Конспект занятия по развитию речи на тему "Животные Севера"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Эрлих Оксана Владимировна

Конспект занятия по развитию речи на тему "Животные Севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_zhivotnye_severa.docx674.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие по развитию речи

для старшей группы на тему

«Животные Севера»

 

Цель: расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Задачи

Образовательные:  

-уточнять и расширять знания детей о животных Севера:

характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах;

-учить составлять рассказ-описание о животном по плану (внешний вид, где живет, чем питается).

Развивающие:

-развивать диалогическую речь детей;

-активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; -обогащать словарный запас детей;

-развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики рук. 

Воспитательные:

-воспитывать у детей интерес к жизни животных, бережное отношение к природе, животным. 

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию. 

-Ребята, любите ли вы путешествовать? (ответы детей). Я хочу предложить вам отправиться в путешествие! 

А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, отгадав загадку?        

                                 Там очень - очень холодно,                                 Там всегда зима.                                  Там лежат холодные                                  Вечные снега.

 Там медведи белые бродят круглый год.                                  Морж усатый медленно                                  В полынье плывет.

                                 Отгадайте-ка ребятки

                                 Где находится загадка? (На севере).

  • Правильно, сегодня мы отправимся на Северный полюс в Арктику.

Как вы думаете, на чем можно туда добраться? (На самолете). 

  • Да вначале на самолете, а дальше? (На ледоколе).
  • А почему именно на ледоколе, а не на другом корабле? (Потому, что он очень крепкий и колет лед).
  • Что нам нужно сделать, чтобы не замерзнуть? (Тепло одеться). Все готовы?

Мы садимся в самолёт. Отправляемся в полёт (дети имитируют полёт на самолёте). 

Тут - стоп, поворот:

Сядем мы на ледокол.

Ледокол плывёт -

Нас в Арктику везёт (имитируют передвижение на пароходе). 

  • Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Присаживайтесь на свои места.
  • Где же мы оказались? (на Севере). Как вы догадались, что это Север? Посмотрите, какая красота нас окружает: айсберги и снежные берега.

(Демонстрация         иллюстрации         с         изображением         Севера).             Артика занимает все острова Северного ледовитого океана. Там царство вечной мерзлоты, царство холода, снега и льда. Зима там очень длинная, а лето короткое и холодное. Там люди не живут. Но ученые - полярники изучают природу и животных Арктики. Это самое холодное место у нас на планете. Видите на глобусе оно показано белым цветом. Что за чудо чудеса - Загорелись небеса.

Ой, горит, пылает пламя Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный

Никого за тучей нет -  

Это с неба льется свет (северное сияние).

  • Правильно. Чудо чудное, диво дивное, которое называется Северное или Полярное сияние (показ видео» Северное сияние»). 
  • Ребята. Вам понравилось это явление природы? Как оно называется? (Ответы детей). 

 Да, на севере очень красиво. Там живет много животных, птиц, а северные моря богаты рыбой. А вы знаете, какие животные здесь живут? Предлагаю вам отгадать загадки про животных.

-Я вам сейчас буду загадывать загадки об обитателях Арктики, а вы попытайтесь отгадать их. И подробнее расскажете о животных, а помогут нам в этом картинки. (На доске выставлен план-схема). Вот эта картинка обозначает, что мы должны рассказать, как выглядит животное, описать его внешний вид. На второй картинке нарисован дом, значит надо рассказывать, как живёт это животное. На третьей картинке  изображена тарелка, мы расскажем о том, чем питается животное. (Выслушиваем рассказы детей по схеме: название, размер, цвет шерсти, где живет, чем питается.) 

Словно царскую корону, Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Северный олень).

Дети: Северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Ест лишайник, мох зеленый. Живет он там, где холода  

И ловит рыбу из под льда

Он в шубе белой щеголяет  

Умеет плавать и нырять. (Белый медведь).

Дети: Это белый медведь. Среди хищных зверей Севера самым крупным является он - белый медведь. Он охотится на моржей, тюленей, рыбу. 

Хвост поджав во льдах ночую,

Выношу мороз любой  

Я по северу кочую  

В теплой шубе голубой. (Песец). 

Дети: Это песец. Он похож на лису. Песцы бывают белые и голубые. Песец – полярная лисица. Видит в темноте. У него длинный, густой, красивый мех. Он хищник, ест грызунов. Этот зверек питается разнообразной пищей – мелкими животными, рыбой. Но главная еда для него - это лемминги - северные мыши.

Живет в краю холода, снега и льда,

Ему не страшна ледяная вода,

Не ленится рыбку ловить каждый день, Зовется животное это ...  (Тюлень).

Дети: Тело у тюленя вытянутой формы. Шея короткая и очень сильная. Голова слегка приплюснута, а конечности превратились в процессе эволюции в ласты. На суше тюлень плохо передвигается, зато в воде очень быстрый. Тело у тюленей покрыто короткой, но необычайно густой шерстью. Питаются тюлени рыбой и прочими мелкими морскими обитателями. Малышей называют «бельками» из-за белоснежной шубки. Она хорошо маскирует детеныша на снегу и прекрасно защищает от холода. Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь.  

Кто зимой холодной ходит злой, голодный?..(Волк).

Дети: Это полярный волк. У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх. (Картинка). 

Летает бесшумно, кругом голова.  

Полярная белая птица … (Сова).

Дети: Полярная сова или белая сова - крупная красивая птица, обитающая в тундре. У взрослой полярной совы красивый белоснежный наряд с маленькими черными пятнышками. Птица становится незаметной.

-Лапы у совы тоже покрыты чем? - Густым оперением, напоминающим длинную шерсть.  - Клюв окрашен какой цвет? - в черный цвет.  - Глаза какие? - крупные ярко-желтые.  

- Чем питаются? - мелкими грызунами. Могут охотиться и на более крупную добычу – гусей, белых куропаток, уток, зайцев, ежей, горностаев. Основу рациона белой совы составляю лемминги – маленькие мышевидные грызуны

Воспитатель: В Арктике очень холодно, я замёрзла, а вы? Предлагаю погреться. (Проводится физкультурная минутка).

Физкультминутка. 

Здесь всюду холод, лед и тень,  (дети обнимают себя за плечи) 

Полгода - ночь,  (закрывают глаза ладонями) 

Полгода - день.  (Выпрямляются, поднимают руки вверх) 

Изо льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой -

 «крыша») 

И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны) 

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами) 

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками) Лишь мишка, белый, словно иней,  (подражают походке медведя) Хозяин ледяной пустыни.  (Руки на поясе, стоят смирно). 

 

Продолжаем!

Растянулся среди льдин Толстокожий господин. В холодину, братцы, Лезет он купаться.

Проведя в воде часы,

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы, Чешет ластом спину.

Важен, грозен, толстокож Господин усатый … (Морж).

Дети: Морж. Питается рыбой. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные, толстые усы-выбросы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. 

Как приспособились животные Севера к большим  холодам? Почему они не замерзают? Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц - пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись, друг к другу. Так они согревают друг друга.

Давайте поиграем в игру «Скажи какой». 

Морж (какой)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий. 

Северный олень (какой) – красивый, быстрый, грациозный. Тюлень (какой) - черный, блестящий, большой, маленький. 

Белый медведь (какой) – огромный, сильный, толстолапый. Подумайте и скажите, если у медведя толстые лапы, то он какой?……(толстолапый) У тюленя ласты – ноги, он ...(ластоногий)

У песца острые зубы, он какой...(острозубый).

У моржа толстая кожа, то он...(толстокожий) У волка длинные ноги, он …(длинноногий).

Самостоятельная работа. Предлагаю поиграть в игру «Собери картинку».

  • Друзья, у меня были фотографии, но они заледеневшие случайно разбились. Давайте соберем их.
  • Собрали? А сейчас, назовите, пожалуйста, животное, которое изображено на вашей фотографии и его детеныша (выполняют.) 

А теперь я проверю, что вы запомнили о животных севера. 

У медведя не ноги, а …. лапы, У моржа не зубы, а …. клыки, У медведя не волосы, а …. мех. 

У тюленя не руки, а …. ласты, 

Рефлексия

Пора нам возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, а я прочитаю заклинание: «Раз, два, три, четыре, пять и мы в садике опять». 

  • Понравилось ли вам наше путешествие? 
  • Где мы сегодня побывали? 
  • С какими животными мы встретили? 
  • Что больше всего запомнилось? 
  • Если вам было интересно, то прошу вас похлопать в ладоши, а если - нет, то спрятать руки за спину. 
  • Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи_Рассказывание по картине "Дети Севера"_

Знакомство дошкольников с картиной с использованием элементов моделирования. devochka_hanty.gif...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».

План-конспект занятия по развитию речи(подготовительная группа). Тема:«Знакомство с жизнью и бытом народов Крайнего Севера».Цели:·         познакомить дете...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Животные жарких стран и Севера».

расширить и углубить представление детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный а...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Животные Севера»

Закрепление  у детей знаний о животных Северного полюса....

Конспект занятия по развития речи на тему "Животные Севера"

Конспект занятия по развития речи на тему "Животные Севера"...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Животные Севера»

Расширение и закрепление знаний детей о животных севера...