Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период
консультация по логопедии
Профилактика речевых нарушений у детей ранего возраста в адаптационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_rechevyh_narusheniy_u_detey_rannego_vozrasta_v_adaptatsionnyy_period.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период
Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие». Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае — профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речи.
Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в адаптационный период в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи: нарушению процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру), речевому негативизму (отказу от какой- либо деятельности), вторичной задержке познавательной деятельности (ни для кого не секрет — существование тесной взаимосвязи речи и мышления).
Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию речевой среды, направить ее в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. И это следует реализовывать уже с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Как показывают исследователи, основа формирования речи и его первый фактор — обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка.
Именно поэтому так важно совместное со взрослым рассматривание ребенком предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих, сопровождаемое речью. Раскрыть содержание этого направления мне удалось при проведении в октябре этого года такой формы работы, как информационная выставка по теме «Речь наших детей». В удобное для родителей время в течение 3 дней родители могли ознакомиться не только с основными этапами развития речи детей до 3 лет, но и узнать маленькие секреты общения со своим ребенком, задать интересующие их вопросы.
Практикующие логопеды с большим стажем работы считают одной из основных ошибок, отрицательно влияющих на развитие речи детей раннего возраста, «шаблонную речь», которую, увы, часто используют практически все воспитатели. Ребенок слышит в определенных ситуациях изо дня в день одни и те же повторяемые выражения, в связи с чем у него формируются стереотипные словесные сочетания, которые в значительной степени обедняют его словарь и отнюдь не способствуют образованию обобщенного значения каждого слова. Сделать на этом акцент желательно в самом начале учебного года, а если возможно — до поступления детей в группы. В разработанной мной тематической «Памятке для воспитателя» в корректной форме поясняются основные критерии, предъявляемые к речи взрослых при общении с детьми раннего возраста. Никоим образом не сомневаясь в профессионализме педагогов, я сочла необходимым акцентировать внимание на соблюдении общей стратегии речевого развития детей, куда и вошли вышеперечисленные компоненты. Ведь практика показывает, что успешность любой профилактической работы в большей степени зависит от уровня взаимодействия всего педагогического персонала ДОУ, чем от конкретных усилий одного специалиста.
Второй фактор развития речи — установление частого эмоционально-положительного контакта — подразумевает использование преимущественно индивидуального общения воспитателя с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой. В нашем ДОУ эту часть педагогического процесса курируют педагог-психолог и социальный педагог. Со своей стороны, как учитель-логопед, отмечу, что далеко не каждый акт общения способствует развитию речи, поэтому необходимо ответить на вопросы:
Как оптимизировать общение воспитателя с ребенком?
Как вызвать у ребенка потребность в речевом общении?
Каким образом грамотно ответить на вопросы родителей о речевом развитии дошкольников?
Беседы с воспитателями и родителями проводятся еженедельно н отведенные часы по определенной циклограмме. Темы консультаций (перечислены ниже) разнообразны и зависят от запроса педагогов или актуальной ситуации:
«Речь ребенка от 2 до 3 лет» — актуальность очевидна.
«Проверьте слух у ребенка». В бывали случаи, когда речевые проблемы ребенка были следствием пониженного слуха. Своевременная рекомендация воспитателя и обращение родителей к оториноларингологу привели к удалению серных пробок в ушах, что избавило специалиста от части той работы, которая могла возникнуть впоследствии. Эти примеры отчасти свидетельствуют о высокой эффективности использования комплексного подхода по проведению профилактических мероприятий.
«Если ребенок не говорит».
«Роль фольклора в развитии речи ребенка». Обращение к устному народному творчеству должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков и пробуждения речевой активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к ритму родной речи. С первых дней пребывания ребенка в группе любая часть воспитательно-образовательного процесса в течение дня может сопровождаться несложной потешкой, стихотворением или песенкой. Например, ребенок расстроен потерей колготок... Займем время потешкой: ребенок «заслушается», а взрослый займется поисками. Предлагаю узнать...
Куда пошли колготки?
В деревню Потеряево
Пошли гулять колготки.
Пошли и потерялись там,
Ах, бедные сиротки!
Сидят они под кустиком,
Не плачут, а ревут!
Хозяюшку, хозяюшку,
Хозяюшку зовут.
И вспомнила хозяюшка,
Где вечером была!
Сходила в Потеряево,
Колготочки нашла.
Третий фактор развития речи — создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Работая в данном направлении, я предложила создать для детей раннего возраста коммуникативную мини-среду — гармоничное речевое пространство, которым мы (воспитатели и родители) должны окружить ребенка в такой непростой для него период. Разработанные мною требования к ее организации были оформлены в красочный буклет, адресованный родителям, которые знакомились с ним при первой встрече (через 4—6 недель после поступления ребенка в группу, т.е. после окончания острого периода адаптации и связанного с ним возможного временного регресса в развитии). Конечно, многие требования, содержащиеся в буклете, кажутся знакомыми и всем понятными, и, тем не менее, я убеждена, напомнить о них необходимо:
многократно проговаривать все режимные моменты;
предъявлять единые и определенные требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых не будет лишним, а для кого-то из родителей покажется новинкой.
Еще одной формой моей работы в данном направлении явилось создание «Дневника нашей группы» — своеобразного детского альбома, странички которого оформляли родители. На первом родительском собрании в ознакомительном выступлении я напомнила слушателям, что каждому ребенку непременно хочется заявить о себе всему миру или уж по крайней мере воспитателю и сверстникам. Но сделать это ему в силу возрастных особенностей еще сложно, особенно если он испытывает трудности в общении или речи. Рассматривая красочные странички со своей фотографией, ребенок рассказывает о себе или семье доступными ему средствами. Это может быть:
— указательный жест;
— односложный ответ на вопрос взрослого;
— нечленораздельное, но эмоциональное высказывание.
В любом случае мы «провоцируем» ребенка на речевой контакт.
В моей практике даже у неговорящих детей эти странички вызывают бурный эмоциональный отклик, а некоторые «плаксы» после утреннего расставания с родителями быстрее всего успокаиваются вовсе не на руках у воспитателя, а удобно устроившись для совместного рассматривания «Дневника».
Не спорю, трудно говорить о коррекции речевых нарушений в группе раннего возраста, да еще и в период адаптации как таковой. Но реализуемые мной мероприятия по их профилактике необходимы. Признаюсь, что работа в этом направлении находится в стадии формирования — возможно, в дальнейшем следует от каких-либо мероприятий отказаться, а что-то новое добавить. Но, к сожалению, количество детей-логопатов ежегодно в нашем детском саду (как и в целом по стране) вовсе не уменьшается. И именно эта негативная динамика обязывает всех педагогов осуществлять превентивное логопедическое воздействие даже на этапе адаптации. Ведь это начальный этап работы, которая проводится на протяжении всего раннего возраста. Надеюсь, что представленный опыт моей работы в данном направлении показался вам небезынтересным.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психо-эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., 2002.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2006.
3. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. М., 2005.
4. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учеб,- метод. пособие / Сост. Е.С. Демина. М., 2005.
5. Севастьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. М., 2006.
6. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5—3 лет. М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
статья ассоциация...
Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...
Обобщение опыта по теме "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста"
Отечественной педагогической наукой давно признано, что наиболее сензитивным этапом в развитии речи ребенка является возраст от полутора до трех лет. Многие педагогические исследования подчеркивают ва...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста...
Консультация для родителей - "Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"
Как показывают многочисленные исследования, основы формирования речи и его первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие...
«Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста».
Из опыта работы...
"Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период"
консультация для педагогов и родителей...