Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период
консультация по логопедии (средняя группа)
Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление «Превентивное логопедическое воздействие». Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и коррекция (в нашем случае- профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период
Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление «Превентивное логопедическое воздействие». Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и коррекция (в нашем случае- профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речь.
Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в адаптационный период в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи: нарушению процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают или не хотят принимать в игру), речевому негативизму (отказу от какой-либо деятельности), вторичной задержке познавательной деятельности.
Как показывают исследования, основа формирования речи и его первый фактор- обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка.
Именно по этому так важно совместное со взрослым рассматривание ребенком предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих, сопровождаемое речью.
Одной из основных ошибок, отрицательно влияющих на развитие речи детей раннего возраста, «шаблонную речь», которую часто используют практически все воспитатели. Ребенок слышит в определенных ситуациях изо дня в день одни и те же повторяемые выражения, в связи с чем у него формируется стереотипные словесные сочетания, которые обедняют его словарь и не способствуют образованию обобщенного значения каждого слова. Сделать на этом акцент нужно в самом начале учебного года – до поступления детей в группы. Ведь практика показывает, что успешность любой профилактической работы в большей степени зависит от уровня взаимодействия всего педагогического персонала детского сада, чем от конкретных усилий одного специалиста.
Второй фактор развития речи- установление частого эмоционально-положительного контакта- подразумевает использование преимущественно индивидуального общения воспитателя с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой. Эту часть педагогического процесса курирует педагог-психолог. Здесь следует отметить, что далеко не каждый акт общения способствует развитию речи, поэтому необходимо ответить на вопросы:
Как оптимизировать общение воспитателя с ребенком?
Как вызвать у ребенка потребность в речевом общении?
Каким образом грамотно ответить на вопросы родителей о речевом развитии дошкольников?
Беседы с родителями должны проводиться в отведенные часы по определенной циклограмме. Темы консультаций разнообразны и зависят от запроса педагогов или актуальной ситуации:
«Речь ребенка от2 до 3 лет»- актуальность очевидна.
«Проверьте слух у ребенка»
«Если ребенок не говорит»
«Роль фольклора в развитии речи детей». Обращение к устному народному творчеству должно быть постоянным. В нем заложены большие возможности для развития речевых навыков и пробуждения речевой активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки овладевает новым запасом слов, приобщается к ритму родной речи. С первых дней пребывания ребенка в группе любая часть образовательного процесса в течение дня может сопровождаться несложной потешкой, стихотворением или песенкой.
Например, ребенок расстроен потерей колготок… Займем время потешкой: ребенок «заслушивается» , а взрослый займется поисками. Предлагаю узнать…
Куда пошли колготки?
В деревню Потеряево
Пошли гулять колготки.
Пошли и потерялись там,
Ах, бедные сиротки!
Сидят они под кустиком,
Не плачут, а ревут!
Хозяюшку, хозяюшку,
Хозяюшку зовут.
И вспомнила хозяюшка,
Где вечером была!
Сходила в Потеряево,
Колготочки нашла!
Третий фактор развития речи- создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
В этом направлений можно создать для детей раннего возраста коммуникативную мини- среду – гармоничное речевое пространство, которым мы (педагоги и родители) должны окружить ребенка в таком непростой для него период. Разработанные требования к ее организации могут быть оформлены к буклет, адресованный родителям, которые знакомились с ним при первой встрече (через 4-6 недель после поступления ребенка в группу, т.е после окончания острого периода адаптации и с вязанного с ним возможного временного регресса в развитии). Конечно, многие требования в буклете кажутся знакомыми и всеми понятными и тем не менее, напомнить о них необходимо:
Многократно проговаривать все режимные моменты;
Предъявлять единые и определенные требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых не будет лишним, а для кого-то из родителей покажется новинкой.
В данном направлении можно как вариант создать «Дневник нашей группы» - своеобразный детский альбом, странички которого оформляют родители. На встрече нужно напомнить слушателям, что каждому ребенку непременно хочется заявить о себе всему миру или уж по крайней мере педагогу и сверстникам. Но сделать это ему в силу возрастных особенностей еще сложно, особенно если он испытывает трудности в общении или речи. Рассматривая красочные странички со своей фотографией, ребенок рассказывает о себе или семье доступными ем средствами. Это может быть:
-указательный жест;
- односложный ответ на вопрос взрослого;
- нечленораздельное, но эмоциональное высказывание.
В любом случае мы «провоцируем» ребенка на речевой контакт. Такая практика даже у неговорящих эти странички вызывают бурный эмоциональный отклик, а некоторые «плаксы» после утреннего расставания с родителями быстрее всего успокаиваются вовсе не на руках у воспитателя, а удобно устроившись для совместного рассматривания «Дневника».
Трудно говорить о коррекции речевых нарушений в группе раннего возраста, да еще и в период адаптации как таковой. Но реализуемые мероприятия по их профилактики необходимы.
К сожалению количество детей- речевиков ежегодно увеличивается. И именно эта негативная динамика обязывает педагогов осуществлять превентивное логопедическое воздействие даже на этапе адаптации. Ведь это начальный этап работы, которая проводится на протяжении всего раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"
Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период
Профилактика речевых нарушений у детей ранего возраста в адаптационный период...

«Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста».
Из опыта работы...
"Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"
консультация для педагогов и родителей...

Тема выступления из опыта работы: «Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста».
Мечты родителей видеть своего ребенка идеальным во всех отношениях, на мой взгляд, наполнены романтизмом, так как мой жизненный опыт наблюдает оборотные стороны сверкающего лучика мечты. Э...