Краткосрочный проект во второй младшей группе «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ»
проект по развитию речи (младшая группа)

Валякина Надежда Борисовна

Краткосрочный проект во второй младшей группе «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ»

 

Актуальность

Речевые способности ребёнка начинают развиваться ещё до его рождения. На становление речи у малыша влияет множество факторов. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам. Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т. е. понимания речи. Одно из главных условий развития человека и личности – своевременное овладение речью.

Чем же отличается развитие речи мальчиков от развития речи девочек?

Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается по специфическим гендерным особенностям. Речь девочек более четкая, у них чистое произношение, а также раньше появляются предложения. К двум годам словарный запас девочек свыше трехсот слов, у мальчиков такой словарный запас формируется в среднем на четыре месяца позднее. Далее речь девочек по грамматическому строю и словарному запасу богаче, они использует в речи большое количество глаголов, местоимений и предлогов. Навыки чтения у девочек формируются раньше.

У девочек лучше развит вербальный интеллект и раньше формируется речь. У мальчиков более развиты особенности, связанные с пониманием пространственных соотношений, а именно математические и зрительно-пространственные способности.

Мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых, они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.

При усвоении родного языка у мальчиков в два раза чаще наблюдаются характерные расстройства в развитии языка и речи, например, темповые задержки речевого развития, которые характерны как при девиантном развитии речи, так и в норме.

Различия наблюдаются и в понимании речи у мальчиков и девочек: девочки лучше воспринимают эмоциональную речь - мальчики краткую, сдержанную. Для девочек важны чувства и эмоции, именно их они пытаются заметить в речи взрослых. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие».

Традиционно развитию речи девочек родители уделяют большее внимание. Они больше разговаривают с ними и больше используют эмоциональных обозначений, когда рассказывают что-то дочерям. Речь девочек, в целом, развивается раньше и полнее, в отличие от речи мальчиков.

Как правило, речевое творчество девочек носит описательный характер и связано с эмоциональными переживаниями. В их речи преобладает аффективный компонент, что соответствует стереотипному представлению о большей экспрессивности женской речи. Девочки в большей степени склонны персонифицировать собственное речевое высказывание, придавать ему определённый личностный смысл и законченную грамматическую форму. Мальчики, напротив, стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали. Они стремятся высказывать своё мнение, идеи, готовы спорить. Мальчики больше обращают внимания на смысловую сторону поведения, нежели девочки. Для девочек характерно более эмоциональное восприятие социальных ситуаций.

Таким образом, у мальчиков и девочек разные гендерные схемы речевого развития.

Учитывая речевые особенности мальчиков и девочек, считаю необходимым подчеркнуть, что действенным в работе по развитию речи будет являться применение принципа взаимодополнения свободных речевых высказываний детей, повышение коэффициента использования эмоциональных опор и признаков у мальчиков, логических признаков – у девочек.

Вид проекта: краткосрочный

Сроки реализации: январь-февраль 2024 г.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание условий для организации работы по развитию речи с учетом гендерных различий.

Задачи:
1. Организовать предметно развивающую среду с учетом гендерных аспектов развития речи.
2. Разработать различные формы организации мероприятий в соответствии с гендерными аспектами.
3. Разработать серию занятий по развитию речи детей с учетом гендерных аспектов.

4. Привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Положительная динамика уровня речевого развития мальчиков и девочек.
2. Наличие разработок по организации различных форм мероприятий в соответствии с гендерными аспектами.
3. Развивающая среда, с учетом гендерных аспектов речевого развития, обогащенная необходимым комплексом дидактических материалов, игр.
4. Серия занятий по развитию речи с учетом гендерных аспектов.

5. Участие родителей в жизнедеятельности группы, помощь в организации речевой среды.

Виды деятельности, используемые в проекте:

- познавательно-исследовательская (наблюдения, беседы, опыты);

- игровая (ролевые, дидактические, настольные, конструирование);

- двигательная (подвижные, малоподвижные, эстафеты);

- музыкальная (песни, танцы, прослушивание музыкальных произведений, музыкальные постановки);

- театральная (кукольный, настольный, пальчиковый, инсценировки сказок, тематические развлечения, утренники);

- художественно-творческая (рисование, лепка, аппликация, выставки поделок, конкурсы рисунков);

- коммуникативная (консультации, семейное творчество, выставки);

- трудовая (помощь взрослым, уборка игрушек, поручения).

Формы и методы организации мероприятий:

 

Формы работы

Организуемые мероприятия

1

Работа с родителями

- папка-передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад»;

- анкетирование «Мальчики и девочки – два разных мира», «Что я знаю о гендерном воспитании детей»;

- консультация «Мальчики и девочки – они такие разные», «Ножницы – это легко!»;

- изготовление стенгазет «Моя семья»«Наши маленькие помощники»;

- картотеки потешек, стихов, чистоговорок по темам недели в уголке родителей;

- участие родителей в работе по формированию развития речи детей в ДОО (праздники, конкурсы, выставки);

2

Работа воспитателей с детьми

- специально-организованные занятия по развитию речи с учетом гендерного подхода для мальчиков «Знакомимся с инструментами», «Папин помощник», «В мире машин» и девочек «Моя любимая кукла», «Оденем куклу на прогулку», «Мамина помощница», «К нам гости пришли»;

- беседы: «Любимая игрушка», «Моя семья», «Папы – наши защитники», «Кто я?», «Кого ты любишь?», «Назови соседа ласково», «Давайте познакомимся», «Береги своё здоровье», «Мои добрые поступки», «Во что играют девочки (мальчики)?»;

- рассматривание иллюстраций, альбомов, сюжетных картин, фотографий детей и взрослых;

- составление рассказов по опорным картинкам, мнемосхемам «Репка», «Колобок», «Заячья избушка», «Теремок» и пр.;

- рисование по шаблонам «Моя семья», «Точка, точка, запятая…», «Портрет мамы/папы»;

- аппликация «Открытка для папы», «Весёлый самолёт»;

- лепка «Тарелочка с фруктами», «Бублики-бараночки», «Самолёты», «Инструменты. Молоток»;

- рисование животных с помощью ладошек (картотека схем);

- разучивание потешек, стихов, чистоговорок;

- пальчиковые игры «Пальчик-пальчик где ты был..», «Семья», «Наш малыш», «Домик», «Детки», «Из-за леса из-за гор..», «Ты расти-расти сынок» и мн.др.;

- прослушивание музыкальных произведений о маме, папе и других членов семьи («Сборник детских песен»);

- экскурсия по группе «Мы здесь живём и порядок наведём!»;

- театрализованная деятельность:

а) пальчиковый театр «Репка», «Утёнок и цыплёнок», «Теремок», «Курочка ряба»;

б) настольный театр и театр на палочках «Теремок», «Три медведя», «Волк и коза», «Маша и медведь», «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди» и др.;

в) фланелевый театр «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка ряба»;

г) коллекция Би-ба-бо;

д) плоскостной театр «Два жадных медвежонка»;

е) театр резиновых игрушек по мотивам сказок;

ж) декорации, костюмы и маски к сказкам «Рукавичка», «Лиса и волк», «Репка», «Заячья избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» и др.

- игровая деятельность:

а) дидактические и настольные игры, коллекция «Игры на липучках» - «Семья – расставь по порядку», «Тело человека», «Что сначала, что потом», «Конструктор лица», «Пазлы сказки», «23 февраля. Военные профессии», «Путаница из сказок», «Чья тень?», «Цветные машинки», «Найди пару» и др.;

б) сюжетно-ролевые – «Дом», «Семья», «Гараж», «Больница», «Магазин», «Строители», «Космонавты», «Авторемонтная мастерская», «Салон красоты», «Автомобильный магазин» и др.;

в) малоподвижные игры, игры-эстафеты - «Поможем папе собраться на работу», «Кто быстрее оденется?», «Накроем на стол», «Наведём порядок в группе», «Соберём маме сумку»;

г) строительные - «Мой дом»«Наша улица»«Мебель для куклы Кати»«Гараж», «Ракета»;

- игровые ситуации «Поможем дедушке найти очки»«День рождения у друга»«Сервируем стол для чаепития», «Гости ушли, наводим порядок», «Умею – не умею», «Мама варит суп», «Расскажем лисичке, как надо играть с ребятами», «Чем я с другом поделюсь»;

3

Совместная деятельность родителей с детьми

- участие в фотовыставках «Моя семья», «Маленькие помощники»;

- участие в создании большой кулинарной книги рецептов «Любимое блюдо семьи»;

- участие в конкурсах и тематических выставках ДОО, изготовление поделок, рисунков;

- чтение художественной литературы, разучивание потешек, стихотворений по рекомендациям воспитателей;

- выполнение домашнего задания по темам недели, таких как: «Открытка для друга», «Любимое блюдо семьи», «Нарисуй любимого героя сказки», «Создание книжки-малышки», «Копилочка добрых дел», «В гости к светофору» и пр.

4

Взаимодействие воспитателей с педагогами ДОО

- подготовка презентации «Развитие речи мальчиков и девочек с учётом гендерных различий»;

- обсуждение результатов реализации проекта «Развитие речи мальчиков и девочек с учётом гендерных различий» на педагогическом совете ДОО.

 

Оценка результативности проекта.

Работа по реализации проекта «Развитие речи мальчиков и девочек с учётом гендерных различий» проводилась в период с января по февраль 2024 г. За время работы над проектом были разработаны:
• перспективный план работы по развитию речи с учетом гендерных различий для детей второй младшей группы;
• конспекты занятий по развитию речи для детей второй младшей группы;
• план работы с родителями воспитанников второй младшей группы.
В педагогический процесс были введены специально-организованные занятия по развитию речи с учетом гендерного подхода, которые проводились 1 раз в неделю, это:
1.Занятия с девочками: «Моя любимая кукла», «Оденем куклу на прогулку», «Мамина помощница», «К нам гости пришли».
2. Занятия с мальчиками: «Знакомимся с инструментами», «Папин помощник», «В мире машин».

Программные задачи на таких занятиях решаются одинаковые, но подача нового материала происходит по-разному. Девочки быстрее мальчиков включаются в усвоение нового материала, в то время как с мальчиками сначала необходимо повторить пройденный материал, а затем приступить к подаче нового.
Кроме того, мы старались подбирать разную тематику занятий в соответствии с половой принадлежностью: для мальчиков - «Знакомимся с инструментами», «В мире машин», для девочек – «Мамина помощница», «Моя любимая кукла» и т.д.
3. Фронтальные занятия, где детям даются одинаковые задания, но разный дидактический материал. Например, девочкам для пересказа даются иллюстрации к более сложным по содержанию сказкам. Мальчикам дается сказка проще по содержанию.
4. Занятия с одинаковыми заданиями и с одинаковым дидактическим материалом. На таких занятиях хорошо определяется разница речевого развития между мальчиками и девочками.
В занятия были включены разнообразные, наиболее интересные для детей методы и приемы: это и рассматривание иллюстраций, картин, беседа по ним, использование художественного слова - чтение художественной литературы, загадывание загадок, знакомство с пословицами, заучивание коротких стихотворений. Дети с удовольствием рассказывали сказки по цветным иллюстрациям, опорным картинкам, отгадывали загадки, с интересом принимали участие в обсуждениях на тему: «Чем отличается мальчик от девочки?», «Какая должна быть девочка (мальчик)?», «Как я помогаю маме», «Моя любимая игрушка» и т.д.
В игровую деятельность детей введены новые сюжетно - ролевые игры с учетом гендерных аспектов. Например, для девочек: «Магазин косметики», «Ателье», «Парикмахерская». Для мальчиков: «Авторемонтная мастерская», «Магазин автозапчастей» и другие.
Играя в сюжетно-ролевые игры, дети моделировали реальные жизненные ситуации: диалог продавца и покупателя, операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции. Знакомились с профессиями, учились грамотно выражать свои мысли вслух, употребляя в речи существительные, глаголы и прилагательные (род, число, падеж), постигали смысл труда, воспроизводили трудовые процессы взрослых.
В играх «Ателье для маленьких красавиц», «Супермаркет», «Строительство дома» и др. создавались наиболее благоприятные условия для развития интереса, естественная, приближённая к реальной жизни обстановка.

Для формирования представлений о мужественности и женственности, мы широко используем в работе устное народное творчество и художественную литературу. Мир сказок с его сказочными героями щедр и богат на проявление высоких эмоций и черт характера, таких как смех, слёзы, хитрость, щедрость, обман, грусть, злоба и прочее. Дети младшего возраста через красочное эмоциональное описание понимают, что лисе свойственно быть мягкой, ласковой, красивой, но в то же время хитрой. Суровый медведь всегда разговаривает грубым голосом, неуклюж, он большой и бесстрашный. Всё это, невольно подводит детский разум к пониманию женского и мужского начала.
С родителями было проведено анкетирование на темы «Мальчики и девочки – два разных мира», «Что я знаю о гендерном воспитании детей».

Результаты анкетирования позволили определить некоторые направления совместной деятельности с родителями:

  • информирование родителей о задачах и содержании речевого развития детей с учетом гендерных различий в детском саду и в семье;
  • обогащение развивающей среды;
  • участие родителей в работе по формированию развития речи детей в дошкольном учреждении (подготовка к праздникам, конкурсам);
  • организация «домашних заданий», в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй.

Таким образом, результаты работы в данном направлении показали следующее: занятия по развитию речи, беседы, дидактические игры, театрализованная деятельность с учётом гендерных различий способствуют развитию внимания, сосредоточенности, словарный запас активно пополнятся, речь детей обогащается полноценными речевыми оборотами, становится правильной и осмысленной. Отдельные занятия вызывают интерес, как у мальчиков, так и у девочек. В созданных условиях дети видят результат полученных знаний и умений.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БАБОЧКИ» НА ТЕМУ: «МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА» в рамках реализации общесадовского проекта «Книжкина неделя»

laquo;Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»,В. А.Сухомлинский...

Краткосрочный проект во второй младшей группе Название проекта – «Космическое путешествие»

Тип проекта – познавательныйУчастники проекта – воспитатель, дети второй младшей группы (3-4года), родителиПродолжительность проекта – краткосрочный (05.04.2021- 12.04.2021г)...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна больша...

Проект во второй младшей группе «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»

В последние годы наблюдается резкое снижение развития речи у детей.У многих имеютя нарушения речи.Дети, которые плохо говорят становятся замкнутыми, молчаливыми, отстают в своем развитии.В своей стать...