Опыт работы "Приобщение детей и их родителей к культуре народа"
статья по теме

Эльмира Наилевна Кинзябаева

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_k_kulture_naroda.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей и их  родителей к культуре народа

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Башкортостан – республика, в которой живут представители разных национальностей, обладающие своими традициями, особой шкалой жизненных ценностей и потребностей.

Знание культуры собственного народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о традициях предков, научит понимать и удивляться.

Включение ребенка в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества и традиций, – одно из главных условий полноценного воспитания ребенка и развития его способностей. Наиболее полноценно процесс развития происходит на основе примера родителей. Любая дорога начинается с первого шага, здание с фундамента, а человек становится личностью только в семье. Для меня  важно, чтобы родители являлись не просто сторонними наблюдателями или слушателями, а активными участниками всех мероприятий, проводимых в течение года.

Наблюдая за взаимоотношениями родителей и детей в младшей группе, я увидела, что колыбельные песни, потешки, пестушки действительно не используются  родителями. Появилось огромное желание как можно больше узнать о народной культуре, а свои знания, опыт  передать детям и их родителям. Поэтому поставила перед собой цель: Систематически и целенаправленно приобщать детей и их родителей к культуре народа, а именно через русские народные традиции (используя малые формы фольклора, сказки, народные игрушки, игры и хороводы, составление родословной, традиционные праздники, развлечения, посиделки и др.)

Начала я с того, что для родителей провела консультацию – практикум «Играя – учимся, играя – познаём», где родители узнали о разнообразии потешек, пословиц и поговорок, колыбельных песен, народных игр с детьми, об их важности и способах обыгрывания дома.

Важным условием развития детского творчества и поддержания интереса к культуре предков служит развивающая среда. Поэтому совместно с родителями (Чугуновы, Якушины, Михайловы и др.) в нашей группе организовали зоны по изобразительной деятельности и театрализации, которые постоянно пополняются разнообразными материалами и пособиями. А также в детском саду действует мини-музей «Русская горница». В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. С некоторыми семьями (в выходной день) мы посетили салаватский «Историко-краеведческий музей», где познакомились с культурой и бытом народов, населявших наши земли, увидели интересные экспонаты, работы художников нашего города. Алексей Михайлов вместе с мамой побывал в «Башкирском государственном музее им. Нестерова» (г. Уфа), о чём с удовольствием рассказывал всем.

Тесный контакт со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, налаживает преемственность между поколениями. Именно поэтому я решила провести развлечение «Бабушкины посиделки». Подобные мероприятия расширяют границы общения взрослого и ребёнка. Бабушки сами предложили свою помощь и с удовольствием подготовили праздник для своих внуков. Дети вместе с бабушками пели русские народные песни, частушки, играли, отгадывали загадки, вспомнили много пословиц и поговорок о труде и  др. Особенно всем детям понравилось изготовление куклы – оберега и угощение в конце посиделок. Благодаря оформлению группы под деревенскую избу, музыкальному фону, присутствовала атмосфера добра, сплочённости, активного совместного творчества детей и взрослых.

Также организовала совместные семейные праздники: «Масленица», «В гостях у сказки», вечера «У семейного очага», «Делу время, потехе час» и др.

Уже сейчас можно с уверенностью сказать о наших успехах. Родители стали внимательней и активнее участвовать в разных видах творческой деятельности группы и детского сада, дома чаще заниматься и играть с детьми. Об этом можно судить по словам родителей в тетради отзывов и наблюдениям за детьми в режимные моменты. Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к народным традициям, желание помочь детскому саду, по мере возможности, в приобщении детей к культуре народа.

Сухомлинский В.А. сказал однажды:  "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его  разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ЧЕРЕЗ ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В процессе игры, участия в праздниках, дети учатся уважать и сохранять народные традиции. Развитие творчески активной личности, формирование ее нравственных качеств невозможно без воспитания с раннего...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

« Приобщение дошкольников и их родителей к культуре народов Поволжья»

·         Способствовать воспитанию этнотолерантного отношения детей дошкольного возраста к народам Поволжья·         Зн...

Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".

  https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...