Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимовье зверей» Беседа по произведению Алексея Толстого «Зимовье зверей»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фролова Полина Алексеевна

      Беседа по произведению Алексея Толстого «Зимовье зверей» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимовье зверей» 

Тема: Беседа по произведению Алексея Толстого «Зимовье зверей» 

Цель: знакомство с рассказом Алексея Толстого «Зимовье зверей». Воспитание нравственных представлений детей.  

Задачи:   

Образовательные:

-Расширять и закреплять словарный запас детей.

-Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

-Понимать его основное содержание.

-Продолжать учить давать характеристики героям произведения.

-Развивать связную диалогическую речь.  

Развивающие: развивать память, мышление, воображение. 

Воспитательные: -

Воспитывать интерес к художественной литературе; 

-формировать представления о вежливости;

-формировать представления о доброте. 

Оборудование: Книга Алексея Толстого «Зимовье зверей».  

Воспитатель: «Дети, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся -

И друг другу улыбнемся. "

На магнитной доске прикреплены фигурки персонажей сказки «Зимовье».

Воспитатель: "Дети! Посмотрите на доску и скажите, каких домашних животных вы видите? А теперь назовите диких животных".

Подготовка к восприятию текста.

Создание фона восприятия сказки. Сюрпризный момент.

Звучит музыка – песня «В мире много сказок» композитора Владимира Шаинского. Воспитатель набрасывает на плечи русскую шаль и говорит: «Дети, я – сказительница. Сказки сказываю.

Сказки старинные, не короткие, не длинные:

Про кошку, про ложку, про волка и по быка,

Про смелого петуха,

Про дружных зверей…

Воспитатель рассказывает сказку выразительно.

Физкультурная пауза:

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(движения выполняются по ходу текста)

 Беседа по содержанию.

Развитие диалогической речи.

Воспитатель: «Дети,

- О чем рассказывается в этой сказке?

- Вспомните, в какой еще русской народной сказке животные жили вместе в одном домике? Правильно, в сказке «Теремок», а еще в сказке «Рукавичка».

-Как вы поняли, что значит «зимовье»?

(Дети отвечают, что это домик для зимы, чтобы перезимовать, не замерзнуть.)

-Как можно было бы по-другому назвать эту сказку?

- Для чего звери решили построить себе дом? Расскажите, как они строили дом. Кто что делал? (Воспитатель побуждает детей повторять слова из текста).

-Расскажите, как зимовали звери. Что случилось однажды? Как зверям удалось спастись?

- Как вы думаете, что помогло зверям спастись? (То, что волк их испугался.)

Есть такая пословица: «У страха глаза велики». Как вы ее понимаете? О ком из героев сказки можно так сказать?»

Дидактическая игра с использованием ИКТ: «Чья тень?»

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.

Игровая задача: Детям нужно угадать чей след и тень героя.

На экране появляется сначала след животного, затем тень, но, чтобы усложнить задачу, следы и тень животного не должны идти друг за другом.

Моделирование сказки.

Формирование навыка наглядного моделирования. Развитие связной речи. Закрепление отличительных особенностей персонажей сказки.

Воспитатель: «Дети, у вас на столе листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами. Первая фигура – это? Правильно, квадрат. Давайте попробуем нарисовать из него избушку – зимовье зверей. Стены у дома есть. А чего же не хватает, чтобы получился дом? Верно, нет крыши, двери и окна. Давайте их нарисуем. Зимой холодно, но в доме есть печь. Значит, на крыше дома надо нарисовать?. Правильно, трубу. Рисуйте, пожалуйста. Ну, вот теплый зимний дом – зимовье для животных готов.

Пальчиковая гимнастика:

Воспитатель: «Ребята, ваши пальчики устали рисовать, пусть они отдохнут. Давайте с ними немного поиграем.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем. (Дети встают, поднимают руки перед собой, встряхивают кисти рук и при этом притоптывают.)

А теперь будем рисовать героев сказки. Сколько животных было в доме? Столько же, сколько кругов в верхнем ряду. Правильно, пять. Кто жил в зимовье? Бык и баран, верно. Давайте вспомним, как они выглядят. У них на голове есть рога, но они разные. У быка рога подняты вверх, а у барана опущены вниз. Нарисуйте быка и барана. А кто это серенький, усатенький, полосатенький и мяукает? Кот. Нарисуйте в следующем круге кошачью мордочку. Какого цвета будет круг с мордочкой кота? У нас кот серый, поэтому и круг раскрасим… Верно, в серый цвет. У петушка на голове что? Гребешок. Он какого цвета? Ярко-красный. В следующем кружочке мы нарисуем свинью. Вспомните, какой у свинки нос? Правильно, нос пятачком, она розового цвета. Не забудьте нарисовать свинке забавный хвостик. Итак, рисуем петушка и свинку.

Кого мы забыли нарисовать? Верно, волка и медведя. Какие они? Да, волк серый и зубастый, медведь – коричневый, уши маленькие. Нарисуйте их в нижних кругах. Вот мы с вами и нарисовали всех животных из сказки «Зимовье». Теперь вы сможете сами, глядя на свои рисунки, рассказать сказку. Ваши рисунки помогут вам вспомнить, о чем эта сказка. Кто хочет попробовать рассказать сказку? (Один из детей с помощью воспитателя пробует рассказать сказку.) Дома расскажите сказку родителям, бабушкам и дедушкам ".

Дидактическая игра «Замени слово».

Лексическая работа.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Замени слово». (В эту игру должны быть включены слова и обороты речи, встречающиеся в сказке «Зимовье»).

«Пришла лютая зима». – Каким словом можно заменить слово «лютая»?», – спрашивает воспитатель. «Туго пришлось волку». – Это как? «Не взвидел я свету!». – Хорошо было кому-то или плохо?

Итог занятия.

Воспитатель: «Дети, вам понравилась сказка? А кто запомнил, как называется сказка? Правильно, «Зимовье зверей». Что на занятии вам больше всего понравилось? (Ответы детей.) Вы все сегодня молодцы. Я вами очень довольна и хочу на память об этом занятии подарить вам раскраски с изображениями животных – персонажей сказки «Зимовье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимовье лесных зверей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимовье лесных зверей»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».

Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковск...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Зимовье зверей"

Цель: углублять интерес детей к художественной литературе.Задачи:-учить слушать художественные произведения. Оценивать поведение героев;-формировать умение отвечать на вопросы;-активизировать словарны...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»» (Гербова, с47) Цель. Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толсто...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»

Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»Цель: способствовать развитию умения пересказывать несложные тексты связно, последовате...