тематическое планирование по приобщению детей к истокам русской народной културы
календарно-тематическое планирование по теме
распределение учебного материала по ознакомлению детей с руским народным искусством на три года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_raboty_po_priobeniyu_k_russkoy_kulture.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план работы
МКДОУ д/с №3 по приобщению детей к истокам русской народной культуры
НОД по ознакомлению с устным фольклором | НОД по декоративно-прикладному искусству | Ознакомление с музыкальным фольклором | Праздники и досуги, народные игры | Народный календарь | Взаимодейст-вие с педагогами | Взаимодейст-вие с родителями |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
СЕНТЯБРЬ | ||||||
(2 мл.гр.) «Милости просим, гости дорогие» (ср.гр) «Во саду ли в огороде» (ст.гр) «Что летом родится, -зимой пригодится» | (ср.гр) Рассматривание дымковских игрушек. (ст.гр) «Весёлая дымка» | Серия занятий «Знакомство с русским бытом и гостеприимством» | Семён-летопроводец (14 сентября) Про бабье лето и мушиные похороны».Игры «Чёрный жук», «Огородник и воробей». Воздвиженье (27 сентября) О том, куда птицы и гады прячутся, Игры «В удочку», «Кума, кума продай дитя». | Наблюдение за приметами осени (облака, деревья). Соотношение погоды и одежды. Как слетом осень борется. Осенние приметы. Предсказания зимы. | Знакомство с программой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой.(выступление на родительском собрании). Осенний народный календарь(подготовка наглядного материала, оформление выставки) | |
(2 мл.гр) «Ходит сон близ окон» (ср.гр) «Чудесный мешочек» (ст.гр) «Гуляй, да присматривайся» | (ср.гр) Рисование элементов дымковской росписи «Прямые и перекрещивающиеся линии». (ст.гр) «Роспись дымковского оленя». | |||||
(2 мл.гр) «Огуречик, оруречик» (ср.гр) «Коровушка и бычок» (ст.гр) «В гости к хозяюшке» | (ср.гр) Рисование элементов дымковской росписи «Волны и точки». (ст.гр) Аппликация на силуэте дымковской игрушки. Юбка для барыни. | |||||
(2 мл.гр) «Во саду ли, в огороде» (ср.гр) «Шутку шутить-людей насмешить» (ст.гр) «Хлеб всему голова» | (ср.гр) Рисование элементов дымковской росписи «Чередование мелких и крупных колец и кругов». (ст.гр) Ярмарка дымковских игрушек. | |||||
ОКТЯБРЬ | ||||||
(2 мл.гр) «Чудесный сундучок» (ср.гр) «Приглашаем в гости к нам» (ст.гр) «Октябрь пахнет капустой» | (ср.гр) Роспись силуэта дымковской «Уточки». (ст.гр) «История филимоновского промысла». | Серия занятий «Знакомство с устным народным творчеством» | Покров (14 октября) «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!» Игры «В коршуна». Осенние посиделки.О том, как девчонки прясть вместе собирались. Прасковья-пятница и о том, как лень да дрёму Коляда да Кикимора прясть учили. Игры «В молчанку», «Прялица» | Изготовление детского народного костюма (подготовка наглядного материала) | ||
(2 мл.гр) «Как у нашего кота» (ср.гр) «Гуси-лебеди» (ст.гр) «Зайчишка-трусишка» | ( ср.гр) Рисование (юбка) «Наряд крестьянки». (ст.гр) Знакомство с элементами филимоновской росписи. | |||||
(2 мл.гр) «Котик, котик поиграй» (ср.гр) «Сошью Маше сарафан» (ст.гр) «У страха глаза велики» | (ср.гр) Рисование (юбка) «Наряд барыни». (ст.гр) Знакомство с элементами филимоновской росписи. | |||||
(2 мл.гр) Драматизация русской народной сказки» (ср.гр) «Золотое веретено» (ст.гр) «Друг за дружку держаться-ничего не бояться» | (ср.гр) Рисование. Дымка. «Крестьянка». (ст.гр)Роспись силуэта филимоновской игрушки. | |||||
НОЯБРЬ | ||||||
(2 мл.гр) «Водичка, водичка умой моё личико» (ср.гр) «Волшебные спицы» (ст.гр) «Знаешь ли ты сказки?» | (ср.гр) Аппликация. Дымка «Щенок». (ст.гр) «Ярмарка дымковских и филимоновских игрушек». | Серия занятий «Осенние народные приметы» | Кузьма-Демьян (14 ноября). «Кузьма-Демьян – святые бесеребренники и Божьи кузнецы», «Кузьма-Демьян свадебку куют». Игры «Золотые ворота», «Кружева». | Кукла-самоделка | Практический семинар по народному костюму | |
(2 мл.гр) «С гуся вода, а с Ванечки худоба» (ср.гр) «Сидел Фома на лавочке» (ст.гр) «Гончарные мастеровые» | (ср.гр)Аппликация «Украсим шаль для дымковской барыни». (ст.гр) Знакомство с городцом. | |||||
(2 мл.гр) «Идёт коза рогатая» (ср.гр) «Петушок-золотой гребешок» (ст.гр) «Дикие животные» | (ср.гр) «Блюдце для дымковской барыни». (ст.гр) Элементы городца. «Капелька-ромашка». | |||||
(2 мл.гр) «Рёва-корова» (ср.гр) «Чудесный сундучок» (ст.гр) «Что нам осень принесла?» | (ср.гр) Рисуем потешку «Баюшки-баю». (ст.гр) Элементы городца «Бутон и купавка». | |||||
ДЕКАБРЬ | ||||||
(2 мл.гр) «Стоит изба из кирпича, не холодна, негоряча» (ср.гр) «Здравствуй зимушка-зима» (ст.гр) «Здравствуй зимушка-зима» | (ср.гр)Знакомство с гродцом. (ст.гр) Элементы городца «Листья и кустики». | Серия занятий «Здравствуй зимушка-зима» | Никола (19 декабря). Николай Чудотворец – божий помощник. О том, как в старину «почестный пир» устраивали и гостей привечали и чествовали. «Хороша Никольщина пивом и пирогами». Игры «Башмачник», «В короля». | Наблюдение за приметами зимы в неживой природе (облака, деревья), птицами. Птицы на кормушке. Заклички. Соотношение погоды и одежды. Как зима с осенью борется. Приметы зимних месяцев. Предсказания весны. | «Ах, эти снежки» (конкурс) | |
(2 мл.гр) Разучивание прибаутки «Из-за леса, из-за гор…» (ср.гр) «Коля, Коля…» (ст.гр) «Проказы старухи зимы» | (ср.гр) Мотивы городца. «Рамка» способом примакивания. (ст.гр) Разделочная доска. Городец. | Зимний народный календарь (подготовка наглядного материала, оформление выставки) | ||||
(2 мл.гр) «Уж ты зимушка-зима» (ср.гр) «Чудесный мешочек» (ст.гр) «Лиса-обманщица» | (ср.гр) Элементы городца «Бутон с маковкой». (ст.гр) Аппликация. Разделочня доска. Городец. | |||||
(2 мл.гр) «Сундук Деда Мороза» (ср.гр) «Сею, сею, посеваю с Новым Годом поздравляю» (ст.гр) «Пришла Коляда-отворяй ворота» | (ср.гр) Аппликация. Элемент городца «Купавка из трёх кругов». (ст.гр) Аппликация «Красивая птица»(коллективная работа) | |||||
ЯНВАРЬ | ||||||
(2 мл.гр) «Пришла Коляда- отворяй ворота» (ср.гр) «Сундучок Деда Мороза» (ст.гр) «С Новым Годом-со всем родом» | (ср.гр) «Фартук для матрёшки» мотивы городца. (ст.гр) Знакомство с гжельской керамикой. | Серия занятий «Пришла Коляда-отворяй ворота» | Святки(7-19) Про то, как малые ребята «Коляду кликали» и «Христа славить» ходили. Рождество (7) Про кутью да сочни, да про то. Как девушки с ними гдать ходили. Игры «Скакалка», «Обыкновенные жмурки». Васильев вечер –и Новый год (14) О том, как девушки о суженом-ряженом гадали. Игры «Ерыкалище», «В оленя». Крещение (19) Про то, как воду в Иордании освящали и красные девицы всему миру наряды показывали. Игры «Бояре», «В четки». | Рождество, зимние Святки (подготовка наглядного материала, оформление выставки) | ||
(2 мл.гр) «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (ср.гр) «Лиса и козёл» (ст.гр) «Гуляй, да присматривайся» | (ср.гр) «Разделочная доска по мотивам городца». (ст.гр) Элеметы гжельской росписи «Листики». | |||||
(2 мл.гр) «Гость на гость-хозяйке радость» (ср.гр) «Весёлые ложки» (ст.гр) «Города мастеров» | (2 мл.гр) «Узор на квадрате из квадратов» (ср.гр) Рисование по потешке «Петушок-золотой гребешок». (ст.гр) Элементы гжельской росписи «Бордюр с сеточкой». | |||||
(2 мл.гр) Драматизация русской народной сказки. (ср.гр) «Заюшкина избушка» (ст.гр) «Динь-дилинь» | (2 мл.гр) Знакомство с дымковской игрушкой (ср.гр) Аппликация по замыслу. Элементы городца. (ст.гр) Элементы гжельской росписи «Цветок из мазков с тенью». | |||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||
(2 мл.гр) «Таря-маря» (ср.гр) «Кто же в гости к нам пришол» (ст.гр) «Гуляй, да присматривайся» | (2 мл.гр) Элементы дымковской росписи «»прямые линии». (ср.гр)»Красивая птица Павлин» -городец. (ст.гр) «Гжельская чашка». | Серия занятий «Живёт в народе песня». | Масленица и Прщёное воскресенье. О том, как дети на санках с горушек катались, блинами с мёдом и маслом лакомились да сударыню Масленицу жгли. Игры «В бабушку Пыхтелку», «Утка и селезень», «Горшки». | Малые фольклорные жанры – их роль в воспитании ребёнка (круглый стол) | ||
(2 мл.гр) «Хозяйкины помощники» (ср.гр) «Русская балалайка» (ст.гр) «Сказка для Кузи» | (2 мл.гр) «Элементы дымковской росписи «пересекающиеся линии». (ср.гр) «Красивые цветы» по мотивам городца. (ст.гр) аппликация «Чайник».Гжель. | |||||
(2 мл.гр) «Половичку курочка веничком метёт» (ср.гр) «Два медвежонка» (ст.гр) «Письмо Нафане» | (2 мл.гр) Элементы дымковской росписи «волнистые линии». (ср.гр) Аппликация- городец. «Разделочная доска» -1 часть. (ст.гр) Ярмарка гжельской посуды. | |||||
(2 мл.гр) «Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая» (ср.гр) Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая» (ст.гр) «Ой, ты Масленица!» | (2 мл.гр) Элементы дымковской росписи «волнистые линии и точки» (ср.гр) Аппликация-городец. «Разделочная доска» -2 часть. (ст.гр) «Путешествие матрёшки». Знакомство с матрёшками(Семёновская,Загорская) | |||||
МАРТ | ||||||
(2 мл.гр) «Нет милее дружка, чем родная матушка» (ср.гр) «при солнышке тепло, при матушке-добро» (ст.гр) «Нет милее дружка, чем родная матушка» | (2 мл.гр) Элемент «цветок из круга» (ср.гр)»Моя любимая матрёшка».Фартук с растительным орнаментом. (ст.гр) «Семёновская матрёшка». | Серия занятий «Весна-весна красная, приди Весна ясная» | Евдокия-Плющиха (14) У кого от весны ключи хранятся. О том, как ребята весну закликали и лёд на реке провожали. Игры «В водяного», «Пора, бабушка, в пир». Сорок мучеников (22) Как мама Мороза «колобанчиками» кормила, а ребятки жаворонушков встречали и от мамы услыхали, где птицы зимуют.Игры «В уголки», «В дрёму». | Наблюдение за приметами весны в неживой природе (облака, деревья), птицами, насекомыми. Заклички. Соотношение погоды и одежды. Как весна с зимой борется. Приметы весенних месяцев. Предсказания на лето. | Изготовление птиц – конструирование их из бумаги, лепка из теста (практический семинар) | |
(2 мл.гр) «Приди весна с радостью» (ср.гр) «Крошечка-Хаврошечка» (ст.гр) «Мудрёному и счастье к лицу» | (2 мл.гр) Аппликация «Цветыиз кругов больших и малых». (ср.гр) «Моя любимая матрёшка».Аппликация-фартук по мотивам городца. (ст.гр) «Загорская матрёшка». | Весенний народный календарь (подготовка наглядного материала, оформление выставки) | ||||
(2 мл.гр) «Петушок, золотой гребешок» (ср.гр) «Весна, весна, поди сюда» (ст.гр) «Гуляй, да присматривайся» | (2 мл.гр) Аппликация «Украшение силуэта дымковской игрушки». (ср.гр) «Узор на полосе». (ст.гр) «Полхов-Майданская матрёшка». | |||||
(2 мл.гр) «Божья коровка» (ср.гр) «Пришла весна» (ст.гр) «Весна, весна, поди сюда!» | (2 мл.гр) аппликация «Фартук по мотивам дымковской игр. (ср.гр) знакомство с гжельской керамикой. (ст.гр) Развлечение «Хоровод матрёшек». | |||||
АПРЕЛЬ | ||||||
(2 мл.гр) «Трень-брень балалайка» (ср.гр) «Чики, чики, чикалочки» (ст.гр) «Шутку шутить-людей смешить» | (2 мл.гр) Роспись варежки по замыслу. (ср.гр) Элементы гжельской росписи. Точки и прямые линии. (ст.гр) Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.Васнецова. | Серия занятий | Благовещенье (7) Почему на Благовещенье птица гнезда не вьёт? Игры «Курилка», «Пчёлка и ласточка» Вербное воскресенье. Зачем мама поутру вербушкой хлещет. Игры «Верба-вербочка», «Карусель», «Заря-заряница». Пасха (чистый четверг)Как девицы поутру с серебра умывались, а ребятки козны чинили, чтобы летом всех обыграть. Как ребята маме яички красить да разрисовывать помогали.Игры «В рыбку». Красная горка. Про то, как парни и девушки на горушке хороводы водили. О том, как в старину родителей поминали. Игры «В жучка», «В репку». | Пасхальные гуляния (консультация). Роспись яиц (практический семинар) | Конкурс для родителей «Пасхальное яйцо». Участие в Пасхальных гуляньях. | |
(2мл.гр)Драматизация русской народной сказки (ср.гр) «Небылица-небывальщина» (ст.гр) «Небывалица в лицах. Небывальщина» | (2 мл.гр) Рисование «Светит солнышко в окошко» по мотивам народных песенок, потешек. (ср.гр)Элементы гжельской росписи.Бордюры. (ст.гр) Рисование по потешке «Кошкин дом». | |||||
(2 мл.гр) Драматизация русской народной сказки (ср.гр) «Русская свистулдька» (ст.гр) «Красная горка» | (2 мл.гр) Знакомство с городцом. (ср.гр) Элементы гжельской росписи.Капелька. (ст.гр) Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Елисеева. | |||||
(2 мл.гр) «Андрей-воробей» (ср.гр) «Чудесный сундучок» (ст.гр) «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | (2 мл.гр) аппликация «Бутон с маковкой». (ср.гр) «Красивые цветы» по мотивам гжели. (ст.гр) рисование по потешке «Тит, иди молотить». | |||||
МАЙ | ||||||
(2 мл.гр) «Здравствуй солнышко-колоколнышко» (ср.гр) «Времена года» (ст.гр) «Весна красна цветами» | (2 мл.гр)Коллективная аппликация «Гроздь винограда». (ср.гр)Роспись силуэтов гжельской посуды. (ст.гр) Знакомство с хохломским промыслом. | Серия занятий | Георгий Победоносец (6). О святом, храбром Егории, который змея победил.Про матушку землю да о том, как в первый раз скотину в поле выгоняли, да пашню запахивали. Игры «В смолу», «В бега». Вознесение. Про то, как мама «лесенки» пекла, чтобы Иисусу Христу легче было на небо подниматься.Почему кукушка зерном подавилась или как девочки ходили «кукушку крестить и «Костромушку хоронить» Игры «Гуси-лебеди», «В Кострому». | Подведение итогов, анкетирование. | ||
(2 мл.гр) «Сорока- белобока кашу варила» (ср.гр) «Волшебная палочка» (ст.гр) «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся» | (2 мл.гр) Рисование «Разделочная доска по мотивам Городца». (ср.гр) «Моя любимая матрёшка» .Фартук по мотивам гжельской росписи. (ст.гр) Элементы хохломы «Листочки и осочки». | |||||
(2 мл.гр) «Кто в тереме живёт» (ср.гр) «Игра с колобком» (ст.гр) «А за ним такая гладь, ни морщинки не видать» | (2 мл.гр) Рисование по потешке. (ср.гр) Знакомство с филимоновской игрушкой. (ст.гр) Элементы хохломы «Ягодки». | |||||
(2 мл.гр) «Прощание с избой» (ср.гр) «Прощание с избой» (ст.гр) «Прощание с избой» | (2 мл.гр) Итоговое. (ср.гр) Роспись силуэта филимоновской игрушки. (ст.гр) Роспись силуэта по мотивам хохломской росписи. ИТОГОВОЕ, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к истокам русской народной культуры.
Это выступление на ГМО...
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Доклад на конференции...
Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)
знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....
«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...
Проект "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду"
Познавательный, долгосрочный проект, для детей 2-3 лет....