методическая разработка
консультация (старшая группа) по теме
данный материал содержит информацию о традициях народов крайнего севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Методическая разработка развлечения для детей средней группы на тему: « Пришла к нам румяная Масленица»
Акимова Оксана Викторовна.
Воспитатель группы №1 «Солнышко»
Вводная часть.
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на издание «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в развлечении оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении развлечения «Пришла к нам румяная Масленица»
Фольклорное действо развлечения – это некий спектакль, требующий определенных сценических условий и, разумеется традиционных персонажей: Скоморохов, Весны, Солнышка, Медведя и т.д. Своеобразна и драматургия такого развлечения. В ней следует представить обряды - заклички, песни, пословицы, потешки, хороводные игры, соревнования удальцов. При этом каждая из этих частей в организации развлечения может стать самостоятельной темой, или одним из действий четырехчастного сценария.
Фольклор современен, ибо многие формы его здравствуют и поныне. Это означает, что современное детское фольклорное развлечение не следует превращать в представление этнографического характера. Хотя драматургическую структуру фольклорного развлечения нарушать не стоит.
Работая над сценарием данного фольклорного развлечения, необходимо «отыграть» с детьми среднего возраста некоторые хороводные игры, изучить особенности песнопений.
Благодаря проведению данного развлечения мы получим такой результат как:
- ознакомление с малыми фольклорными формами;
-развитие интереса к обрядовым играм и песнопениям;
- формирование навыков культуры слушания музыки;
- совершенствование навыков актерской игры.
Описание технологической цепочки развлечения «Пришла к нам румяная Масленица»
Данное развлечение имеет структуру четырехчастного сценария
1-я часть «Завязка»
Данная часть подразумевает организационный настрой детей на предстоящее действие. В завязке, как правило, обозначается , или оговаривается то, зачем все сегодня здесь и сейчас собрались. Это дает понимание того, какое действие или какое событие произошло, или должно произойти. Например: « Собирайся народ, Масленица к нам идет! С блинами, пирогами и весельем! Приглашаем народ в веселый хоровод!» Завязка длится 3-5 минут. Своего рода данный организационный момент задает «тон» развлечению.
2-я часть «Основное действие».
В основном действии разыгрывается представление, с участием героев. В данной сценарной части обыгрывается основной сюжет, основная задумка. Здесь и песни и заклички, и хороводные игры, и потешки .Основная задача – раскрыть суть обрядовой особенности праздника Масленицы. Это мини спектакль с участием детей и взрослых. Требования к основному действию – регламент. Если действие будет затянутым, то и интерес к развлечению начнет постепенно угасать. Необходимо учитывать возрастные особенности детей средней группы, особенности восприятия информации, двигательной активности. Основное действие не должно превышать 15 минут.
3-я часть «Кульминация»
Кульминация это пик развлечения. То, ради чего все предшествующие части были организованы. Сюда входит: сжигание чучела Масленицы, как правило, под закличку «Гори, гори ясно». Это происходит в том случае, если развлечение проходит на улице. Если в помещении, то кульминацией является поедание блинов и хороводная песня- прощание с Масленицей. Временные рамки кульминации 5-10 минут.
4-я часть «Развязка»
Эта часть – прощальная. В ней подводятся итоги развлечения. Ставится своеобразная точка всего действия. Персонажи оставляют надежду на встречу в следующем году. Развязка длиться 5 минут.
Итого временные рамки всего развлечения 30-35 минут что соответствует временным рамкам для детей среднего возраста.
Дидактический материал
«Пришла к нам румяная Масленица»
Цель. Приобщать детей к русской культуре, традициям, обрядовым праздникам.
Предварительная работа. Беседа о русских традициях, праздниках, разучивание русских народных песен, игр, закличек, загадок, пословиц и поговорок.
Атрибуты. Флажки и шары для оформления площадки, кукла «Весна», «Солнце», синее покрывало, взрослые костюмы медведя, Тьмы-Тьмущей, чучело Масленицы, дрова для костра,
спички, жидкость для разжигания костра.
Ход праздника. Звучит русская народная музыка. Девочки наряжены в кокошники, на мальчиках разноцветные кушаки. Дети собираются на площадке в большой круг.
ВЕДУЩАЯ. Собирайся народ! Масленица к нам идёт!
Веселиться вы хотите? Все на праздник к нам спешите!
Будем петь мы, и плясать Масленицу отмечать!
Слышу, гостья к нам идёт, свою песенку поёт. (Ведущая берёт куклу – Весну и идёт по кругу)
ВХОД ВЕСНЫ
ВЕСНА. Здравствуйте, мои друзья, заждались, а вот и я!
Я – девочка – беляночка, я – Весна – Весняночка!
Приглашаю весь народ в мой весенний хоровод!
ХОРОВОД «ВЕСНА – КРАСНА ИДЁТ»
ВЕСНА. Ребята, а вы загадки умеете отгадывать? (Да)
Много я загадок знаю,
Вам сейчас их загадаю.
Слушайте внимательно!
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (весной)
Правильно, весной.
Слушайте другую загадку.
Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
Правильно, это гнездо. Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран в родные края, в свои гнёзда. А давайте, ребята, поиграем в игру «Перелётные птицы». Под музыку летайте по площадке, клюйте зёрнышки, а как музыка закончится, ищите свои гнёзда, бегите к своим воспитателям.
ИГРА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
ВЕСНА. Молодцы, ребята, очень быстро вы летали,
Свои гнёздышки искали.
В небе ясно солнышко пироги пекло,
Попросила я, чтоб оно пришло.
С ясным солнышком веселее жить.
Будут наши дети с солнышком дружить.
Давайте солнышко позовём, повторяйте за мной.
ЗАКЛИЧКА «СОЛНЫШКО – ВЁДРЫШКО»
ВЕСНА. Рады солнышку? Греет ласково.
Здравствуй, солнышко,
Здравствуй, красное!
Давайте все поздороваемся с солнышком. (Дети повторяют)
ДЕТИ. Здравствуй, солнышко,
Здравствуй, красное!
ВЕСНА. Ребята, а вы хотите с солнышком поиграть? (Да)
Если светит солнышко можно всем гулять,
Топать, хлопать весело, по улице скакать.
Если небо хмурится и грозит дождём,
Убегайте с улицы, прячьтесь под зонтом.
ИГРА «СВЕТИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО» (2 раза)
ВХОД ТЬМЫ – ТЬМУЩЕЙ
ТЬМА. Что такое, светит солнце,
Ишь, развеселилось, ишь, как нарядилось!
Закрою солнце я плащом,
Спи, солнце, крепким, долгим сном! (Тьма накрывает солнце чёрной тканью)
ВЕСНА. Спит солнце ясное, спит солнце красное.
Что же делать, как нам быть, как нам солнце разбудить?
Не хотят дети на празднике спать, хотят с солнышком играть!
ТЬМА. Сон милее всех на свете, правду говорю я, дети!
ВЕСНА. Нет! Нет! Нет! Мы сейчас не ляжем спать!
Мы хотим весной гулять!
ТЬМА. Вас сейчас я усыплю и с собою заберу.
ВЕСНА. Убегайте, ребята, не попадитесь Тьме – Тьмущей!
ТЬМА БЕГАЕТ ЗА ДЕТЬМИ С МЕШКОМ
ВЕСНА. Тьма, скорее уходи, солнце красное, взойди!
Ребята, повторяйте волшебные слова! (Дети повторяют)
ТЬМА УБЕГАЕТ, СЛЫШИТСЯ ХРАП
ВЕСНА. Дети, кто же громко так храпит!
Так, что вся земля дрожит?
По площадке походите, соню нашего найдите!
(Дети находят под деревом спящего медведя)
ВЕСНА. Миша, Мишенька, вставай, с нами праздник отмечай!
Не слышит нас мишка!
Нужно петушков позвать, с лежебокой поиграть!
Дети, к Мишке подходите и как петушки кричите!
А потом уж не зевайте, от медведя убегайте!
ИГРА С МЕДВЕДЕМ
МИШКА. Кто мне спать не даёт и как петушок поёт?
Вы не белки, не зайчатки…
ВЕСНА. Мы из садика ребятки!
МИШКА. Вы ребята из детсада, от меня то, что вам надо?
Я зимой ко мне, ребята, не советую ходить!
И зимой, меня, ребята, не советую будить!
Я сердит на вас! Да! Да! Разбегайтесь, кто куда!
МЕДВЕДЬ ДОГОНЯЕТ ДЕТЕЙ
МЕДВЕДЬ. Ну и шустрые детишки, не попались в лапы к мишке!
Что – то очень я устал, неужели недоспал?
Посмотрю, пойду я сны, спать я буду до весны. (Садится на пенёк, спит)
ХРАП
ВЕСНА. Ну и мишка, лежебока, он всю зиму спал глубоко,
А проснулся и опять собирается дремать.
Мишка, Мишенька, проснись, вместе с нами веселись!
Я, Весняночка – Весна, бужу природу ото сна!
МЕДВЕДЬ. Что? Весна уж наступила?!
ВЕСНА. Тебя, Миша, разбудила.
Солнце светит, пригревает,
Танцевать всех приглашает!
МЕДВЕДЬ. Я плясать не соглашусь…
ВЕСНА. В чём причина?
МЕДВЕДЬ. Я боюсь… Я стесняюсь, я робею,
Танцевать я не умею!
ВЕСНА. Ничего не бойся, Мишка!
Ты – медведь, а не трусишка!
Поскорее в круг вставай!
ПЛЯСКА «ДЕЛАЙ КАК Я!»
МЕДВЕДЬ. Вот спасибо вам, друзья, научился пляске я!
А теперь ответьте мне, что за праздник на дворе?
ДЕТИ. Масленица!
МЕДВЕДЬ. Что ж, ребята, вы молчите? Масленицу все зовите!
Ну, а мне идти пора, до свиданья, детвора!
УХОД МЕДВЕДЯ
ВВОЗЯТ МАСЛЕНИЦУ
ВЕСНА. Здравствуй, дорогая Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Вся ты белая, да румяная!
Коса длинная, трёхаршинная!
Платок беленький, новомодненький!
Лапти частые, головастые!
Масленица, угощай, всем блиночков подавай!
А вы, ребята, не зевайте, печь блины нам помогайте!
ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «БЛИНЫ»
ВЕСНА. А пока блины пекутся, песни весело поются!
Дорогая детвора, нам костёр разжечь пора!
РАЗЖИГАЮТ КОСТЁР «ГОРИ, ГОРИ, ЯСНО»
ВЕСНА. Тут и празднику конец,
Кто был весел – молодец!
Праздник продолжается на площадке. Под весёлую русскую народную музыку дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, на ледяных дорожках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...