Проект профориентационного модуля ТЕМА: «Профессия пожарный» Возрастная группа: «5-7 лет»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Белоснежка»
Проект профориентационного модуля
ТЕМА: «Профессия пожарный»
Возрастная группа: «5-7 лет»
ФИО педагога: Колихова Е.В
2024г.
Содержание работы над проектом:
Целевой раздел | |
Пояснительная записка | |
Актуальность Проекта | |
Задачи проекта | |
Планируемые результат освоения проекта | |
Содержательный раздел | |
Значение темы | |
Принцип системности | |
Специалисты в пожарной части | |
Какими качествами должен обладать пожарный | |
Словарь терминов | |
Плюсы и минусы профессии | |
Интеграция образовательных областей | |
Где можно научится данной профессии | |
Где можно работать, научившись профессии пожарного | |
Содержание работы над проектом по этапам | |
Стихи о профессии пожарного Приложение№1 | |
Рассказы о профессии пожарного Приложение№2 | |
«Загадки о профессии пожарного» Приложение №3 | |
Пословицы и поговорки о профессии пожарного Приложение №4 | |
Конспект НОД по правилам пожарной безопасности «Профессия пожарный» Приложение №5 | |
Картотека дидактических игр по пожарной безопасности Приложение №6 | |
Сюжетно-ролевая игра «Мы — пожарные» Приложение №7 | |
Сюжетно – ролевая игра «Пожарные спасают животных в зоопарке» старшая группы Приложение №8 | |
Презентация «История пожарной службы» https://www.maam.ru/blogs/download68027.html | |
Видео «Что находится в пожарной машине» https://yandex.ru/video/preview/15063037294232372178 | |
Список используемой литературы |
Целевой раздел
Пояснительная записка
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ пожарной безопасности.
Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
1. Актуальность темы в современных условиях жизни дошкольника (в жизни современного мира), то есть представление о значении этой темы в подготовке к успешной жизни. (ЗАЧЕМ ЭТО РЕБЕНКУ НУЖНО?)
Актуальность Проекта.
Противопожарная безопасность – одна из составляющих среды, в которой растет ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность, поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действия в экстремальных ситуациях, профилактике пожаров и знакомству с профессией пожарного.
Рано или поздно перед человеком встает проблема выбора профессии. Ребята проявляют интерес к профессиям взрослых, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители, и мы воспитатели, редко или совсем не рассказываем детям о своей работе. А ведь склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.
Желание постоянно открывать что-то новое, часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом растет число пожаров по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызывать тревогу. Дети дошкольного возраста не знают назначения огня, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за безопасность детей. В связи с этим мы решили познакомить воспитанников с профессией пожарный, рассказать какую опасность несет в себе огонь.
Цель проекта «Профессия пожарный» — формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, интереса к профессии пожарного.
Задачи проекта:
- Формировать первичные представления о труде пожарников, их роли в обществе и жизни каждого человека.
- Познакомить с пожарной техникой, как используется обмундирование пожарников.
- Воспитание уважения к людям этой профессии, гордости за нашу Родину, благодарности к людям этой профессии.
- Разъяснить общее представления назначения (функции) огня, знания о причинах возникновения пожара.
- Сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.
- Закреплять и расширять представления о пожарной безопасности посредством чтения произведений, изобразительной и игровой деятельности.
Участники проекта: дети старшей группы (5-7 лет), воспитатели, родители.
Планируемые результат освоения Проекта:
- Сформированы представления, что такое профессия, призвание.
- Сформированы понятия профессия пожарника, чрезвычайные ситуации, активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта.
- Сформированы понятия о нравственных качествах человека; долг, отвага, мужество.
- Сформировано уважение и гордость к людям профессии – пожарная МЧС, желание стать пожарником.
Содержательный раздел
Введение в профессию «Кто такой пожарный»
Пожарные — это люди, чья профессия - побеждать огонь, спасая людей, животных, жилища. Они бесстрашны, сильны и самоотверженны. Действовать всегда нужно быстро, но очень осторожно: лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать и выносить людей из огня и дыма. Но самое трудное — это в каждое мгновенье быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью - то другую.
У пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной теплоотражающей ткани, которая почти не горит. На голове у них стальная каска, на ногах - прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь! Чтобы не получить ожогов, пожарные и надевают специальные костюмы. Каска — это стальной головной убор с гребнем наверху, для защиты головы и смягчения ударов от падающих сверху предметов. В шлемах-масках есть специальные пластины спереди, они защищают лицо от огня. Приложения (Презентация)
2. Значение темы в развитии ребенка дошкольного возраста, как происходит развитие этого направления в дошкольном детстве: кратко суть процесса изменений в развитии (КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ? К ЧЕМУ ВЕДЁТ?)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Формирование опыта пожаробезопасного поведения детей дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- отборе доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установлении последовательности его освоения;
- применении поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;
- осознании педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении и её осуществлении в тесном сотрудничестве.
Главная задача взрослых — помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести. Привить детям культуру безопасного поведения.
В основе воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста должны лежать следующие принципы:
• Принцип системности. Работу с детьми и их родителями необходимо проводить весь учебный год при гибком распределении содержания в течение дня, согласно перспективному или тематическому плану.
• Принцип возрастной адресованности. Содержание работы должно соответствовать возрасту детей, их психофизиологическим особенностям и выстраиваться в определенной последовательности.
• Принцип интеграции. Материалы учебного пособия могут включаться в содержание основных программ, которые реализуются в ДОУ области. Предлагаемое содержание должно органично интегрироваться в целостный педагогический процесс. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной, познавательной деятельности и отдельных режимных моментов.
• Принцип взаимодействия специалистов ДОУ. Тематические и календарные планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы так, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы.
Специалисты в пожарной части:
- Спасатель. Участвует в мероприятиях по ликвидации очага возгорания разного вида (химического, радиологического). Также спасает и эвакуирует людей, устраняет пламя и оказывает пострадавшим первую медицинскую помощь.
- Инспектор. Оценивает состояние объектов и помещений, которые характеризуются высоким риском возгорания. Контролирует соблюдение мер противопожарной безопасности.
- Наблюдатель. Несёт дежурство на пожарном посту, контролирует противопожарное состояние объекта. Ведёт надзор на предмет соответствия обстановки определённой территории требованиям противопожарной безопасности.
- Водитель аварийно-спасательного автомобиля. Управляет пожарным автотранспортом. Для работы на этой должности достаточно пройти курсы.
- Диспетчер (Радиотелефонист) пожарной части – ответственное лицо в деле обеспечения противопожарной безопасности. Именно к этому сотруднику приходит информация о происшествиях и событиях. Радиотелефонист принимает сведения о возгораниях, фиксирует их с определением адреса ЧС, наличием людей на объекте. Информация вносится в журнал и немедленно отправляется командиру оперативного отряда.
Претенденту на эту должность важно:
✎ Знать в теории разные техники ликвидации пожара, владеть ими
✎ Соблюдать правила безопасности
✎ Уметь обращаться с оборудованием и приспособлениями, необходимыми для устранения бедствия
✎ Уметь ориентироваться в местности, когда территория и сооружения охвачены огнем
Какими качествами должен обладать пожарный
Чтобы работать пожарным, нужно быть физически очень сильным и выносливым. Поэтому на эту должность берут только мужчин. Будучи крепкими от природы, мужчинам проще перемещать оборудование, предназначенное для тушения пожара, и носить на себе специальную защитную экипировку, которая также характеризуется немалым весом.
Поскольку пожарный – это героическая профессия, кроме безупречной физической формы, претендент на эту вакансию должен обладать следующими характеристиками:
✎ Аналитический склад ума
✎ Чувство ответственности
✎ Стремление к повышению квалификации
✎ Умение быстро и правильно реагировать в стрессовой ситуации
✎ Готовность работать на большой высоте
✎ Стремление помогать людям
✎ Готовность работать круглосуточно
✎ Умение быстро обучаться эксплуатации разных видов специализированных техник
✎ Внимательность
✎ Способность реагировать быстро
✎ Умение работать в команде
В ситуации, когда объект охвачен огнем, визуализировать в нем предметы и людей – крайне сложно. Поэтому, чтобы гасить пламя и спасать пострадавших, нужно обладать не только хорошим слухом, но и безупречным зрением.
Где учиться
Для работы спасателем необходимо получить образование по специализации "Пожарная безопасность". Также освоить данную профессию можно на курсах при пожарных частях.
Обучение предполагает прохождение 3 этапов:
1. Индивидуальное обучение, которое происходит непосредственно по месту предстоящей службы.
2. Курсовое обучение.
3. Стажировка в занимаемой должности (непосредственно по месту предстоящей службы).
Учебные заведения предлагают разный срок прохождения курсов. В среднем их длительность составляет 1 год.
Пожарный – это профессия, которой можно также обучиться в вузе.
► Например, в Академии Государственной противопожарной службы МЧС РФ, в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС РФ. Длительность обучения в этих заведениях варьирует от 4 до 5 лет.
Где можно работать, научившись профессии пожарного
Пожарный может работать в специализированных подразделениях, в МЧС, лесоавиаохране (в таких организациях требуется защита массивов от возгораний). При этом сотрудники могут занимать должность как муниципальной, так и частной структуры.
Преимущественная часть пожарных проходит службу в Государственном Пожарном Надзоре.
Перед оформлением на службу претенденту на должность нужно пройти тест на соответствие физической формы установленным требованиям.
Плюсы и минусы профессии
Преимущества | Недостатки |
+ Пожарные востребованы | - Тяжелые условия труда |
Словарь терминов
Звуковой оповещатель - оповещатель, выдающий звуковые неречевые сигналы.
Извещатель - устройство формирования извещения о тревоге при проникновении или попытке проникновения, или для инициирования сигнала тревоги потребителем.
«Пожарный ствол» устройство для формирования струи воды или пены и направления в зону горения.
«Гидравлические ножницы» исполнительное устройство аварийно-спасательного переносного инструмента с гидроприводом, производит операции «резания», «расширения», «стягивания», «перекусывания», «отжатия».
«Ликвидация пожара» 1) стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения; 2) действия, направленные на окончательное прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения.
Боевая одежда пожарного (БОП) - одежда, предназначенная для защиты тела человека от опасных и вредных факторов окружающей среды, возникающих при тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ, а также от неблагоприятных климатических воздействий.
Интеграция образовательных областей
в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности
«Безопасность»
Формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.
«Познание»
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов).
«Коммуникация»
Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация»
Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.
«Чтение художественной литературы»
Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
«Здоровье»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
«Физическая культура»
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.
«Музыка»
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд»
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.
«Художественное творчество»
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности ( рисование, аппликацию, конструирование)
Содержание работы над проектом по этапам
Содержание деятельности | Ответственные | ||
1-й этап работы - подготовительный | |||
- Изучение справочной, методической литературы. - Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Профессия пожарный». - Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. - Разработка проекта. Пополнение развивающей предметно-пространственный среды: - Рассказ воспитателя о профессии пожарный. - Пополнить центра безопасности. Внести атрибуты: костюм пожарного, ширма с инвентарем для тушения и др. - Внести дидактические игры по пожарной безопасности: «Раньше и теперь», «Горит – не горит», «Что нужно пожарным?», «Диалоги по телефону», «Если возникает пожар», «Хорошо – плохо», «Назови причины пожара», «Выбери нужное», «Четвёртый лишний», «Сложи картинку», «Найди ответ», «Разложи по порядку», «С чем можно играть», «Опасные предметы – источники пожара» «Слушай внимательно». -Изготовить лепбук «Пожарная безопасность». - Подготовить презентации «Пожарный – история возникновения». - Подборка стихов, загадок по теме. Стихи о профессии пожарного «Пожарный», «Пожарная Машина», «Пожарный», «Пожарные», «Стану пожарным», «Пожарная песенка», «Если бы я был пожарным» - Познавательный маршрут «Пожарная часть». | Воспитатели. Воспитатели, родители. Воспитатели. Воспитатели, родители. | ||
2-й этап работы с детьми - основной | |||
-Организовать непосредственно образовательную деятельность. Совместная деятельность воспитателя с детьми: - Беседа «Огонь – наш друг, огонь – наш враг», «Служба 01 всегда на страже», «Где работает огонь», и др. - Конспект НОД по правилам пожарной безопасности «Профессия пожарный» -Сюжетно-ролевая игра «Мы — пожарные» - Сюжетно – ролевая игра «Пожарные спасают животных в зоопарке» старшая группы - Экскурсия в пожарную часть. - Наблюдение за работой пожарного. - Просмотр презентаций «Пожарный - героическая профессия». - Чтение художественных произведений: Рассказы о профессии пожарного А. Гимадеевой «Не надо играть с огнем!» Т. Рафикова «Огонь — друг, огонь — враг» М. Янкина «Случай с телевизором» Р. И. Салихова «Валины неприятности»- Дидактические игры «Профессии», «Парные картинки», «Пригодится – не пригодится при пожаре», «Угадай профессию», «Если возникает пожар», «Горит – не гори», «Что нужно пожарным». - Рисование «Работа пожарного». - Отгадывание загадок по теме. - Заучивание пословиц, поговорок по теме. - Проблемные ситуации «Если в доме случился пожар», «Огнеопасные предметы», «Если звучит пожарная сирена». - Составление рассказов по сюжетным картинкам о пожаре. Самостоятельная деятельность детей: - Рассматривание иллюстраций «Профессии», «Что пригодится при пожаре». - Раскрашивание раскрасок «Все работы хороши», «Пожарный». -Дидактические игры: «Профессии», «Парные картинки», «Пригодится – не пригодится при пожаре», «Угадай профессию», «Если возникает пожар», «Горит – не гори». Подвижная игра «Пожарные на ученье». - Сюжетно – ролевая игра «Мы - пожарные». - Дискуссия с детьми «Хорошо - плохо» на тему «Огонь». - Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для сюжетно-ролевой игры» (по выбору детей) -Познавательный маршрут «Пожарная часть» (показать работу пожарного, объяснить какие опасности подстерегают человека при неправильном обращении со спичками, электроприборами и т.д.) | Воспитатели. | ||
3-й этап работы с детьми - заключительный | |||
- Оформление альбома по теме. - Изготовление лепбука «Юные пожарный». | Воспитатели. | ||
Формы работы с родителями | |||
- Беседа с родителями. - Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр. - Пополнить уголок играми. - Изготовление лепбука «Юный пожарный». - Консультации для родителей: «Воспитание у детей ценностного отношения к труду как основы для формирования профессионального самоопределения»; «Один – дома». «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации дошкольников». - Размещение консультаций, памяток на сайте ДОУ, в социальной сети (nsportal.ru). дошкольного возраста. | Воспитатели, родители. |
Приложение№1
БИБЛИОГРАФИЯ
Стихи о профессии пожарного
«Пожарный»
Нет профессии нужнее,
Нет профессии важнее.
В нашем городе родном
Каждый уцелеет дом.
Даже кошкин, даже мышкин,
Если ты читал ту книжку.
Не пожарник, а пожарный,
Справится с огнем он славно.
Смел, отважен и силен,
Стану я таким, как он!
Творческая Симонова
«Пожарная Машина»
У машины - красный цвет,
Есть сирена, яркий свет.
Наготове в ней всегда;
Шланги, лестница,вода!
Если где-то есть пожар,
И огня опасен жар -
Ей дорогу уступают!
Это правило все знают.
Героический расчёт
Службу трудную несёт!
Телефон их "01"
Знает каждый гражданин. Елена Инкона
«Пожарный»
Машина пожарная
Мчит на пожар.
Над городом жаркий,
Огненный шар.
На помощь скорее
Пожарный спешит.
Докажет на деле –
Не лыком он шит.
По лестнице быстро
Взбирается вверх.
Скорость и риск
В этом деле – успех.
Раиса Дрыгайло-Попов
«Пожарные»
Работа пожарных очень опасна,
Спасает пожарный дома и леса,
Работа пожарных очень отважна,
Команда пожарных везде быть должна.
В бой со стихией пожарный идёт,
Тушит огонь и спасает народ.
Слава пожарным, слава героям!
Самых высоких наград они стОят!
Любовь Алейникова
«Стану пожарным»
Много есть профессий разных
Нужных, творческих, опасных,
Я хочу пожарным стать,
Что бы людям помогать.
Ведь пожарный,
Он ГЕРОЙ.
Укротит огонь
Любой.
Наталья Быстрова
«Пожарный»
Все зверье огня боится.
Кто их из беды спасет,
Если вдруг пожар случится?
Кто в пожарные пойдет?
Я один в лесу отважный,
Щеки натренировал,
На посту и в красной каске,
-Где же пост?
– Моя нора!
Людмила Кошлатая
«Пожарная песенка»
На Площади Базарной
Стоит гигант пожарный,
Вернее - каланча.
Там много лет дежурит
Пожарный дяд Шурик
С утра и до утра.
Играет на гитаре,
Тоскует о пожаре:
"Ну где же ты, искра!"
Но в Ленинске-Кузнецком
Все люди знают с детства,
Что спички - не игра.
Пожарный наш рыдает
И слёзы вытирает
Пожарным рукавом.
Да чтож это такое -
Не быть ему героем
На фронте огневом!
Трёхсотую неделю
Жуёт он от безделья,
И чтоб не растолстеть
На Площади Базарной
Кросс бегает пожарный
И даже умудряется
Во время бега петь!
Багаж (по мотивам С. Маршака)
«Если бы я был пожарным»
Если бы я был бойцом пожарным
Стойким, упорным, умелым
Я бы с огнем и с дымом коварным
Бился мужественно и смело
Я бы ночью в грозу, в ненастье
Если бы слышал крик «помогите,
Тут огонь, и тут дым, тут несчастье.
От пожара нас защитите»!
Я бы не думая о медали
Бросился помогать несчастным
Чтобы машину недолго ждали
Пожарную, яркую, в красном.
И топор закрепил на пояс.
Руки сунул бы в рукавицы.
Я все сделал быстро, не роясь,
Все – теперь я готов сразиться!
Эдуар Жорин
«Пожарная машина»
Проснулась по тревоге.
Пожарная машина
Помчалась по дороге
Туда, где плачут дети,
Туда, где дым и жар
И раздувает ветер
Пожар, пожар, пожар!
Не страшно ей нисколько
Огню в глаза смотреть.
Но только бы, но только
Успеть, успеть, успеть
Найти того, кто в доме,
И вырвать из огня!
«Надежная команда
Сидит внутри меня!»
Скрывается команда
В дыму, в дыму, в дыму,
Чумазых ребятишек
Несет по одному…
Нашли! Спасли! Живые!
Дрожит в глазёнках страх
И жалобно мяучит
Котенок
На руках…
Нина Пикулева
Приложение№2
Рассказы о профессии пожарного
А. Гимадеевой «Не надо играть с огнем!»
Жила одна маленькая девочка. У нее было довольно редкое имя — Элли. Ее родители очень часто уезжали, и в это время она оставалась у бабушки. С бабушкой Элли повезло, потому что она разрешала своей внучке делать многое такое, чего не разрешали делать другим девочкам бабушки. Так, Элли разрешалось пачкать руки до самого локтя, когда она играла в песочнице и «пекла» очень вкусное песочное пирожное. Еще бабушка разрешала внучке подолгу вертеться возле зеркала и корчить при этом смешные рожицы. А еще ей разрешалось гладить толстого соседского кота, который был, по мнению своей хозяйки, очень необычной породы. И только трогать спички бабушка не разрешала. Стоило девочке попросить дать ей хотя бы одну спичку, как голос бабушки становился строгим, как у папы, и она говорила стихами поэта, имени которого Элли не знала:
Можно играть с ягненком,
Можно играть с поросенком,
С ветром — в пятнашки,
В прятки с дождем,
Но не надо играть с огнем.
Дальше в стихотворении тоже были интересные слова:
Даже с волчонком — пожалуйста,
Даже с тигренком — пожалуйста!
Но коли ты вздумал играть с огнем,
То уж потом не жалуйся.
А Элли давно мечтала сварить своим куклам, Даше и Саше, вкусную- превкусную кашу. Но разве можно сварить что-нибудь без огня? И тогда девочка опять начинала просить бабушку, чтобы она дала ей хотя бы половинку спички. И в ответ она слышала, что брать детям спички нельзя, потому что в коробке может оказаться страшное оранжево-красное чудовище.
Однажды перед сном Элли взяла стул, пододвинула его к шкафу, где бабушка прятала спички и, взобравшись на него, взяла коробок. А потом спрятала его под подушку и решила, что утром непременно она сварит куклам что-нибудь вкусненькое. С такими мыслями малышка уснула. Ночью ей приснился сон, будто она вынула спичку и чиркнула ею по коробку, как это делали взрослые. Но вдруг спичка сломалась пополам и, зажженная, упала на пол. От испуга девочка растерялась. Она не знала, что делать. А маленький огонек вдруг начал превращаться в огромное оранжево-красное чудовище.
Языки чудовища хотели проглотить и куклу Дашу, и куклу Сашу. Куклы испуганными глазами смотрели на свою маленькую хозяйку, а сама девочка хотела бежать и спрятаться под кровать. От страха у Элли подкашивались ноги и... в это время она проснулась. Малышка лежала на подушке, вся мокрая от холодного пота, и думала: «Как хорошо, что это был сон!»
А утром, едва проснувшись, Элли побежала на кухню, положила спички на место, потом подбежала к бабушке и прошептала:
Можно играть с ягненком,
Можно играть с поросенком,
С ветром играть в пятнашки,
В прятки играть с дождем,
Но не надо играть с огнем!
Т. Рафикова «Огонь — друг, огонь — враг»
Жил-был Огонь. Был он очень веселым и горячим. Гулял, где хотел: по лесам, полям и деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути, сжигал все подряд, и был он злейшим врагом всего живого.
Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай Огонь, давай померимся силой!» Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда, тебе, человек, со мной силой мериться!» А человек стоял на своем: «Давай! Давай!» Огонь согласился.
Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, но взмолился Огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить".
Вот так и стал служить огонь человеку и стал его другом».
Но, когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер и стремится убежать от них и гулять по лесам, лугам, деревням, городам, и тогда снова может прийти беда.
М. Янкина «Случай с телевизором»
В одной квартире в углу на тумбочке жил-был большой цветной телевизор. Его недавно привезли сюда из магазина, он занял самое почетное место. Относились к нему бережно. По вечерам перед ним собиралась вся семья, чтобы посмотреть хоккей, кино или мультфильмы.
Но постепенно к нему привыкли и перестали восхищаться. И вот накануне праздника в квартире появилось много гостей. Они громко разговаривали, пели, смеялись, танцевали. Были включены гирлянды на елке; магнитофон, люстра и телевизор работал без устали всю ночь. Под утро гости разошлись и хозяева стали укладываться спать.
Вдруг внутри телевизора что-то зашипело, треснуло, и появился дым. Телевизор сморщился от боли, застонал, но его никто не услышал.
Вскоре появился огонь, он перекинулся на занавески, загорелись обои, ковер, огонь быстро перебирался все дальше и дальше. Вскоре комната наполнилась дымом. На пороге с криком появилась хозяйка, она металась, не зная, что делать.
Р. И. Салихова «Валины неприятности»
Все началось с того, что Вале понадобилась коробочка. Самая обыкновенная, маленькая коробочка, чтобы сложить свои сокровища.
Мама сказала: «Подожди, мне некогда!» Хорошо сказать – подожди! А если ждать очень трудно. И решила Валя поискать сама. И надо же было такому случиться – нашла маленькую, красивую коробку. Знала Валя, что коробка занята, а все же решила заглянуть в нее. Сколько палочек, да и ровные все. Решила она, поиграть с ними. Построила, дом, гараж. В доме у Вали живут куклы, в гараже стоят машины. Интересная игра, весело Вале! Надо куклам приготовить обед. Вспомнила Валя, как мама зажигала газ. Взяла спичку, подошла к плите. Не успела она поднести спичку к газу – как языки яркого огня метнулись к Вале. Она закричала громко: «Мама, мама!» Прибежала мама, помогла дочке, потушила горящее платьице.
Игра детей с огнем, со спичками является одной из причин возникновения пожаров в жилых домах. Не разрешайте детям играть с огнем. Храните спички и зажигалки в недоступных местах. Не оставляйте детей одних. Объясняйте им элементарные правила пожарной безопасности.
Не оставляйте без присмотра газовые приборы, уходя из квартиры, отключайте их общим краном от газовой сети.
Приложение №3
«Загадки о профессии пожарного»
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всё сердит.
Он от злости ест дрова,
Может час, а может два.
Ты его рукой не тронь:
Искусает всю ладонь.
(огонь)
***
Кто опасен всей округе
Знойным днём, в шальную вьюгу
Что оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый!
(пожар)
Висит – молчит,
А перевернёшь,
Шипит и пена летит.
(огнетушитель)
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его …
(водой)
***
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в квартире?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…
(утюг)
***
У машины синий глаз
Вдруг включился ярко.
Как завоет, завизжит,
Пропустить вперёд велит.
Кто б из вас сейчас сказал,
Как зовётся тот сигнал?
(сирена)
***
Она о тесный домик свой
Лишь почесала головой. И сразу – словно не жила –
Сгорела, бедная, дотла. (спичка)
***
Вьётся, извивается,
В небо устремляется.
К тучам тянется чудак,
Не дотянется никак.
(дым)
***
На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пёк,
Для похода он хорош,
А с собою не возьмёшь.
(костёр)
***
Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.
(лестница на пожарной машине)
***
Я мчусь с сиреной на пожар
Везу я воду с пеной.
Потушим в миг огонь и жар
Мы быстры, словно стрелы.
(пожарная машина)
***
Смел огонь, они смелее,
Он силён, они сильнее,
Их огнём не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут …
(пожарный)
***
Заблудился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?
(противогаз)
***
То назад, то вперёд
Ходит - бродит пароход,
Остановишь – горе:
Продырявит море.
(утюг)
***
Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зальётся.
(лампочка)
***
Ночь. Но если захочу,
Щёлкну раз – и день включу.
(выключатель)
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить …
(нельзя)
Приложение №4
Пословицы и поговорки о профессии пожарного
Берегись, не обожгись!
Бояться, как огня.
В огне и железо плавко.
Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.
Где огонь, там и дым.
Дерево с огнем не дружит.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Дыма без огня не бывает.
И малая искра сжигает города.
Искра мала велик пламень родит.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.
Лучше костёр маленький, чем пожар большой.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Не шути с огнем, обожжешься.
Огонь – друг и враг человека.
Огонь не вода — охватит, не выплывешь.
Огонь не вода — пожитки не всплывают.
Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
Один на пожаре не боец.
От искры пожар рождается.
От огня и камень треснет.
Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.
Пожарному делу учиться – вперед пригодится.
При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло.
С огнем воюют, а без огня горюют.
Слёзы пожара не тушат.
Спичка – невеличка, а огонь великан.
Спички не игрушка, огонь не забава.
Спички не тронь – в них огонь.
Упустишь огонь – не потушишь.
Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем.
Приложение №5
Конспект НОД по правилам пожарной безопасности
«Профессия пожарный»
Цель: расширять сведения детей о работе пожарной службы, вспомнить правила поведения при угрозе или возникновении пожара.
Демонстрационный материал: плакат по правилам, картинки (пожарный рукав, насос, противогаз, огнетушитель, респиратор), логические цепочки (№тел.01,02,03, спец.транспорт, профессия), дидактическая игра «Четвертый лишний».
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о профессии людей, без которых мы не можем справиться в некоторых опасных ситуациях. Это профессию вы назовёте сами, когда поймёте о чём речь.
С незапамятных времен человек научился добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников.
- Скажите, ребята, когда огонь для нас друг и помощник? (ответы детей)
- А что произойдет, если огонь вырвется из под власти человека?
Есть люди, чья профессия – побеждать огонь, спасть людей, попавших в беду.
- Как же называют таких людей? (пожарные)
- А какими качествами должны обладать пожарные? (сильные, бесстрашные, самоотверженные,..)
- Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.
- Но просто так с огнём не справиться, нужно иметь специальную одежду и оборудование. Какую одежду носят пожарные? (каска, костюм из брезента, прочные сапоги, перчатки)
- Чем пожарные тушат бушующее пламя? Найдите на картинке предмет о котором я буду говорить:
- специальный длинный шланг - (рукав);
- прибор, при помощи которого качают воду – (насос;
- ёмкость, в которой содержится пена, для тушения пожара – (огнетушитель);
- приспособление для безопасного дыхания в задымленных помещениях – (противогаз);
- специальный транспорт - (машины и вертолёты).
А вот еще один предмет, который служит для защиты дыхания от пыли, гари, мелких частиц – РЕСПИРАТОР (картинка).
Итак, мы вспомнили о какой профессии? (профессии пожарного).
А чем отличаются слова: ПОЖАРНЫЙ и ПОЖАРНИК?
Пожарный – человек, который занимается тушением пожаров.
Пожарник - человек, который занимается организацией пожаров.
Логические цепочки (у доски)
На столе различные виды специального транспорта, изображения людей разных профессий, номера телефонов 01, 02, 03.
Задание: составить три цепочки.
01 – пожарная машина – пожарный
02 - …………………… - …………..
03 - …………………… - …………..
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (за столами)
Цель. Среди четырёх предметов найти тот, который может (не может) стать причиной возникновения пожара.
Каждый ребёнок объясняет свой выбор.
Правила поведения при пожаре в квартире – (плакат)
- в лифте;
- электроприборы;
- распахивание настежь окон и дверей;
- место нахождения человека при пожаре;
- вызов по телефону пожарной службы;
- правила поведения в задымленном помещении и т.д.
Итог. Мы вспомнили правила безопасного поведения при пожаре. Я очень надеюсь, что вы всегда будете о них помнить и соблюдать при необходимости. Сегодня у нас в гостях были люди самой отважной профессии - инспектора пожарной охраны. Выступление инспектора.
Приложение №6
Картотека дидактических игр
по пожарной безопасности
Раньше и теперь
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.
1.Как узнать и сообщить о пожаре?
Что делали раньше
Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.
Как поступают сегодня
Звонят по телефону 01.
2.Как пожарным добраться до пожара?
Что делали раньше
На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.
Как поступают сегодня
На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.
3.Какая одежда (экипировка) у пожарных?
Что делали раньше
Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки -брезентовые рукавицы.
Как поступают сегодня
Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.
4.Какими средствами тушат пожар?
Что делали раньше
Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.
Как поступают сегодня
Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.
Горит – не горит
Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.
Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.
Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.
(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)
Что нужно пожарным?
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.
Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.
Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.
Диалоги по телефону
Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.
Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).
Если возникает пожар
Игровая задача: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.
Образовательная задача: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.
Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.
Этот шар в руках не даром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там везде грозить нам будет
Злой, безжалостный … (пожар).
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в… (квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил … (утюг)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над … (газом).
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег … (листву).
Дым увидел – не зевай
И пожарных … (вызывай).
Помни, каждый гражданин –
Этот номер … (01)!
Хорошо – плохо
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
Назови причины пожара
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры: из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
Выбери нужное
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры: ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель .ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, розетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
Четвёртый лишний
Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара .развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)
Сложи картинку
Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.
Ход игры: ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.
Найди ответ
Цель: закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.
Ход игры: вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.
Ситуации. Ответы
Возник пожар. Звони по телефону «01».
В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу.
На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.
Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом.
Горит старая трава. Забросай землей, залей водой.
Почувствовал запах газа. Открой окно, позвони «04».
Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.
Разложи по порядку
Цель: ознакомить детей с порядком действий при пожаре.
Ход игры: используются карточки с изображениями:
• Сообщение по телефону «01» о пожаре;
• Эвакуация людей;
• Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
• Встреча пожарных;
• Работа пожарных;
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
С чем можно играть
Цель: развивать внимание, мышление. Закреплять знания о пожарной безопасности.
Ход игры: перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.
Опасные предметы – источники пожара
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Ход игры: детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
Слушай внимательно
- Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
-Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.
- Какое у вас настроение? (Хорошее)
-Покажите настроение. (Все улыбаются)
Приложение№7
Сюжетно-ролевая игра «Мы — пожарные» старшая группа
Цель: расширить представление детей о профессии пожарный. Познакомить с основными правилами пожарной безопасности.
Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.
Игровой материал: Набор подручных средств для тушения пожара детский огнетушители, топоры, детские ведерки, детские лопатки, шланг от пылесоса. Двор: дом, колодец, спецодежда для пожарных, врача, медсестры, пожарная машина, телефон для диспетчера, тетрадь-журнал, ручка, красная кнопка на столе, медицинская аптечка.
Предварительная работа: закреплять в беседе по картине или в ходе просмотра мультфильмов на пожарную тематику. Затем детям предлагается на отдельном занятии нарисовать пожарную машину, самих пожарных. Также рекомендуется заранее проводить с детьми ознакомительные беседы о первичных средствах пожаротушения, как вызвать пожарных, закрепить с детьми знания своего домашнего адреса, номера телефона пожарной службы и т. д. Затем педагогом организовываются различные игры, викторины, загадки на закрепление темы о деятельности пожарных.
Роли: пожарные, диспетчер пожарной службы, врачи скорой помощи.
Ход игры: Беседа с детьми о профессиях и их должностных обязанностях, переводя беседу на профессию «пожарный» через загадку Воспитатель: «1,2,3,4 –оказались мы в квартире. Люди все тихонько спят, потихоньку все сопят. Вдруг будильник зазвенел, больше спать не захотел. Превратил он всех ребят в работников пожарной службы и скорой помощи). Просыпается народ, на работу он идет (Звенит будильник, дети расходятся по своим рабочим местам). Пожарные - в пожарную часть, переодеваются. Диспетчер - в диспетчерскую, делает запись. Водитель пожарной машины - в гараж пожарной части, переодевается, складывает инструменты в машину. Врач и медсестра в скорой помощи - надевают халаты, раскладывают медицинские инструменты, делают записи в медицинских карточках. Остальные дети жильцы дома, в котором случиться пожар. В диспетчерскую службу поступает звонок о пожаре. В доме с жильцами возникает пожар. Пожарная бригада выезжает на пожар. Скорая помощь выезжает вслед за пожарной бригадой. Пожарные тушат огонь врачи скорой помощи помогают пострадавшим. Жильцы дома без паники покидают свои квартиры и дом самостоятельно и с помощью пожарных. После спасения жильцов дома и тушения пожара пожарные возвращаются в пожарную часть скорая помощь отвозит в больницу сильно пострадавших жильцов. Объявляется конец рабочего дня: врач и медсестра – снимают халаты, складывают медицинские принадлежности по местам; водители пожарной части, скорой помощи ставят машины в гаражи. Все отправляются по «домам» на свои места. Рабочий день закончен.
Проблемная ситуация: Скорая помощь не может проехать к месту пожара.
Приложение№8
Сюжетно – ролевая игра «Пожарные спасают животных в зоопарке» старшая группы
Цель: развитие у воспитанников способности согласовывать свой замысел с замыслом сверстников.
Задачи: показать значимость профессии пожарный; побуждать детей распределять роли и действовать, согласно принятой на себя роли: развивать у детей диалоговую речь, творческое воображение; воспитывать чувство опасности, осторожности.
Игровой материал: Набор подручных средств для тушения пожара: детский огнетушители, топоры, детские ведерки, детские лопатки, шланг от пылесоса, спецодежда для пожарных, ветеринарный врач, пожарная машина, телефон для диспетчера, тетрадь-журнал, ручка, красная кнопка на столе, медицинская аптечка, конструктор настольный, игрушечные животные, макет огня.
Роли: пожарные (команда, командир), диспетчер пожарной службы, директор зоопарка, ветеринарный врач.
Ход игры: Воспитатель детям предлагает построить зоопарк и разместить в нем животных распределим роли. (Дети распределяют роли: командир пожарной бригады, пожарные, диспетчер пожарной части, шоферы пожарной и скорой помощи, врачи скорой помощи, смотрители в зоопарке). В диспетчерскую службу пожарной частим поступает звонок от смотрителя в зоопарке о том, что в зоопарке произошел пожар. Диспетчер оповещает пожарную бригаду о пожаре и адресе объекта вызова. Пожарная бригада выезжает на вызов. Командир принимает решение спасти животное и одевает противогаз, находит животное. Тушение пожара продолжается. Командир распределяет пожарных по клеткам. Спасенных животных осматривает бригада ветеринарных врачей.
Проблемная ситуация: закончилась вода в пожарной машине.
Заключение
Профессия пожарного - одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести, но самое трудное — это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.
Помимо хорошей физической подготовки, помимо высоких моральных качеств и психологической устойчивости, современный специалист пожарной безопасности должен обладать широким кругозором, глубокими профессиональными знаниями, не уступающими по уровню и глубине знаниям профессионалов - строителей, технологов, конструкторов и других высококвалифицированных специалистов.
Цель работы достигнута – мы узнали много нового о профессии пожарного. Узнали кто такой пожарный; изучили историю возникновения и развития профессии пожарный; узнали о работе современных пожарных нашего города; выяснили как стать пожарным.
Список использованных источников
1.Комова М. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар (правила пожарной безопасности для населения) / М.Комова, Г.Прыткова //Основы безопасности жизнедеятельности. -2019.-№11.
2.Профессия мужественных. 30 апреля - День пожарной охраны //Основы безопасности жизнедеятельности. -2020.- №4.-С.16-20.
3.Профессия мужественных. 30 апреля - День пожарной охраны //Основы безопасности жизнедеятельности. -2018.-№4.
4.Сюньков В. ОБЖ в начальной школе. Правила поведения при пожаре/В. Сюньков //ОБЖ. -2019.-№5/май/.-С.17-18.
5.Шарова О. Основы безопасного поведения в ЧС, связанных с пожарами. Правила пожарной безопасности для школ/О. Шарова // Основы безопасности жизни.-2017.-№10.-С.35-39.
8. https://www.labirint.ru/advises/4603/
9. https://educ.wikireading.ru/13967
10. https://gamejulia.ru/kartinki-pozharnaya-bezopasnost-detyam.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-ролевой игры по теме: "Профессии" в средней группе МКДОУ д\с №3
Развиваем познавательные способности детей в игровой форме,Закрепляем названия профессий,людей работающих в разных областях.Воспитываем уважение к труду взрослых....

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Профессии" в средней группе детей с ТНР
НОД Тема "Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Профессии" в средней группе детей с ТНР...

Проект по ознакомлению с окружающим по теме "Профессии" в средней группе.
Проект по ознакомлению детей возраста 4-5 лет с профессиями ....

Презентация к занятию по проекту "ГО" по теме "Профессии: Водолаз"
Презентация к занятию по лексической теме "Профессии: Водолаз": беседуем о том, какие работы выполняют водолазы (спасение на водах, поиск затонувших предметов, ремонтные работы, исследования...

Презентация к занятию по проекту "ГО" по теме "Профессии: Кинолог"
Презентация к занятию по теме "Профессии: Кинолог": беседуем о том, как собаки помогают МЧС в поиске людей....

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «ПРОФЕССИЯ -ВРАЧ» СРЕДНЯЯ ГРУППА
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «ПРОФЕССИЯ -ВРАЧ» СРЕДНЯЯ ГРУППА...