Устное народное творчество в развитии связной речи дошкольника.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_razvitii_svyaznoy_rechi_doshkolnika.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество в развитии связной речи дошкольника.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.
Развитие речи детей - важнейшая задача обучения. Последнее время коммуникативному воспитанию дошкольников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально-активной личности. На протяжении многих лет работы с детьми дошкольного возраста, ежегодно приходится сталкиваться с рядом проблем недоразвития речевой системы детей, таких как:
∙ односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
∙ неспособность грамматически правильно построить распространѐнное предложение;
∙ бедность речи, недостаточный словарный запас;
∙ бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развѐрнутый ответ;
∙ неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
∙ отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
∙ плохая дикция.
В ФГОС одними из основных требований к содержанию образовательной программы в дошкольном возрасте являются формирование уважения к ценностям традиционной культуры своего народа, владение элементарными этнокультурными представлениями.
В реализации данных принципов и требований прекрасным подспорьем может стать именно фольклор. Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоко нравственный дух России. Фольклорные произведения малого и крупного жанров отражают богатство русского языка и культуры: обилие образных слов и оборотов речи, особенности построения сложных и простых предложений и способствуют развитию речи детей.
Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт — русский народ.
Русский народный фольклор в работе с дошкольниками помогает:
•расширить словарный запас детей;
•способствует развитию слуховой памяти;
•дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение;
•развивает фонематический слух;
• оказывает помощь в автоматизации звуков речи.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.
Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Русский народный фольклор - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок - успешной в будущем личностью.
Малые формы фольклора можно использовать воспитателям и специалистам в разных видах деятельности:
- в формировании правильного произношения;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно - образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов , в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Колыбельные песни заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей.
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:
- обогащая словарь,
- развивая артикуляционный аппарат,
- фонематический слух,
- давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Таким образом, словесное устное народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методиками и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей-дошкольников"
Консультация на тему:«Использование устного народного творчества в развитии связной речи детей дошкольников» Воспитатель:Мачкалян...
Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста.
Данный материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете, для ознакомления педагогов цент ра с формами развития речи детей раннего возраста....
Методическая разработка "Использование элементов устного народного творчества для развития связной речи дошкольников"
Связность речи - это связность мыслей. Именно в дошкольном возрасте надо научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, строить предложения грамотно. Методы различны, но можно использоват...
Консультация для педагогов «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Консультация...
"Влияние устного народного творчества на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами , вызывает у детей положит...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...
Использование устного народного творчества в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Фольклор - величайшее духовное наследие народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражают...