Познавательно – исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Вода – источник жизни на земле»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Не всегда дети задумываются о том, что вода это самое важное вещество на Земле. Все знают, что вода - основа жизни. Науке ещё не известно такое живое вещество, которое могло бы обходиться без воды. Вода вездесуща, она буквально пронизывает оболочки Земли и проникает в любые участки того пространства, где обитает человек и всё живое. Воду как дар природы надо беречь и сохранять!
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hvoshchinskaya_voda_-istochnik_zhizni.docx | 35.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад компенсирующего вида №16 «Ёлочка»
городского округа Ступино
Московской области
__________________________________________________________________
Познавательно – исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Березка» «Вода – источник жизни на земле»
Воспитатель: Хвощинская Н.Л.
2020
Познавательно- исследовательский проект «Вода – источник жизни на земле»
Воспитатель: Хвощинская Н.Л.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Актуальность
Не всегда дети задумываются о том, что вода это самое важное вещество на Земле. Все знают, что вода - основа жизни. Науке ещё не известно такое живое вещество, которое могло бы обходиться без воды. Вода вездесуща, она буквально пронизывает оболочки Земли и проникает в любые участки того пространства, где обитает человек и всё живое. Воду как дар природы надо беречь и сохранять!
Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка. Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
Цели проекта:
- Поддержать детскую познавательную инициативу;
- Развивать предпосылки познавательно - исследовательской деятельности;
- Расширять знания детей о неживой природе;
- Научить детей самостоятельно и при помощи взрослых находить информацию по данной теме.
Задачи
- Расширить знания детей о воде и ее свойствах, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.);
- Дать знания о применении воды в бытовых и хозяйственных нуждах, о проблеме загрязнения водных ресурсов, о мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий.
- Воспитывать желание сохранить красоту окружающего мира, желание помочь природе, не навредить ей.
- Формировать умение получать информацию из разных, доступных источников;
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, творческие способности;
- Воспитывать желание поделиться знаниями со сверстниками;
- Организовывать совместную познавательно-продуктивную деятельность с родителями.
Срок реализации проекта: 2 недели
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель и родители.
Проектная идея.
В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию, что вода - основа жизни. Она нужна для жизни всего живого на земле. Вода может быть в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном.
Ожидаемый результат
- Дети стали более грамотными в области экологических знаний.
- У детей расширился кругозор.
- Активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде, любить, беречь и охранять природу.
- Сформировались элементарные представления о воде и ее свойствах, о круговороте воды в природе, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.), о мероприятиях по предотвращению загрязнения;
- Активизировался словарный запас, произошло накопление эмоционально позитивного опыта; воспитание навыков и умений рационально использовать воду;
- Получили развитие навыки исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- Пополнилась развивающая среда в группе.
- Родители вовлечены в педагогический процесс группы, произошло укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Методы и формы работы
- Организованная образовательная деятельность;
- -беседы;
- -рассказы детей с опорой на схемы;
- -детское сочинительство;
- -рассматривание картин художников, фотоальбомов, энциклопедий, карт и глобуса;
- -наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, снегопад и т.д.).
- -просмотр презентаций и видеофильмов, мультфильмов;
- -слушание песен, музыкальных произведений;
- -чтение русских народных потешек, закличек, сказок; художественных произведений и стихов по теме;
- -игры - эксперименты, игры-опыты;
- -дидактические игры;
- -народные подвижные игры;
- -театрализованные и сюжетные игры, игры-инсценировки;
- -продуктивная деятельность;
- -оформление выставки рисунков на тему: «Жизнь в капле воды»;
- -создание книжек малышек «Приключение капельки» (придумывание сказочных историй, иллюстрирование)
- -консультация для родителей «Познавательные опыты с водой»
- -выпуск буклетов «Берегите воду!».
Этапы проекта
1-й этап. Подготовительный.
- Постановка цели и задач.
- Изучение методической и энциклопедической литературы.
- Оповещение родителей о начале работы проекта в группе и на сайте детского сада, изготовление агитационных листов, отражающих цели и задачи проекта.
- Составление плана деятельности.
- Подбор пособий для работы с детьми.
- Подбор художественной и познавательной литературы.
- Изготовление пособий и атрибутов.
- Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций для родителей.
2-й этап. Основной.
Для реализации проекта была создана специальная развивающая среда.
Речевое развитие
ООД «Три состояния воды», «Вода – источник жизни».
Беседы «Где работает вода?»; «Круговорот воды в природе»; «Какие есть свойства у воды?», «Какую пользу приносит вода?» «Путешествие по глобусу», «Кому нужна вода», «Волшебная сила воды» (значение для здоровья человека), «Водоемы родного края», «Что растет в воде», «Что я знаю о морях и океанах?», «Вода – труженица», «Откуда берется вода в водопроводном кране?», «Безопасность на воде».
Викторина «Что я знаю о воде?».
Загадывание загадок, чтение стихов, рифмовок о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге.
Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о воде, снеге, дожде.
Составление творческих рассказов «Путешествие капельки», «Приключение Капитошки», «Как ребята речке помогли».
Цикл наблюдений «Изучаем свойства воды» («Рыбки в аквариуме», «О чем расскажет нам растение?», «Тучки по небу плывут», «Снегопад», «Снежинка на моей ладони», «Ледяные дорожки», «Зимние забавы», «Морозные узоры», «Чьи следы?»).
Опыты и эксперименты: Опыты «Веселые кораблики», «Водяная мельница», «Вода-невидимка», «Как растения пьют воду?», «Окрашивание воды», «Северное сияние», «Сушим полотенце», «Куда делась вода?», «Замерзание воды», «О чем плачет сосулька?», «Как достать игрушку изо льда?», «Какой бывает снег?», «Как быстрей слепить снежок?», «Как измерить сугроб?», «Где быстрее тает снег?», «Очистка воды» (изготовление фильтра), «Нефтяная речка», «Птицы и нефть», «Откуда берется иней?», «Плавает – тонет», «Вода – растворитель», «Что впитает воду?», «Свалка и дождь», «Вода вверх тормашками», «Спасение затонувшего корабля» (использование свойства магнита), «Батискаф», «Хризантема», «Лупа из воды», «Рукам своим не верю», «Вода, текущая вверх», «Как поймать каплю?», «Как из соленой воды добыть питьевую воду?», «Сжатая бутылка», «Делаем облако», «Подводная лодка из яйца», эксперименты по произведению Л.Н.Толстого «Хотела галка пить»,
Игры с водой «Рыболовы», «Тонет – не тонет», «Фонтанчики», «Буря в стакане», «Помоги кораблику доплыть», «Собери воду», «Необычная рыбалка», «Дырявая банка», «Игры с мыльными пузырями».
Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Мойдодыр», «Уроки тетушки Совы» («Капля воды»), «Беги, ручеек», «Берегите воду», «Секреты воды», Самый младший дождик», «Земляничный дождик», «Грибок-теремок», «Грибной дождик», «Азбука здоровья», «Русалочка».
Дидактические игры: «Где спряталась рыбка», «Четвертый лишний», «Отгадай, что звучит?», «Кто, где живет?», «Ходит капелька по свету», «Где спряталась вода?», «Польза и вред» (явления природы); «Что сначала, что потом?», «Кому нужна вода?», «Пищевые цепочки жителей водоемов», «Когда это бывает?», «Какой бывает вода?»
Настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода», «Как избежать неприятностей?», «Что происходит в природе?», «Береги живое», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Четыре сезона», «Тонкий лед».
Моделирование: Создание плаката «Круговорот воды в природе»
Составление памятки «Правила поведения на воде»
Чтение художественной литературы: Э. Шим. «Солнечные капли», К.Бальмонт «Росинка», Сутеев «Под грибом», И. Урядова «Сказка о воде», Н. Осипов «Кто живет в воде и у воды», А. Тюняев «Все о воде», В. Бианки « Купание медвежат», экологические сказки «Капельки», «Путешествие по воздуху и воде» О.Н. Гаврилова, сказки «Заюшкина избушка», В.Одоевский «Мороз Иванович», В.Архангельский «Летят снежные пушинки», Н.Сладков «Зачем зимой снег?», А.Дитрих «Откуда ты?», Г.Ладонщиков «Снежинка», Н.Калинина «История про снежный колобок», С.Прокофьев «Сказки про серую тучку»; О. Бундур « Дождь», Е. Эрато «Лето», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», А. Барто «Дождь в лесу», «Река», «Гроза», В. Орлов «Встреча», О.Троепольской, «Град» Е.Серова, «Лед» Г.Ладонщикова, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака» Я.Акима, «Пар» Н.Михайловой, «Два ручья» О.Н.Гавриловой, И.Р.Колтунова «Голубые глаза озер», О.Н.Лазарева «История жизни болота», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Как люди речку обидели», Танайсинчук «Экология в картинках», М.Н.Данилова «Ктоживет в подводном царстве?», А.Стойло «Капелька дождя», Тарасенко Л.Т. «Путешествие капельки».
Пальчиковая гимнастика «Пароход», «Лодка», «Медузы», «Волновалось сине море», «Рыбки», «Дождик».
Художественно-эстетическое развитие:
Совместная деятельность воспитателя и ребенка: изготовление напоминающих знаков «Береги воду»; «Подводное царство» (коллаж, коллективная работа); «Аквариум с рыбками»); «Морской пейзаж» (рисование по сырой бумаге).
Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Времена года», Римский-Корсаков «Море», «Виноватая тучка» муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина.
Слушание звуков природы: журчание ручья, шум прибоя, шум дождя.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры «Морское путешествие», «Отважные спасатели», «В морском царстве».
Игра-ситуация «Приключение капельки».
Драматизация произведения А.Барто «Девочка чумазая».
Хозяйственно-бытовой труд: «Стираем куклам одежду», «Протрем пыль», «Вымоем посуду для куклы Кати», «Расчистим дорожки от снега»
Труд в природе «Поливаем растения», «Укроем растения снегом».
Физическое развитие:
1.Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Ручеек», «Мы – капельки», «Снежинки и ветер», игра-эстафета «Очистим реку», «Быстрые водоносы», «Море волнуется», «Морской мир», «Караси и щука», «На болоте», «Превращение воды», «Ручейки, озера, моря, океаны», «Удочка», «Рыбы в сети», «Водолаз», «Выпусти рыбку», «Дедушка Водяной», «Водяные жмурки», «Невод», «Капитан, корабль, рифы», «Русалочки», «Бредень», «Заморозка».
Физминутки: «А над морем мы с тобою», «Цапля ходит по воде», «Теплоход», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «Речка», «На болоте», «Как приятно в речке плавать», «Кап-кап»,
3-й этап. Заключительный
У детей сформированы элементарные знания о воде и ее свойствах, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.), о применении воды в бытовых и хозяйственных нуждах, о проблеме загрязнения водных ресурсов, о мероприятиях по предотвращению загрязнения. Работа по проекту помогла развить у детей художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках. У детей развивались исследовательские умения. Важное значение для реализации этой задачи в проекте имели творческие задания, которые выполняли дети совместно с родителями. Родители вместе с детьми выбирали интересную для них тему, изучали ее, и результатом этой работы становились фоторепортажи, картотеки загадок, выставки детских работ, видеоролики и презентации экспериментов, которые дети представляли в группе. Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. В группе была пополнена развивающая среда по данной теме.
Мероприятия заключительного этапа проекта
- Досуг «Что мы знаем о воде?».
- Создание плакатов «Берегите воду!».
- Создание картотеки «Опыты с водой».
- Создание презентации по проекту.
- Выпуск газеты «Помощница вода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...
Презентация "Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе "Соль-волшебница"
Презентация "Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе № 7 "Соль-волшебница"...
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе.
quot; Дикие животные"...
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе №7 «Такие разные колокольчики».
Актуальность проектаСоздание мини-музея «Колокольчики» поможет детям сформировать первичные представления о музеях, о том, как собираются экспонаты.Увидеть то, что стоит за вещью, понять е...
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе "Лето красное-прекрасное?"
Лето - прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период...
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Волшебные свойства магнита»
Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе. Формирование представлений о магните через исследовательскую и опытно- экспериментальную деятельность....
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе Тема : Хоровод осенних цветов.
Уточнить и систематизировать знания детей о разнообразие семян цветов , их значении в природе и жизни человека....