казарму для железнодорожников. Так появился разъезд, а потом станция которую в 1928 году назвали Серышево. Свое название поселок получил в честь революционера и видного полководца Гражданской войны Степана Михайловича Серышева. Серышевская земля вырастила 4 Героев Советского Союза. Строились школы, детсады, магазины, бани, клубы, больницы.

Настя.

Серышевский край. Нет тебя дороже:

 Гладь зеркальных рек, лиманов и озёр.

 Здесь шумят осины, клёны и берёзы,

 Из цветов и ягод стелется ковёр…

 …Серышевский край. Милые пенаты.

 Родиной для многих станет навсегда

 Оставайся ж мудрым, щедрым и богатым,

 Вопреки стихиям, вопреки годам.

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Воспитатель.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Узнай по описанию». Если вы правильно угадали, то я покажу фото этого здания, объекта или памятника нашего поселка.

Вопросы к детям.

1. В этом здании много детей. Здесь они играют, узнают много интересного, гуляют, спят. Что это? (Детский сад )

2. Здесь собираются люди отдохнуть, посмотреть концерт, послушать музыку, просмотреть фильмы. Что это? (Дом культуры)

3. К этому месту приходят дети и взрослые в День Победы, чтобы почтить память героев войны. Что это? (Памятник погибшим воинам в ВОВ.)

4. В этом здании работают люди, которые заботятся о нашем посёлке и его людях, управляют нашим посёлком. Что это за здание? (Администрация.)

5. Сюда приходят дети учиться, получать знания. Здесь очень интересно и уютно. Что же это? (Школа.)

6. Сюда ходят верующие люди помолиться о своих родных и близких. (Храм)

Вы очень хорошо знаете свой родной посёлок!

Родина моя милая,

Отчизна моя любимая.

Славное у тебя прошлое,

Светлое впереди и хорошее!

Имя полное кротости

Я произношу с гордостью!

Моя Родина!

Какое дерево считают символом нашей страны? (ответы детей). Правильно. В поселке очень много растет берез. Это очень старое слово и произошло оно от слова «беречь». Зимой берёзовые дрова хорошо согревали, на берёзовой бересте в древности писали, из неё плели короба, а летом в тени берёзы можно было укрыться от знойного солнца, отдохнуть и поиграть. Посмотрите, у меня берестяной короб, а там… ленточка. Поиграем?

Туристка.

О, а можно и мне поиграть в вашу игру?

Народная игра «Заря».

Дети встают лицом в круг, руки держат за спиной. Один из играющих «Заря» ходит позади них с лентой, поют все дети.

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот,  кто останется без места, становится Зарёй.

 (Игра повторяется).

1 ребенок.

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

2 ребенок.

Есть край Амурский, чудесный такой

Он славен делами, прекрасен собой.

Немало в нем добрых и сильных людей

С ним связаны крепко мы жизнью своей.

3 ребенок.

Мы счастливы, живем мы на Амуре

Хозяева земли своей родной

Богатствами гордимся вековыми

И любим Приамурье всей душой.

Туристка.

Какие душевные слова, какая интересная игра! Приеду домой,  буду играть в нее со своими родными. (Смотрит на часы). Простите, но у меня уже выходит время, уже надо возвращаться на самолет и обратно в Италию.

Воспитатель.

Уважаемая гостья. Разрешите нам на прощание угостить Вас русским чаем, вареньем из наших ягод и подарить сувенир.

Денис подносит коллаж из работ детей  «Мое Приамурье».

А пока греется самовар, предлагаю поиграть.

Выходите, вставайте в круг. Это наш стол.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Дети.

Мы  на стол поставим чайник        

Самовар, тарелки, чашки

Будем всех мы угощать

 Дорогих гостей встречать.

Имитационные движения:

«Чайник»- одна рука на поясе, другая в стороны вверх.

«Самовар» - обе руки на поясе, щёки надуты

«Чашки» - ноги в стороны, руки в стороны вверх

«Тарелки» - кружатся вокруг себя, руки в стороны.

Все дети и взрослыми садятся за стол, пьют чай. Гостья прощается и уходит. Слышится звук машины.

Воспитатель.

Вот и уехала наша гостья в Италию и увезла в своей душе частичку нашего тепла. Думаю, будет вспоминать наше Приамурье и нас.

(Подводит итог. Что понравилось, что запомнилось, а что не понравилось детям в этой встрече и беседе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: "Родной город"

Хочется поделиться с коллегами  опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.Работая в детском саду с 1994 года и проанализировав уровень воспитанности детей, я приш...

Интегрированное занятие "Родное Приамурье" Подготовительная логопедическая группа

В занятии представлен материал для проверки знаний детей о своей малой родине: о традициях, быте коренных народов Приамурья, а таже о символике и памятниках архитектуры города Хабаровска и Хабаровског...

Презентация "Наш родной город Выборг" к занятиям по лексической теме "Родной город"

Компьютерная презентация помогает разнообразить учебный процесс и способствует лучшему усвоению материала учащимися (воспитанниками)....

НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»

Цель: Прививать чувство   любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...

Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе

Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...

Сценарий литературно- музыкального интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка на тему: «Родной язык - моё богатство» (для детей старшей, подготовительной группы)

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность, стремление к новым знани...