Конспект занятие по развитию речевой с детьми ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным
Осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития детей»
Конспект занятия по развитию речевой активности, через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
Тема: «Домашние животные»
средняя группа компенсирующей направленности с ТНР
Выполнила: Нор М.Э.
2025г.
Тема: «Домашние животные»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей составлять рассказы о домашних животных, используя при этом план - схему;
- активизировать словарь по теме;
Коррекционно-развивающие:
- развивать память, словесно - логическое мышление, внимание.
- знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к домашним животным;
Методы:
- Словесные. Беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей.
- Наглядные. Демонстрация и рассматривание иллюстраций.
- Практические. Составление рассказа плану схеме, решение проблемной ситуации, поисковые действия, дидактические игры, физкультминутка.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Материалы для работы:
Мольберты, картинки диких и домашних животных, с изображением домашних животных и их детенышей, клубочек.
Предварительная работа: Знакомство с домашних животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик.
Ход занятия:
Дети заходят в группу друг за другом, образуя круг.
1 Организационный момент.
Воспитатель: - «Встали дети ровно в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся! Поприветствуйте улыбкой наших гостей».
2. Проблемная ситуации. (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - «Сегодня я предлагаю нам отправимся в деревню, в гости к бабушке Тани. Закройте глаза и повторяйте за мной 1.2.3. – повернись. И в деревне очутись!».
Воспитатель: (одевает платок), - Бабушка Таня –«Здравствуйте мои дорогие! Как я рада видеть вас! Ой ребята, у меня большая беда, срочно нужна ваша помощь.» (Дети: - «Что случилось?»)
Бабушка Таня: - «Ночью был сильный ветер и сломал забор. Все животные разбежались. А я забыла, как они называются? Вот посмотрите дети 2 картинки – это лес. Какие животные живут в лесу?
А здесь моя деревня. Какие животные живут у меня в деревне?
А теперь задание, надо диких животных заселить в лес. А домашних животных, где деревня. Пройдите, возьмите по одной картинке и распределите по своим местам. Садитесь на стульчик. Давайте проверим, правильно выполнили задание. (Вызываю ребенка закрепить.)
(Дети подходят к столику, берут одну картинку)
Бабушка Таня: -«Молодцы, хорошо рассказали». А сейчас отдыхаем, язычком домашних животных изображаем.
Артикуляционная гимнастика.
1. «Лошадка»-улыбнуться, поцокать язычком будто едешь на лошади. (6 раз)
2. «Собачка грызёт косточку»- слегка прикусываем кончик язычка (5раз)
3«Коза бодается» — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (6 раз).
Бабушка Таня: - «Ребята, сейчас я вам расскажу о своем любимом животном с помощью таблице, вы послушайте.
Составление рассказа о нескольких животных.
План рассказа:
1.Кошка – это домашнее животное.
2.Она черного цвета, пушистая.
3.У неё маленькое туловище, круглая голова, пушистый хвост, и четыре лапы.
4.Кошка мяукает громко и тихо.
5.Я её кормлю рыбой, мясом, молоком.
6.Живет она в доме со мной.
7.У кошки рождаются маленькие котята.
8. От мышей Мурка охраняет мою еду.
Бабушка Таня: - «А сейчас вам предлагаю составить рассказ о своем любимом животном. Кто может рассказать поднимите руку? Выходи. (2ребенка)
Физкультминутка.
Бабушка Таня: - «А сейчас давайте отдохнём. Молодцы ребята! Хорошо рассказали! Выходи дружок, становись в кружок.
«Цок-цок-цок!» лошадь скачет. «Цок-Цок-Цок» (Дети скачут, как лошадки, по кругу.)
«Цок-цок-цок! – лошадь бьёт копытцем. (Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.
«Цок-цок-цок!» - тележку тащит. (Дети идут.)
На тележке нас везёт. (Приседают на корточки и встают.)
Бабушка Таня: - «Ребята, предлагаю с мячиком поиграть, животное и их детёныши называть»
Я бросаю мяч каждому, называю животное, а вы возвращаете мяч, называете детёныша.
У кошки кто? (Дети: -«У кошки котёнок.»)
У собаки кто? (Дети: «У собаки щенок.»)
У крольчихи кто? (Дети: - «У крольчихи крольчонок.»)
У козы кто? (Дети: -«У козы козленок.»)
У свиньи кто? (Дети: -«У свиньи поросёнок.»)
У коровы телёнок кто? (Дети: -«У коровы теленок.»)
У лошади кто? (Дети: -«У лошади жеребёнок.»)
У овцы кто? (Дети: - «У овцы кто.»)
Бабушка Таня: -«Молодцы ребята! Правильно отвечаете. Дети проходите на стульчик. наша работа правильна произнести чистоговорку.
Правильное звукопроизношение.?
За-за-за-прибежала к нам коза.
Зы- зы- зы- ой беда у той козы.
Зо- зо- зо-не поют козлята зо.
Зу- зу- зу- надо выручить козу.
Бабушка Таня: - «Молодцы ребята, спасибо вам за помощь. А расскажите мне, что понравилось вам у меня в гостях. Передавай те клубочек и рассказывайте.
А это вам подарочек от меня за помощь. А сейчас пора возвращаться в детский сад, до свидания. (Снимает бабушка плато)
Воспитатель: Давайте закроем глазки и повторим за мной:
Раз, два, три – повернись,
В детском саду очутись!
Самоанализ занятия
«Домашние животные»
Тема: «Домашние животные»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей составлять рассказы о домашних животных, используя при этом план - схему;
- активизировать словарь по теме;
Коррекционно-развивающие:
- развивать память, словесно - логическое мышление, внимание.
- знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к домашним животным;
Методы:
- Словесные. Беседа, ответы на вопросы.
- Наглядные. Демонстрация и рассматривание иллюстраций.
- Практические. Моделирование рассказа, решение проблемной ситуации, поисковые действия, дидактические игры, физкультминутка.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы для работы:
Мольберт, макет ферма с животными, предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Предварительная работа: Знакомство с домашних животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик.
Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы,
Наглядные: использование картинки домашние животные и их детеныши.
Практические: Мнемотаблица
Игровой: Мяч. картинки с животными.
В процессе ОД применялись следующие технологии:
- игровая деятельность;
- технология развивающего обучения;
-здоровьесберегающие технологии.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Материал был подобран на доступном для детей уровне в соответствии с заданиями адаптированной образовательной программы, соответствующими данному возрасту детьми.
Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
На момент занятия использован организационный прием -направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми. Игровая мотивация в гости к бабушке Тане, д/игр «Назови детеныша». Приём мнемотехника -развитие связной речи. В схеме используются символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса.
Работа с мнемотаблицами включает три этапа:
- Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены.
- Преобразование информации из абстрактных символов в образы.
- Побуждение ребёнка к составлению рассказа.
Длительность занятия соответствует нормам, для детей данного возраста – 15 минут.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Воспитанники показывали свои умения легко вступали в беседу, высказывали предложения. Быстрая смена приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. В ОД были интегрированные моменты из образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками). «Познавательное развитие» (природное окружение, с моментами формирования математических представлений),
Во время ОД старались обращаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми, старались быть в позиции «рядом». Отрабатывались навыки поведения детей умения выслушивать ответы других, внимательно слушать других детей и. т. д. поддерживала интерес к ОД на протяжении всего времени.
Я считаем, что выбранная нами форма организации образовательной деятельности была достаточна эффективной. Старались соблюдать нормы педагогического этики и такта. Считаем, что поставленные образовательной деятельности задачи выполнены. ОД своей цели достигло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речевого восприятия в старшей группе на тему: «Звуки и буквы О, У».
Конспект занятия по развитию речевого восприятия для детей с задержкой психического развития....

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»
Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь: Формировать умение логично, четко, последовате...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»
План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы Тема занятия: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группыТема занятия: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет (в рамках НОД (образовательная область «Речевое развитие)) Тема: «Путешествие в страну сказочных эмоций»
Сказки любят все на свете,Любят взрослые и дети.Сказки учат нас добру,И прилежному труду....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

Конспект занятия по развитию движений с детьми 2 г.ж. «Как собачка играла с детьми»
Развитие двигательных навыков у детей раннего возраста...