Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы по теме "Составление рассказа по картине "Кошка с котятами"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельности  по развитию речи для детей старшей группы по теме "Составление рассказа по картине "Кошка с котятами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение                                                                                                                            детский сад № 82 Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

  для детей старшей группы                                                                                                                                                                                                  «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

                                                                                                                            Воспитатель: Шелыганова Ольга Владимировна

                                                                                                                                                                                                             

                                                           

                                                                                                          Санкт-Петербург

2025 г.

План - конспект  

Тема: «Составление рассказа по картине

«Кошка с котятами»

 Цель: формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план.

Задачи:

  • упражнять в отгадывании загадок;
  • формировать умение внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию, рассуждать;
  • упражнять в подборе слов, близких по значению;
  • подбирать слова, обозначающие действия предметов;
  • развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество

Тип, форма и методы используемые в НОД: 

  • Тип – закрепления ранее приобретённых знаний, развитие речи
  • Метод – словесный, практический, игровой, наглядный.
  • Форма – занятие

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: кошка, котёнок, план, загадка, отгадывать, коготки, царапает, распахнулась.

Материалы: листы размером А-3, карандаши, мяч, два мольберта, фломастеры, презентация.

Ход непрерывно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Образовательные области

Задачи

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Воспитатель раскладывает на столах листы и карандаши

Социально-коммуникативное

речевое

Организация деятельности детей

- Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном.

Вводная часть (мотивационный момент)

Загадывает загадки детям

Познаватель-

ное

Социально-коммуникативное

Речевое

- О каком именно животном  будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку.

Загадки

Острые коготки, мягкие подушки;

Шёрстка пушистая, длинные усы;

Мурлычет, лакает молоко;

Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

Хорошо видит в темноте, песни поёт;

У неё хороший слух, ходит неслышно;

Умеет выгибать спинку, царапается.

- Какая отгадка у вас получилась?

- Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Слушают, отгадывают, рисуют отгадку.

- Это кошка

Основная часть

Проблемная ситуация:

Закрепляет на доске картину

«Кошка с котятами»

Презентация

Берёт мяч, бросает детям по очереди.

Социально-коммуникативное

Речевое

Социально-коммуникативное

Речевое

Физическое

Социально-коммуникативное

Речевое

Физическое

- Что вы знаете о кошке?

- У кого дома есть кошка?

- Любите ли вы своих питомцев?

- Расскажите о них.

Музыкальная разминка

Рассматривание картины.

Беседа по содержанию.

- Рассмотрите внимательно картину.

- Что изображено?

- Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она?

- Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они?

- Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное?

- Правильно, они отличаются окраской шерсти.

- А чем они ещё отличаются?

- Посмотрите, что делает каждый котёнок

- Чем похожи все котята?

- Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

- Как ещё можно сказать про него?

- Как ещё можно сказать?

- Как по-другому можно сказать?

Игра с мячом «Что умеют делать кошки?»

- Я предлагаю вам встать в круг.

- Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

  Составление плана

- Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

- Кто изображён на картине? Где происходит действие?

- Кто бы мог оставить корзину с клубками?  Что здесь случилось?

- Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Физкультминутка «Кошка»

Вот окошко распахнулось,
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх.
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась.
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.

Составление рассказа

- Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

- Домашнее животное, живёт с человеком.

Кошка охотится на мышей.

Любит молоко. Другие ответы детей.

Поднимают руки

- Да

Слушаем рассказы детей.

Рассматривают картину        .

- Большая, пушистая..

- Маленькие, забавные, тоже пушистые…

- Один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий – пёстрый

- Один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко

- Все котята маленькие

Дети предлагаю варианты клички кошки и котят.

- Котёнок: (называет кличку) играет.

- Он резвится, прыгает, катает клубок.

- Котёнок: ___________ спит

- Дремлет, закрыл глаза, отдыхает

- А котёнок по кличке: ____ лакает молоко.

- Пьёт, лижет, наедается.

Дети становятся в круг.

Ловят мяч, называют действие, бросают мяч воспитателю.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился получше, и аргументируют свой выбор.

Рефлексия

Оценка деятельности детей

Для каждой команды приготовлен свой мольберт и фломастеры.

Социально-коммуникативное

Речевое

Познавательное

Физическое

Художественно-эстетическое

Сегодня вы работали с картиной, учились составлять рассказ.

- Что вам заполнилось больше всего?

- Что понравилась?

- Что было трудным?

- В завершении занятия  предлагаю разделиться на две команды.

- Нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы «ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы  с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов театрализованной деяте...

Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы.

Продолжать формировать у детей навык пересказывания сказок, пользуясь ключевыми картинками и подбирать существительные к прилагательным. Продолжить работу по автоматизации звука «Ш» и по ф...

Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы по теме: "ВЕТКА РЯБИНЫ"

Конспект интеграционных видов деятельности по развитию речи для детей старшей группы с использованием выражений, сравнений, художественным словом "ВЕТКА РЯБИНЫ"...

Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду".

Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду"....

Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду".

Методическая разработка по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста "Лексико-грамматические упражнения "Кто работает в детском саду"....

Методическая разработка Тема_ «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через игру с использованием инновационных технологий» Ионцева Е.Н 23 марта 2023г.

Методическая разработкаТема: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста черезигру с использованием инновационных технологий»Воспитатель: Ионцева Е.Н Речевое развитие вк...