Комплексное занятие по приобщению дошкольников к традициям русского народа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Комплексное занятие
по приобщению дошкольников
к традициям русского народа
Тема: « Русский народный костюм»
2015 год
Цель: познакомить с историей русского народа (бытом, обычаями, гостеприимством) в доступной для детей форме; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.
Задачи:
в области обучения – продолжать рассказывать о русском народном костюме, формировать представления об элементах костюма;
в области развития - расширять кругозор, развивать любознательность;
формировать образную речь; обогащать словарь;
в области воспитания – прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.
Формируемые представления:
1) Быт русского народа
2) Русский костюм (элементы: сарафан, рубаха, порты, кокошник, лапти, пояс-кушак)
3) Манера разговора (сударь, сударыня, сударушка)
4) Русский характер (весёлость, удаль, гостеприимство)
5) Обычай (когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и она должна была отныне носить головной убор – кокошник).
Методические приёмы: рассказ педагога, метод музыкального сопровождения, метод художественного слова, вопросы, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассматривание, беседа, метод вхождения в образ.
Форма организации занятия: фронтально.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии «Коробейники», «Светит месяц», «Не шей ты мне, матушка».
Зрительный ряд: репродукции художников, на портретах которых изображены люди в русских костюмах.
Категория возраста: 6 лет.
Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле (терем, лавочки, колодец, коромысло с вёдрами, самовар, рушник, каравай, народные музыкальные инструменты, расписные столы, плетень).
Предварительная работа: беседа о России, о её символике, рассматривание кукол в национальных костюмах; посещение музея, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц.
Обогащение словаря: Сударь, Сударыня, кокошник, пояс-кушак, рубаха, порты.
Ход занятия
Зал оформлен в русском стиле. Выходят мальчики со свистульками, бубном, зазывают. Девочки в русских костюмах находятся в тереме.
1-й мальчик
Ото всех дверей!
Ото всех ворот,
Приходи скорей, народ!
2-й мальчик
Приходи – кому охота!
А кому неохота – тоже приходи!
Нашу беседу послушай, погляди!
Воспитатель в русском костюме с ряжеными детьми заходят под русскую мелодию, встают около лавочки.
1-й мальчик
Заиграй-ка, балалайка,
Заиграй-ка, звончата!
Дома ли Софья,
Дома ли Настенька,
Дома ли Рита,
Дома ли душенька Аришенька?
Девочки (выглядывают из терема). Мы туточки!
2-й мальчик
Красны девицы,
Выходите погулять,
Себя показать!
Под народную мелодию мальчики ведут девочек, садятся на лавочки.
Воспитатель в русском костюме: Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые.
Девочка: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста! Будьте хозяйкой на нашей беседе!
Хозяйка: Спасибо за приглашение! С удовольствием останусь у вас на беседе и хозяйкой буду. Только скажите, на какую беседу вы собрались?
Девочка: А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской одежде рассказать.
Хозяйка: Посмотрите, ребята, к нам ещё гости пожаловали! (Входят мальчик и девочка в костюмах, проходят под русскую мелодию).
Девица: Здравствуйте, люди добрые!
Молодец: Низкий поклон Вам! (Кланяются).
Хозяйка: Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по - особенному. Откуда же они к нам приехали? Никто из вас не догадался? (Ответы детей).
Хозяйка: Откуда же вы прибыли, гости дорогие?
Девица: Из прошлого, из Древней Руси.
Хозяйка: А что это за название Древняя Русь? (Когда-то страна наша называлась Русью, а сейчас – Россия). Чем для нас с Вами является Россия? (Наша Родина). А у вас есть маленькая Родина? (Дом, детский сад, это место, где вы родились и живёте).
Какие пословицы вы знаете о Родине? (Нет земли краше, чем Родина наша. Береги землю родимую как мать любимую).
Хозяйка: Молодцы! Посмотрите на наших гостей. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и сударушками, а к мужчине обращались так – «сударь». Как же нам обратиться к гостям и узнать, как их зовут? (Опрос детей). Помогите мне, пожалуйста!
Дети обращаются к гостям: Как звать вас, сударыня? Как звать вас, сударь?
Девица: Зовут меня Настенька!
Молодец: Зовут меня Андрей!
Хозяйка: Какие имена красивые, чисто русские!
Покажите, какие вы статные да ладные, выпрямитесь.
Хозяйка: А какие русские имена вы знаете? (Ответы детей).
Молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили: « Глаза васильковые, словно лён, рученьки белые, сама как лебёдушка…». А хороводы как любили водить.
Хоровод «Не шей ты мне, матушка!»
Хозяйка: Молодцы, хоровод поводили. Только на Руси есть пословица: «Делу – время, потехе – час». Пора беседу продолжать. Сударь и сударыня, подойдите к нам!
Скажите, Настенька, что за одежда на тебе одета? Как она называется? (Сарафан, лапти, лента шёлковая). Что на голове у Настеньки? (Лента в косу вплетена). Как раньше приговаривали мамы, когда заплетали девочкам косы?
Девочка: Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Хозяйка: А какой ещё головной убор носили девушки? (Кокошники).
Правильно, одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж.
Посмотрите на репродукцию с картины Ивана Аргунова «Портрет русской женщины». Скажите, почему мы видим, что это именно русская женщина? ( На ней сарафан, кокошник, кофта).
Хозяйка: А чем украшали кокошники?
Девочка: Бисером, тесьмой, лентами.
Хозяйка: Во что одет сударь Андрей? ( Рубаха, пояс-кушак, штаны, сапоги).
Хозяйка: А кто знает, как назывались штаны раньше?
Мальчик: Штаны назывались порты, и заправлялись они в сапоги.
Хозяйка: Какой интересный головной убор у нашего гостя, как он называется?
Андрей: Это шляпа с козырьком и цветком.
Хозяйка: Сударь и Сударыня, что за узор вышит на одежде?
Андрей: Орнамент.
Хозяйка: В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл. Например, знак солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие). На что похож этот знак? (показывает волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды. Другой знак – засеянное поле (квадраты, а в них точки), означает богатство и плодородие.
Очень много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды. А после работы шли все от мала до велика в нарядах песни петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас беседа подошла к концу. Об одежде старинной мы рассказали, теперь можно и в игру с гостями поиграть.
Народная игра «Ручеёк».
После игры дети идут хороводом на свои места.
Анализ занятия.
Хозяйка: Сударыни и судари! Что вы узнали сегодня на нашей беседе? (Люди одевались по-особенному, обращались друг к другу вежливо: сударь, сударыня). Какие новые слова вы услышали? (Кокошник, порты, пояс-кушак).
Обобщение: Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мне хочется, чтобы вы и в жизни обращались так вежливо друг к другу как наши гости Андрей и Настенька. Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа.
Андрей и Настя: (преподносят каравай) По русскому обычаю
Гостей мы угощаем
Круглым, пышным караваем!
Дети: До свидания, гости дорогие!
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (ОО «Познавательное развитие») с детьми средней группы.
Тема: "В гости к Кузьме"
(на предметах русской старины).
Провели:
Воспитатель Шевченко
Педагог – психолог Королёва С.Н.
Учитель-логопед Рифаи Н.Н.
Москва 16.11.2016 г., 22.11.2016 г.
Цель: Формировать культуру ресурсосбережения через знакомство детей с историей русского народа в доступной для детей форме.
Программное содержание:
- обогащать словарь по ресурсосбережению - тепло, свет, экономия, беречь;
- обогащать знания детей о природных ресурсах;
- расширять представления о том, как надо беречь ресурсы;
- прививать интерес к народному быту;
- учить детей различать старинные и современные предметы;
предметы русской старины: изба, печь, миска, горшок, ухват, кувшин, шайка, чугунок;
- составлять простые распространённые предложения с предлогами НА, С (СО);
- совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика);
- развивать мышление, внимание, память, умение сравнивать, зрительное восприятие;
- прививать любовь к своему народу;
- формировать эстетический вкус;
Методические приёмы:
наглядный (показ, демонстрация, рассматривание);
словесный (художественное слово, беседа, вопрос- ответ, побуждение к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
игровой (физминутка, игра "Чудесный мешочек" (предметы старины), сюрпризный момент).
Предварительная работа: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, плакатов (ресурсосбережение), чтение художественной литературы, репродукций по теме: "Как жили люди в старину", прослушивание СД дисков с русскими народными мелодиями, чтение русских народных сказок.
Организация и оборудование: первая часть занятия - в групповом помещении (конверт с письмом), вторая часть - в мини - музее "Русская горница" ("Кузьма", чашки с водой на подносе, пряники в корзине), заключительная часть - в групповом помещении (пряники в корзине).
Сценарий событий
В групповое помещение входит педагог-психолог.
- Здравствуйте ребята! Сегодня ждёт удивительное путешествие. По дороге в детский сад, я встретила почтальона, и он вручил мне для вас письмо (показывает). Давайте узнаем, что там написано? (вынимает, читает)
- Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут Кузьма. Я приглашаю Вас к себе в гости, поиграть. Я живу в деревне Весёлая радуга. Путь ко мне не близкий, но надеюсь, что вы ко мне приедете. Домовёнок Кузя.
- От кого это письмо?
Д: от Кузьмы.
-А Вы знаете, кто это?
Д: Нет
-Домовой, это маленький человечек, который живёт в домах и охраняет наши дома, бережёт в доме тепло, воду, огонь, свет.
-Интересно вам будет, отправится к нему в гости?
Д: Да
-Давайте отправляться, путь длинный, надо набраться сил.
Педагог - психолог проводит Ритмирование
Дети идут вместе с педагогом в мини-музей "Русская горница", встают полукругом.
-Вот мы и в деревне. Пора идти в гости.
Раздается писк, из-за печки появляется Кузьма (маленькая кукла).
- Здравствуйте ребята. (Кланется) Как я рад, что Вы ко мне добрались в мою избу. Ой, ребята, что-то холодно стало, тепло уходит. Что вы забыли сделать?
Д: Забыли дверь закрыть, беречь тепло
Взрослый или ребёнок закрывают дверь.
- Вы с дороги устали, наверное, присаживайтесь (дети садятся на стульчики)
- Вот вам водица моя прозрачная, ключевая
Педагог-психолог помогает Кузьме напоить детей. Дети пьют воду, а Кузьма заглядывает в чашки к детям.
- Ой, молодцы, всё допили. Воду надо беречь, если не допили, можно полить цветочек, чем выливать. А лучше налить столько, сколько надо. (убирает поднос с чашками)
-Засиделись мы с Вами, давайте поиграем (дети встают с мест).
Физминутка
В доме есть всегда вода, дети руками показывают «домик», «делают
волны»
Без неё нам никуда. указывают пальчиком
Мы водичку пьём, пьём, движение рук ко рту
На цветочек льём, льём. движение рук «поливание цветов»
В доме есть всегда тепло, показывают «домик», обнимают себя
И в тепле нам хорошо разводят руки в сторону, улыбаются
Нету света – вот беда, руки поднимают вверх, руки к голове и качают
головой
Ни туда и ни сюда. поворачиваются влево, вправо
В доме свет, тепло, вода- руками показывают «домик», руки поднимают
вверх, обнимают себя, руками «делают волны»
Наши лучшие друзья. движение рук «дружба»
-Присаживайтесь (дети садятся на стульчики).
- Я приготовил вам гостинцы (показывает на печь). Чтобы их приготовить, что мне нужно было?
Д: мука, вода, яйца, соль, сахар
- А самое главное- это огонь. Нам тепло; это печь дала тепло, а огня в печи нет, поэтому мы закрываем двери.
-Мне пора хозяйничать, а вас провожать.
Педагог-психолог: - Я предлагаю поиграть напоследок. Давайте посмотрим, кто самый внимательный.
Игра "Что изменилось"
- Спасибо за гостеприимство, нам пора домой, возвращаться в группу. До свидания, Кузьма.
Д: До свидания.
Дети уходят, закрывают за собой дверь. Учитель-логопед, педагог-психолог провожают детей, и предлагают сесть и поиграть в игру "Чудесный мешочек"
Игра "Чудесный мешочек". (Дети достают предметы старины и называют их).
-Что это?
-Куда ты положил печку? горшок? ухват? кувшин? шайку? чугунок?
( Я положил горшок НА стол.) и т.д.
- С чего ты взял печку? горшок? ухват? кувшин? шайку? чугунок?
( Я взял чугунок С полки.) и т.д.
Учитель-логопед хвалит детей и предлагает принять угощение.
- Понравилось ли вам в гостях? Что интересного и нового узнали? Какое настроение у вас сейчас? Угощайтесь.
Угощенье не простое,
Посмотрите - вот какое.
Все садимся мы за стол,
Угощенье есть начнём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект комплексного занятия по приобщению дошкольников к истокам русской культуры для средней группы "Дымковский хоровод"
Занятие для детей средней группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством с использованием музыки....
Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка к традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...
Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.
I. Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...
«Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
laquo;Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». (Д.В. Менджерицкая)...
Русские народные игры – средство приобщения ребёнка к традициям русского народа
Русские народные игры – средство приобщения ребёнка...
Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка к традициям русского народ...
Открытое занятие «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»
Открытое занятие в рамках педагогического совета «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»...