Авторская разработка. Конспект открытого занятия по развитию коммуникативно-речевых умений и словесного творчества на тему «Фантазеры».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Щукина Ольга Сергеевна

Конспект открытого занятия по развитию коммуникативно-речевых умений посредством игровых приемов и словесного творчества на тему "Фантазеры" по одноименному рассказу Н.Носова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад №6»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНО – РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ И СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ТЕМУ

 « ФАНТАЗЕРЫ »

 ПО ОДНОИМЕННОМУ РАССКАЗУ Н. НОСОВА

Подготовила воспитатель

 высшей квалификационной категории

Щукина Ольга Сергеевна

Гусев, 2025 г.

Цель: развитие коммуникативно-речевых умений детей посредством игровых приемов.

Задачи

Образовательные:

  • Активизировать словарный запас детей;
  • Закреплять у детей умение использовать в речи синонимы и антонимы, родственные слова;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • Закреплять умение отвечать на вопросы, составлять словосочетания и предложения.

Развивающие:

  • Продолжить развивать коммуникативно-речевые умения;
  • Развивать слуховую память, удерживая часть предложения.

Воспитывающие:

  • Воспитывать культуру речевого общения;
  • Прививать любовь к родному языку.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, уважения друг к другу.

Предварительная работа.

  1. Чтение художественной литературы, знакомство с произведениями Н. Носова.
  2. Составление рассказов по сюжетным картинкам, составление словосочетаний предложений по заданному слову;
  3.  Дидактические игры «Подбери рифму», «Скажи наоборот».

Методические приемы:

Беседа, коммуникативно-речевые упражнения.

Материалы, инструменты, оборудование: 

Книги Н. Носова, предметы для игры «Все дело в шляпе» (свисток, леденец, акула, заплатка, шляпа, огурец).

Лексический материал:

Родственные слова, слова-антонимы и слова-синонимы, пословицы и поговорки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, вы видите, у нас сегодня много гостей в группе. Какими словами можно их поприветствовать?   (-Доброе утро! – Добрый день! – Здравствуйте! - Добро пожаловать! – Рады вас приветствовать!)

Воспитатель звонит колокольчиком

Колокольчик зазвонил,

В круг собраться пригласил!

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень:

- Всем «привет» и «добрый день»!

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- Доброе утро, ребята!

Ребята, обратите внимание на книжный уголок. Книги какого писателя представлены здесь? (Николая Николаевича Носова).

Воспитатель: Николай Носов – один из любимейших детских писателей. Что вы можете о нем рассказать?

1 реб. - Когда маленький Николай учился в школе, он мечтал стать великим музыкантом и играл на скрипке, затем увлекся рисованием и мечтал стать художником, потом работал в кино и снимал фильмы.

Воспитатель: - Но Николай Носов совсем не планировал становиться писателем. Как же так получилось?

2 реб. - Все началось с историй, которые Носов начал придумывать для своего маленького сына Пети. Он много времени проводил с сыном и его друзьями, наблюдал за ними, их играми и разговорами.

Воспитатель: - Верно, и впоследствии писатель вспоминал: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшая работа».

Что-то происходило на самом деле, а что-то он придумывал сам, в итоге получались забавные, поучительные рассказы. Фантазия – вот то качество, которое помогло Носову стать самым любимым и известным детским писателем.

Игра «Все дело в шляпе»

Какой рассказ Николая Носова запомнился вам?  (Ответы детей - «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на луне», «Мишкина каша», «Автомобиль»)

Сейчас узнаем, насколько вы помните творчество Николая Носова.

У меня есть предметы, попробуйте отгадать, из какого рассказа тот или иной предмет. Попробуйте описать предмет 2 словами. Например, Слово каша – рассказ «Мишкина каша» (горячая, невкусная)

  • Свисток («Карасик»);
  • Шляпа («Живая шляпа»);
  • Заплатка («Заплатка»);
  • Огурец («Огурцы»);
  • Леденец («Леденец»);
  • Акула («Фантазеры»)

Остановимся сегодня на рассказе Н. Носова «Фантазеры». Кто же такие фантазеры? (ответы детей).

Фантазия – неправда, выдумка, небылица, нечто неправдоподобное, выдуманное.

Фантазеры – выдумщики, сочинители, люди, обладающие фантазией, любят мечтать и придумывать;

Фантазировать – выдумывать что-то неправдоподобное, несбыточное

- Почему автор назвал рассказ именно фантазеры? Всех ли героев можно назвать фантазерами? (Мишку и Стасика)

- Чем история Игоря отличалась от историй Мишутки и Стасика?

- Зачем Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы?

- Ребята, вы думаете, это легко?

Небылица может состоять из 2х слов, а может быть целый рассказ.

Игра «Мостик»

Предлагаю и нам пофантазировать и попробовать сейчас составить короткую небылицу. Поиграем в игру «Мостик». Вам предлагаются 2 не связанные картинки, вам нужно связать их между собой с помощью слова-мостика.

 Король – Лук

Самолет – Паук

Кастрюля – Труба

Фонарь – Слон

Кровать - Скрипка

Кирпич - Апельсин

Облако - Туфля

- Молодцы, вы умеете фантазировать. Вы отлично справились с этим заданием.

Кто еще из героев Носова любил сочинять? (Незнайка сочинял про своих друзей стихи)

Какие помните дразнилки?

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

- Почему коротышкам не понравились стихи Незнайки? (Стихи были похожи на дразнилки.

 Физкультминутка: сейчас мы отдохнём и проведём Незнайкину зарядку.

Вот Незнайкина зарядка

Выполняйте по порядку:

Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше потянитесь,

До шляпы до моей коснитесь.

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернитесь

Рук коленями коснитесь.

Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места.

Игра «Подбери рифму».

Поиграем в игру «Подбери рифму». Подберите как можно больше рифмованных слов к слову, которое я назову.

Снежок – горшок, пирожок, дружок, пушок, стишок, мешок.

Книжка – малышка, мышка, мишка, воришка, врунишка, Гришка.

Речка – овечка, печка, свечка, гречка, дощечка, аптечка.

Разбор пословицы

Вернемся к произведениям Носова. Правда ли можно назвать рассказы Носова поучительными? Чему они нас могут научить? (ответы детей)

Игра ««Скажи наоборот»  

Ребята, как вы понимаете пословицу «Доброе слово лечит, а худое калечит»? Злое слово может причинить человеку боль, ранить его, обидеть, а доброе слово поддержит, даст надежду, обогреет, как солнышко. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Вы хотели бы иметь друзей:

  • сильных, а не … (слабых);
  • веселых, а не … (грустных)  
  • умных, а не … (глупых)  
  • добрых, а не … (злых)  
  • хороших, а не … (плохих)  
  • храбрых, а не … (трусливых)  
  • вежливых, а не … (грубых)  
  • щедрых, а не … (жадных)  
  • трудолюбивых, а не … (ленивых)  
  • заботливых, а не … (равнодушных);

Молодцы, ребята. Много слов вы знаете, какие-то слова вы знаете, какие-то добавились к вам в ваш словарный сундучок. Какой лучший способ пополнять его? (Читать книги).

Игра «Рассказ-небылица»

Сейчас мы сочиним с вами совместный рассказ - небылицу. Один игрок начинает, второй продолжает, повторив рассказ первого игрока. И так до самого последнего ребенка.

Итак, я начинаю:

«Однажды я попала на загадочный остров» …

Подведение итогов.

Воспитатель: - Мы с вами хорошо сегодня потрудились и поиграли со словами. Ответьте на вопрос, какое упражнение вам понравилось выполнять больше других, и вы хотели бы поиграть в него дома с родителями, например?

- Я желаю вам читать еще больше интересных книг, пополнять свой словарный запас, быть любознательными ребятами.  

- Попрощаемся с нашими гостями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»

Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...

Методическая разработка конспекта открытого занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»

Часто возникает вопрос как у воспитателя,так и уродителей:"Как привлечь ребёнка к занятию?". Так вот, в  занятии  должен быть сюрпризый момент-это появление какого-либо персонажа. ...

Методическая разработка. Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Домашние животные"...

Методическая разработка. Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Методическая разработка.Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: Придумывание сказки "Как ёжик выручил зайца"...

Методическая разработка. Конспект открытого занятия по развитию речи "В зимнем лесу"

Занятие по развитию речи "В зимнем лесу" для детей подготовительной к школе группы...