Конспект занятия по речевому развитию «Короткие и длинные слова» для детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5лет.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мангутова Фирюза Гумаровна

Цель: Создание условий и организация работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение сравнивать короткие и длинные слова, определять их на слух;
  • формировать умение прохлопывать количество частей (слогов) в слове;
  • расширить знания детей протяжённостью слов и делением их на части;
  • формировать умение самостоятельно находить сходные и разные по звуча­нию слова;
  • углублять знания ребенка об окружающем мире, расширять словарный запас;
  • знакомить с составлением предложения по живой модели.

Развивающие:

  • развивать смысловую сторону речи;
  • развивать общие речевые навыки, фонематический слух, связную речь, мышление, память, координацию речи с движением, зрительное внимание и восприятие;
  • развивать познавательную активность дошкольников.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, дружелюбие, творческую инициативность;
  • способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы;
  • воспитывать любовь к живым объектам природы.

    Создание развивающей среды для организации и проведения занятия: мягкие игрушки - собачка, слон, дидактическое пособие «Звуковые часы», мольберт, небольшие предметы: сок (коробочка), мяч, шар, машина,  лошадка, кастрюля,  две корзины, обруч.

 

Виды детской деятельности:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательно-исследовательская.
  • Музыкальная.
  • Двигательная.
  • Восприятие художественной литературы и фольклора.

План занятия

1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

Определение мотива для деятельности детей. Целеполагание.

2. Основная часть:

Игра-упражнение «Звуковые часы»

Игровое упражнение «Исправь звук»

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

Физминутка «Как у бабушки Маланьи»

Игровая ситуация «Магазин»

 Игра «Живые слова»

3.Заключительная часть:

  • подведение итогов;
  • оценка деятельности детей, самооценка.

В: - Не плачь, собачка и не расстраивайся. Я тебе открою маленький секрет. Хоть ты и маленькая по размеру, но если произнести слово «Собачка», оно будет длинней, чем слово «слон». Вот послушайте, я произнесу это слово медленно, по частям «Со-бач-ка», а теперь я произнесу слово «Слон». Какое слово прозвучало длиннее? (дети отвечают, что слово «собачка» длиннее, чем слово «слон»)
В: -  Оказывается, слова бывают длинные и короткие. Это можно проверить с помощью хлопков. Любое слово можно прохлопать. Давайте попробуем прохлопать слово «Со-бач-ка». Хлопать будем на каждую часть в слове. «Со» (хлопок), «бач» (хлопок), «ка» (хлопок). Ребята, сколько мы раз хлопнули? (Три), а теперь давайте прохлопаем слово «Слон» (хлопок). Сколько раз хлопнули? (один). Какое слово длиннее? (Собачка), а какое короче? (слон)
Собачка (радуется):
Ура, моё слово оказалось длиннее, хоть слон такой большой.
Слон:
Спасибо, ребята, что нас помирили. С вами так интересно. У нас есть игра «Звуковые часы». Мы никак не можем разобраться, как играть. Поиграйте с нами пожалуйста.

Игра-упражнение «Звуковые часы»

Воспитатель предлагает ряд заданий, дети выполняют их:

  • произнесите названия изображенных предметов, вслушива­ясь в звучание слов;
  • найдите два слова-названия, сходных по звучанию, и ука­жите на них стрелками;
  • найдите на часах самые короткие слова и укажите стрел­ками;
  • укажите стрелками два длинных слова;
  • отыщите два слова: одно короткое (укажите на него ма­ленькой стрелкой), другое длинное (направьте на него длинную стрелку).

Собачка: - Какие вы ребята молодцы! С вами очень интересно играть. Помогите мне пожалуйста исправить ошибки в загадках, которые мне загадывает слон.

 

Игровое упражнение «Исправь звук»

- Где обедал воробей?

- В зоопарке у дверей (зверей)

У меня пропал носок  

Утащил его венок (щенок).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота кол (гол).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться к печке (речке)

 
Собачка: - Вы большие молодцы, давайте отдохнём и поиграем в нашу любимую игру:

Физминутка «Как у бабушки Маланьи»
Как у бабушки Маланьи (дети шагают на месте)
Было семеро внучат
Вот с такими глазами (показывают пальцами «колечки» вокруг глаз)
Вот с такими ушами (круговые движения руками вокруг ушей)
Вот с такой головой (руки смыкаются над головой, образуя круг)
Вот с такой бородой (наклоны вниз, смыкая руки на уровне колен)
И все они не ели, не пили (взмахи поочерёдно руками, то в правую, то в левую сторону)
А лишь на бабушку Маланью
и делали вот так: (показ любого упражнения)
(игра повторяется 2-3 раза, упражнения каждый раз меняются)
(пока дети рассаживаются на места, воспитатель в обруч (это магазин) на полу выкладывает следующие предметы: маленькую коробочку сока, машинку, мяч, шар, лошадку, кастрюлю).
 

Игровая ситуация «Магазин»
В: - Собачка и слон, я хочу вас попросить сходить в магазин, вот вам каждому по корзинке. В обруче находится магазин. Ты слон, будешь покупать только те предметы, названия которых короткие и имеют всего одну часть (слог), если прохлопать, а ты, собачка будешь покупать предметы, название которых длинное. А ребята нам помогут разобраться с покупками
(воспитатель поочерёдно берёт предмет, произносит по слогам, вместе с детьми прохлопывает его название, и определяют какому персонажу он достанется.)
 

В: - Ребята, давайте научим собачку и слона играть  в игру «Живые слова».

 Вы будете «живыми словами». Амир будет словом «медведь», а Алина словом «любит». Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)

— Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)

— Давайте прочитаем – «Медвежонок любит». Сколько слов в предложении? (2)

— У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

— Давайте мы с вами в предложении добавим слово, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Варя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

 

В: - Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

Молодцы, ребята, сегодня мы с вами помирили собачку и слона, узнали , что слова бывают длинные и короткие, научились прохлопывать слова, и  играть в живые слова. Давайте попрощаемся с нашими героями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 занятия по речевому развитию

«Короткие и длинные слова»

для детей группы общеразвивающей направленности

 от 4 до 5лет.

Составила воспитатель

высшей квалификационной

 категории

Ф.Г.Мангутова

Цель: Создание условий и организация работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников 

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение сравнивать короткие и длинные слова, определять их на слух;
  • формировать умение прохлопывать количество частей (слогов) в слове;
  • расширить знания детей протяжённостью слов и делением их на части;
  • формировать умение самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова;
  • углублять знания ребенка об окружающем мире, расширять словарный запас;
  • знакомить с составлением предложения по живой модели.

Развивающие: 

  • развивать смысловую сторону речи;
  • развивать общие речевые навыки, фонематический слух, связную речь, мышление, память, координацию речи с движением, зрительное внимание и восприятие;
  • развивать познавательную активность дошкольников.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, дружелюбие, творческую инициативность;
  • способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и дружбы;
  • воспитывать любовь к живым объектам природы.

    Создание развивающей среды для организации и проведения занятия: мягкие игрушки - собачка, слон, дидактическое пособие «Звуковые часы», мольберт, небольшие предметы: сок (коробочка), мяч, шар, машина,  лошадка, кастрюля,  две корзины, обруч.

Виды детской деятельности:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательно-исследовательская.
  • Музыкальная.
  • Двигательная.
  • Восприятие художественной литературы и фольклора.

План занятия

1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

Определение мотива для деятельности детей. Целеполагание.

2. Основная часть:

Игра-упражнение «Звуковые часы»

Игровое упражнение «Исправь звук»

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

Физминутка «Как у бабушки Маланьи»

Игровая ситуация «Магазин»

 Игра «Живые слова»

3.Заключительная часть:

  • подведение итогов;
  • оценка деятельности детей, самооценка.

1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

- Определение мотива для деятельности детей.

 Целеполагание.

Создание проблемной ситуации

 В гости к детям приходят собачка и слон.

В: - Здравствуйте дорогие ребята!

Воспитатель:
- Ой, ребятки, я заметила, что собачка грустная, давайте спросим, что у неё случилось? (дети спрашивают)
Собачка:
- Меня слон называет маленькой.
Слон:
- Да, собачка маленькая, а я большой. Собачка маленькая, а я большой.
(Собачка плачет)

Определение мотива для деятельности детей.

Целеполагание.

В. Ребята, что же нам делать? Чем мы можем помочь зверятам?

(Обсуждение дальнейших действий с детьми. )

Мотивация: помочь помириться слону и собачке.

2. Основная часть:

Игровое упражнение «Прохлопай слова»

Игра-упражнение «Звуковые часы»

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

Физминутка «Как у бабушки Маланьи»

Игровая ситуация «Магазин»


Игра «Живые слова»

В: - Не плачь, собачка и не расстраивайся. Я тебе открою маленький секрет. Хоть ты и маленькая по размеру, но если произнести слово «Собачка», оно будет длинней, чем слово «слон». Вот послушайте, я произнесу это слово медленно, по частям «Со-бач-ка», а теперь я произнесу слово «Слон». Какое слово прозвучало длиннее? (дети отвечают, что слово «собачка» длиннее, чем слово «слон»)
В: -  Оказывается, слова бывают длинные и короткие. Это можно проверить с помощью хлопков. Любое слово можно прохлопать. Давайте попробуем прохлопать слово «Со-бач-ка». Хлопать будем на каждую часть в слове. «Со» (хлопок), «бач» (хлопок), «ка» (хлопок). Ребята, сколько мы раз хлопнули? (Три), а теперь давайте прохлопаем слово «Слон» (хлопок). Сколько раз хлопнули? (один). Какое слово длиннее? (Собачка), а какое короче? (слон)
Собачка (радуется):
Ура, моё слово оказалось длиннее, хоть слон такой большой.
Слон:
Спасибо, ребята, что нас помирили. С вами так интересно. У нас есть игра «Звуковые часы». Мы никак не можем разобраться, как играть. Поиграйте с нами пожалуйста.

Игра-упражнение «Звуковые часы»

Воспитатель предлагает ряд заданий, дети выполняют их:

  • произнесите названия изображенных предметов, вслушиваясь в звучание слов;
  • найдите два слова-названия, сходных по звучанию, и укажите на них стрелками;
  • найдите на часах самые короткие слова и укажите стрелками;
  • укажите стрелками два длинных слова;
  • отыщите два слова: одно короткое (укажите на него маленькой стрелкой), другое длинное (направьте на него длинную стрелку).

Собачка: - Какие вы ребята молодцы! С вами очень интересно играть. Помогите мне пожалуйста исправить ошибки в загадках, которые мне загадывает слон.

Игровое упражнение «Исправь звук»

- Где обедал воробей?

- В зоопарке у дверей (зверей)

У меня пропал носок  

Утащил его венок (щенок).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота кол (гол).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться к печке (речке)

 
Собачка: - Вы большие молодцы, давайте отдохнём и поиграем в нашу любимую игру:

Физминутка «Как у бабушки Маланьи»
Как у бабушки Маланьи (дети шагают на месте)
Было семеро внучат
Вот с такими глазами (показывают пальцами «колечки» вокруг глаз)
Вот с такими ушами (круговые движения руками вокруг ушей)
Вот с такой головой (руки смыкаются над головой, образуя круг)
Вот с такой бородой (наклоны вниз, смыкая руки на уровне колен)
И все они не ели, не пили (взмахи поочерёдно руками, то в правую, то в левую сторону)
А лишь на бабушку Маланью
и делали вот так: (показ любого упражнения)
(игра повторяется 2-3 раза, упражнения каждый раз меняются)
(пока дети рассаживаются на места, воспитатель в обруч (это магазин) на полу выкладывает следующие предметы: маленькую коробочку сока, машинку, мяч, шар, лошадку, кастрюлю).

Игровая ситуация «Магазин»
В: - Собачка и слон, я хочу вас попросить сходить в магазин, вот вам каждому по корзинке. В обруче находится магазин. Ты слон, будешь покупать только те предметы, названия которых короткие и имеют всего одну часть (слог), если прохлопать, а ты, собачка будешь покупать предметы, название которых длинное. А ребята нам помогут разобраться с покупками
(воспитатель поочерёдно берёт предмет, произносит по слогам, вместе с детьми прохлопывает его название, и определяют какому персонажу он достанется.)

В: - Ребята, давайте научим собачку и слона играть  в игру «Живые слова».

 Вы будете «живыми словами». Амир будет словом «медведь», а Алина словом «любит». Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)

— Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)

— Давайте прочитаем – «Медвежонок любит». Сколько слов в предложении? (2)

— У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

— Давайте мы с вами в предложении добавим слово, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Варя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

3.Заключительная часть:

оценка деятельности детей, самооценка,

подведение итогов.

В: - Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

Молодцы, ребята, сегодня мы с вами помирили собачку и слона, узнали , что слова бывают длинные и короткие, научились прохлопывать слова, и  играть в живые слова. Давайте попрощаемся с нашими героями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «Игры со словами»

совершенствовать речевое развитие детей, учить  сочинять сказки с опорой на заданное слово; объяснять значение пословиц...

Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» детей группы общеразвивающей направленности от 2-х до 3-х лет. "Путешествие в сказку"

Данное НОД проходит в одном игровом сюжете с играми (путешествие по сказкам). Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приёмы, помогающие решить в интересной занимательной форме программны...

Конспект ООД по речевому развитию «Короткие и длинные слова»

Конспект ООД по речевому развитию«Короткие и длинные слова»...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности (4-5лет) на 2020– 2021учебный год

Рабочая программа  - нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по...

Рабочая программа для детей группы общеразвивающей направленности 4 – 5лет на 2018-2019 учебный год

Рабочая програма по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей общеразвивающей направленности  4 - 5 лет....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»

Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей разли­чать удар...

Конспект тематического развлечения по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «В гости в бабушке Сказительнице»

Программное содержание.Образовательные задачи:  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;  продолжать формировать умения анализировать образные выражения в загадке;  учить узнав...