Реализация регионального компонента посредством проектной деятельности
проект (средняя группа) на тему

Нечаева Инга Юрьевна

Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию долгосрочный проект «Колоски России» для детей средней группы. Данный проект позволяет решать задачи реализации регионального компонента образовательной программы дошкольного образования, способствует воспитанию нравственных, трудовых, эстетических качеств дошкольника, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_regionalnogo_komponenta.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента

посредством проектной деятельности

Проект «Колоски России»

для детей средней группы

Воспитатель Елена Владимировна Еремеева

Автономная некоммерческая организация

дошкольного образования «Планета детства «Лада»

Детский сад № 201«Волшебница» г.о. Тольятти

Актуальность

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.              

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении.

Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:

• изучение национальных традиций и обычаев;

• воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову;

• обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения родного языка и знакомства с языковыми особенностями народов других национальностей, проживающих на территории нашего региона;

• изучение истории Самарской области во взаимосвязи с культурой и историей России;

Цель:

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.

Задачи:

  • воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
  • развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
  • формировать интерес к культурному наследию региона;
  • воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.

Результат-эффект:

  • У детей будут сформированы знания о родной стране, городе; о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.
  • Дети и родители станут активными участниками в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  • Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
  • Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им  посильную помощь.
  • Педагоги и родители пополнят знания о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родной страны.

Результат-продукт: пополнение познавательно-речевого центра группы пособиями для реализации регионального компонента.

Участники проекта:

•        дети;

•        воспитатели;

•        специалисты ДОУ;

•        родители.

Сроки реализации (долгосрочный проект): сентябрь – май.

1 этап  Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

2 этап. Разработка проекта

1.        Анкетирование воспитателей. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться ими; уровень готовности педагогов к проблеме.

2.        Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)

3.        Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

4.        Составление плана работы над проектами. Учитывается мнение всех специалистов.

3 этап.   Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами

1.        Посещение воспитателей КМО по региональному компоненту в других ДОУ.

2.        Консультации для педагогов ДОУ №201 «Волшебница».

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

•        дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону»;

•        сюжетно-ролевая игра «Семья»;

•        оформление дидактических игр по краеведению:

“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Собери узор», «Найди матрешку»

Познавательное развитие

•        Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек;

•        проведение цикла непосредственно образовательной деятельности на темы: “Россия – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Тольятти!»,  «Семья. Родословное древо моей семьи», «История матрешки», «Хохломская роспись», «Самовар».

Продуктивная деятельность

•        виды  росписи в народно-прикладном творчестве;

•        народное творчество Самарской области;

•        лепка «Животные и птицы нашего леса»;

•        изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад»;

•        оформление фотоальбома уголка.

Развитие речи

•        составление творческих рассказов «Мой любимый город»;

•        беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»;

Ознакомление с художественной литературой:

•        чтение сказок народов мира;

•        разучивание русских народных песен.

Музыка

•        занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»;

•        «Пришла коляда накануне Рождества»;

•        «Мы играем в оркестр народных инструментов»;

•        оформление музыкального уголка в русских традициях.

Формы и методы работы с родителями

  • беседы с родителями о важности данной проблемы;
  • оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»;
  • изготовление семейных альбомов;
  • привлечение родителей к пополнению регионального уголка предметами русского быта;
  • словотворчество с родителями «Сочини частушку»;
  • оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Самарской области”, «Хлеб – всему голова!», «Природа нашего края».

4 этап.   Презентационно – завершающий

1.        Представление своих проектов в форме, выбранной педагогами

2.        Оформление  регионального уголка

3.        Открытое занятие “Моя Родина! ”

4.        Выставка продуктов детской деятельности.

5.        Оценка этапов реализации проекта детьми.

5 этап. Контрольно-рефлексивный

1.        Подведение итогов.

2.        Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Перспективное планирование регионального компонента

на учебный год

Сентябрь

- развлечение «Осеннее поле»;

- экспозиция «Край мой Самарский…», выставка детских работ «Родные просторы»;

- спортивное развлечение «Ребята из «Родничка» спешат спасти Лесовичка» (День здоровья);

- спортивное развлечение «В осеннем лесу» (открытое мероприятие);

- консультация «Организация труда детей и методика руководства»;

- выставка детских работ «Осенний букет».

Октябрь

- консультация «Моя семья. Моя родословная».

Ноябрь:

- проектная деятельность  «Моя семья. Моя родословная»;

- экскурсии «Достопримечательности родного города»,  «Улицы города рассказывают».

Декабрь

- «Неделя Самарской культуры»:

- открытые занятия познавательного характера «Славный город Тольятти», «Улицы родного города»;

- беседы «Ставрополь на Волге – основатель родного края…»;

- работа в уголках Малой Родины (дидактические игры, открытки, детские журналы, альбомы);

- развлечение «Зимушка-зима» (открытое мероприятие).

Январь

- выставка «Моя дружная семья»;

- работа с родителями «Снежные постройки»;

- спортивное развлечение «Зимние забавы»;

- выставка детских работ «Город будущего».

- Педагогический Совет «Моя семья - моя крепость».

Февраль

- викторина для педагогов «Ставропольские мотивы»;

-викторина для детей «С днём рождения город родной!»

Март

- выставка «Семейные увлечения»;

- оформлен стенд «Я люблю тебя Тольятти!»;

- экскурсии по городу «Улицы города рассказывают».

Апрель

- спортивное развлечение «Путешествие по весеннему лесу» (открытое мероприятие).

Май

- акции «Чистый берег», «Птичья столовая», «Чистый двор»;

- конкурс рисунков «Планета Земля нуждается в нашей защите».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление)

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который  является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способнос...

Методическая разработка "ПРОЕКТ ДОУ (с включением ЭЛЕМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ работы) "Реализация регионального компонента посредством создания мультипликационных фильмов"

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определили качественно иное представление о том, каким на сегодняш...

Реализация ФГОС ДО посредством проектной деятельности.

Статья раскрывает основные принципы ФГОС ДО. В связи с тем, что на смену традиционному обучению в детском саду приходит развивающее обучение, соответственно и меняются методы и приемы обучения и воспи...

Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента.

Использование проектной деятельности в процессе реализации регионального компонента. ...

Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО ( духовно-нравственное направление) Тема: «Отметим праздник вместе»Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельно

Данный проект нацелен на раскрытие возможностей образовательной деятельности для формирования у детей представления о малой родине и Отечестве, через ознакомление с памятными датами ее истории....

ПРОЕКТ "Реализация этнокультурного компонента посредством проектной деятельности"

Основная цель проекта:  Этнокультурное воспитание в дошкольном детстве как важнейший период формирования фундаментальных основ нравственно - патриотического воспитания личности ребенкаЗадачи...