Конспект по развитию речи "Составление описательного рассказа "Зима"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Жулгутыпова Лилия Саматовна

План-конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.odt16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора

Цель: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные).

Задачи: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные); учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребёнок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); добиваться чёткого произнесения слов и фраз, включающих звук «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трёхсложные слова на слоги.
Предварительная работа: Беседа «Зима»; физкультминутка «Снежинки»; игра «Живые слова».
Материалы и оборудование: Демонстрационный: иллюстрация к стихотворению А.Капралова «Курица и цыплята»; «Зима».

Планируемые результаты: умеют при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространённые, сложные).

                                              Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Беседа

«Зима»

10 мин

2

Физкультминутка

«Снежинки»

5 мин

3

Игра

«Живые слова»

7 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность: 25 минут

                                                                Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент:
Собрались все дети в круг
(встают в круг)
Я твой друг
(руки к груди)
И ты мой друг
(протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся
(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

II. Основная часть
1.Беседа «Зима»
Воспитатель:
Сегодня мы с вами будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем отличается зима от других времён года? (ответы детей)

- Какой снег зимой? (ответы детей)

- Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит)

- Какая бывает погода зимой? (снежная, морозная, вьюжная и т.д)

- Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, укрывшись снегом, спят)

- Как зимой живут птицы и звери? (зимующие птицы не боятся снега, но в сильный мороз им бывает холодно, поэтому птицам нужно помогать)

- Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая ит.д.)

- А сейчас придумайте рассказ о зиме, опишите какое бывает солнце зимой, какая погода. Используйте в своих рассказах слова о зиме, погоде, снеге, которые вы сейчас подобрали. Сегодня я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились сегодня. Говорите не спеша, чтобы я успела записать.

Воспитатель записывает 2-3 рассказадавая понять детям, успевает ли он записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет какой рассказ понравился больше и какой следовало бы поместить в уголок для родителей.

2.Физкультминутка «Снежинки»

Организуется игра: половина детей снежинки, половина детей ветер. Ветер дует –снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.

Воспитатель: Вы вспомнили все слова о снеге и о зиме. Теперь я буду говорить слова, а вы должны будете догадаться о чём я говорю- о снеге или о зиме.

Готовы? Тогда начнем! Падает белый пушистый…. (снег) Про, что я сказала? Правильно! Про снег. Началась морозная, холодная … (Зима). 
3.Игра «Живые слова»

Воспитатель: В игре дети будут словами.  Кто хочет быть словом? (вызывает по желанию троих детей). Маша будет словом деревья. Таня будет словом покрыты.  И Саша будет словом снегом.

Наши слова  стоят по порядку (слева направо). Маша скажет своё слово и даст руку Тане. Таня скажет своё слово и даст руку Саше. Саша скажет своё слово. А остальные слушают.

Дети- «слова» выстраиваются в предложение.

Воспитатель: Про что сказали эти слова?

Дети: Про деревья!

Воспитатель: Что они сказали про деревья?

Дети: Деревья покрыты снегом.

Воспитатель: Какое 1-ое слово? Какое 2-ое, 3-тье? (ответы детей)

Воспитатель: Теперь я хлопну в ладоши слова разойдутся,  и каждое слово встанет в любом месте нашей группы, где захочет. А когда я позову «Слова ко мне!», слова встанут по порядку.

Воспитатель хлопает в ладоши. Дети разбегаются.

Воспитатель спрашивает малоактивного ребёнка: Где у нас стоит слово Покрыты? Спрашивает другого ребёнка, где стоит слово Снегом. И другого, где стоит слово Деревья?

Воспитатель зовёт слова, хлопнув в ладоши, и спрашивает детей «Правильно ли встали слова». Игра и вопросы детям повторяется несколько раз. Можно придумать другое предложение и другие слова.
Воспитатель читает стихотворение А.Капралова «Курица и цыплята»:

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыплёнок, то умница

-Какой звук вы чаще всего услышали здесь? (Дети отвечают)

-Назовите слова, в которых есть звук «Ц». Послушайте слово ку-ри-ца? Сколько в нём слогов? (ответы детей).

-Правильно в слове «курица» 3 слога.  А слове Ум-ни-ца сколько слогов? (ответы детей)

Воспитатель читает другое стихотворение Б.Авдеенко «Внучка»:

Утром дед спросил у внучки:

-Почему не моешь ручки?

Отвечает внучка:

-Я не белоручка!

Воспитатель: Какой звук чаще встречается в этом стихотворении? (ответы детей)

Правильно! Звук«Ч». Назовите слова, где встречается этот звук. Звук «ч». (ответы детей)

Воспитатель: А теперь послушайте скороговорку:

«Цыпленок с курицей пьют чай на улице»

Воспитатель: Скажем её медленно (дети выполняют)

А теперь немного быстрее.

А теперь ещё быстрее.

Еще скороговорка: «Очень часто бьются у Танечки блюдца»

Произнесем её медленно, а теперь быстро.

Спасибо большое ребята за хорошо проделанную работу

III. Заключительная часть
Воспитатель:
Молодцы, вы сегодня очень хорошо работали.
- О чём мы с вами говорили?
- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось?
- И мне очень понравилось, какие вы были внимательные, как хорошо выполнили все задания, играли. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе

Программное содержание:Связная речь: продолжать учить детей при описании животных  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения;Словарь и грам...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...

Конспект образовательной ситуации по Речевому развитию "Составление описательного рассказа по игрушке"

Учить составлять описательный рассказ об игрушке совместно с воспитателем....

Конспект по речевому развитию "Составление описательных рассказов о животных" в старшей группе.

Конспект по речевому развитию в старшей группе.Обучение составлению описательных рассказов по "Системному оператору" технология ОТСМ-ТРИЗ....