Конспект занятие по развитию речевой с детьми ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Нор Марина Эдуардовна

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_.zhivotnye.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным

Осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

направлению развития детей»

                 

Конспект занятия по развитию речевой активности, через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

Тема: «Домашние животные»

средняя группа компенсирующей направленности с ТНР

        

Выполнила: Нор М.Э.

2025г.

Тема: «Домашние животные»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей составлять рассказы о домашних животных, используя при этом план - схему;
  • активизировать словарь по теме;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать память, словесно - логическое мышление, внимание.
  • знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к домашним животным;

Методы:

  • Словесные. Беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей. 
  • Наглядные. Демонстрация и рассматривание иллюстраций. 
  • Практические. Составление рассказа плану схеме, решение проблемной ситуации, поисковые действия, дидактические игры, физкультминутка. 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы для работы:

Мольберты, картинки диких и домашних животных, с изображением домашних животных и их детенышей, клубочек.

Предварительная работа: Знакомство с домашних животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик.

Ход занятия:

Дети заходят в группу друг за другом, образуя круг.

1 Организационный момент.

Воспитатель: - «Встали дети ровно в круг,

  Ты мой друг и я твой друг,

   Крепко за руки возьмёмся

   И друг другу улыбнёмся!  Поприветствуйте улыбкой наших гостей».

2. Проблемная ситуации. (дети садятся на стульчики)

Воспитатель: - «Сегодня я предлагаю нам отправимся в деревню, в гости к бабушке Тани. Закройте глаза и повторяйте за мной 1.2.3. – повернись. И в деревне очутись!».

Воспитатель: (одевает платок), - Бабушка Таня –«Здравствуйте мои дорогие! Как я рада видеть вас! Ой ребята, у меня большая беда, срочно нужна ваша помощь.» (Дети: - «Что случилось?»)

Бабушка Таня: - «Ночью был сильный ветер и сломал забор. Все животные разбежались. А я забыла, как они называются?   Вот посмотрите дети 2 картинки – это лес. Какие животные живут в лесу?    

А здесь моя деревня. Какие животные живут у меня в деревне?

А теперь задание, надо диких животных заселить в лес. А домашних животных, где деревня. Пройдите, возьмите по одной картинке и распределите по своим местам. Садитесь на стульчик. Давайте проверим, правильно выполнили задание. (Вызываю ребенка закрепить.)

(Дети подходят к столику, берут одну картинку)

Бабушка Таня: -«Молодцы, хорошо рассказали». А сейчас отдыхаем, язычком домашних животных изображаем.

 Артикуляционная гимнастика.

1. «Лошадка»-улыбнуться, поцокать язычком будто едешь на лошади. (6 раз)

2. «Собачка грызёт косточку»- слегка прикусываем кончик язычка (5раз)

3«Коза бодается» — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (6 раз).

Бабушка Таня: - «Ребята, сейчас я   вам расскажу о своем любимом животном с помощью таблице, вы послушайте.

Составление рассказа о нескольких животных.

План рассказа:

1.Кошка – это домашнее животное.

2.Она черного цвета, пушистая.

3.У неё маленькое туловище, круглая голова, пушистый хвост, и четыре лапы.

4.Кошка мяукает громко и тихо.

5.Я её кормлю рыбой, мясом, молоком.

6.Живет она в доме со мной.

7.У кошки рождаются маленькие котята.

8. От мышей Мурка охраняет мою еду.

Бабушка Таня: - «А сейчас вам предлагаю составить рассказ о своем любимом животном. Кто может рассказать поднимите руку? Выходи. (2ребенка)

Физкультминутка.

Бабушка Таня: - «А сейчас давайте отдохнём. Молодцы ребята! Хорошо рассказали! Выходи дружок, становись в кружок.

«Цок-цок-цок!» лошадь скачет. «Цок-Цок-Цок» (Дети скачут, как лошадки, по кругу.)

«Цок-цок-цок! – лошадь бьёт копытцем. (Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

«Цок-цок-цок!» - тележку тащит. (Дети идут.)

На тележке нас везёт. (Приседают на корточки и встают.)

Бабушка Таня: - «Ребята, предлагаю с мячиком поиграть, животное и их детёныши называть»

Я бросаю мяч каждому, называю животное, а вы возвращаете мяч, называете детёныша.

У кошки кто? (Дети: -«У кошки котёнок.»)

У собаки кто? (Дети: «У собаки щенок.»)

У крольчихи кто? (Дети: - «У крольчихи крольчонок.»)

У козы кто?  (Дети: -«У козы козленок.»)

У свиньи кто? (Дети: -«У свиньи поросёнок.»)

У коровы телёнок кто? (Дети: -«У коровы теленок.»)

У лошади кто? (Дети: -«У лошади жеребёнок.»)

У овцы кто? (Дети: - «У овцы кто.»)

Бабушка Таня: -«Молодцы ребята! Правильно отвечаете. Дети проходите на стульчик.  наша работа правильна произнести чистоговорку.

Правильное звукопроизношение.?

За-за-за-прибежала к нам коза.

Зы- зы- зы- ой беда у той козы.

Зо- зо- зо-не поют козлята зо.

Зу- зу- зу- надо выручить козу.

Бабушка Таня: - «Молодцы ребята, спасибо вам за помощь. А расскажите мне, что понравилось вам у меня в гостях. Передавай те клубочек и рассказывайте.

А это вам подарочек от меня за помощь. А сейчас   пора возвращаться в детский сад, до свидания. (Снимает бабушка плато)

Воспитатель: Давайте закроем глазки и повторим за мной:

Раз, два, три – повернись,

В детском саду очутись!

                                                   

Самоанализ занятия

«Домашние животные»

Тема: «Домашние животные»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей составлять рассказы о домашних животных, используя при этом план - схему;
  • активизировать словарь по теме;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать память, словесно - логическое мышление, внимание.
  • знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к домашним животным;

Методы:

  • Словесные. Беседа, ответы на вопросы. 
  • Наглядные. Демонстрация и рассматривание иллюстраций. 
  • Практические. Моделирование рассказа, решение проблемной ситуации, поисковые действия, дидактические игры, физкультминутка. 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы для работы:

Мольберт, макет ферма с животными, предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Предварительная работа: Знакомство с домашних животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик.

Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы,

Наглядные: использование картинки домашние животные и их детеныши.

Практические: Мнемотаблица

Игровой: Мяч. картинки с животными.

В процессе ОД применялись следующие технологии:

- игровая деятельность;

- технология развивающего обучения;

-здоровьесберегающие технологии.

 Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Материал был подобран на доступном для детей уровне в соответствии с заданиями адаптированной образовательной программы, соответствующими данному возрасту детьми.

Для реализации каждой задачи были подобраны приёмы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

На момент занятия использован организационный прием -направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми. Игровая мотивация в гости к бабушке Тане, д/игр «Назови детеныша». Приём   мнемотехника -развитие связной речи. В схеме используются символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса.

Работа с мнемотаблицами включает три этапа:

  1. Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены. 
  2. Преобразование информации из абстрактных символов в образы. 
  3. Побуждение ребёнка к составлению рассказа.

Длительность занятия соответствует нормам, для детей данного возраста – 15 минут.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Воспитанники показывали свои умения легко вступали в беседу, высказывали предложения. Быстрая смена приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. В ОД были интегрированные моменты из образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками). «Познавательное развитие» (природное окружение, с моментами формирования математических представлений),

Во время ОД старались обращаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми, старались быть в позиции «рядом». Отрабатывались навыки поведения детей умения выслушивать ответы других, внимательно слушать других детей и. т. д. поддерживала интерес к ОД на протяжении всего времени.

Я считаем, что выбранная нами форма организации образовательной деятельности была достаточна эффективной. Старались соблюдать нормы педагогического этики и такта. Считаем, что поставленные образовательной деятельности задачи выполнены. ОД своей цели достигло.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речевого восприятия в старшей группе на тему: «Звуки и буквы О, У».

Конспект занятия по развитию речевого восприятия для детей с задержкой психического развития....

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы Тема занятия: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группыТема занятия: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

Конспект занятия по развитию движений с детьми 2 г.ж. «Как собачка играла с детьми»

Развитие двигательных навыков у детей раннего возраста...