Вариативность использования интегрированных методов в воспитании дошкольников
консультация (средняя группа) по теме
Материал очень интересен и показывает возможности выбора показа организованной образовательной деятельности, сделав его более интересным и познавательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnost_ispolzovaniya_integrirovannykh_metodov_v_vospitanii_doshkolnikov.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариативность использования интегрированных методов в воспитании дошкольников.
Процессы интеграции, происходящие в педагогике в последние годы, являются закономерным этапом ее развития.
Педагогика, накопив за последние столетия солидный багаж содержания и технологий по отдельным предметам обучения, стремиться теперь к их объединению, понимая, что обособленность учебных предметов порождает у детей отрывочные, мозаичные представления об окружающем мире, что изучать нужно не факты, взаимосвязи.
Поэтому уже, сегодня наблюдается устойчивая тенденция в педагогике к организации интегрированного обучения.
Анализ публикации периодических изданий, методической литературы по дошкольной педагогике показал, что в практике сложилось несколько подходов интегрированного содержания:
-тематическая организация разделов программы;
-через объединение разных видов деятельности;
-путем организации развивающей среды, обеспечивающих целостность развития личности каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами;
-обеспечение интеграции содержания образования, направленного на развитие универсальных способностей детей и организации соответствующих им действий со знаково-символическим материалом;
-интегрирование на основе общих критерий.
Интегрированное содержание дошкольного образования выступает в качестве одного из условий эффективного развития детей, одновременно уменьшая их психическое напряжение. При этом взаимодействие элементов содержания образования обеспечивает ее системность, уплотненность и усиливает развивающий эффект.
Интегрированное обучение - это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды - художественно-творческой и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, художественно-речевую, музыкальную.
(Пример 1)
Занятия в средней группе начинаются с ведущей деятельности. Например, на интегрированном занятии (познание (р.р.)- художественное творчество)- ведущей деятельностью будет развитие речи. В начале 1 часть занятия:
Педагог знакомит детей с целью занятия, используя игровую ситуацию. На занятии в средней группе на тему: А.Барто «Игрушки» педагог предлагает детям дидактическую игру « Чудесный мешочек», просит их угадать, что в нем спрятано , при помощи загадок. Педагог достает игрушку, если ребенок правильно отгадал загадку. Затем дети вспоминают стихи А.Барто, написанные об игрушке. На второй части занятия педагог предлагает слепить игрушку, к прочитанным стихам и составить небольшой рассказ(3-4 предложения) о своей игрушке. Эта часть занятия- вспомогательная, так как слепленная игрушка помогает детям воспроизвести стихи. Педагог не заостряет внимание на технике выполнения работ. Дети сами подбирают приемы лепки, используя приобретенные навыки. И в заключении занятия дети рассказывают стихи, с помощью своей слепленной игрушки. Итог занятия. Ребенок постигает окружающий мир через действие, а используя в художественном творчестве приемы лепки - он действует. Такое интегрированное занятие способствует расширению интереса, к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал.
(Пример 2)
Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Так, на занятии «Поможем Федоре» детям предлагалось задание разного характера:
- Математические(к Федоре вернулась посуда, ее надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 1 до 4, а это значит, соотнести цифру с количеством предметов).
- Задания, направленные на закрепление знаний об окружающем мире (Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная).
Суп готов , надо накрывать на стол для обеда, выбери посуду.(столовая)
Посуда выбрана, но ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки.
Перед детьми ставится проблема: где взять ложку? Большинство из детей приходят к выводу- ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на ее поиски.)
- Задания, направленные на развитие речи, мимики, жестов. (В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жикарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки.) Детям предлагается игра-драмматизация по этой сказке.
- Продуктивная деятельность (Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры.) Детям предлагается на выбор разные материалы: глина, краски,бумага,трафареты.
- Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряженности, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.
В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие, дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты:
- социальные, в том числе нравственно-этические;
-эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические;
-логико-математические;
-естесвенно-научные.
Таким образом, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовывать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умения свободно делиться впечатлениями.
А интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативность использования интегрированного метода в ДОУ, включая изобразительную деятельность.
Выступление на педсовете....
Консультация "Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников".
Разные варианты использования интегрированного метода....
«Виды проектов. Вариативность использования проектного метода по нравственно – патриотическому воспитанию»
Представление опыта работы. Предлагается статья о видах проектов (педагогические и детские), также дается консультация в подборке материала по теме нравственно-патриотическое воспитание....
Тема « Вариативность использования проектного метода»
доклад на педсовете....
Доклад Вишневской Оксаны Константиновны Тема « Вариативность использования проектного метода»
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методологических, технологических...
Консультация для педагогов. «Организация занятия – экспериментирования. Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования».
Цель: Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации занятия – экспериментирования. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В ...
«Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...