Модифицированная (авторизованная программа "Народно - прикладное искусство на Кубани": Петриковская роспись
проект (старшая группа) по теме
Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. В дошкольном возрасте одним из ведущих направлений в регионализации образовательного пространства детского сада, способствующего формированию национально-региональной культуры дошкольников, стало художественно-эстетическое воспитание, и, прежде всего изобразительное искусство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_programme_petrikovskaya_rospis.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.
Народное декоративно-прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания дошкольников, которое сегодня, к сожалению, теряет свои приоритеты под напором западной массовой культуры далеко не лучшего образца.
Кубанское декоративно-прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе с дошкольниками. Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков.
Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. Поэтому, при знакомстве с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, иногда очень сложно назвать автора.
Необходимость и возможность внедрение в педагогический процесс детского сада национально-регионального компонента обосновывается в Концепции дошкольного воспитания, в которой основной путь воспитания представлен как продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей нациоиальноЙ культуре, Психологические исследования (Л.С.Выготский, Л.В.Запорожец. Л.П.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) также свидетельствуют о том, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. Таким образом, дошкольный возраст справедливо рассматривается как период складывания личности, «период ее социализации» и приобщения личности ребенка к культуре, в том числе региональной.
На дошкольном этапе в процессе реализации национально регионального компонента в образовании осуществляется по различным содержательным направлениям: культурно-исторического, экологического, художественно-эстетического плана. В дошкольном возрасте одним из ведущих направлений в регионализации образовательного пространства детского сада, способствующего формированию национально-региональной культуры дошкольников, должно стать художественно-эстетическое воспитание, и, прежде всего изобразительное искусство. Оно отражает культурно-образовательную сферу и занимает особое место в структуре дошкольного образования, помогает формированию у детей чувств в духе гуманизма и человеческого содружества, развивает его творческие способности, формирует основы национальной и интернациональной культуры человека, дает возможность приобщения дошкольников к «ценностям национальной культуры, развивает эстетические способности, художественный вкус за счет знакомства с особенностями регионального искусства, изучения национальных художественных традиций.
Использование национально-регионального компонента приобщения к изобразительному искусству способствует решению следующих задач:
1. Задачи патриотического и гражданского воспитания - приобщая дошкольников к художественно-эстетическим традициям народа, воспитание в детях уважение к своей Родине, формирует элементы национального и интернационального самосознания.
- Задачи социального развития детей - региональное изобразительное искусство выступает в качестве эффективного средства для становления и развития культуры личности, аккумулирующая огромные духовные богатства десятков наций и народностей РФ, выраженные в изобразительном искусстве.
- Психологические задачи - традиционное для региона изобразительное искусство в силу его близости к восприятию и мышлению ребенка является эффективным средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей.
- Задачи формирования эстетической культуры - высокое нравственное содержание традиционного регионального изоискусства способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств и первооснов эстетических критериев, умений принимать и ценить произведения изобразительного искусства.
В нашем детском саду «Ромашка» педагоги уделяют большое внимание работе по формированию у детей духовно нравственных норм и привитию им любви к родному краю, начиная с младшего дошкольного возраста и до выпуска детей в школу.
Изучив «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, мною была разработана модифицированная программа где включён блок «Народное декоративно-прикладное искусство на Кубани» по обучению детей рисованию «Петриковской росписью», которая составлена на основе государственной программы. Отобрала элементы, которым можно обучать детей начиная со средней группы. Составила примерные образцы элементов орнамента «Петриковской росписи» (растительные и животные), с постепенным усложнением. Как правило, все виды орнамента используются в сочетании. Так, растительный мотив редко встречается один, в сочетании с животными элементами он служит украшением хаты. Живописная роспись орнаментального характера покрывала главным образом верхнюю часть печи (грубы) — дымоход (комин), простенки между окнами под рушниками, угол, где располагалась кровать, и изредка потолок ближе к красному углу и «сволоки» — несущие балки потолка хаты.
Но, в любом случае, орнамент наружной росписи чаще всего прост и сдержан по рисунку, тогда как орнамент внутри хаты — сложен и причудлив.
На Кубани украшали преимущественно внутренние стены (часто роспись просто имитировала ковёр над кроватью) и печь. Хотя иногда встречались расписанные ульи и курятники, но расписывать их стали позже, когда основной массе сельчан стали доступны масляные краски, потому что растительные краски, лежащие в основе Петриковки, быстро выгорали на солнце и смывались дождями.
Декоративный эффект детских рисунков достигается путем подбора цвеосочетаний, характерных для петриковской росписи.
При рисовании предлагаю использовать различные материалы: краски, карандаши, фломастеры, мелки. Когда дети овладеют техникой работы, им можно предложить выбирать материал по своему желанию.
Специфичным является и заполнение украшаемого пространства. Мелкий и редкий узор подходит для мелких деталей декора, для большого пространства подбирается крупный узор. При этом нужно помнить, что в петриковской росписи узор не терпит ни пустот, ни излишней тесноты.
Имею возможность выбрать из нескольких образцов примерно одинаковой сложности образец, наиболее подходящий для проведения занятия. Организуя работу по рисованию петриковская роспись, следует руководствоваться методическими указаниями «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» под редакцией В.А.Маркова, Л.М.Данилина, З.Г.Прасолова, «Регионализация художественного образования дошкольников» - А.М.Малинская, «Декоративное рисование в детском саду».
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Государственная программа | Модифицированная (авторизованная) | Сроки реализации | ||
Предметное рисование | 18. из них 9 – с натуры | 18. из них 10 – с натуры | В течение года | |
Сюжетное рисование | 18 | 19 | ||
Декоративное рисование | 18 | 25. из них 9 «Петриковская роспись» | ||
По замыслу | 18 | 10 | ||
ИТОГО: | 72 | 72 |
Обучение рисованию «Петриковская роспись» начинается со средней группы детского сада во втором полугодии. Из 3 - 4 занятий по декоративному рисованию, рассчитанных на это полугодие, 2 занятия можно посвятить рисованию кубанского декоративно-прикладного искусства. Следует обучать детей тем
элементам узора, которые предусмотрены «Программой воспитания и обучения в детском саду». Я предлагаю три образца:
- полоса (тема занятия: «Рушник»);
- квадрат (тема занятия: «Коврик»);
- круг (тема занятия: «Блюдо»).
Воспитатель может выбрать два любых образца, выполненных различными материалами, с учетом возможностей детей данной группы.
В старшей группе продолжается работа по обучению детей рисованию кубанского декоративно-прикладного искусства «Петриковская роспись». Большое внимание в технологии уделяется предметно-развивающей среде. В группе организован уголок, где собраны предметы быта и промысла, элементы одежды, применяемые в каждом из народных ремёсел Кубани.
Обучая детей составлению узоров по мотивам петриковской росписи я рекомендую 9 занятий в год придерживаясь программных требований. В старшей группе знакомим ребят с цветочным и животным орнаментами. Особое внимание обращаем на характерное цвето-сочетание, присущее петриковской росписи.
К работе привлекаем и родителей, бабушек, дедушек, которые помнят детали народного искусства, уже стёршиеся из памяти нынешнего поколения Проводим беседы на тему «Как знакомить детей с произведениями народных мастеров». Организуем экскурсии в музеи, выставки детских работ, проводим открытые занятия и т. д.
Ожидаемый результат:
В целом данная работа должна носить комплексный характер, т.е. каждому занятию должна предшествовать предварительная работа, каждое занятие должно иметь свое логическое завершение.
Следует отметить, что в ходе проведения данной работы с детьми старшего дошкольного возраста предполагается познакомить их с петриковской росписью и её характерными особенностями. Однако, данная система работы является примерной. Данный материал должен стать отправной точкой в организации художественной деятельности детей и приобщении их к народным истокам Кубанской культуры.
Народное искусство обладает способностью вносить в жизнь яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Оно воспитывает людей духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народным.
Приобщение к кубанской культуре способствует укреплению дружбы между детьми и взрослыми, помогает воспитанию в детях таких качеств, как самостоятельность и инициатива, доброта и уважение, честность и смелость, усидчивость и мастерство, интерес и любознательность.
ЛИТЕРАТУРА:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» - М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. М.2009 год
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду, СПб, 1997
- Казакова Т. Г. «Развивайте у детей творчество», М., 1985.
4.Доронова Т. Н. «Дошкольникам о художниках детской книги», М., 1991.
5.Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М., 1991.
6.Курочкина Н. А. «Знакомство с натюрмортом», СПб, 1996.
7.Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М., 2000.
8.Галанов А. С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству», М., 1999.
9.И.Доронова Т. Н. «Дошкольникам об искусстве», М., 1999.
10. Утробина К. К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми».
11.Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской народной культуре // Дошкольное воспитание. - 1992.-№5.
12.Берсенева Л. Золотые росписи России // Дошкольное воспитание. -2002. -№2.
13.Бондарева Н.А. Кубанские народные ремесла. Информационный материал. - Армавир:2004, 73 с.
14.Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. - Краснодар. 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения «Кубанская ярмарка» Декоративно-прикладное искусство Кубани.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством Кубани, пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного,...
Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
программа позволяет организовать работу кружка по изодеятельности, которая предполагает использование различных техник рисования, лепки, конструирования, предлагает перспективное планирование да...
Модифицированная (авторизованная) программа «Обучение дошкольников английскому языку» для детей в возрасте от 5 до 7 лет
программа для ведения кружковой работы с детьми 5-7 лет в детском саду, с перспективным планированием непосредственной образовательной деятельности, дающей детям основные понятия, диагностические мате...
Наглядное пособие для воспитателей и родителей: «Народное творчество Кубани: петриковская роспись»
Данное пособие будет полезным как педагогом, так и родителям, желающим вовлечь своего ребенка в творческую работу и научить его создавать причудливые узоры.Пошаговая инструкция сделает работу легкой и...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игровых ситуаций в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по изобразительной деятельности на тему: «Кубанское искусство - Петриковская роспись»
Учить создавать элементы кубанского орнамента нетрадиционными методами рисования (пальцами)Использовать в узорах усвоенные способы построения орнамента по композиции к колориту. Приобщение детей к быт...
Социально значимый проект «Народные промыслы Кубани. Петриковская роспись»
С раннего возраста ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя Ро­...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Знакомство с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края.Городецкая роспись»
Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством Нижегородского края....