ТЕМА «Родное Приамурье».
методическая разработка (старшая группа) по теме
Цель: Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста по теме «Родное Приамурье».
Задачи:
1. Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания детей по теме: «Родное Приамурье»;
-закреплять знания о своеобразии жизни быте, традициях коренных, малочисленных народов;
-формировать чувство гражданственности, гордости за свое Отечество, приобщать воспитанников к художественному самодеятельному творчеству, способствовать формированию у детей умения жить в коллективе, усиливать интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщать к спорту и здоровому образу жизни;
-систематизировать знания детей о родном поселке, о его достопримечательностях.
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать связную речь;
-совершенствовать умение подбирать прилагательные;
-развивать логическое мышление ;
-развивать зрительное восприятие;
-пополнять и активизировать словарный запас по данной теме.
3. Воспитательные:
-воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;
-развивать творчество детей через театрализованную деятельность;
-развивать умение работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoe_priamure_otkr._zanyatie.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «Родное Приамурье».
Цель: Закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста по теме «Родное Приамурье».
Задачи:
1. Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания детей по теме: «Родное Приамурье»;
-закреплять знания о своеобразии жизни быте, традициях коренных, малочисленных народов;
-формировать чувство гражданственности, гордости за свое Отечество, приобщать воспитанников к художественному самодеятельному творчеству, способствовать формированию у детей умения жить в коллективе, усиливать интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщать к спорту и здоровому образу жизни;
-систематизировать знания детей о родном поселке, о его достопримечательностях.
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать связную речь;
-совершенствовать умение подбирать прилагательные;
-развивать логическое мышление ;
-развивать зрительное восприятие;
-пополнять и активизировать словарный запас по данной теме.
3. Воспитательные:
-воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;
-развивать творчество детей через театрализованную деятельность;
-развивать умение работать в команде.
Предварительная работа:
-чтение произведений Д. Нагишкина «Амурские сказки», Э. Кириченко «Сказки дремучей тайги»;
-ознакомление с символикой России, Амурской области, поселка Серышево;
-ознакомление детей с традициями, культурой, промыслами, условиями жизни коренных народов;
-разучивание игр;
-цикл бесед на тему «Моя родина - Россия», «Моя родина – Амурская область», «Моя родина – мой поселок»;
-рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по теме «Народы Амура»;
-детское художественное творчество.
Наглядный материал:
-разрезные картинки с изображением достопримечательностей поселка Серышево;
-«история, традиции, обычаи» народов живущие по Амуру;
-викторина «Я знаю сой любимый край», игра «Узнай по голосу», развивающая игра -«Сложи ковер».
Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, слушание голосов зверей, физминутка, смена видов деятельности.
Ход.
У стены стоит столик туристического агентства, на стене висит карта России. За столиком сидит девочка – туроператор. К ней подходит туристка (роль играет взрослый человек).
Туристка: «Добрый день».
Туроператор (ребенок): «Добрый день, присаживайтесь, пожалуйста».
Туристка: «Я прилетела в Россию из Италии. Хочу посетить в вашей стране Приамурье - это название я нашла в интернете».
Туроператор: «Россия, большая, красивая страна. А Приамурье моя малая Родина, я там родилась!
Сколько дорог, сколько тревог
Прожито, пройдено.
Только к себе снова зовёт
Малая Родина.
Маленький дом, старенький дом
С синими ставнями.
В домике том, в домике том
Сердце оставлено».
Туристка: «А что интересного я могу увидеть в Приамурье?»
Туроператор: «О, там очень много достопримечательностей!»
Показывает указкой по карте России.
Туроператор: «В Москве Вы сядете на самолет и долетите до города Благовещенска в Амурской области. На этот путь у Вас уйдет 8-9 часов. Вас встретит наш человек из огенства, и Вы с ним доедите на машине до поселка Серышево. По дороге сможете полюбоваться просторами Приамурья. В поселке, посетите детский сад №7. Дети расскажут вам, чем славится Приамурье. Вот Вам путевка. Всего Вам доброго!» (Подает путевку).
Туристка берет путевку, говорит «спасибо» и отходит от столика. Заходит за ширму. Звучат звуки самолета и движущейся машины.
В группу входят дети с воспитателем.
Воспитатель.
Ребята, я получила электронное сообщение из туристического агентства города Москвы. К нам приезжает туристка из Италии. Мы должны ее встретить по нашим традициям и рассказать ей о нашей России, о Приамурье, о нашем поселке.
Настя, надень пожалуйста сарафан, возьми рушник с караваем. Денис и Саша готовят самовар с чаем. Юстина и Злата сервируют стол с угощением. Миша, Ваня, Никита размещают на столе подборку книг и фотографий о Родине.
Идет подготовка к приезду туристки. Слышится звук подъезжающей машины. Звучит музыка Амурского композитора Ф.Воробьева. Девочка в русском сарафане с караваем на рушнике выходит вперед. Из-за ширмы выходит туристка. Девочка подносит каравай туристки и говорит:
Настя: «Добро пожаловать, мы рады Вас приветствовать на Приамурской земле!
Хлебом солью, мы гостей встречаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.»
Туристка: «О спасибо! Очень вкусно! А почему хлеб с солью?» берет каравай.
Воспитатель. Очень хороший вопрос! Важный, для русского человека. Предлагаю всем присесть и поговорить.
Дети, воспитатель и туристка рассаживаются полукругом на стульчики.
Хлеб и соль это символы процветания и благополучия. Хлеб это знание, сытость, сила, мощь, могучесть, процветание в доме или семье. Хлеб - всему голова. Но обычно используется каравай. Каравай означает праздник. Этот хлеб говорит о том, что гостя уважают и хотят видеть в нем обязательно друга.
Хлеб соль на Руси считалась главной едой, они были на любом столе. И в русском языке есть много пословиц о хлебе с солью.
Дети, а вы знаете эти пословицы?
Дети. «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
«Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой».
«На хлебе, на соли, да на добром слове».
«Без соли, без хлеба — худа беседа».
«Соли не жалей, так и есть веселей».
«Без хлеба не сытно, без соли не сладко».
«Соли нету, так и слова нету».
«В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью».
«Хлеб-соль разбойника побеждает».
Воспитатель.
Россия - самая таинственная и удивительная страна с необъятными просторами.
Степи, озёра, леса и поля –
Всё это наша родная земля.
Огромна наша страна, обширны ее приделы. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Как вы понимаете пословицу: «Одна у человека мать - одна у него и Родина»?
Ответы детей.
Воспитатель.
Вы правы, у ребенка одна мама, и место где родился человек то же одно.
Саша.
Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колосится.
Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Так и должно быть: что дорого нам –
Напоминает всегда наших мам!
Воспитатель.
Замечательные слова о Родине! В России есть свои народные песни, игры, танцы. Давайте поиграем в одну из них!
Дети играют в игру.
Дети встают в круг, повторяют слова и выполняют движения:
Глубоки у нас моря (наклоны, руки вниз)
Широки у нас поля (руки в стороны)
Изобильная, родная (руки вверх, встать на носки)
Славься русская земля! (взяться за руки). Играют 2 раза.
Воспитатель.
Ребята, обратите внимание на карту Амурской области. Цветом на ней обозначены народы, проживающие на территории нашей области. Они селились в Амурской области в разное время. У них свой быт и культура. Вот о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живущих мы сегодня с вами расскажем нашей гостье. Я предлагаю отправиться в путешествие по берегам Амура, что бы вспомнить историю и традиции народов, проживающих на берегах могучей реки.
Никита.
Красив амурский лес в любое время года.
Солнца яркие разливы
Красят с выси голубой
Край родной, так сердцу милый,
Ненаглядной красотой.
И куда не кину взглядом,
В даль какую б не ушла,
Незабвенную усладой
Наполняется душа.
Давайте вспомним коренные народы, проживающие в Амурской области, об их промыслах, роде занятий.
Назовите мне, пожалуйста, какие народы проживали и сейчас живут в нашей области? Чем они занимались?
Дети отвечают.
Воспитатель.
Главным занятием мужчин, как вы сказали, была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили одежду, убирались, воспитывали детей.
Юстина.
Стихотворение «Моя бабушка вышивает ковер»
Моя бабушка вышивает ковер,
Ровной лентой ложится узор,
Возьми в руки иголку, попробуй дитя,
И увидишь, как сказка родится сама.
Вышивая узор можно много сказать,
Здесь традиции нани, их нельзя забывать
В мягких волнах Амура изогнулся дракон
Звери, птицы и рыбы охраняют наш дом.
Воспитатель.
Предлагаю и вам вышить свои ковры.
Дети играют в игру «Сложи ковер». Играют в командах. По очереди собирают пазлы на полу, чтобы вышел узор.
Воспитатель.
Дети, все охотники должны были обладать очень острым слухом, уметь различать животных по голосам. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай по голосу» и проверим, сможете ли вы, подобно охотникам, узнать крик дикого животного.
Игра «Узнай по голосу». Звучат голоса животных. Дети дают полный ответ: «Я услышал рык тигра, лай лисицы» и т.д (лось, волк, медведь).
Воспитатель.
Молодцы, вы правильно назвали всех животных.
Гимнастика для глаз.
Ребята, а теперь, как эвенки в старину, поупражняемся в зоркости своих глаз. У меня в руках эвенкийская кукла. Проследите за ней , только глазами.
(Дети выполняют упражнение, внимательно следят глазами за куклой, не поворачивая при этом голову).
Воспитатель.
Молодцы!!! Мы много знаем о жизни, традициях жителей Приамурья. Культура каждого народа своеобразна и достойна уважения и восхищения. Каждый народ по своему, талантлив. Нам с вами очень повезло – мы живет в области, богатой своей историей и своими традициями.
Денис.
Он могуч, богат не хмур
Древний батюшка Амур.
Здесь красиво. Также тут
Люди разные живут.
Нивх, эвенк и русский тоже
Но в одном мы все похожи.
Это Родина и нужно
Жить нам весело и дружно.
И традиции хранить
Родину свою любить.
Воспитатель.
Как называется место, где мы с вами живём?
Дети отвечают.
Можно сказать, что это наша «малая» Родина? Почему?
Дети отвечают.
Наш посёлок начинается с неброских, уютных уголков природы, таинственной прохлады тополей, черемухи и берез – всех этих скромных, неприхотливых, но до боли щемящих родных мест.
Нет лучше родного дома, родного края. В старину говорили: «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило».
История родного края волнует любого из нас. Но у такого поселка, какой является посёлок Серышево в памяти людей всегда, с давних пор живут рассказы о прошлом. Передаются рассказы устно, от человека к человеку, от старших в семье к младшим. И память эту очень важно сохранить.
История поселка удивительна, хотя и немного запутанна. В 1912 году между двух сел, Поляна и Белоногова, построили казарму для железнодорожников. Так появился разъезд, а потом станция которую в 1928 году назвали Серышево. Свое название поселок получил в честь революционера и видного полководца Гражданской войны Степана Михайловича Серышева. Серышевская земля вырастила 4 Героев Советского Союза. Строились школы, детсады, магазины, бани, клубы, больницы.
Настя.
Серышевский край. Нет тебя дороже:
Гладь зеркальных рек, лиманов и озёр.
Здесь шумят осины, клёны и берёзы,
Из цветов и ягод стелется ковёр…
…Серышевский край. Милые пенаты.
Родиной для многих станет навсегда
Оставайся ж мудрым, щедрым и богатым,
Вопреки стихиям, вопреки годам.
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Воспитатель.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Узнай по описанию». Если вы правильно угадали, то я покажу фото этого здания, объекта или памятника нашего поселка.
Вопросы к детям.
1. В этом здании много детей. Здесь они играют, узнают много интересного, гуляют, спят. Что это? (Детский сад )
2. Здесь собираются люди отдохнуть, посмотреть концерт, послушать музыку, просмотреть фильмы. Что это? (Дом культуры)
3. К этому месту приходят дети и взрослые в День Победы, чтобы почтить память героев войны. Что это? (Памятник погибшим воинам в ВОВ.)
4. В этом здании работают люди, которые заботятся о нашем посёлке и его людях, управляют нашим посёлком. Что это за здание? (Администрация.)
5. Сюда приходят дети учиться, получать знания. Здесь очень интересно и уютно. Что же это? (Школа.)
6. Сюда ходят верующие люди помолиться о своих родных и близких. (Храм)
Вы очень хорошо знаете свой родной посёлок!
Родина моя милая,
Отчизна моя любимая.
Славное у тебя прошлое,
Светлое впереди и хорошее!
Имя полное кротости
Я произношу с гордостью!
Моя Родина!
Какое дерево считают символом нашей страны? (ответы детей). Правильно. В поселке очень много растет берез. Это очень старое слово и произошло оно от слова «беречь». Зимой берёзовые дрова хорошо согревали, на берёзовой бересте в древности писали, из неё плели короба, а летом в тени берёзы можно было укрыться от знойного солнца, отдохнуть и поиграть. Посмотрите, у меня берестяной короб, а там… ленточка. Поиграем?
Туристка.
О, а можно и мне поиграть в вашу игру?
Народная игра «Заря».
Дети встают лицом в круг, руки держат за спиной. Один из играющих «Заря» ходит позади них с лентой, поют все дети.
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые – за водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарёй.
(Игра повторяется).
1 ребенок.
Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
2 ребенок.
Есть край Амурский, чудесный такой
Он славен делами, прекрасен собой.
Немало в нем добрых и сильных людей
С ним связаны крепко мы жизнью своей.
3 ребенок.
Мы счастливы, живем мы на Амуре
Хозяева земли своей родной
Богатствами гордимся вековыми
И любим Приамурье всей душой.
Туристка.
Какие душевные слова, какая интересная игра! Приеду домой, буду играть в нее со своими родными. (Смотрит на часы). Простите, но у меня уже выходит время, уже надо возвращаться на самолет и обратно в Италию.
Воспитатель.
Уважаемая гостья. Разрешите нам на прощание угостить Вас русским чаем, вареньем из наших ягод и подарить сувенир.
Денис подносит коллаж из работ детей «Мое Приамурье».
А пока греется самовар, предлагаю поиграть.
Выходите, вставайте в круг. Это наш стол.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Дети.
Мы на стол поставим чайник
Самовар, тарелки, чашки
Будем всех мы угощать
Дорогих гостей встречать.
Имитационные движения:
«Чайник»- одна рука на поясе, другая в стороны вверх.
«Самовар» - обе руки на поясе, щёки надуты
«Чашки» - ноги в стороны, руки в стороны вверх
«Тарелки» - кружатся вокруг себя, руки в стороны.
Все дети и взрослыми садятся за стол, пьют чай. Гостья прощается и уходит. Слышится звук машины.
Воспитатель.
Вот и уехала наша гостья в Италию и увезла в своей душе частичку нашего тепла. Думаю, будет вспоминать наше Приамурье и нас.
(Подводит итог. Что понравилось, что запомнилось, а что не понравилось детям в этой встрече и беседе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: "Родной город"
Хочется поделиться с коллегами опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.Работая в детском саду с 1994 года и проанализировав уровень воспитанности детей, я приш...
Интегрированное занятие "Родное Приамурье" Подготовительная логопедическая группа
В занятии представлен материал для проверки знаний детей о своей малой родине: о традициях, быте коренных народов Приамурья, а таже о символике и памятниках архитектуры города Хабаровска и Хабаровског...
Презентация "Наш родной город Выборг" к занятиям по лексической теме "Родной город"
Компьютерная презентация помогает разнообразить учебный процесс и способствует лучшему усвоению материала учащимися (воспитанниками)....
НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»
Цель: Прививать чувство любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...
Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе
Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...
Сценарий литературно- музыкального интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка на тему: «Родной язык - моё богатство» (для детей старшей, подготовительной группы)
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность, стремление к новым знани...
Дидактических игры по теме : «Родной край. Родной город».
Закрепление знаний детей...