Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте (старшая группа)
проект (старшая группа) по теме
Долгосрочный проект, целью которого является приобщение старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурно-исторического наследия, и создание условий для овладения татарским языком, как средством общения.
Включает в себя годовое тематическое планирование, календарный план на одну неделю. приложение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте
Выполнила:
Хрипунова А. Г.
воспитатель МДОУ
«Детский сад № 324»
Советского р-на
г. Казани
Казань 2013
Актуальность проекта
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда.В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документов: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький русский, и дети других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Образовательные учреждения в поликультурном обществе способны обеспечить формирование личности ребенка, имеющего возможность переходить от родной национальной культуры — к общероссийской и через нее — к мировой, т. к. общечеловеческие духовные ценности создаются усилиями всех народов, а культура каждого из них способна раскрыть национально-духовный образ мира. Однако освоение мировой культуры невозможно без освоения собственной национальной культуры, родного языка, национальных традиций и истории своего народа С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края. А изучение государственных языков становится обязательным компонентом не только школьного, но и дошкольного образования.
«Важно дать возможность в детских садах изучать государственные языки республики. Это не только богатство, которое они приобретут в юные годы, но и хороший старт для школьного этапа, для этапа обучения в вузах, чтобы те сложности, которые иногда испытывают дети при изучении государственных языков в наших
школах, как русского, так и татарского, для них проходил проще.» (Премьер-министр РТ И. Халиков).
Научиться говорить на татарском, русском или каком-либо другом языке — это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве, т. к. изучение другого языка — это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми, фольклором. Приобщение детей к другой национальной культуре не только дает детям новые знания о ней, но и помогает им лучше узнать особенности своей культуры, т. к. процесс познания происходит в сравнении.
В нашей республике, которая в общественном сознании ассоциируется с образом региона, где достигнуты прочные межконфессиональные и межнациональные связи и согласие, русский и татарский языки становятся обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в дошкольном учреждении. В соответствии с законом РТ «О языках народов республики Татарстан» обеспечивается возможность получения детьми дошкольного возраста образования на родном языке. Раннее обучение второму языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать у детей интерес к истории, традициям русского и татарского народов, привить чувство уважения к их языковому культурному наследию, а также способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Цель проекта: приобщение старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурно-исторического наследия (устное, музыкальное, декоративно-прикладное народное творчество; народные игры и игрушки; праздники; народные традиции и обычаи) и создание условий для успешного овладения татарским языком, как средством общения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме проекта; собрать и изучить имеющиеся образцы культурно-исторического наследия татарского народа (фольклор, народные игры, праздники, традиции, обычаи, детскую литературу, произведения музыкального и декоративно- прикладного искусства и т.д.); провести мониторинг образовательного процесса по всем областям с учетом регионального компонента, изучить его и на основе полученных данных провести соответствующую работу: составить перспективный план по формированию и развитию нац. культуры у старших дошкольников, создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую повышению познавательной и речевой активности детей; пройти курсы повышения квалификации по теме «Совершенствование коммуникативной компетентности (в области изучения татарского языка) воспитателей ДОУ».
2. Познакомить родителей воспитанников с задачами региональной программы дошкольного образования и формами их осуществления, рассказать об основных компонентах УМК и возможностях использования их для закрепления материала в домашних условиях (просмотр мультфильмов на региональном телевизионном канале, знакомство с произведениями тат. литературы посредством чтения хрестоматии «На поляне детства»); познакомить с лексическим минимумом для данной возрастной группы; в течении года консультировать родителей по вопросам воспитания детей на основе культурного наследия тат. народа, Обогащать знания родителей об истории и культуре тат. народа; Обогащать отношения родителей с детьми опытом совместной творческой деятельности; укрепить взаимосвязь с родителями воспитанников.
3. Создание условий для восприятия детьми целостной картины мира; формирование новых, расширение и углубление имеющихся представлений о культуре, истории и жизни татарского народа; Знакомство со знаменательными событиями в истории тат. народа; повышение познавательной и речевой активности детей; Воспитание достойного человека и будущего гражданина России.
Календарный план работы по реализации проекта «Формирование и развитие национальной культуры в дошкольном возрасте» на тему: «Я и моя семья» на _1__ неделю _ноября______ месяца в старшей группе
Образовательная область | Дни недели | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Физическая культура | Соревнование «Кто дальше бросит» Цель: упражнять в метании мешочка с песком. | Физкультура по плану инструктора по физической культуре | Физкультура по плану инструктора по физической культуре | Физкультура на улице по плану инструктора по физической культуре | Подвижная игра «Горшки продаем» Цель: Развивать быстроту реакции, упражнять в беге, воспитывать желание участвовать в общей игре, соблюдать правила игры. |
Здоровье |
| Рассматривание иллюстраций и обсуждение правил гигиены для сохранения зрения Цель: побуждать детей участвовать в обсуждении, учить не перебивать товарища, слушать высказывания других, аргументировать свое мнение. |
| ||
Безопасность | Наблюдение за уличной собакой и щенками Цель: Уточнить правила поведения с уличными животными; выяснить, чем мы можем помочь им в трудное для них холодное время года. | Беседа: «Если я потерялся» Цель: научить правилам поведения в данной ситуации, закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон. | ФЭЭП «Наши меньшие друзья» Цель: уточнить знания детей о домашних и бездомных животных; закрепить правила поведения с бездомными животными, вызвать чувство сострадания к бездомным животным; формировать чувство ответственности за братьев наших меньших; Побуждать детей к высказываниям из личного опыта, развивать коммуникативные навыки. | ||
Социализация | Сюжетно-ролевая игра «Семья» Цель: Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, за счет введения новой роли (Гость из тат. деревни, который не говорит по русски) | Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли» Цель: учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. | Игра «Мы за руки возьмемся» Цель:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Праздник «День семьи» | |
Труд | Труд в природе Работа сдежурными по уголку природы. Цель: Закреплять умение выполнять обязанности дежурного (поливать растения, рыхлить землю, стирать пыль с листьев. | Дежурство по столовой Цель: Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений | Дежурство по подготовке к занятиямЦель: Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений | Ручной труд : изготовление «цветных стекляшек» из картона для танца на предстоящем празднике семьи Цель: воспитывать желание участвовать в изготовлении атрибутов для общего мероприятия. | |
Познание | НОД ФЭМП «Далеко-близко» Цель:учить делить квадрат на четыре части, путем складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко-близко» Конструирование «Дом моей мечты» Цель: продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни, создавать постройки по ссобственному замыслу. | Ознакомление с окружающим Тема: «Моя семья» Цель: Обогащать духовный мир детей;;познакомить с особенностяим уклада жизни в тат. и русск. семьях; развивать мышление, память, речь, любознательность, воспитывать культуру общения. Познавательно-исследовательская деят-ть: вместе с родителями дети готовят стенгазету на тему: « Семейные традиции» | «Развивающая игра» «Кому что нужно?» Цель: развивать диалогическую речь детей; логическое мышление. | ||
Коммуникация | Тат .язык НОД по плану преподавателя тат. языка.
| Пальчиковая игра«Семья» | Тат. язык в режимные моменты. Закрепление вжливого обращения: приветствие, прощание, пожелания приятного аппетита; обращение с просьбой. | Дидактическая игра Бу нерсе? Нинди? Цель:Закрепить название предметов посуды и определения, активизировать их в речи детей | Презентация газет «Семейные традиции» Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, ее обычаям и традициям, развивать любознательность, диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать чувство гордости за свою семью. |
Чтение художественной литературы | Рассказывание тат. нар. сказки «Три дочери» Цель: продолжать воспитывать интерес к тат. нар. культуре,воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, продолжать учить выражать словесно свое отношение к героям сказки и аргументировать свое мнение. | Чтение стихотворений про семью, членов семьи. Цель: продолжать воспитывать интерес к художественному слову, Формировать эмоциональное отношение к прчитанному. | С. Михалков (из Ю. Тувима) «Где очки?» Цель: Познакомить с новым стихотворением, Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; подвести к пониманию того, что плохое зрение доставляет большое неудобство и выводу, что зрение надо беречь. | Чтение стихотворения Р. Миннуллина «Люблю гостей» Беседа о прочитанном. Цель: продолжать знакомить детей с произведениями татарских поэтов; Продолжать формировать эмоциональное отношение к прочитанному; Совершенствовать диалогическую форму речи. | Викторина |
Художественное творчество, музыка | Инд. работа: закончить рисование портрета мамы с Данилом, Егором и Глебом | Музыка (по плану муз. руководителя) | Аппликация «Дом, в котром я живу» Цель: развивать творческое мышление, Закреплять приемы работы с бумагой и ножницами, воспитывать аккуратность. | Рисование: «Моя семья» Цель: Учить создавать сюжетную композицию на заданную тему; обращать внимание на расположение объектов на листе, их пропорции; развивать воображение, Совершенствовать имеющиеся изобразительные навыки, воспитывать интерес и любовь к своей семье и событиям, присходящим в ней. |
Комплексно-тематическое годовое планирование
работы в старшей группе
Месяц | Физическое развитие (физиче-ская культура, здоровье) | Социально-личностное развитие (безопас-ность, социализа-ция, труд) | Познавательно-речевое развитие (познание, чтение художественной литературы, коммуникация) | Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество) |
Темы: Мой дом, мой город | ||||
Сентябрь | Игры «Колеч-ко», «Так, да и нет..», «Маляр и краски», «Лете-ли, летели», «Мәли-кә» | Беседы «Самые красивые места, достопримечательности родного города» «Мы не одни живем на земле» «Шурале попал в беду» (противо-пожарная безопас-ность) Совместный продукт родителей и детей : коллаж «Прогулки по любимому городу» | Нод «Казань — столица Татарстана» Сказки. «Глупый волк», пер.Р. Ахметова; «Как Таз рассказывал падищаху небылицу» Произведения татарских писателей и поэтов. Поэзия.
Миннуллин. «Люблю гостей»,пер.С.Малышева Проза А. Алиш. «Чем занимаются люди», пер. Г. Каримовой; Литературные сказки А. Гаффар. «Червяк идет в гости»; Для заучивания наизусть Считалки | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «С добрым утром…», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина. Пение: «Петух», муз. Дж. Файзи; сл. М. Джалиля. Танцы «Парный танец», татарская народная мелодия в обраб. З. Хабибуллина. Хороводная «Кэрия-Зэкэрия» народная песня, пер.С. Малышева. ИЗО деятельность. Лепка. «Лабиринт сказок» (герои сказок А. Алиша) Праздник “Белем бәйрәме” |
Октябрь | Игры «Лисички и курочки», «Жмурки» | Беседы «Культура и быт татарского народа» «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй» Совместный продукт родителей и детей : презентация «Любимое блюдо татарской кухни в нашей семье» | Знакомство с татрским народным праздником «Сөмбел» Сказки «Лиса, еж и ежиха», пер. Л. Замалетдинова; «Зухра-йолдыз» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия Г. Тукай «Осень» (отрывок), пер.А. Ахметовой; Проза Р. Фахреддин. «Воспитанный ребенок», пер.Р.Ахмета; Литературные сказки Р. Батулла. «Лесные разбойники», пер. Э. Умерова; Для заучивания наизусть М.Джалиль «Петушок» | Музыка Песенки. Игровой фольклор «Даут с петушком», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина Слушание музыки «Осень». Пение «Көз, көз, әйт әле». ИЗО деятельность.Лепка «Я слепил бэлеш» . Праздник «Сөмбел» |
Ноябрь | Игры «Горшки продаем» «Кто дальше?» | Беседы «Татарский растительный орнамент», , «Как жили наши предки»
Совместный продукт родителей и детей : Стенгазета «Семейные традиции» | Песенки. Игровой фольклор «Лисонька …», пер. Р. Ягафарова, перес.Л. Кузьмина; Сказки «Три дочери», обраб. С. Гильмутдиновой Произведения татарских пис-лей и поэтов. Поэзия Р. Миннуллин «Сын и мама» Проза. М. Хасанов «Потеплело» Литературные сказки Г. Галеев. «Петух и часы», пер. Л. Файзуллиной. Для заучивания наизусть Г. Тукай «Наша семья», пер. Е. Тушновой | Музыка. Слушание: Р. Яхина «Көз». ИЗО деятельность Аппликация «Украшение полотенца». Рисование «Украшение платка для эби» Праздник День семьи. |
Тема: Человек и окружающий мир, Новый год | ||||
Декабрь | Игры «Тимербай», «Займи место» | Беседы «Народные ремесла татар» Дид.игра «Составь узор» Совместная деятельность детей, родителей и педагога: создание в группе музея из предметов народных татарских промыслов | НОД «Одежда татарского народа» Произведения татарских писателей и поэтов Р. Валеева. «Тюбетейка и калфак», пер.Е.Муравьева; Для заучивания наизусть А. Кари «Дедушка Мороз», пер. Е. Муравьева | Музыка Пение «Кыш бабай». ИЗО деятельность Аппликация «Орнаментация каймы» (Тюбетейка, калфак). Рисование «Роспись блюда»
Праздник «Яңа ел» |
Тема: Зима | ||||
Январь | Игры «Скок-перескок», «Хлопушки», | Беседы «Мы так похожи друг на друга» Дидактические игры. «Подбери наряд для куклы», «Сложи узор» Совместный продукт родителей и детей: конкурс поделок «Любимые герои татарских сказок» | НОД Сравнение татарского и русского национального костюма Сказки «Коза и волк». «Котан Иваныч», «Храбрый петух» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Дж. Тарджеманов. «Зима», пер. М. Ивансен; Чтение стихов М. Джалиля | Музыка Знакомство с музыкальным инструментом: «Кубыз». Слушание «Уммегульсум» тат.народ мелодии в обработки Ф. Фаизовой. ИЗО деятельность Рисование «Украсим Айсылу платьице». «Лирический танец»,татарская народ. мелодия в обраб. А. Ключарева Аппликация «Иллюстрации к сказке «Храбрый петух»» Лепка «Татарские сказки про животных» Развлечение «Встреча со сказкой» (инсц-ка д). |
Тема: Я вырасту здоровым, День защитника отечества | ||||
Февраль | Игры «Серый волк», «Жмур-ки», «Чума үрдәк, чума каз». | Беседы «Казань спортивная», «Они защищали наше Отечество». | НОД Знакомство с жизнью и творчеством М. Джалиля Сказки. «Саран и Юмарт» «Зилян» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия Р. Миннуллин. «Стою я на посту», Ф. Карим. «Скоро весна», пер. Т. Стрешневой. . | Музыка Песенки. Игровой фольклор «Навруз, Навруз…», пер. Р. Ягафарова Знакомство с музыкальным инструментом «Гармун». Пляска с пиалами. Игра с пением: «Малика»; муз. Ф. Шаймардановой, слова народные ИЗО деятельность Лепка. «Любимые герои стихотворений М. Джалиля» Аппликация «Тюбетейка для дедушки». Рисование «Украшение фартука». Фольклорный досуг «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы). |
Тема: Женский день, Человек и мир вещей | ||||
Март | Игры «Перехватчики»,»Угадай и догони», «Кто быстрее смотает клубок» | Беседы «Знаменитые наши земляки» (художники, композиторы) «Татарская вышивка» Совместный продукт родителей и детей: Фотовыставка «Мы были в музее» | НОД «Встреча спрекрасным. Музеи родного города» Произведения татарских писателей и поэтов Проза. А. Хасанов. «Мама сказала», пер. Ф. Зарифуллина; Для заучивания наизусть Р. Валеева. «Поздравляю тебя, мама», пер. Р. Валеева | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. «Навруз, Навруз…», пер. Р. Ягафарова Песня «Яз житэ» ИЗО деятельность. Аппликация. «Ичиги для мамы» Рисование «Кукла в национальном костюме». Праздник «Навруз»(Масленница) |
Тема: Весна | ||||
Апрель | Игры. «Спутанные кони», «Кто первый?». | Беседы «Встреча весны.Татарские народные весенние праздники: Боз карау,Янгыр яу, Кызыл Йоморка», «Витамины нашего края укрепляют организм» | НОД «Знакомство детей с жизнью и творчеством татарского народного поэта Г. Тукая» Сказки. «Кто сильный?», «Старик и лиса» Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия. Р. Корбан. «Больнее было бы…», пер. С. Махотина; Проза А. Алиш. «Как я учился считать», пер. Л. Файзуллиной. Литературные сказки. Ф.Шафигуллин «Лейсан», Р.Батулла «Лесные разбойники». Для заучивания наизусть Э. Шарифуллина «Хочу быть шофером» | Музыка Слушание «Вальс», муз. С.Сайдашева. Пение «Пришла весна» муз. Дж. Файзи. Танец «Потанцуем», муз. А. Абдуллина. ИЗО деятельность Лепка. «Путешествие в сказочной стране» (герои сказок Г.Тукая) Конкурс рисунков по произведениям Г. Тукая Праздник «Тукай безнең белән» |
Тема: День победы, | ||||
Май | Игры «Тюбетей-ка» | Беседа «Край мой — Татарстан» | НОД «Они сражались за родину» (о героях и участниках ВОВ — наших земляках) Произведения татарских писателей и поэтов Поэзия Б. Рахмат «На сабантуе» Для заучивания наизусть Х.Халиков «С добрым утром!» Литературная викторина «Путешествие по знакомым произведениям» | Лепка «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. «Магазин народных промыслов» (Коллективная работа) Праздник «Венок дружбы» |
Летние мероприятия:
Июнь — Знакомство детей с национальным татарским праздником «Сабантуй», с его историей и традицией.
Праздник «Сабантуй»
Июль — природа Татарстана. Исследование с детьми ближайшего природного окружения. Знакомство с искусством составления гербария. Совместная работа родителей и детей по составлению гербария из растений, произрастающих на территории их малой родины (разных районов республики).
Август — Конкурс знатоков родного города.
Заключение
Предполагаемые результаты:
- Ребенок овладеет лексическим минимумом татарских слов, установленных региональной программой, и сможет пользоваться им в активном общении с носителями языка;
- Произойдет расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, обогащение представлений об основных ощечеловеческих ценностях;
- Сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры; сформируется чувство национального достоинства;
- Произойдет углубление жизненного опыта детей;
- Повысится заинтересованность родителей к изучению и возрождению национальной культуры родного края.
Таким образом данный проект дает возможность воспитать свободную творческую личность, осознающую своикорни, национальные истоки, смело ориентирующуюся в современном мире и готовую жить в согласии и мире со всеми народами.
Литература
1. Бабынина Т. Ф., Хабибуллина И. З., Харисова Н. И. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта. Казань, 2010.
2. Бабынина Т. Ф. Традиции национальных культур. Казань, 2006.
3. Гильфанова А. М., Насырова Г. Р. Перспективное планирование работы по внедрению национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный прцесс. Н. Челны, 2010.
4. Закирова К. В. На поляне детства : хрестоматия для воспитателей дошкольных образоваьельных учреждений и родителей. Казань, Редакционно-издательский центр, 2011.
5. Закирова К. В., Мортазина Л. Р. Балачак-уйнап-колеп усер чак. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. РИЦ, 2012.
6. Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г., Шарипова Л. А. Татарча сойлешебез: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет с комплектом наклеек.- Казань: Хэтер, 2012.
7. Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г., Шарипова Л. А. Методическое пособие к рабочей тетради для детей 5-6 лет « Татарча сойлешебез». - Казань: Хэтер, 2012.
8. Ильдарханова Ф. А. Семья и общество. Социальные и этнодуховные аспекты возрождения семьи. - Казань,2002.
9.Насыйри Каюм. Книга о воспитании. Казань. Татарское книжное изд-во, 1990.
10. Нигматов З. Г. Гуманистические традиции педегогики. Казань. Хэтер, 2003.
11. Нигматов З. Г. Этнопедагогика. Казань. Хэтер, 2002.
12. Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «324 присмотра и оздоровления» Советского района г. Казани. 2011.
13. Уразманова С. В., Чешко С. В. Татары. Москва. Наука, 2001.
14. Харисов Ф. Ф. Национальная культура и образование. Москва. Педагогика, 2000.
15. Шаехова Р. К. Раз-словечко, два-словечко: занимательное обучение татарскому языку. Казань. Хэтер,2011.
16. Шаехова Р. Г. Региональная программа дошкольного образования. Казань. РИЦ, 2012.
17. Этнография татарского народа. Казань, 2004
Приложение
Диалоги
Син кем? -— Мин Катя. Син малайме? — Юк. Мин малай тугель. Син кызме? — Айе. Мин кыз. |
Исенмесез, балалар! — Исенмесез, Анастасия Георгиевна! Халяр ничек? — Эйбет! Бик шеп. |
Исенме, Илана — Исенмесез, Ан. Г-на. Киль мнда. Бу нэрсэ? — Бу курчак. Илана, курчак бир —Мэ Матур курчак! Мэ, рэхмэт! |
Миша, туп бир —Нинди туп? Зур — Нинди: кызыл? Юк. Яшель туп бир.— Мэ Рэхмэт |
Детская литература
- Татарские народные сказки. Казань: Татарское кн. изд-во, 1986.
- Закирова К. В. На поляне детства : хрестоматия для воспитателей дошкольных образоваьельных учреждений и родителей. Казань, Редакционно-издательский центр, 2011.
Татарские народные игры:
- Продаем горшки
- Серый волк
- Скок-перескок
- Хлопушки
- Займи местоимения
- Ловушки
- Жмурки
- Перехватчики
- Тимербай
- Лисички и курочки
- Угадай и догони
- Кто первый?
- Кто дальше бросит?
- Мяч по кругу
- Спутанные кони
Дидактические игры:
- Бу нэрсэ? нинди? Ничэ?
- Нэрсэ кирек?
- Бир элементов
- Нэрсэ бар?
Развивающие игры:
- Составь узор
- Что лишнее?
Игры с пением:
- Маликэ
- Кэрия-зэкэрия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....
Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте
Долгосрочный проект, целью которого является приобщение старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурно-исторического наследия, и...
детский проект «Путешествие по русским народным сказкам» для детей дошкольного возраста старшей группы
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития...
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (старшая группа)
учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. по программе "От рождения до школы".ориентировано на старший возраст (5 - 6 лет)....
Проект МЕТОДИЧЕСКОЙ темы: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Методическая разработка...
Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»
Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...