Синквейн как инновационная технология для развития образной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья по развитию речи

Зуева Наталия Алексеевна

Синквейн как инновационная технология для развития образной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой эффективную методику, способствующую активизации словаря, развитию ассоциативного мышления и творческого подхода к языку. Эта пятистрочная стихотворная форма, включающая существительные, прилагательные, глаголы и фразовые конструкции, помогает детям осваивать выразительные средства языка, улучшает навыки краткого изложения мыслей и формирует умение видеть мир с разных сторон. Применение синквейнов в образовательной практике с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей ОВЗ делает этот метод особенно ценным для развития коммуникативных способностей и социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синквейн как инновационная технология для развития образной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Аннотация. Синквейн как инновационная технология для развития образной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой эффективную методику, способствующую активизации словаря, развитию ассоциативного мышления и творческого подхода к языку. Эта пятистрочная стихотворная форма, включающая существительные, прилагательные, глаголы и фразовые конструкции, помогает детям осваивать выразительные средства языка, улучшает навыки краткого изложения мыслей и формирует умение видеть мир с разных сторон. Применение синквейнов в образовательной практике с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей ОВЗ делает этот метод особенно ценным для развития коммуникативных способностей и социальной адаптации.

Ключевые слова: синквейн, инновационные технологии, развитие речи, образная речь, дети с ОВЗ, образовательные методики, ассоциативное мышление, творческий подход, коммуникативные способности, социальная адаптация.

Образная речь является важной составляющей речевого развития ребенка. Она помогает детям выражать свои мысли, чувства и переживания через использование метафор, сравнений и других выразительных средств языка. Однако дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями при освоении этих аспектов речи. В этой связи синквейн может стать эффективным инструментом для работы с такими детьми [2].

Пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале XX века под влиянием японской поэзии хайку – это и есть синквейн. Структура синквейна включает: 1. Одно слово (существительное), которое обозначает тему. 2. Два прилагательных, характеризующих эту тему. 3. Три глагола, описывающих действия, связанные с темой. 4. Фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме. 5. Одно слово (синоним или ассоциация), обобщающее суть темы. Например: книга (интересная, увлекательная; читать, учиться, познавать; источник знаний и открытий; учёба.

Работа над созданием синквейнов позволяет детям развивать такие важные навыки, как:

- Активизация словаря: Использование различных частей речи (прилагательные, глаголы) стимулирует расширение активного словарного запаса, способствует обогащению лексикона детей. Дошколята учатся подбирать точны слова для описания своих чувств и впечатлений, что улучшает качество их устной и письменной речи.

- Развитие ассоциативного мышления: создание четвертой строки требует от ребенка осмысления темы и выражения своего отношения к ней, что развивает способность к абстрактному мышлению. Это помогает ребёнку лучше понимать окружающий мир и находить новые способы самовыражения.

- Формирование навыка краткого изложения мыслей: строгая структура синквейна учит детей лаконично и точно формулировать свои идеи.

- Развивает воображение и творческое мышление: подбор синонимов и ассоциаций помогает ребенку видеть мир с разных сторон и находить нестандартные решения, побуждает детей к творчеству и фантазии.

При работе с детьми с ОВЗ важно учитывать их индивидуальные особенности и потребности. Вот несколько рекомендаций:

1. Поддержка визуальными материалами: для детей с нарушениями зрения или слуха полезно использовать иллюстрации, схемы и другие наглядные материалы.

2. Индивидуальный подход: важно адаптировать задания под уровень развития каждого ребенка, предлагая разные уровни сложности. Для некоторых детей можно предложить упрощённые варианты данной технологии с меньших слов.

3. Коллективная работа: совместное создание синквейнов в группе помогает детям обмениваться идеями и учиться друг у друга. Это также помогает укрепить уверенность в себе и улучшить коммуникативные навыки.

4. Использование игровых элементов: игровые методы делают процесс обучения более интересным и мотивирующим.

Синквейн представляет собой эффективный инструмент для развития образной речи у детей с ОВЗ. Его простота и структурированность позволяют адаптировать методику под различные уровни подготовки и индивидуальные особенности детей [1]. Работа с синквейнами способствует активизации словаря, развитию ассоциативного мышления и творческого подхода к языку.

Список литературы

  1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. / В.М. Акменко // ‒ Ростов Н /Д; изд. Феникс, 2011
  2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи для дошкольников. / Н.Д. Душка // Журнал «Логопед» №5, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка – как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальность данной работы заключается в том, что у детей недостаточно навыков связной речевой деятельности. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной ...

Инновационный проект «Индивидуальная траектория развития и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (4 – 6 лет) в дополнительном образовании»

Цели и задачиЦель: создание безбарьерной развивающей среды социализации и творческой самореализации детей с ОВЗ в общей группе обучения Школы раннего развития ребенка.Задачи:успешное включение детей с...

Дидактический синквейн, как инновационная технология, для развития образной речи в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ.

     Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картин...

Дидактический синквейн, как инновационная технология, для развития образной речи в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ.

Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное...

Синквейн, как инновационная технология для развития образной речи в работе с детьми ОВЗ

Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...