Использование мнемотехники в развитии речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цели: -расширить представление детей о России как о родине ,как стране, в которой они живут; -закреплять знания детей об официальных символах России; - развивать познавательный интерес к народам живущим в России, к их культуре, дать представления о народном костюме ; - воспитывать толерантность; -воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному краю, городу, улице; -развивать любознательность, эмоциональность, активность, общительность посредством погружения в игру; -воспитывать чувство патриотизма

Воспитатель :

-Две шеренги ,вытянув руки ,двигаются навстречу  друг к другу.

При движении говорят слова

-Здравствуй солнце

 здравстуй небо,

Здравствуй наша дружная семейка

(После слов руку опускают вниз)

_Раз,два,три-( на счет три все дети в парах быстро вытягивают руку в сторону

-Раз,два,три

-Если направление рук детей  в паре совпало ,то дети обнимаются, если не совпало, то здороваются.

Воспитатель:

(Звуки и шум луны)

-Что за шум, откуда эти звуки ?(подходят к ноутбуку)

Знайка по экрану громко говорит -видео послание от Знайки

Видео «Письмо от Знайка»

Здравствуйте,друзья !

Значит, так! Незнайка попал в беду на Луне!

Его Лунные коротышки отправили на Остров дураков. ПО полученному сигналу от спутников мы узнали ,что Незнайке предлагают  связаться с родиной ,чтобы отправили ему деньги-звездочки. Но Незнайка не знает, что такое РОДИНА.Я хотел помочь ..зашифровал задания   спрятал звездочки, так, чтоб лунные коротышки  не нашли их. Имейте в виду на Луне нас слышат.

Воспитатель

-Давайте поможем?

Расскажем что такое Родина

Родина – значит, родная, как отец и мать.

 Родина – место, где мы родились.

 Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.

Родина — это и дом, в котором мы живём

Родина-это то место где родились наши предки  наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

Слайды поварачиваемся к экрану

Родина-это  город, со своими улицами и парками

Родина-этото ,что объединяет всех людей живущих в одной стране

-Скажите, какая страна является для нас

 с вами Родиной?

 

 -Как по-другому можно назвать Родину?

…-(Отчизна, мать, матушка, Отечество).

  Родина у каждого одна.

У  каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился и вырос.

Это его маленькая Родина.

А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина

Игра -шутка «Да или нет»

Молодцы мы справились с заданием

Звезда

Игра «Одень костюм национальный»

 Ребята, в  этой игре есть силуэты бумажные – мальчика и девочки и национальные костюмы для мальчика и для девочки  (мужские и женские).

Предлагаю  одеть куклу .

    -А чем народы отличаются друг от друга?

 Дети: …

-  Они могут отличаться внешним видом, обычаями …

   У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная.

   Каждый народ говорит на своем языке.

   Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране, на нём разные народы общаются между собой

- Как вы думаете, на каком языке говорят в нашей стране все народы?

--Русский

Звезда падает

Воспитатель :

-Мы и с этим заданием справились .

Давайте  еще раз напомним  

«Что такое родина?»

(Проводится лого ритмическое упражнение с автоматизацией звука «ч»)

-Что такое родина

- У каждого листочка,

У каждого ручья,

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек – у ручья,

У каждого на свете

Есть родина своя.

Воспитатель:

-Давайте поиграем в игру, народов России .

Игра «Тюбетейка»
 Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди передают тюбетейку рядом стоящему ребёнку. Музыка прекращается, у кого, тюбетейка окажется в руках,тот выполняет задание.

Задания изображены на карточках -моделях

(-Расскажи стих..

-Покажи танец..

-Спой песню..

-Расскажи пословицу..)

(Рассказывание стих., или пословиц по  мнемотаблице )

Звезда из тюбитейки

Воспитатель:

-Мы весело поиграли, отдохнем немного.

(Садимся за стол)

-Ещё одно задание от Знайки

Игра «Лунные кратеры»

 

На карточках в технике граттаж « спрятаны»   картинки ,дети соскребают слой и задают друг другу вопросы по мнемотаблице .

-Расскажем о флаге

Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. (Березу, снег, облака, ромашку).

Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Что напоминает нам Синий цвет? (Небо, реки, озера, моря).

Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает(Солнце,огонь,тепло).

-А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.)

- Правильно!  Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране

-Расскажите о гербе России

- На нашем гербе мы видим птицу - это орёл, орёл с двумя головами, что означает, объединение народов, живущих на европейской и азиатской территории нашей страны.

В центре орла — всадник воин-змееборец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

- Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России и важных официальных документах.

-Это главная песня страны.

Она исполняется в особо торжественных случаях.

Слушать гимн нужно стоя, сняв головной убор.

(например, на Олимпиаде…)

также во время спортивных соревнований, при награждении наших героев и спортсменов наградами. , то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране

Звезда

-Сколько звезд  мы нашли ?(Дети считают звезд)

Воспитатель:

-Наши глазки устали подходите к экрану

Проводиться электронная  гимнастика для глаз .

Рефлексия :

-Мы с вами  рассказали Незнайке о Родине и нашли Лунные деньги ?

Понравилось ли вам помогать Незнайке и рассказать о родине

-Вы много интересного о Родине ,о ее символах говорили ,откуда ты,Стас, об этом знаешь ?

Что ты можешь делать для своей родины, чтоб она стала лучше?

По твоему ,Лера,мнению, сегодня самым интересным заданием было какое задание?

Самым сложным заданием для тебя,Катя?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития речи детей

В презентации предложены различные виды использования мнемотаблиц и мнемодорожек для развития речи детей. Из практики могу сказать, что данный вид деятельности очень нравится детям и помогает в работе...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...