Беседа «Лисонька в русских народных сказках»
материал по развитию речи

Мукаева Мария Валерьевна

Беседа «Лисонька в русских народных сказках»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_lisonka_v_russkih_narodnyh_skazkah.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Лисонька в русских народных сказках»

Цель: создание условий для расширения представлений детей об образе Лисы в русских народных сказках

- Разгадайте ребус и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить сегодня?

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57e58fab35eda/vnieklassnoie_chtieniie_obraz_lisy_v_russkikh_narodnykh_skazkakh_1.png

-Какие сказки о лисе читали?

  • Лиса и заяц.
  • Лиса и журавль.
  • Лиса и тетерев.
  • Лиса и дрозд.
  • Лиса и рак.
  • Лиса и козёл.
  • Кот, петух и лиса.
  • Лисичка со скалочкой.
  • Девочка и лиса.
  • Лисичка-сестричка и волк.
  • Петушок – золотой гребешок.

- Какие загадки о лисе знаете? Какой признак всегда упоминается при описании лисы?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост- краса.

Кто же это?... ( лиса)

Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.

- О лисе упоминается в скороговорках, потешках, прибаутках.

Потешка

Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка: "Поди, догоняй-ка!"
Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши!"
Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"

Прибаутка

Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке*.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить –
И пришлось с горя топиться.

Скороговорка.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапоточки плела:

Мужу – две, себе – трое,

А детишкам – по лапоточкам.

          Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки". В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах. Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает. Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает 6–10 кг, самок – 5–6 кг. Лиса обитает в различных участках леса. Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов.
Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке 
"Лиса и заяц".

          Лиса очень быстро бегает. Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух. Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты. Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.



Характеристика лисы.

Лисица семерых волков проведёт.

- Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

- Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

- Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

- Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

- Как удалось лисе заманить козла в колодец?

- Как говорит она с ним в начале? А потом?

Какая лиса в сказках? хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.

- У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

- Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

Роль лисьего хвоста.

- Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

- А он ей чаще помогает или мешает?

 А в сказке “Лисичка со скалочкой”

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

- Что говорится в сказках о жилище лисы?

- Какое оно?

- Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Зайчик:

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Лиса:

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

- А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

- Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

  • Зайчик встретился с медведем.
  • Петушок выгнал лису.
  • У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.
  • Зайчик встретился с собакой.
  • Лиса выгнала зайца.
  • Зайчик живёт с петушком.
  • Зайчик встретил петушка.

- Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

- А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

 ( На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

- В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске)

- Интересно, что же такое ест лиса?

- Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

- А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

- В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

- Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

1) Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!

2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться ,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.

- Узнали ли вы новые сказки о лисе?

- Вам они понравились?

- Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение русской народной сказки "Репка". Беседа по вопросам.

Цель:формировать представление о добре и добрых делах на основе русской традиции.Предполагаемый результат:осознание детьми того, что любое дело нужно делать вместе, дружно....

Конспект проведения беседы Тема: «Русские народные сказки»

Цель: изучить особенности диалогического общения детей в специально организованной беседе.ХодЯ устанавливаю контакт с ребенком, доверительные отношения и на этом фоне создаю ситуацию разговора.Вопросы...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Беседа на тему "Русские народные сказки"

Изучить особенности диалогического общения детей в специально организованной беседе....

Беседа с детьми "Русские народные сказки"

Беседа с детьми о русских народных сказках...

Занятие по развитию речи в старшей группе "Беседа о прочитанной русской народной сказке «Хаврошечка»

Данное занятие разработано для ознакомления дошкольников с русской народной сказкой "Хаврошечка"....