Конспект занятия на тему: "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Занятие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx91.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Лексическая тема: «Зима»

Цель: закрепить знания о признаках зимы, расширение и активизация словаря.

Задачи:

Образовательные

1. Систематизировать знания детей о зиме.

 2. Закреплять названия  месяцев.

Коррекционно-развивающие

1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.

2. Развивать зрительное  внимание и восприятие.

3. Развивать речь  детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Давайте отгадаем загадку и определим тему нашего занятия.

Дел у меня немало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

В лед реки одеваю,

Белю дома, поля

Зовут меня (зима)

Правильно, ребята. Все эти явления встречаются зимой. И тема нашего занятия «Зима».

Какое сейчас время года? (зима) Как ты догадался?

Какой самый главный признак зимы?

Сколько всего времён года? (Четыре)

У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12. Зима год начинает и год заканчивает.

- Какой зимний месяц первым вступает в свои права? Как называется второй месяц зимы? Какой месяц зимы последний?

Дети, вы любите зиму? А за что вы ее любите? (Зимой можно кататься на санках и коньках, ходить на лыжах. Можно лепить снежную бабу и строить из снега горки).

А какие самые главные праздники зимы вы знаете? (Новый год и Рождество).

Молодцы, ребята! А теперь давайте отгадаем загадки!

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке.

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке (снежинки)

Подышал он на окно —

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл... (мороз)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло! (лёд)

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится?

Стелет белую постель?

Это снежная…(метель)

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (Сосулька )

Человек немолодой

С преогромной бородой

Привёл с собой за ручку

К вам на праздник внучку.

Отвечайте на вопрос:

Кто же это? …(Дед Мороз)

Она в серебро

С жемчугами одета –

Волшебная внучка

Волшебного деда (Снегурочка)

С метлой в руке,

С ведром на голове

Стою зимой я на дворе (Снеговик)

Сперва с горы летишь на них, 

А после в гору тянешь их. (Санки)

Повторение стихотворения про зиму по мнемотаблице.

Посмотрите внимательно на изображение и повторите за мной стихотворение. Потом, по картинкам повтори стихотворение самостоятельно.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем во двор гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А потом в снегу валялись,

А потом домой пришли, суп поели,

Спать легли.

C:\Users\Admin\Desktop\занятие дефектог Зима.Зимние забавы\стихотворение зима.jpg

Игра «Какой, какая»

Если на улице идёт снег, то погода (какая?)… – (снежная).

Мороз – (морозная).

Ветер – (ветреная).

Стужа – (студёная).

 Холод – (холодная).

Игра «Что наделала зима?»

Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… –  (что сделала?) (заморозила).

Метель мела и все тропинки… – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Игра «Назови ласково».

Я называю слова, а вы называете это слово ласково.

Зима - (зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод – (холодок).

Снежинка – (снежиночка).

Метель – (метелица)

Санки – (саночки)

Горка – (горочка)

Ветер – (ветерочек)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок слепили, ("лепят", меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе,

гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)

Раз-подбросим
Два-поймаем
Три-уроним
И... сломаем!
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)

Игра "Добавь слово"

- А давайте мы поиграем со словами. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка... (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)

Игра «Будь внимателен»

Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите слово, которое ассоциируется с зимой.

Снежки, горка, футбол, снежинка, ракетки, снеговик, мяч, коньки, песочница, карусель, Деде Моро, лед, санки, река, корабль, лыжи, велосипед, Снегурочка, елка, подарок и т.д.

Игра с мячом "Бывает, не бывает зимой…":(Авт. Иванова Е. М.)

Правила игры.

Учащиеся сидят в кругу. Ведущий называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-

нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или неправильно:

Воспитатель:

Солнце светит ярко, греет сильно, на улице жарко?

Дети – Да.

Снег падает большими хлопьями?

Дети – Да.

Дети одевают шапки, валенки, куртки и пальто?

Дети – Нет.

Зайчик серый прыгает по снегу?

Дети – Нет.

Дети ходят в туфлях по снегу?

Дети – Нет.

Белка собирает шишки и орехи?

Дети – Да.

Летают ласточки, соловьи и т.д.

Дети – Да.

Игра с мячом "Бывает, не бывает зимой…":(Авт. Иванова Е. М.)

Правила игры.

Учащиеся сидят в кругу. Ведущий называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-

нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или неправильно:

Воспитатель:

Солнце светит ярко, греет сильно, на улице жарко?

Дети – Да.

Снег падает большими хлопьями?

Дети – Да.

Дети одевают шапки, валенки, куртки и пальто?

Дети – Нет.

Зайчик серый прыгает по снегу?

Дети – Нет.

Дети ходят в туфлях по снегу?

Дети – Нет.

Белка собирает шишки и орехи?

Дети – Да.

Летают ласточки, соловьи и т.д.

Дети – Да.

Игра "Бывает, не бывает зимой…"

Послушайте внимательно предложение и скажите бывает ли такое зимой.

Солнце светит ярко и греет сильно

Снег падает большими хлопьями

Дети одевают шубы, шапки, валенки

Зайчик прыгает по снегу, а медведь в берлоги спит

Дети ходят в туфлях по снегу

В небе летают ласточки

Дети строят кормушки для птиц

На деревьях распускаются почки

Дни короткие, солнце светит мало

Итог занятия.

- Ребята, наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили на занятии?

- Сколько всего зимних месяцев? Назовите их.

- Какой месяц начинает зиму? А какой заканчивает?

- Назовите признаки зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему " Зимующие птицы" (с презентацией)

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания п...

Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО, на тему "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по теме "Зима"

Конспект занятия для подготовительной группы по теме "Зима"...

Конспекты занятий на тему "Зима - белоснежная"

Конспекты занятий к комплексно-тематическому планированию на тему "Зима - белоснежная" для средней группы...

конспект занятия по теме «Зима. Зимующие птицы»

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР по лексической теме «Зима. Зимующие птицы»...

Презентация, конспект занятия на тему "Зимующие птицы" презентация к ОД по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....