"Проникновение в духовную жизнь народов Татарстана"
статья (старшая группа) по теме
В данной статье говориться об ознакомлении детей с татарской культурой,бытом. Затрагиваюся вопросы значение двух религий и народов в Республике Татарстан(двухязычие- русский и татарский языки),воспитания патриотических,нравственных и интернациональных чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
segodnya_so_vsekh_tribun_s_trevogoy_zvuchit_tema_natsionalnykh_otnosheniy.docx | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня со всех трибун с тревогой звучит тема национальных отношений. Нельзя быть равнодушным к их истокам, особенно к русской и татарской культуре. Мы живём в республике Татарстан и должны культуру татарского народа чтить и уважать.
Попробуйте задать вопрос родителям: знают ли они народные татарские или русские песни, национальные народные игры, хороводы? Поверьте, будет мало утвердительных ответов.
В своей работе я опираюсь и внедряю Учебно Методический комплект УМК «Татарча сейлэбез» - «Говорим по-татарски» Зарипова З.М., Исаева Р.С. УМК «Азбука для дошкольников» Шаехова Р.К. Повышаю своё самообразование , самообучаюсь по проекту «Минем Оем», «Уйный-уйный усебез», «Без инде хезер зурлар, мектепке илте юллар». Провожу с родителями консультации: «Говорим на Татарском», брифинг «Мой Татарстан – знай, люби и прославляй». Для группы родителей (русскоязычной), для обучения татарскому языку приготовили карманный словарь. Наша задача знакомить детей с национальной культурой татарского народа. Цель которой , знакомить детей с прикладным искусством татарского народа, его обрядами. Прививать детям любовь, уважение к традициям, обычаям, праздникам, устному народному творчеству.
Большое место уделяла внимание детей на ознакомление с татарским национальным костюмом. Дети знают названия отдельных элементов костюма и их назначение. Например: камзол-платье, ичиги-сапоги, тюбетейка, калфак - нарядный головной убор. Познакомила детей с видами татарского орнамента : 1 Растительный – в который входят цветы лугов, садовые и степные ( мак, гвоздика, тюльпан, астры, георгины и д.р.), 2 Геометрический (спирали, линии, жгуты, ромб, треугольник). Давала понять детям, что геометрический орнамент в основном используется в украшении сельского жилища ( забор, рамы, крыша) ,а также в узорном ткачестве ( полотенце, скатерти) , ювелирных изделиях ( браслет, бусы, брошь, серьги), узоры на обуви (ичиги, сапожки). Проводила игровые занятия, просмотры слайдов на которых дети знакомились с бытом и жизнью народов Поволжья. Разучивали марийские и чувашские подвижные игры « Биляша», «Лапта», «Луна и солнце», а также знакомили детей с их национальной одеждой.
Большое место в повседневной жизни детей в детском саду уделяла вниманию татарской поэзии, сказка, фольклорам . Знакомила детей с жизнью и деятельностью татарских писателей; Габдуллы Тукая, Муса Джалиля, Абдулла Алиш и с их произведениями «Шурале», «Забавный ученик», «Болтливая утка», « Су анасы». Дети сами с удовольствием инсценируют знакомые им сказки.
В фольклоре любой национальности, заключены большие возможности для нравственного, эстетического развития. Они способствует формированию у детей таких качеств характера; как трудолюбие, честность, скромность. Татарские народные сказки глубоко оптимистичны они воспевают победу добра над злом миру ,дружбы, прославляют благородство простого народа: «Три дочери», бедняк и два бая, белый волк. Через сказки дети познают веками красивые традиции татарского народа, его душу. При первоначальном знакомстве детей с народной сказкой я объясняла детям что у каждого народа есть свои сказки. Сказки в которых встречаются не знакомые слова: «Мулла», «Визирь», «Медресе», «Аллах» давала пояснения смысла этих слов.
В дни развлечений использовали кукольный театр, пальчиковый, театр на фланелеграфе, настольный театр. Показали родителям татарскую народную сказку «Киска озорница», «Мышка и кувшин» , «Забавный ученик» Габдуллы Тукая на его вечере воспоминаний поэта.
Вместе с детьми отмечали татарские народные праздники, при этом активно принимали участие родители детей: «Сабан-туй» - летний праздник, отмечается после весенних полевых работ; «Новруз» - встреча весны или день «Равноденствия»; «Грачевник» - экологическое воспитание, бережное отношение детей к птицам, «Берёза» и к природе.
На занятиях знакомила детей с творчеством татарских художников Якуповым, Хаертдиновым. Рассматривала с детьми серию картин о природе труде о достопримечательностях Татарстан: Кремль, площадь имени Баумана, метро, спортивные объекты универсиады ,цирк, театры аэропорт и т.д.
На музыкальных занятиях знакомили детей с татарскими композиторами и их произведениями, например: Марш С. Сайдашева. В группе в уголке музыки и искусства имеются грамзаписи, портреты великих людей писателей, поэтов, композиторов.
В нашем детском саду есть музей: «Мой дом», « На нашем дворе», где собраны предметы домашнего быта, обихода (прялка, коромысло, кумчан, сундук), посуда из глины, тканые дорожки, орудия труда ( грабли, вилы) и многое другое, что знакомит ребят с интерьером татарского сельского дома. С детьми ходили на экскурсию по улице « Арбузова». При этом обращала внимание на оформление деревенских деревянных домов, расписанных в татарском национальном стиле. Детям объясняла, что эта красота резьба по дереву сделана руками народного умельца. Предварительно знакомила детей с ремёслами (Ремесло- работа мастера по обработки дерева).
Мы живём в удивительном селе « Высокая Гора» Высокогорского района Республики Татарстан. У нас есть всё для радости жития: леса, поля, реки, озёра. Для наших детей создаются самые хорошие условия развития, воспитания и обучения в детских садах, домах творчества, школе. Дети занимаются спортом, посещают Спорткомплекс, Лёдовый дворец, бассейн.
Мы должны знакомить детей с родным краем, со своей малой родиной, событиями и явлениями общественной жизни, воспитывать у детей патриотические, нравственные, интернациональные чувства.
Выступление на тему: «Проникновение в духовную жизнь народов Татарстана».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Содружество народов Татарстана"
Презентация Содружество народов Татарстана в рамках педагогического совета " Организация проектной деятельности по реализации регионального компонента в образовательных областях...
Подвижные игры народов Татарстана.
Подвижные игры народов Татарстана....
Проект «Культура и традиции народов Татарстана»
Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов....
Картотека игр народов Татарстана
Картотека игр народов Татарстана...
Проект "Культура и традиции народов Татарстана"
Знакостство с культурой и традициями Татарстана....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ТАНЦУЮЩИЕ КУКЛЫ В ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С НАРОДАМИ ТАТАРСТАНА»
Игра по УМК...
Культура и традиции народов Татарстана
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана....