гры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи для детей среднего возраста
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему
Развитие логического мышления.Учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.Побуждать рассматривать предметы устанавливать закономерность между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_shkola_438_zdanie_3_igry.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 438 здание 3
Картотека
Игры и упражнения на развитие логического мышления
и связной речи для детей среднего дошкольного возраста.
Воспитатель : Григорьева О.П
Москва 2014 г
1.Игра «Так бывает или нет?»
Цель. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».
Примерные рассказы:
- Наступило лето. Ярко светило солнце, и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стали играть в снежки.
- Пришла весна. Выпал снег. Дети развесили на деревьях скворечники. Птицы в них поселились и стали в нем жить.
- У Никиты сегодня день рождения. Он принес в д/сад угощения: соленые конфеты, яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись?
- Наконец пришла зима. Ребята обрадовались первому снегу. Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.
2.Упражнение «Закончи предложение».
Цель. Учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
- Сначала котенок бывает…, а потом вырастает в большую … . Тогда его называют уже не котенком, а … .
- У зайца уши очень…, а у мышки… . И сам заяц…, а мышка… .
- Весной трава…, а летом вырастает… .
- Настоящий стул, а игрушечный… .
- Если я говорю «утенок», то он…, а если я говорю «утка», то она… .
- Если я говорю «шарик», то он …, если я говорю «шар», то он … .
3.Упражнение «Чего не хватает?»
Цель. Учить рассуждать и делать простые выводы.
Игровой материал. Карточки с картинками предметов, у которых чего-либо не хватает.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти, чего не хватает.
4.Упражнение « Что подарили мишке».
Цель. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качество тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Описание упражнения. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка мишке подарок. Смотрит мишка, лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыл как это называется», - подумал мишка. Дети, кто поможет ему вспомнить, как называется подарок бабушки?» Дети отгадывают и сами повторяют какое яблоко.
5.Упражнение «Угадай кто?»
Цель. Побуждать детей вспоминать признаки предметов без опоры на образец.
Описание упражнения. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Он одет был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник?» Ребята отгадывают, кто это, а потом сами повторяют во что был одет гость. Такие разговоры-загадки можно проводить о разных предметах.
6.Игра «Угадай, что мы загадали»
Цель. Учить классифицировать предметы по различным признакам.
Игровой материал. Карточки с изображением разных предметов (чашка, кукла, теплоход, паровоз и др.)
Ход игры. Перед группой детей воспитатель выкладывает несколько карточек с изображениями разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии предмета. Чтобы дети лучше поняли правила игры, воспитатель сам пробует несколько раз отгадать, что загадала команда детей. Вот как может проходить игра:
Воспитатель. Из этого предмета можно пить?
Дети. Нет.
Воспитатель. У него есть ручки и ножки?
Дети. Нет.
Воспитатель. На нем можно плавать по морю?
Дети. Нет.
Воспитатель. На нем можно ездить?
Дети. Да.
Воспитатель. Он ездит по рельсам?
Дети. Да.
Воспитатель. Вот этот паровозик вы загадали.
7.Игра «Мебель».
Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Мебель». Вы знаете, как называется различная мебель? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову предмет мебели, вы ответите словом «да», если же этот предмет не является мебелью, то вы скажете слово «нет». Кто ошибается, тот проиграет.» Воспитатель задает вопросы, дети отвечают. ( Можно использовать разные обобщающие понятия).
8.Упражнение «Какое время годы?»
Цель. Учить детей слушать описание природы в стихах. Прозе и соотносить его с определенным временем года.
Игровой материал. Короткие тексты о временах года.
Описание упражнения. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемежку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.
9.Игра « Когда это бывает?».
Цель. Тренировать в классификации по различным основаниям.
Игровой материал: 4 карточки с изображением времен года, карточки с картинками природы в разное время года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года», «Игры детей», «Одежда».
Ход игры. Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого-либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей», другим – картинки по теме «Одежда» и т.д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото».
Игры и упражнения на развитие логического мышлени и связной речи для детей старшего дошкольного возраста.
1.Игра «Отгадай-ка»
Цель. Обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки: по описанию узнавать предмет.
Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит, Каждый из вас будет выполнять роль какого-либо предмета. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовится к ответу) воспитатель дает палочку кому-то. Ребенок встает и описывает предмет, а затем передает палочку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, тот описывает свой предмет и передает палочку другому игроку. Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопросы загадывающему: «Где этот предмет находится?» или «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать ребенку возможность самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
2.Игра «Похож – не похож».
Цель. Учить детей сравнивать предметы, находить в них различные признаки, различия, сходства, узнавать по описанию.
Ход игры. Воспитатель, усадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру. Обращаясь к ним он говорит: «Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем они отличаются? Сегодня мы поиграем так. Каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. У меня в руках палочка, кому я ее положу, тот и будет загадывать». Ребенок получивший палочку, загадывает: «Две птицы, одна большая, черная, с толстым клювом, а другая маленькая, с желтой грудкой». Загадывающий после небольшой паузы передает палочку любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупает в конце игры..
В следующий раз воспитатель предлагает выбирать для сравнения предметы с менее заметными признаками различия. Дети понимают задание и дают описание, например, скамейки и дивана, кошки и котенка, сосны и ели.
3.Игра «Отвечай поскорей».
Цель. Закрепить умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству.
Игровой материал. Мяч
Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила: « В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-то из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет такого цвета, после чего сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь еще. Тот ловит мяч и называет предмет, и т.д. Например, я говорю: «Зеленый» (Воспитатель делает маленькую паузу, давая возможность вспомнить предметы зеленого цвета.) – и бросаю мяч Роме. Рома должен ответить: «Лист». После такого ответа он бросает мяч следующему игроку и говорит: «Голубой», - и т.д. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много».
В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку, который называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму.
4.Игра «Что кому нужно?»
Цель. Продолжать упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Ход игры. Воспитатель: «Сегодня мы поиграем в игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой работы». Можно предложить другой вариант: воспитатель называет предметы труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.
5.Упражнение «Сравни картинки».
Цель. Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки.
Игровой материал: «Домик» для 3 картинок (из счетных палочек), картинки: собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи.
Описание упражнения. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где они будут учиться сравнивать картинки. На столе перед ними он раскладывает все картинки в 3 ряда в любом порядке. Ниже кладет домик для картинок и говорит: «Здесь я буду класть картинки, которые чем-нибудь похожи! (Кладет картинки собаки и пчелы). Чем они похожи?» Дети отвечают: «Собака и пчела похожи тем, сто они – животные, пчела и собака приносят пользу. Также они могут причинить боль.
Затем воспитатель убирает эти картинки из домика и кладет картинки с рыбкой и курицей и просит найти, что у них общего. Дети отвечают: «Курица и рыбка – живые. У них есть голова, рот, глаза, хвост, живот, спина.
Далее использованные картинки убираются и на их место выкладывает картинки с аквариумом, конурой, ульем. Дети сравнивают картинки.
6.Игра «Вершки и корешки»
Цель. Упражнять детей в квалификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле?)
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что «вершки», а что – «Корешки»: «Съедобный корень овоща будем называть «корешки», а съедобный плод на стебле – «вершки». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь». Дети отвечают: «Корешки», «Помидор» - «Вершки». «Лук» - «Вершки и корешки».
7.Игра «Что было, а что будет».
Цель. Уточнить представление детей о прошлом и настоящем времени.
Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А.Барто хорошо служит этой цели. Например:
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:
«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».
Дети говорят: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет». Или:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Дети говорят: «Уронили и оторвали» - это было, «не брошу» - это будет
8.Игра «Наоборот»
Цель. Воспитывать у детей быстроту мышления.
Игровой материал. Мяч
Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель объясняет правила игры: «Я произнесу слово и брошу кому-нибудь мяч, тот должен сказать слово, противоположное по смыслу.
9.Игра «Придумай предложение».
Цель. Развивать речевую активность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы придумаете с ним предложение. Придумывание предложения происходит с передачей палочки друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему:"Умение отгадывать загадки – путь развития логического мышления и связной речи дошкольника"
Одним из средств всестороннего развития ребенка можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне сер...
Учебно - методическое пособие на развитие логического мышления и связной речи дошкольника
Картинки: «Что и почему» Задача ребенка — правильно определить причину явления или действия и подобрать нужную карточку.Картинки-причина-и-последствие Карточки служат для р...
Игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи
Подборка игр и упражнений на развитие логического мышления, умение сравнивать и описывать предметы, находить в них существенные признаки, узнавать предметы по описанию, классифицировать их....
Игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осущес...
Картотека игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи.
Картотека игр и упражнений на развитие логического мышления и связной речи....
игры и упражнения на развитие логического мышления и связной речи
В материале представлены игры, которые развивают связную речь и одновременно логическое мышление. В них могут поиграть родители вместе с детьми в свододное времч и педагоги старших групп д...