Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа "Зима"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Составление описательного рассказа на тему «Зима»
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные).
Задачи: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные); учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); добиваться чёткого произнесения слов и фраз, включающих звук «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трёхсложные слова на слоги.
Предварительная работа: Беседа «Зима»; физкультминутка «Снежинки»; игра «Живые слова».
Материалы и оборудование: Демонстрационный: иллюстрация к стихотворению А.Капралова «Курица и цыплята»; «Зима».
Планируемые результаты: умеют при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные).
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Беседа | «Зима» | 10 мин |
2 | Физкультминутка | «Снежинки» | 5 мин |
3 | Игра | «Живые слова» | 7 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность: 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
II. Основная часть
1.Беседа «Зима»
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем отличается зима от других времён года? (ответы детей)
- Какой снег зимой? (ответы детей)
- Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит)
- Какая бывает погода зимой? (снежная, морозная, вьюжная и т.д)
- Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, укрывшись снегом, спят)
- Как зимой живут птицы и звери? (зимующие птицы не боятся снега, но в сильный мороз им бывает холодно, поэтому птицам нужно помогать)
- Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая ит.д.)
- А сейчас придумайте рассказ о зиме, опишите какое бывает солнце зимой, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде, снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились сегодня. Говорите не спеша, чтобы я успела записать.
Воспитатель записывает 2-3 рассказа, давая понять детям, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет какой рассказ понравился больше и какой следовало бы поместить в уголок для родителей.
2.Физкультминутка «Снежинки»
Организуется игра: половина детей снежинки, половина детей ветер. Ветер дует –снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.
Воспитатель: Вы вспомнили все слова о снеге и о зиме. Теперь я буду говорить слова, а вы должны будете догадаться о чём я говорю- о снеге или о зиме.
Готовы? Тогда начнем! Падает белый пушистый…. (снег) Про, что я сказала? Правильно! Про снег. Началась морозная, холодная … (Зима).
3.Игра «Живые слова»
Воспитатель: В игре дети будут словами. Кто хочет быть словом? (вызывает по желанию троих детей). Маша будет словом деревья. Таня будет словом покрыты. И Саша будет словом снегом.
Наши слова стоят по порядку (слева направо). Маша скажет своё слово и даст руку Тане. Таня скажет своё слово и даст руку Саше. Саша скажет своё слово. А остальные слушают.
Дети- «слова» выстраиваются в предложение.
Воспитатель: Про что сказали эти слова?
Дети: Про деревья!
Воспитатель: Что они сказали про деревья?
Дети: Деревья покрыты снегом.
Воспитатель: Какое 1-ое слово? Какое 2-ое, 3-тье? (ответы детей)
Воспитатель: Теперь я хлопну в ладоши слова разойдутся, и каждое слово встанет в любом месте нашей группы, где захочет. А когда я позову «Слова ко мне!», слова встанут по порядку.
Воспитатель хлопает в ладоши. Дети разбегаются.
Воспитатель спрашивает малоактивного ребёнка: Где у нас стоит слово Покрыты? Спрашивает другого ребёнка, где стоит слово Снегом. И другого, где стоит слово Деревья?
Воспитатель зовёт слова, хлопнув в ладоши, и спрашивает детей «Правильно ли встали слова». Игра и вопросы детям повторяется несколько раз. Можно придумать другое предложение и другие слова.
Воспитатель читает стихотворение А.Капралова «Курица и цыплята»:
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыплёнок, то умница
-Какой звук вы чаще всего услышали здесь? (Дети отвечают)
-Назовите слова, в которых есть звук «Ц». Послушайте слово ку-ри-ца? Сколько в нём слогов? (ответы детей).
-Правильно в слове «курица» 3 слога. А слове Ум-ни-ца сколько слогов? (ответы детей)
Воспитатель читает другое стихотворение Б.Авдеенко «Внучка»:
Утром дед спросил у внучки:
-Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
-Я не белоручка!
Воспитатель: Какой звук чаще встречается в этом стихотворении? (ответы детей)
Правильно! Звук«Ч». Назовите слова, где встречается этот звук. Звук «ч». (ответы детей)
Воспитатель: А теперь послушайте скороговорку:
«Цыпленок с курицей пьют чай на улице»
Воспитатель: Скажем её медленно (дети выполняют)
А теперь немного быстрее.
А теперь ещё быстрее.
Еще скороговорка: «Очень часто бьются у Танечки блюдца»
Произнесем её медленно, а теперь быстро.
Спасибо большое ребята за хорошо проделанную работу
III. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо работали.
- О чём мы с вами говорили?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
- И мне очень понравилось, какие вы были внимательные, как хорошо выполнили все задания, играли. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"
Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...
Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе
Программное содержание:Связная речь: продолжать учить детей при описании животных называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения;Словарь и грам...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...

Конспект образовательной ситуации по Речевому развитию "Составление описательного рассказа по игрушке"
Учить составлять описательный рассказ об игрушке совместно с воспитателем....

Конспект по речевому развитию "Составление описательных рассказов о животных" в старшей группе.
Конспект по речевому развитию в старшей группе.Обучение составлению описательных рассказов по "Системному оператору" технология ОТСМ-ТРИЗ....