Игровые упражнения на формирование фонематического восприятия
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

 Для того чтобы помочь ребенку различать звуки можно использовать игровые образы: [З] – песенка комара, [Р] – работа мотора самолёта, [Ш] – из лопнувшего шара выходит воздух. Кроме этого, образы можно связать со зрительными символами. Это обеспечивает лучшее запоминание, активизирует внимание и воображение детей. На основе знакомых символов можно обыгрывать сюжеты в подвижных играх «Полет комара», «Самолёты», при этом действия детей сопровождаются произнесением звуков. В игровой форме можно предложить сравнить «песенку комара», «песенка насоса» (песенка водички) для дифференциации звуков [З] и [С]. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhnenie.docx13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Снеговик»

 Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга − «снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука. Данное упражнение формирует у детей умение различать звуки по высоте, силе и тембру.

Упражнение «Учёный медведь и воробышек»

Большой медведь − низкие, тяжёлые звуки дети поют − Э-Э-Э, воробышек − высокие звуки − чик-чирик.

Упражнение «Кукушка и часы»

Дети изображают, как тикают часы − тик-так − показывая движение маятника руками, и как кукует кукушка − ку-ку, делая взмахи руками.

Для различения слов, близких по звуковому составу можно предложить упражнение игрового характера: детям взять два кружка (желтый и синий) и предложить поиграть. Если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять желтый кружок, если неправильное − синий: баман-панам-банан-ваван-даван-баван-ванан; тлетка-кветка-квекта-клетка-клетта.

Усложняя работу, можно предложить ряд упражнений: назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.; прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом (Отругала мама зайку − не надел под свитер ГАЙКУ. Много снега во дворе − едут ТАНКИ по горе и т.д. Для того, чтобы облегчить задание воспитатель читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов: От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).

Полезны также упражнения, направленные на развитие голосового аппарата: проговаривание звукоподражаний (например, мяу-мяу произносится то жалобно, то сердито); выделение во фразе отдельных слов и т.д. Чтобы дети на слух улавливали различные интонации, педагог предварительно показывает, как надо правильно произнести фразу.

В процессе работы над фонематическим восприятием, наглядным методом может быть использовано дополнительное оборудование – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. Чаще фигурируют дополнительное оборудование – «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

Картинки на занятиях по формированию звуковой аналитико-синтетической активности могут быть использованы по-разному. Например, при дифференциации изолированных звуков [З] и [Ж] ребенку рисуют в тетрадь такие картинки: на левой странице звонок, а на правой – жука.

Картинки могут использоваться и в играх. Например, в игре «Лишние картинки». Ребенку предлагается в каждом домике найти лишнюю картинку, опираясь на символ звука, который расположен на крыше домика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по развитию фонематического восприятия (фонемного анализа и синтеза)

Игровые упражнения для логопедов, родителей и воспитателей для формирования и развития фонематического восприятия....

Разработка системы игровых упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР

Разработанная  система заданий предлагает развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, ф...

Практикум для педагогов "Игры и игровые упражнения для формирования фонематического восприятия"

Материал поможет воспитателям, логопедам, родителям в игровой форме...

Игровые упражнения для развития фонематического восприятия

дается описание игровых упражнений для детей 3-7 лет...

Игровые упражнения в формировании фонематического восприятия у детей с НОДА

В статье рассматривается проблема профилактической и коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата...

Мастер-класс «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет»

Мастер-класс «Игровые упражнения для развития фонематического восприятия у детей 5-6 лет»...

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Игры и игровые упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа способствуют созданию эмоционального настроя у детей и дают возможность многократно повторить один и тот же матери...