Рабочая программа группы общеразвивающей направленности (4-5лет) на 2020– 2021учебный год
рабочая программа (средняя группа)

Василенко Наталия Михайловна

Рабочая программа  - нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально – технических, организационных, технологических) в соответствии с социальным заказом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vasilenko-_srednyaya_gruppa.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

 на заседании Педагогического совета

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области

Протокол №1 от «30» августа 2019 г.

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области

Приказ № 67от «30» августа 2019г.

____________ А.А. Атанова

 

Рабочая программа  

группы общеразвивающей направленности

(4-5лет)

на 2020– 2021учебный год

                                                                                                      Воспитатели:

Василенко Н.М.

Стативко Е.А.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………..3-4

1.2.Цели и задачи рабочей  программы……………………….........................4-5

1.3.Принципы рабочей программы……………………………………………........................................5-6

1.4.Характеристики возрастных особенностей воспитанников средней  общеразвивающей группы……………………………………………………..6-7

1.5.Планируемые результаты освоения программы………………………….7-8

2.Основная часть рабочей программы

2.1. Комплексно -  тематическое планирование………………......................9-13

2.2. Расписание организованной образовательной деятельности……….........................................................................................13-17

2.3.Особенности организации образовательного процесса……………….17-23

2.4. Взаимодействие с родителями………………………………………….23-25  

3. Условия и средства реализации рабочей программы

3.1.Развивающая предметно – пространственная  среда………………….25-27

3.2. Программно – методическое обеспечение……………………………27- 30

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

На основании ст. 48 Закона № 273 – ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечить в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины  в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Рабочая программа  - нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально – технических, организационных, технологических) в соответствии с социальным заказом.

Рабочая программа разработана на  основании следующего нормативно – правового обеспечения:

  • Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Постановление Правительства Белгородской области от 28.10.2013 №431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы»;
  • «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05.2015г. №2/15;
  • Устав МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области;
  • Годовое планирование деятельности МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье Ивнянского района Белгородской области на 2019 -2020 учебный год.

  1. Цели и задачи рабочей программы

Задачи:

1. Сохранять физическое и психическое здоровье ребенка и обучение навыкам сохранения его, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий.

2. Воспитывать общую культуру личности дошкольника, духовно-нравственные качества посредством совместной проектной деятельности участников образовательных отношений.

3. Применять новые педагогические и информационные технологии, формировать профессиональный имидж   педагога  доброжелательного детского сада.

4.    Внедрять современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения педагогической компетенции родителей, с целью создание         модели        единого        образовательного пространства реализации развивающей предметно - пространственной среды образовательного потенциала ДОУ

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
  • сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования;
  • позитивная социализация и разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа направлена на реализацию задач:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
  • формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояние здоровья детей;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.3.Принципы формирования программы

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество ДОУ с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.4. Характеристики возрастных особенностей воспитанников группы общеразвивающей направленности (4-5 лет)

Возрастные особенности детей 4 – 5 лет.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро пере возбуждаются, становятся непослушными, капризными.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4-5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим всё более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребёнок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».

Ребёнок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приёмов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребёнок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.

У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется воспитателем для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чём свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Такое «заявление» ребенка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет – это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребёнок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

 - ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Планируемые результаты на этапе завершения освоения парциальных программ.

«Здравствуй мир Белогорья» под редакцией Л.В. Серых,  Г.А. Репринцева. образовательная область «Познавательное развитие»

Владеет представлениями о себе и составе своей семьи, своей принадлежности к семье, об обязанностях каждого члена семьи и самого ребенка, об увлечениях, совместных праздниках, отдыхе.

Обладает начальными знаниями о родном селе - названии улиц, достопримечательностях, понимает назначение разных видов транспорта.

«Выходи играть во двор» под редакцией Л.Н.Волошиной, образовательная область «Физическое развитие»

Использование воспитанниками в самостоятельной деятельности разученных народных игр и упражнений.

Умение играть в спортивные игры, используя соответствующий игре инвентарь. Умение взаимодействовать в игре.

Развитие физических качеств (силы, выносливости, точности и координации движений, ловкости).

Система оценки результатов освоения программы

 Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития,

позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

 • физического развития.

Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования;

2) оптимизации работы с группой детей.

2.Основная часть рабочей программы

2.1 Комплексно – тематическое планирование

Группа  общеразвивающей направленности (4-5 лет)

Месяц

Недели

Тема                  

Развернутое содержание работы

Итоговые мероприятия

Сентябрь

1-2

Наш любимый детский сад

Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения: в группе, на территории ДОУ), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повара).

Выставка детского творчества

3-4

Я в мире человек

Расширять представления детей о своей семье, о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа их имена). Знакомить детей с профессиями родителей, воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым людям.

Выставка детского творчества. Фото альбом

Октябрь

1-2

Я вырасту здоровым

Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни,  заботиться о своем здоровье, познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой заболевания,   о необходимости наличия витаминов в организме человека.

           Спортивный праздник        

3-4

Осенняя пора

Расширять представления детей об осени, умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы), о правилах безопасного поведения на природе, вести сезонные наблюдения. Формировать представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника,  знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Воспитывать бережное отношение к природе.

Выставка детского творчества Праздник «Золотая осень»

Ноябрь

1-2

Моё село, мой край

Продолжать знакомство с родным селом, формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю, знакомить с  выдающимися людьми, прославившими родной край.

Целевая экскурсия в Верхопенский музей.

3-4

Моя страна  - Россия

Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну  - Россию.

Познакомить детей с российской символикой: гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России. Дать представление о том, что Москва –– столица России.

Беседа «Путешествие по России»

Декабрь

1-2

Знакомство с народной культурой и традициями

Знакомить с народными промыслами, народной игрушкой,  устным народным творчеством привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Фольклорный праздник

3-4

Зимние праздники – Новый год

Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогодних  праздников.

Новогодний утренник

Январь

2-4

Зима

Расширять представления детей о зиме, умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой, исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, о свойствах снега и льда.  

Конкурс «Снежных построек»

Февраль

1-2

Безопасность всегда и везде

Формировать знания детей об опасностях, которые ждут их на улице.  Расширять представления о элементарных правилах дорожного движения, о видах транспорта и его назначении, знание сигналов светофора,  а также обозначение дорожных знаков.

Акция по ПДД

3-4

Защитники Отечества

Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях

Выставка детского творчества. Праздник посвященный Дню защитника Отечества

Март

1-2

Весна – 8 Марта

Расширять представления детей о весне, о работах, проводимых весной в саду и огороде. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям.

Праздник посвященный8 Марта

3-4

Земля  - наш общий дом

Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, формировать элементарные экологические представления. Воспитывать бережное отношение к природе. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

Экологические проекты

Апрель

1-2

Космические путешествия

Формировать представления  детей о  космосе, о космическом пространстве, рассказать, что впервые в космос полетел Ю.А.Гагарин.

Развлечение «Мы космонавты»

3-4

Мы - патриоты своей страны.

Воспитывать патриотическое воспитание, любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Акция «Бессмертный полк»

Май

1-4

На пороге – лето.

Расширять представления детей о лете, умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта, формировать представления о безопасном поведении в природе (беседы о ядовитых грибах, ягодах.)

Выставка детского творчества. Праздник «Лето красное»

2.2 Расписание организованной образовательной деятельности

Группа общеразвивающей направленности  (4-5 лет)

Дни

недели

Организованная образовательная деятельность

Время 20мин

Понедельник

1. Художественно – эстетическое развитие  - Рисование

2. Физическое развитие

09.00 - 09.20

09.30 - 09.50

Вторник

1. Познавательное развитие: Формирование элементарных математических представлений.

 2 Художественно – эстетическое развитие - Музыка

09.00 - 09.20

15.40-16.00

Среда

1. Развитие речи

2. Познавательное развитие: (Здравствуй, мир Белогорья)

3. Физическое развитие

09.00 - 09.20

09.30 - 09.50

15.40-16.00

Четверг

1. Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим миром

2. Художественно – эстетическое развитие  - Лепка/аппликация

09.00 - 09.20

15.40-16.00

Пятница

1. Физическое развитие

2.  Художественно – эстетическое развитие -  Музыка

09.00 - 09.20

09.30 - 09.50

2.3. Особенности организации образовательного процесса.

2.3.1. Режим дня в холодный период

Группа общеразвивающей направленности 4 – 5лет

Прием детей, осмотр, ежедневная утренняя гимнастика, игровая  деятельность

7.30-8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25 – 8.40

Самостоятельная деятельность, игры

8.40- 9.00

Организованная  образовательная деятельность

9.00 – 9.50

Второй завтрак

9.50 - 10.00

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.00 – 12.00

Возвращение с прогулки, беседы, чтение художественной литературы.

12.00-12.20

Подготовка к обеду, обед

12.20-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30 – 15.40

Самостоятельная и организованная деятельность детей, игры

15.40 -16.35

Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой

16.35- 18.00

Режим дня в теплый период
группа общеразвивающей направленности 4 – 5лет

Прием детей, ежедневная утренняя гимнастика, игровая  деятельность (на свежем воздухе)

7.30 - 8.25

Подготовка к завтраку

8.25 – 8.40

Завтрак

8.40 - 8.55

Подготовка к прогулке

8.55 – 9.20

Прогулка: беседы, чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, игры, наблюдения, труд, художественное творчество.

9.20 - 12.10

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.10 - 12.30

Обед

12.30 – 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00 - 15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 – 15.40

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.40 - 16.10

Подготовка к прогулке

Прогулка: самостоятельная деятельность детей, игры с выносными игрушками, подвижные, чтение художественной литературы.

16.10 - 18.00

Уход детей домой

18.00

2.3.2. Содержание образовательных областей.

Образовательная область

Основные цели и задачи

Социально–коммуникативное развитие

.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-формирование познавательных действий, становление сознания;

-развитие воображения и

творческой активности;

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве;

- формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

.

Владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Художественно – эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др)

Физическое развитие

Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),;

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

2.3.3. Проектная деятельность

Реализация регионального  проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ Белгородской области»

Реализация бережливых проектов «Одевание на прогулку в осенний период с детьми среднего возраста, с помощью алгоритмов»

В течение года

Презентация проекта

Реализация регионального  проекта «Дети в приоритете» создание доброжелательного пространства в ДОУ

Насыщение развивающей предметно-пространственной среды элементами «доброжелательного пространства»

В течение года

Создание образовательных центров на территории ДОУ

В течение года

Повышение имиджа современного педагога

октябрь

             В средней группе мы продолжаем осуществлять подражательно-исполнительский этап проектной деятельности, который возможен с детьми до пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильна как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность. На 2020 – 2021 учебный год запланированы проекты: «Развивающие игры В. Воскобовича в средней группе», «Береги природу».

2.3.4. Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности, посредством включения в следующие виды детской деятельности:

Виды деятельности

Особенности видов деятельности

Игровая деятельность

Является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.  Является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельность

Направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности. В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность

Включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, безопасного поведения, освоение средств и способов познания, сенсорное и математическое развитие детей.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Конструирование и изобразительная деятельность детей

Представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.

Музыкальная деятельность

Организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем музыкальном зале или групповом помещении (в период карантина группы).

Двигательная деятельность

Организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются с положениями действующего СанПиН. А также организуется на прогулке и в свободной самостоятельной деятельности.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Организуется в течение дня в групповом помещении и на улице.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Способы и направления поддержки детской инициативы

 Одно из основных направлений организации образовательного процесса является поддержка детской инициативы. Инициатива  - внутреннее побуждение к самостоятельной деятельности.

Реализация принципа развивающего обучения определяет главной целью всего воспитательно – образовательного процесса полноценное психическое развитие ребёнка, развитие познавательных и художественных способностей. Огромное значение для развития этих способностей имеет педагогическая поддержка инициативы детей и их самостоятельности.

 Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и т.д. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает в основном в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности детей осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности:

  • самостоятельные сюжетно – ролевые, режиссёрские и театрализованные игры;
  • развивающие и логические игры;
  • развивающие игры В.Воскобовича;
  • музыкальные игры и импровизации;
  • речевые игры;
  • самостоятельная деятельность в различных уголках группы по выбору детей;
  • самостоятельные опыты и эксперименты;
  • проектная деятельность.

В развитии детской инициативы и  самостоятельности воспитатели обязаны  соблюдать ряд требований:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое до конца;

ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.

Игровые технологии в работе с детьми

Педагогика сотрудничества (К. Д.

Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н.

Толстой)

Информационно-коммуникативные

технологии

Здоровьесберегающие технологии

Игровая технология В.В.

Воскобовича

Технология исследовательской

деятельности (А.И. Савенков, Н.А.

Короткова)

Педагогическая технология

организации сюжетно — ролевых

игр (Д.Б. Эльконин, А.В.

Запорожец, Р.И. Жуковская Д.В.

Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я.

Михайленко)

2.3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Основная задача педагога - наполнение ежедневной жизни детей увлекательными и полезными делами, создание атмосферы радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Для организации традиционных событий используется принцип комплексно - тематического планирования образовательного процесса.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия.

Перечень событий, праздников, мероприятий

Организация досуговой деятельности

Цель: развитие творческих способностей дошкольников, организация совместной деятельности детей, родителей, педагогов.

Организация смотров-конкурсов

1

Смотр – конкурс «Подготовка групповых помещений и кабинетов к новому учебному году» (по созданию необходимых условий, пространственной предметно- развивающей среды, родительских

уголков и информационных

стендов)

Август

2

Смотр — конкурс Центров опытно - экспериментальной

деятельности

ноябрь

3

Смотр – конкурс на лучшее оформление участков в зимнее время года «Сказочные снежные постройки» (по созданию необходимых условий для физического и художественно-

эстетического развития)

январь

4

Конкурс на лучший Лэпбук по обучению детей духовно-

нравственному и патриотическому

воспитанию

апрель

5

Подготовка и участие в муниципальных

смотрах – конкурсах:

- «Зелёный огонёк»

В течении учебного года

Содержание деятельности

Сроки

1

Праздник «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!», посвященный 1 сентября

сентябрь

2

Праздник «Золотая Осень» (осенние утренники)

октябрь

3

Праздник «День Матери»

ноябрь

4

Праздник « В гости к Елочке- красавице» (новогодние утренники)

декабрь

5

«Моя спортивная семья» посвященный

празднованию Дня защитника Отечества

февраль

6

Праздник «Мамин праздник», посвященный Международному

женскому дню

март

7

Рождественские колядки

январь

8

Праздник « Мы – помним! Мы- гордимся!»

9 мая

Физкультурно – оздоровительная работа

Организация оздоровительного режима

1

Строгое соблюдение режима пребывания детей в ДОУ в соответствии с требованиями СанПиН

постоянно

Воспитатели

2

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе оптимальный

двигательный режим

В течение

года

Ст. медсестра воспитатели

3

Утренняя гимнастика на воздухе

 

В тёплый

период времени

Воспитатели всех

возрастных

групп 

4

Корригирующая гимнастика для

детей с нарушением осанки и плоскостопия

В течение

года

Ст. медсестра воспитатели

5

Система закаливающих процедур:

водное, воздушное закаливание,

ходьба по солевым дорожкам

В течение года

Воспитатели всех

возрастных

групп

6

Охрана физического и

психического здоровья детей

использование

здоровьесберегающих технологий

В течение года

Воспитатели всех

возрастных групп,

педагог –

психолог.

7

Охрана психического здоровья:

использование приемов

релаксации: минуты тишины,

музыкальные паузы, музыкальное

сопровождение для засыпания и

пробуждения детей

В течение года

Воспитатели всех

возрастных

групп, педагог –

психолог

8

Недели здоровья

Спортивные игры

1 раз в квартал

Воспитатели

9

Спортивные праздники и

развлечения

1 раз в квартал

воспитатели

10

Физкультурные досуги

1 раз в квартал

воспитатели

Система работы по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников   (ФГОС ДО п. 3.3.4, п.п. 6, п. 3.4.1).

С родителями

-Индивидуальные беседы по

Запросам родителей

- Размещение в родительских

уголках;

 на официальном сайте

МБДОУ материалов по ОБЖ и ПДД

В течение года

  1. Индивидуальные беседы по профилактике  травматизма

По запросам родителей

С детьми

Организация и проведение мероприятий:  по ПДД, пожарной безопасности, ЗОЖ, ОБЖ

В течение года

Проведение бесед с детьми о

правилах личной гигиены

В течение года

2.4. Взаимодействие с родителями.

Одним из важных условий реализации рабочей программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.

В основу реализации работы с семьёй заложены следующие принципы:

- партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;

       - «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка,  непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных  инициатив семьи.» (ФГОС ДО 3.2.5.5.)

- помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей.

Направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников следующие:

- защита прав ребёнка в семье и детском саду;

- воспитание, развитие и оздоровление детей;

- детско-родительские отношения;

- взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;

- коррекция нарушений в развитии детей;

- подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Основными задачами, стоящими перед педагогами в работе с родителями, являются:

- изучение семьи;

- привлечение родителей к активному участию в деятельности группы;

- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;

- работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей (консультации).

Формы работы с родителями (законными представителями):

• Индивидуальное консультирование;

• Мастер – класс;

 • Игровой тренинг;

 • Анкетирование;

 • Образовательная деятельность

1

Привлечение родителей к участию

в деятельности ДОУ:

- Конкурс семей «Мама, папа, я — спортивная семья!». Дни здоровья:

«Зимние олимпийские игры». Ярмарка «Широкая масленица»

в течение года

февраль

март

2

Активизация деятельности

родителей (законных

представителей) воспитанников в

социальных группах в сети Интернет

В течение

учебного года

3

Участие в днях добрых дел (оказание помощи детскому саду)

в течение года

Участие в акциях

«Засветись» (использование

светоотражающих элементов)

«Бумажный бум» (сбор

макулатуры)

«Сдай батарейку — спаси Планету»

«Спасём птиц»- кормушки для птиц в зимний период

в течение года

ТЕМАТИКА ГРУППОВЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.

1

Групповое  родительское собрание №1

«Организация образовательного процесса в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет»

Сентябрь

2

Групповое  родительское собрание №2

«Воспитание культуры поведения дошкольников»

Декабрь

3

Групповое  родительское собрание №3

«Подготовка к летнему оздоровительному периоду»

Май

2.9.Система взаимодействия с социальными институтами детства

Социальный партнер

Содержание деятельности

1

Взаимодействие с Верхопенским краеведческим музеем

Сотрудничество в

целях формирования

позитивных моральных и духовных ценностей

подрастающего

поколения, усиления

патриотического

воспитания посредством

углубленного

изучения культуры

родного края,

сохранения историко-

культурного наследия

Белгородчины.

2

Взаимодействие с Верхопенской модельной библиотекой

Сотрудничество в

целях создание

благоприятных

условий для быстрой

адаптации детей с

ограниченными

возможностями в социум. Обеспечение равных возможностей для развития (досуг, творчество, культура)

3

Взаимодействие с храмом Успения Пресвятой Богородицы

Сотрудничество в

целях развития личности дошкольника, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

4

Взаимодействие с МУК  «Верхопенский модельный дом культуры»

Приобщение к музыкальному искусству, воспитание интереса к музыкально – художественной деятельности, удовлетворение потребности в самовыражении.

5

ОГИБДДУМВД России

по Ивнянскому району

Сотрудничество в

целях обеспечения

безопасности

жизнедеятельности

дошкольников

3.Условия и средства реализации рабочей программы.

3.1.Развивающая предметно-пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда  средней группы общеразвивающей направленности обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства. В группе имеются разнообразные материалы, оборудование и инвентарь для развития детей  4-5 лет в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивает:

- игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников группы, экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность;

- эмоциональное благополучие детей;

- возможность самовыражения.

При организации образовательного пространства учитываются требования в соответствии с возрастными возможностями детей:

- насыщенности,

- трансформируемости среды,

- полифункциональности материалов,

- вариативности,

- доступности,

- безопасности.

Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей 4-5 лет согласно требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. ФГОС ДО, ООП ДО детского сада.

Пространство групп организовано в виде разграниченных зон –

«центров», оснащенных развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в  соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

 В качестве центров развития выступают: центр сюжетно-ролевых игр;

        Для театрализованных игр в группе имеется центр ряжения ( различные костюмы, платья, головной убор, и др.

В центре имеются книги по интересам воспитанников. Центр пополнили русскими народными сказками - для обогащения и активизации словаря, формирования у дошкольников представлений, о окружающем мире.

         В центре настольно-печатных игр имеются дидактические игры»: «Кто что ест», «Чей домик?»и др. Изготовили  игру «Дидактический слон»,  игры с прищепками. Пополнили новыми играми «Дидактический домик» и др.

         В  центре  развития речи имеются различные наглядно- дидактические пособия: «Посуда», «Игрушки», «Животные», «Овощи», «Фрукты» и др. Дидактические игры на самые разные темы: «Кто что ест», «Чей домик?» и др. Имеются картотека с играми по развитию речи у дошкольников,  диски с детскими потешками.

          В центре природы постоянно  происходит обновление сезонных уголков по теме «Времена года».  Воспитанники наблюдают за природой, погодой, отмечают погоду в календаре. В данном центре имеются наглядно - дидактические пособия по временам года. В уголке оформили карусель «Времена года».

В спортивном центре  имеются массажные дорожки для закаливания сделанные из бросового материала, кегли, мячи, скакалки, стимулирующие двигательную активность. Колючие мячики Су-Джок  для массажа. Имеются диски с пальчиковыми играми для развития мелкой моторики и массажа  пальцев, рук.

        В группе имеется уголок для игр с водой и песком, в котором оборудованы дидактические столы и имеются атрибуты к играм с водой и песком. (мелкие игрушки, лейки, мягкие резиновые игрушки) и др.

        В раздевалке находится выставка детского рисунка «Рисуют малыши», где постоянно выставляются детские работы, коллективные коллажи к временам года, оформляются выставки для родителей к праздникам:  «Праздник Осени», «День Матери», «Новый год». В центре самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.) воспитанники самостоятельно играют.  

         В музыкальном центре  имеются  музыкальные детские инструменты. Имеется запись музыкального репертуара  к праздникам: «Новый год», Музыкальные диски Екатерины и Сергея Железновых. Пополнили уголок новыми дисками с песнями «Клоуна Плюха».

           Игровой центр оснащен крупными  и мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

          В центре безопасности жизнедеятельности воспитанников находятся обучающие плакаты, дидактические игры по ОБЖ, картотеки бесед с на разные актуальные темы.  Беседа о профилактике дорожно - транспортных происшествий, «Осторожно, тонкий лед!», «Новогодний праздник. Украшение елки», «Осторожно, сосульки!», «Осторожно, короновирус!» и др. Картотека бесед в летнее время года: «Солнце - вред и польза», «Осторожно, насекомые!», «Кишечные отравления» и др.

         В целях регионального проекта: «Дети в приоритете». совместно с родителями оборудовали в группе «Уголок уединения» под названием «Островок уюта», познакомили родителей с целью, задачами создания данного уголка. Родителями были изготовлены: мягкие подушки, стульчик доброты и др. В раздевалке, в соответствии с данным проектом  появился новый тематический стенд под названием - постер (достижения воспитанников). В качестве педагогической пропаганды в нашей группе создан наглядно-демонстрационный стенд «Для Вас, родители». Там размещаются советы  и рекомендации по вопросам воспитания, также даны информационные объявления. В родительском уголке поместили памятку о целях и задачах нового уголка, постера.

         Частью развивающей предметно-пространственной среды является развивающая предметно - пространственная среда В. Воскобовича «Фиолетовый лес». В группе создали «Центр развивающих игр В.В. Воскобовича».  Изготовили на подгруппу 8-10 чел конструкторы: «Чудо -крестики», «Чудо - Соты», двухцветный квадрат. К играм имеются альбомы фигурок для конструирования. В целях развития у воспитанников логического и системного мышления в группе  с помощью родителей приобретены игры в уголок развивающих игр В. Воскобовича. Например: «Эталонные фигуры. Ларчик», «Фонарики. Ларчик», «Черепашки. Ларчик»и др.

Для детей раннего возраста приобрели  конструкторы: «Волшебная восьмерка Ларчик», «Черепашки. Ларчик», которые могут быть использованы совместно с  «Фиолетовым  лесом», «Коврографом Ларчик» и «Мини Ларчик». Изготовили семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи, а также всех героев сказочного леса. Данная среда полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО.  Способствуют созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными   и   индивидуальными   особенностями   и   склонностями,   развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

         Родители активно принимали участие  в организации предметно- развивающей среды как в группе так и на открытом участке. Совместно с родителями изготовили «Уголок шахматы» для интеллектуального развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований дошкольников. Развивающая площадка «Шахматы» оснащена переносными деревянными шахматами крупного размера.  Шахматное поле располагается в центральной зоне детского сада на  хорошо освещенной местности.


Во время прогулок с воспитателем на площадке дети могут познакомиться с названиями фигур, их расположением на шахматном поле, поиграть в разные дидактические  игры с шахматами.

3.2. Программно-методическое обеспечение.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Методические пособия

Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7лет.

Наглядное дидактическое пособия

Серия «Мир в картинках»: «День Победы».

Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества».

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Методические пособия

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7лет.

Формирование основ безопасности

Методические пособия

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения 3-7лет.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7лет).

Наглядно дидактические пособия

Серия  «Правила дорожного движения для дошкольников», Дорожные знаки: для работы с детьми 4-7лет

Игровая деятельность

Методические пособия

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа 4-5лет.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья» (образовательная область «Познавательное развитие») / Л.В. Серых, Г.А. Репринцева. – Воронеж : Издат-Черноземье, 2017.

Планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!» : методическое пособие / Л.В. Серых, Г. А. Махова, Е. А. Мережко, Ю. Н. Наседкина. –  Воронеж : Издат-Черноземье, 2017.

Методические пособия

В.Воскобович Л.С.Вакуленко «Фиолетовый лес» развивающая предметно - пространственная среда Серия «Сказочные лабиринты игры»

Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников.

Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л., Развитие познавательных способностей дошкольников 5-7 лет.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7лет).

Ознакомление с предметным окружением и социальным миром.

Методические пособия

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя   группа 4-5 лет.

Наглядно дидактические пособия

Серия  «Мир в картинках»: «Авиация», «Автомобильный транспорт», «Бытовая техника», «Водный транспорт», «Посуда».

Серия  «Рассказы по картинкам»: «Мой дом», «Профессии».

Серия:  «Расскажите детям о бытовых приборах», «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о хлебе». 

Наглядно дидактические пособия

Серия «Играем в сказку»: «Репка», «Теремок»,  «Три медведя», «Три поросенка». Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

Формирование элементарных математических представлений

Методические пособия

Помораева И.Л., Позина В.А. Формирование         элементарных математических представлений. Средняя группа 4-5лет.

Наглядно дидактические пособия

Плакаты: «Цвет», «Форма».

Ознакомление с миром природы

Методические пособия

Наглядно дидактические пособия

Плакаты: «Домашние животные», «Домашние питомцы», «Овощи», «Животные средней полосы», «Птицы», «Фрукты».

Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые».

Серия «Расскажите детям о грибах», «Расскажите детям о деревьях», «Расскажите детям об овощах», «Расскажите детям о садовых ягодах».

Образовательная область «Речевое развитие»

Методические пособия

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа 4-5 лет.

Наглядно дидактические пособия

Плакаты: «Домашние животные», «Домашние питомцы», «Овощи», «Животные средней полосы», «Птицы», «Фрукты».

Картины для рассматривания: «Коза с козлятами», «Кошка с котятами», «Свинья с поросятами»,  «Собака с щенками».

Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые».

Серия «Расскажите детям о грибах», «Расскажите детям о деревьях», «Расскажите детям об овощах», «Расскажите детям о садовых ягодах».

Серия «Грамматика в картинках»:  «Множественное число», «Один – много».

Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»

Наглядно дидактические пособия

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность. в детском саду. Средняя группа 4-5 лет.

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа 4-5лет.

Наглядно дидактические пособия

Серия «Расскажите детям о музыкальных инструментах»

Серия «Искусство детям»: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»

Образовательная область «Физическое развитие»

Программно-методическое обеспечение

1.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.

2.Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа 4-5 лет.

3.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7лет.

4.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.

5.Парциальная программа дошкольного образования«Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие/ Л.Н. Волошина и др. –Воронеж: Издат-Черноземье. – 2017.

6.Планирование образовательной деятельности по парциальной программе физического развития «Выходи играть во двор» / методическое пособие / Л. Н. Волошина и др.

Наглядно – дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».

Серия «Расскажи по картинкам»: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта».

Серия: «Расскажи детям о зимних видах спорта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 6л. и до окончания образовательных отношений на 2020-2021 учебный год

Дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ...

Рабочая программа Группы общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет №3 на 2020 – 2021 учебный год

Обеспечение полноценного развития личности детей 5 - 6 лет в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития с учетом целевых ориентиро...

Рабочая программа для детей группы общеразвивающей направленности 4 – 5лет на 2018-2019 учебный год

Рабочая програма по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей общеразвивающей направленности  4 - 5 лет....

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2020 – 2021 УЧЕБН

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИ...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2019- 2020 год

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2019- 2020 год...