Развитие слухового внимания и восприятия у дошкольников
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Психическое развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения звуковых свойств окружающего и формирование звуковых образов лежит в основе слухового восприятия. Это обогащает представление о предметах, помогает общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыка слухового восприятия речи – сложный процесс. Иногда у детей дошкольного возраста отмечается недостаточный уровень развития слухового внимания. Воспитатель должен знать, есть ли у детей его группы отклонения в развитии слухового восприятия. Педагог наблюдает за состоянием слухового восприятия, за общением между детьми в свободной деятельности, на занятиях; расспрашивает родителей о поведении ребенка дома. Внимателен ли ребенок или нет, выслушивает ли до конца обращения взрослых, может быть плохо понимает прочитанное, смешивает разные слова.
Развитие слухового восприятия является одной из важных задач познавательного развития дошкольника, служит основой формирования речи и коммуникации, является средством регуляции поведения ребенка. Поэтому работа по развитию слухового восприятия должна включаться в различные виды деятельности детей, а также проводиться в виде специальных игр и упражнений на всех видах занятий. Одна из задач воспитателя научить ребенка слушать звучание предметов, природы, улицы – при ознакомлении с окружающим миром, при формировании звуковых образов предметов и явлений. Развитие слухового внимания к окружающим звукам необходимо обеспечить и в повседневной жизни – в быту, на прогулке: предложить детям послушать звуки «вокруг»: шум транспорта, скрип двери, голоса людей, шелест листвы, пение птиц и т.д. Показать детям, как звучат бытовые приборы: пылесос, чайник, фен и т.д. Вместе с детьми рассмотреть приборы и уточнить, о чем свидетельствует их звучание (в комнате идет уборка; звенит посуда – дети собираются обедать и т.д.). Познакомить детей с предупреждающими сигналами автомобилей.
При общении с детьми нужно внимательно выслушивать их и давать самим детям установку на слушание: послушайте внимательно, что я расскажу, выслушай до конца. Такие напоминания важны при проведении занятий, игр.Важным условием развития слухового восприятия речи является соблюдение норм литературного языка. Воспитатель не должен говорить очень громко, и очень тихо, следует помнить, что речь является образцом для подражания.
Упражнения и игры по развитию слухового внимания
Игры и упражнения, обучающие детей воспринимать интенсивность звуков, определять их направление и удаленность, длительность, высоту, темп звучаний.
Цель этих игр - научить быстро реагировать на имя или неречевые звуки (звучание барабана, бубна, колокольчика…), оценить расстояние до источника звучания, реагировать на речь нормальной громкости и на шепот (игры «Что звучало?», «Где звенит?», «Кто разбудил Мишутку?», «Колпачок и палочка», «Что выбрал Петрушка?», «Звуковые загадки», «Встречайте гостей» и т. д
Для развития восприятия интенсивности звучания - игры: «Найди куклу», «Громко – тише - тихо», «Солнце или дождик» (на громкий звук дети бегут, на тихий идут и т.д.). Сначала брать игрушки с громким звучанием (барабан, колокольчик, бубен), а потом использовать игрушки, звучащие менее интенсивно (погремушка, шарманка).
Для формирования ориентировки на длительность звучания дети учатся различать длительные и краткие звучания (краткое звучание – рисуем короткие полоски, а длительное – рисуем длинные).
На формирование темпа звучания используются игры «Дождик», «Большие ноги», «Мишка и зайка» и прослушивание различных музыкальных произведений.
Игры на понимание значения звуков окружающего (голоса животных, звуки улицы и т д) имеют большое значение для умственного воспитания. Так как нужно установить причинно-следственную зависимость: почему лает собака?
Для формирования восприятия звука как одного из свойств предмета используются игры: «Узнай по звуку», «Что звучало?», «Угадай кто это?». В этих играх дети должны на слух определить звучание игрушек и музыкальных инструментов или бытовых предметов (шуршание бумаги или звон будильника, шум льющейся воды, звук падающей ложки и т.д.). можно учить детей (более старших) различать, как звучат различные крупы (пшено, рис, фасоль, горох), насыпанные в одинаковые коробочки.
Важно познакомить с голосами животных и птиц. С младшими дошкольниками поиграть в звукоподражательные игры, в ходе которых они познакомятся с голосами домашних животных и птиц. Важно обогащать лексику глаголами: хрюкает, лает, мычит, мяукает, рычит и т.д.
Целенаправленная, систематическая работа по развитию слухового восприятия становится средством умственного развития, представлений об окружающем, формирует речь и коммуникативные способности, обогащает эмоциональную сторону жизни. Развитое слуховое восприятие ребенка дошкольного возраста во многом предопределяет формирование у него социально личностных качеств и адекватного поведения в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.
Различение звуков речи - фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. С чего начинается формирование речевого восприятия? Вашему вниманию предлагаются упражнения для формиро...

Занятие:"Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках".
В занятии используются различные музыкальные инструменты для развития слухового внимания.Представлены игры на развитие общей и мелкой моторики. Дети обучаются выполнять простые массажные движения с оп...

Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»
Консультация для родителей детей имеющих задержку речевого развития, содержит игры для формирования фонематического слуха...
Игры для детей дошкольного возраста на развитие слухового внимания и восприятия
Предложены для родителей и педагогов игры на формирование у дошкольников слухового внимани я и восприятия в доступной игровой форме....
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках (конспект подгруппового занятия для детей 4-5 лет)
Задачи:Социально-коммуникативное развитие:Способствование созданию комфортной обстановки для каждого участника.Социально-коммуникативное развитие:Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым.Р...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»
Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...

Консультация на тему: "Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития" (2 - 3 года).
Данный материал может быть использован логопедами и родителями....