Рабочая программа группы общеразвивающей направленности (4-5лет) на 2020– 2021учебный год
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа - нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально – технических, организационных, технологических) в соответствии с социальным заказом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vasilenko-_srednyaya_gruppa.doc | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: на заседании Педагогического совета МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области Протокол №1 от «30» августа 2019 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области Приказ № 67от «30» августа 2019г. ____________ А.А. Атанова |
Рабочая программа
группы общеразвивающей направленности
(4-5лет)
на 2020– 2021учебный год
Воспитатели:
Василенко Н.М.
Стативко Е.А.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………..3-4
1.2.Цели и задачи рабочей программы……………………….........................4-5
1.3.Принципы рабочей программы……………………………………………........................................5-6
1.4.Характеристики возрастных особенностей воспитанников средней общеразвивающей группы……………………………………………………..6-7
1.5.Планируемые результаты освоения программы………………………….7-8
2.Основная часть рабочей программы
2.1. Комплексно - тематическое планирование………………......................9-13
2.2. Расписание организованной образовательной деятельности……….........................................................................................13-17
2.3.Особенности организации образовательного процесса……………….17-23
2.4. Взаимодействие с родителями………………………………………….23-25
3. Условия и средства реализации рабочей программы
3.1.Развивающая предметно – пространственная среда………………….25-27
3.2. Программно – методическое обеспечение……………………………27- 30
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
На основании ст. 48 Закона № 273 – ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечить в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Рабочая программа - нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально – технических, организационных, технологических) в соответствии с социальным заказом.
Рабочая программа разработана на основании следующего нормативно – правового обеспечения:
- Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Постановление Правительства Белгородской области от 28.10.2013 №431-пп «Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы»;
- «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.05.2015г. №2/15;
- Устав МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области;
- Годовое планирование деятельности МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье Ивнянского района Белгородской области на 2019 -2020 учебный год.
- Цели и задачи рабочей программы
Задачи:
1. Сохранять физическое и психическое здоровье ребенка и обучение навыкам сохранения его, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий.
2. Воспитывать общую культуру личности дошкольника, духовно-нравственные качества посредством совместной проектной деятельности участников образовательных отношений.
3. Применять новые педагогические и информационные технологии, формировать профессиональный имидж педагога доброжелательного детского сада.
4. Внедрять современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения педагогической компетенции родителей, с целью создание модели единого образовательного пространства реализации развивающей предметно - пространственной среды образовательного потенциала ДОУ
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
- сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования;
- позитивная социализация и разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа направлена на реализацию задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
- формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояние здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3.Принципы формирования программы
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.4. Характеристики возрастных особенностей воспитанников группы общеразвивающей направленности (4-5 лет)
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро пере возбуждаются, становятся непослушными, капризными.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4-5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим всё более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребёнок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».
Ребёнок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приёмов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребёнок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется воспитателем для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чём свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Такое «заявление» ребенка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила.
Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет – это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста.
На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребёнок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения парциальных программ.
«Здравствуй мир Белогорья» под редакцией Л.В. Серых, Г.А. Репринцева. образовательная область «Познавательное развитие» | Владеет представлениями о себе и составе своей семьи, своей принадлежности к семье, об обязанностях каждого члена семьи и самого ребенка, об увлечениях, совместных праздниках, отдыхе. Обладает начальными знаниями о родном селе - названии улиц, достопримечательностях, понимает назначение разных видов транспорта. |
«Выходи играть во двор» под редакцией Л.Н.Волошиной, образовательная область «Физическое развитие» | Использование воспитанниками в самостоятельной деятельности разученных народных игр и упражнений. Умение играть в спортивные игры, используя соответствующий игре инвентарь. Умение взаимодействовать в игре. Развитие физических качеств (силы, выносливости, точности и координации движений, ловкости). |
Система оценки результатов освоения программы
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития,
позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с группой детей.
2.Основная часть рабочей программы
2.1 Комплексно – тематическое планирование
Группа общеразвивающей направленности (4-5 лет)
Месяц | Недели | Тема | Развернутое содержание работы | Итоговые мероприятия |
Сентябрь | 1-2 | Наш любимый детский сад | Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения: в группе, на территории ДОУ), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повара). | Выставка детского творчества |
3-4 | Я в мире человек | Расширять представления детей о своей семье, о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа их имена). Знакомить детей с профессиями родителей, воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Формировать уважительное, заботливое отношение к пожилым людям. | Выставка детского творчества. Фото альбом | |
Октябрь | 1-2 | Я вырасту здоровым | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни, заботиться о своем здоровье, познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой заболевания, о необходимости наличия витаминов в организме человека. | Спортивный праздник |
3-4 | Осенняя пора | Расширять представления детей об осени, умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы), о правилах безопасного поведения на природе, вести сезонные наблюдения. Формировать представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника, знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Воспитывать бережное отношение к природе. | Выставка детского творчества Праздник «Золотая осень» | |
Ноябрь | 1-2 | Моё село, мой край | Продолжать знакомство с родным селом, формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю, знакомить с выдающимися людьми, прославившими родной край. | Целевая экскурсия в Верхопенский музей. |
3-4 | Моя страна - Россия | Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну - Россию. Познакомить детей с российской символикой: гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России. Дать представление о том, что Москва –– столица России. | Беседа «Путешествие по России» | |
Декабрь | 1-2 | Знакомство с народной культурой и традициями | Знакомить с народными промыслами, народной игрушкой, устным народным творчеством привлекать детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Фольклорный праздник |
3-4 | Зимние праздники – Новый год | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогодних праздников. | Новогодний утренник | |
Январь | 2-4 | Зима | Расширять представления детей о зиме, умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой, исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, о свойствах снега и льда. | Конкурс «Снежных построек» |
Февраль | 1-2 | Безопасность всегда и везде | Формировать знания детей об опасностях, которые ждут их на улице. Расширять представления о элементарных правилах дорожного движения, о видах транспорта и его назначении, знание сигналов светофора, а также обозначение дорожных знаков. | Акция по ПДД |
3-4 | Защитники Отечества | Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях | Выставка детского творчества. Праздник посвященный Дню защитника Отечества | |
Март | 1-2 | Весна – 8 Марта | Расширять представления детей о весне, о работах, проводимых весной в саду и огороде. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям. | Праздник посвященный8 Марта |
3-4 | Земля - наш общий дом | Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, формировать элементарные экологические представления. Воспитывать бережное отношение к природе. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. | Экологические проекты | |
Апрель | 1-2 | Космические путешествия | Формировать представления детей о космосе, о космическом пространстве, рассказать, что впервые в космос полетел Ю.А.Гагарин. | Развлечение «Мы космонавты» |
3-4 | Мы - патриоты своей страны. | Воспитывать патриотическое воспитание, любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны. | Акция «Бессмертный полк» | |
Май | 1-4 | На пороге – лето. | Расширять представления детей о лете, умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта, формировать представления о безопасном поведении в природе (беседы о ядовитых грибах, ягодах.) | Выставка детского творчества. Праздник «Лето красное» |
2.2 Расписание организованной образовательной деятельности
Группа общеразвивающей направленности (4-5 лет)
Дни недели | Организованная образовательная деятельность | Время 20мин |
Понедельник | 1. Художественно – эстетическое развитие - Рисование 2. Физическое развитие | 09.00 - 09.20 09.30 - 09.50 |
Вторник | 1. Познавательное развитие: Формирование элементарных математических представлений. 2 Художественно – эстетическое развитие - Музыка | 09.00 - 09.20 15.40-16.00 |
Среда | 1. Развитие речи 2. Познавательное развитие: (Здравствуй, мир Белогорья) 3. Физическое развитие | 09.00 - 09.20 09.30 - 09.50 15.40-16.00 |
Четверг | 1. Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим миром 2. Художественно – эстетическое развитие - Лепка/аппликация | 09.00 - 09.20 15.40-16.00 |
Пятница | 1. Физическое развитие 2. Художественно – эстетическое развитие - Музыка | 09.00 - 09.20 09.30 - 09.50 |
2.3. Особенности организации образовательного процесса.
2.3.1. Режим дня в холодный период
Группа общеразвивающей направленности 4 – 5лет
Прием детей, осмотр, ежедневная утренняя гимнастика, игровая деятельность | 7.30-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25 – 8.40 |
Самостоятельная деятельность, игры | 8.40- 9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00 – 9.50 |
Второй завтрак | 9.50 - 10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.00 – 12.00 |
Возвращение с прогулки, беседы, чтение художественной литературы. | 12.00-12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20-12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50-15.00 |
Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры | 15.00 – 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30 – 15.40 |
Самостоятельная и организованная деятельность детей, игры | 15.40 -16.35 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой | 16.35- 18.00 |
Режим дня в теплый период
группа общеразвивающей направленности 4 – 5лет
Прием детей, ежедневная утренняя гимнастика, игровая деятельность (на свежем воздухе) | 7.30 - 8.25 |
Подготовка к завтраку | 8.25 – 8.40 |
Завтрак | 8.40 - 8.55 |
Подготовка к прогулке | 8.55 – 9.20 |
Прогулка: беседы, чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, игры, наблюдения, труд, художественное творчество. | 9.20 - 12.10 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 12.10 - 12.30 |
Обед | 12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00 - 15.00 |
Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры | 15.00 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25 – 15.40 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.40 - 16.10 |
Подготовка к прогулке Прогулка: самостоятельная деятельность детей, игры с выносными игрушками, подвижные, чтение художественной литературы. | 16.10 - 18.00 |
Уход детей домой | 18.00 |
2.3.2. Содержание образовательных областей.
Образовательная область | Основные цели и задачи |
Социально–коммуникативное развитие . | Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; -формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; -формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; -формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе |
Познавательное развитие | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; -формирование познавательных действий, становление сознания; -развитие воображения и творческой активности; -формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве; - формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. |
Речевое развитие . | Владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте |
Художественно – эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; -восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; -реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др) |
Физическое развитие | Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),; -формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; -становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; -становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) |
2.3.3. Проектная деятельность
Реализация регионального проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ Белгородской области»
Реализация бережливых проектов «Одевание на прогулку в осенний период с детьми среднего возраста, с помощью алгоритмов» | В течение года | Презентация проекта |
Реализация регионального проекта «Дети в приоритете» создание доброжелательного пространства в ДОУ
Насыщение развивающей предметно-пространственной среды элементами «доброжелательного пространства» | В течение года |
Создание образовательных центров на территории ДОУ | В течение года |
Повышение имиджа современного педагога | октябрь |
В средней группе мы продолжаем осуществлять подражательно-исполнительский этап проектной деятельности, который возможен с детьми до пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильна как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность. На 2020 – 2021 учебный год запланированы проекты: «Развивающие игры В. Воскобовича в средней группе», «Береги природу».
2.3.4. Особенности образовательной деятельности различных видов и культурных практик
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности, посредством включения в следующие виды детской деятельности:
Виды деятельности | Особенности видов деятельности |
Игровая деятельность | Является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня). |
Коммуникативная деятельность | Направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности. В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. |
Познавательно-исследовательская деятельность | Включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, безопасного поведения, освоение средств и способов познания, сенсорное и математическое развитие детей. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи. |
Конструирование и изобразительная деятельность детей | Представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. |
Музыкальная деятельность | Организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем музыкальном зале или групповом помещении (в период карантина группы). |
Двигательная деятельность | Организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются с положениями действующего СанПиН. А также организуется на прогулке и в свободной самостоятельной деятельности. |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Организуется в течение дня в групповом помещении и на улице. |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Одно из основных направлений организации образовательного процесса является поддержка детской инициативы. Инициатива - внутреннее побуждение к самостоятельной деятельности.
Реализация принципа развивающего обучения определяет главной целью всего воспитательно – образовательного процесса полноценное психическое развитие ребёнка, развитие познавательных и художественных способностей. Огромное значение для развития этих способностей имеет педагогическая поддержка инициативы детей и их самостоятельности.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и т.д. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает в основном в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности детей осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности:
- самостоятельные сюжетно – ролевые, режиссёрские и театрализованные игры;
- развивающие и логические игры;
- развивающие игры В.Воскобовича;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры;
- самостоятельная деятельность в различных уголках группы по выбору детей;
- самостоятельные опыты и эксперименты;
- проектная деятельность.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитатели обязаны соблюдать ряд требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое до конца;
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Игровые технологии в работе с детьми
Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) |
Информационно-коммуникативные технологии |
Здоровьесберегающие технологии |
Игровая технология В.В. Воскобовича |
Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова) |
Педагогическая технология организации сюжетно — ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко) |
2.3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Основная задача педагога - наполнение ежедневной жизни детей увлекательными и полезными делами, создание атмосферы радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Для организации традиционных событий используется принцип комплексно - тематического планирования образовательного процесса.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия.
Перечень событий, праздников, мероприятий
Организация досуговой деятельности
Цель: развитие творческих способностей дошкольников, организация совместной деятельности детей, родителей, педагогов.
Организация смотров-конкурсов
1 | Смотр – конкурс «Подготовка групповых помещений и кабинетов к новому учебному году» (по созданию необходимых условий, пространственной предметно- развивающей среды, родительских уголков и информационных стендов) | Август |
2 | Смотр — конкурс Центров опытно - экспериментальной деятельности | ноябрь |
3 | Смотр – конкурс на лучшее оформление участков в зимнее время года «Сказочные снежные постройки» (по созданию необходимых условий для физического и художественно- эстетического развития) | январь |
4 | Конкурс на лучший Лэпбук по обучению детей духовно- нравственному и патриотическому воспитанию | апрель |
5 | Подготовка и участие в муниципальных смотрах – конкурсах: - «Зелёный огонёк» | В течении учебного года |
№ | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Праздник «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!», посвященный 1 сентября | сентябрь |
2 | Праздник «Золотая Осень» (осенние утренники) | октябрь |
3 | Праздник «День Матери» | ноябрь |
4 | Праздник « В гости к Елочке- красавице» (новогодние утренники) | декабрь |
5 | «Моя спортивная семья» посвященный празднованию Дня защитника Отечества | февраль |
6 | Праздник «Мамин праздник», посвященный Международному женскому дню | март |
7 | Рождественские колядки | январь |
8 | Праздник « Мы – помним! Мы- гордимся!» | 9 мая |
Физкультурно – оздоровительная работа
Организация оздоровительного режима
1 | Строгое соблюдение режима пребывания детей в ДОУ в соответствии с требованиями СанПиН | постоянно | Воспитатели |
2 | Максимальное пребывание детей на свежем воздухе оптимальный двигательный режим | В течение года | Ст. медсестра воспитатели |
3 | Утренняя гимнастика на воздухе
| В тёплый период времени | Воспитатели всех возрастных групп |
4 | Корригирующая гимнастика для детей с нарушением осанки и плоскостопия | В течение года | Ст. медсестра воспитатели |
5 | Система закаливающих процедур: водное, воздушное закаливание, ходьба по солевым дорожкам | В течение года | Воспитатели всех возрастных групп |
6 | Охрана физического и психического здоровья детей использование здоровьесберегающих технологий | В течение года | Воспитатели всех возрастных групп, педагог – психолог. |
7 | Охрана психического здоровья: использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, музыкальное сопровождение для засыпания и пробуждения детей | В течение года | Воспитатели всех возрастных групп, педагог – психолог |
8 | Недели здоровья Спортивные игры | 1 раз в квартал | Воспитатели |
9 | Спортивные праздники и развлечения | 1 раз в квартал | воспитатели |
10 | Физкультурные досуги | 1 раз в квартал | воспитатели |
Система работы по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников (ФГОС ДО п. 3.3.4, п.п. 6, п. 3.4.1). | |
С родителями -Индивидуальные беседы по Запросам родителей - Размещение в родительских уголках; на официальном сайте МБДОУ материалов по ОБЖ и ПДД | В течение года |
| По запросам родителей |
С детьми Организация и проведение мероприятий: по ПДД, пожарной безопасности, ЗОЖ, ОБЖ | В течение года |
Проведение бесед с детьми о правилах личной гигиены | В течение года |
2.4. Взаимодействие с родителями.
Одним из важных условий реализации рабочей программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.
В основу реализации работы с семьёй заложены следующие принципы:
- партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
- «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.» (ФГОС ДО 3.2.5.5.)
- помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей.
Направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников следующие:
- защита прав ребёнка в семье и детском саду;
- воспитание, развитие и оздоровление детей;
- детско-родительские отношения;
- взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;
- коррекция нарушений в развитии детей;
- подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Основными задачами, стоящими перед педагогами в работе с родителями, являются:
- изучение семьи;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности группы;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
- работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей (консультации).
Формы работы с родителями (законными представителями):
• Индивидуальное консультирование;
• Мастер – класс;
• Игровой тренинг;
• Анкетирование;
• Образовательная деятельность
1 | Привлечение родителей к участию в деятельности ДОУ: - Конкурс семей «Мама, папа, я — спортивная семья!». Дни здоровья: «Зимние олимпийские игры». Ярмарка «Широкая масленица» | в течение года февраль март |
2 | Активизация деятельности родителей (законных представителей) воспитанников в социальных группах в сети Интернет | В течение учебного года |
3 | Участие в днях добрых дел (оказание помощи детскому саду) | в течение года |
Участие в акциях «Засветись» (использование светоотражающих элементов) «Бумажный бум» (сбор макулатуры) «Сдай батарейку — спаси Планету» «Спасём птиц»- кормушки для птиц в зимний период | в течение года |
ТЕМАТИКА ГРУППОВЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ.
1 | Групповое родительское собрание №1 «Организация образовательного процесса в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет» | Сентябрь | |
2 | Групповое родительское собрание №2 «Воспитание культуры поведения дошкольников» | Декабрь | |
3 | Групповое родительское собрание №3 «Подготовка к летнему оздоровительному периоду» | Май | |
2.9.Система взаимодействия с социальными институтами детства
№ | Социальный партнер | Содержание деятельности |
1 | Взаимодействие с Верхопенским краеведческим музеем | Сотрудничество в целях формирования позитивных моральных и духовных ценностей подрастающего поколения, усиления патриотического воспитания посредством углубленного изучения культуры родного края, сохранения историко- культурного наследия Белгородчины. |
2 | Взаимодействие с Верхопенской модельной библиотекой | Сотрудничество в целях создание благоприятных условий для быстрой адаптации детей с ограниченными возможностями в социум. Обеспечение равных возможностей для развития (досуг, творчество, культура) |
3 | Взаимодействие с храмом Успения Пресвятой Богородицы | Сотрудничество в целях развития личности дошкольника, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. |
4 | Взаимодействие с МУК «Верхопенский модельный дом культуры» | Приобщение к музыкальному искусству, воспитание интереса к музыкально – художественной деятельности, удовлетворение потребности в самовыражении. |
5 | ОГИБДДУМВД России по Ивнянскому району | Сотрудничество в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников |
3.Условия и средства реализации рабочей программы.
3.1.Развивающая предметно-пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда средней группы общеразвивающей направленности обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства. В группе имеются разнообразные материалы, оборудование и инвентарь для развития детей 4-5 лет в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников группы, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность;
- эмоциональное благополучие детей;
- возможность самовыражения.
При организации образовательного пространства учитываются требования в соответствии с возрастными возможностями детей:
- насыщенности,
- трансформируемости среды,
- полифункциональности материалов,
- вариативности,
- доступности,
- безопасности.
Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей 4-5 лет согласно требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. ФГОС ДО, ООП ДО детского сада.
Пространство групп организовано в виде разграниченных зон –
«центров», оснащенных развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают: центр сюжетно-ролевых игр;
Для театрализованных игр в группе имеется центр ряжения ( различные костюмы, платья, головной убор, и др.
В центре имеются книги по интересам воспитанников. Центр пополнили русскими народными сказками - для обогащения и активизации словаря, формирования у дошкольников представлений, о окружающем мире.
В центре настольно-печатных игр имеются дидактические игры»: «Кто что ест», «Чей домик?»и др. Изготовили игру «Дидактический слон», игры с прищепками. Пополнили новыми играми «Дидактический домик» и др.
В центре развития речи имеются различные наглядно- дидактические пособия: «Посуда», «Игрушки», «Животные», «Овощи», «Фрукты» и др. Дидактические игры на самые разные темы: «Кто что ест», «Чей домик?» и др. Имеются картотека с играми по развитию речи у дошкольников, диски с детскими потешками.
В центре природы постоянно происходит обновление сезонных уголков по теме «Времена года». Воспитанники наблюдают за природой, погодой, отмечают погоду в календаре. В данном центре имеются наглядно - дидактические пособия по временам года. В уголке оформили карусель «Времена года».
В спортивном центре имеются массажные дорожки для закаливания сделанные из бросового материала, кегли, мячи, скакалки, стимулирующие двигательную активность. Колючие мячики Су-Джок для массажа. Имеются диски с пальчиковыми играми для развития мелкой моторики и массажа пальцев, рук.
В группе имеется уголок для игр с водой и песком, в котором оборудованы дидактические столы и имеются атрибуты к играм с водой и песком. (мелкие игрушки, лейки, мягкие резиновые игрушки) и др.
В раздевалке находится выставка детского рисунка «Рисуют малыши», где постоянно выставляются детские работы, коллективные коллажи к временам года, оформляются выставки для родителей к праздникам: «Праздник Осени», «День Матери», «Новый год». В центре самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.) воспитанники самостоятельно играют.
В музыкальном центре имеются музыкальные детские инструменты. Имеется запись музыкального репертуара к праздникам: «Новый год», Музыкальные диски Екатерины и Сергея Железновых. Пополнили уголок новыми дисками с песнями «Клоуна Плюха».
Игровой центр оснащен крупными и мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
В центре безопасности жизнедеятельности воспитанников находятся обучающие плакаты, дидактические игры по ОБЖ, картотеки бесед с на разные актуальные темы. Беседа о профилактике дорожно - транспортных происшествий, «Осторожно, тонкий лед!», «Новогодний праздник. Украшение елки», «Осторожно, сосульки!», «Осторожно, короновирус!» и др. Картотека бесед в летнее время года: «Солнце - вред и польза», «Осторожно, насекомые!», «Кишечные отравления» и др.
В целях регионального проекта: «Дети в приоритете». совместно с родителями оборудовали в группе «Уголок уединения» под названием «Островок уюта», познакомили родителей с целью, задачами создания данного уголка. Родителями были изготовлены: мягкие подушки, стульчик доброты и др. В раздевалке, в соответствии с данным проектом появился новый тематический стенд под названием - постер (достижения воспитанников). В качестве педагогической пропаганды в нашей группе создан наглядно-демонстрационный стенд «Для Вас, родители». Там размещаются советы и рекомендации по вопросам воспитания, также даны информационные объявления. В родительском уголке поместили памятку о целях и задачах нового уголка, постера.
Частью развивающей предметно-пространственной среды является развивающая предметно - пространственная среда В. Воскобовича «Фиолетовый лес». В группе создали «Центр развивающих игр В.В. Воскобовича». Изготовили на подгруппу 8-10 чел конструкторы: «Чудо -крестики», «Чудо - Соты», двухцветный квадрат. К играм имеются альбомы фигурок для конструирования. В целях развития у воспитанников логического и системного мышления в группе с помощью родителей приобретены игры в уголок развивающих игр В. Воскобовича. Например: «Эталонные фигуры. Ларчик», «Фонарики. Ларчик», «Черепашки. Ларчик»и др.
Для детей раннего возраста приобрели конструкторы: «Волшебная восьмерка Ларчик», «Черепашки. Ларчик», которые могут быть использованы совместно с «Фиолетовым лесом», «Коврографом Ларчик» и «Мини Ларчик». Изготовили семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи, а также всех героев сказочного леса. Данная среда полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО. Способствуют созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Родители активно принимали участие в организации предметно- развивающей среды как в группе так и на открытом участке. Совместно с родителями изготовили «Уголок шахматы» для интеллектуального развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований дошкольников. Развивающая площадка «Шахматы» оснащена переносными деревянными шахматами крупного размера. Шахматное поле располагается в центральной зоне детского сада на хорошо освещенной местности.
Во время прогулок с воспитателем на площадке дети могут познакомиться с названиями фигур, их расположением на шахматном поле, поиграть в разные дидактические игры с шахматами.
3.2. Программно-методическое обеспечение.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Методические пособия
Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7лет.
Наглядное дидактическое пособия
Серия «Мир в картинках»: «День Победы».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Защитники Отечества».
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Методические пособия
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7лет.
Формирование основ безопасности
Методические пособия
Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения 3-7лет.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7лет).
Наглядно дидактические пособия
Серия «Правила дорожного движения для дошкольников», Дорожные знаки: для работы с детьми 4-7лет
Игровая деятельность
Методические пособия
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа 4-5лет.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Парциальная программа дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья» (образовательная область «Познавательное развитие») / Л.В. Серых, Г.А. Репринцева. – Воронеж : Издат-Черноземье, 2017.
Планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!» : методическое пособие / Л.В. Серых, Г. А. Махова, Е. А. Мережко, Ю. Н. Наседкина. – Воронеж : Издат-Черноземье, 2017.
Методические пособия
В.Воскобович Л.С.Вакуленко «Фиолетовый лес» развивающая предметно - пространственная среда Серия «Сказочные лабиринты игры»
Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников.
Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л., Развитие познавательных способностей дошкольников 5-7 лет.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7лет).
Ознакомление с предметным окружением и социальным миром.
Методические пособия
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа 4-5 лет.
Наглядно дидактические пособия
Серия «Мир в картинках»: «Авиация», «Автомобильный транспорт», «Бытовая техника», «Водный транспорт», «Посуда».
Серия «Рассказы по картинкам»: «Мой дом», «Профессии».
Серия: «Расскажите детям о бытовых приборах», «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о хлебе».
Наглядно дидактические пособия
Серия «Играем в сказку»: «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка». Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
Формирование элементарных математических представлений
Методические пособия
Помораева И.Л., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа 4-5лет.
Наглядно дидактические пособия
Плакаты: «Цвет», «Форма».
Ознакомление с миром природы
Методические пособия
Наглядно дидактические пособия
Плакаты: «Домашние животные», «Домашние питомцы», «Овощи», «Животные средней полосы», «Птицы», «Фрукты».
Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые».
Серия «Расскажите детям о грибах», «Расскажите детям о деревьях», «Расскажите детям об овощах», «Расскажите детям о садовых ягодах».
Образовательная область «Речевое развитие»
Методические пособия
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа 4-5 лет.
Наглядно дидактические пособия
Плакаты: «Домашние животные», «Домашние питомцы», «Овощи», «Животные средней полосы», «Птицы», «Фрукты».
Картины для рассматривания: «Коза с козлятами», «Кошка с котятами», «Свинья с поросятами», «Собака с щенками».
Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые».
Серия «Расскажите детям о грибах», «Расскажите детям о деревьях», «Расскажите детям об овощах», «Расскажите детям о садовых ягодах».
Серия «Грамматика в картинках»: «Множественное число», «Один – много».
Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»
Наглядно дидактические пособия
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность. в детском саду. Средняя группа 4-5 лет.
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа 4-5лет.
Наглядно дидактические пособия
Серия «Расскажите детям о музыкальных инструментах»
Серия «Искусство детям»: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»
Образовательная область «Физическое развитие»
Программно-методическое обеспечение
1.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.
2.Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа 4-5 лет.
3.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7лет.
4.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.
5.Парциальная программа дошкольного образования«Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие/ Л.Н. Волошина и др. –Воронеж: Издат-Черноземье. – 2017.
6.Планирование образовательной деятельности по парциальной программе физического развития «Выходи играть во двор» / методическое пособие / Л. Н. Волошина и др.
Наглядно – дидактические пособия
Серия «Мир в картинках»: «Спортивный инвентарь».
Серия «Расскажи по картинкам»: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта».
Серия: «Расскажи детям о зимних видах спорта»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 6л. и до окончания образовательных отношений на 2020-2021 учебный год
Дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ...
Рабочая программа Группы общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет №3 на 2020 – 2021 учебный год
Обеспечение полноценного развития личности детей 5 - 6 лет в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития с учетом целевых ориентиро...
Рабочая программа для детей группы общеразвивающей направленности 4 – 5лет на 2018-2019 учебный год
Рабочая програма по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей общеразвивающей направленности 4 - 5 лет....
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2020 – 2021 УЧЕБН
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИ...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2019- 2020 год
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2019- 2020 год...