Конспект занятия по развитию речи: "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель. Познакомить с жанром устного народного творчества – «былиной», ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи:
Образовательные: Учить находить сходства и различия былины со сказкой, рассказом, стихом. Обогатить словарный запас новыми словами: баян, былина, гусли, доспехи, булава, меч, кольчуга, лук. Развивать связную речь. Знакомить с историей древней Руси.
Развивающие: Развивать умение эмоционально восприятие содержание былины, подвести к пониманию содержания произведения. Развивать умение выявлять положительные и отрицательные качества героев былины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель. Познакомить с жанром устного народного творчества – «былиной», ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи:
Образовательные: Учить находить сходства и различия былины со сказкой, рассказом, стихом. Обогатить словарный запас новыми словами: баян, былина, гусли, доспехи, булава, меч, кольчуга, лук. Развивать связную речь. Знакомить с историей древней Руси.
Развивающие: Развивать умение эмоционально восприятие содержание былины, подвести к пониманию содержания произведения. Развивать умение выявлять положительные и отрицательные качества героев былины.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к русским богатырям, стремление им подражать.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Демонстрационный материал: Репродукция картины В. Васнецова «Баян», Фрагмент репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря».
Раздаточный материал: Картинки с изображением оружия богатырей. Методические приемы: Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физминутка, подведение итогов.
Ход занятия
1. Организационная часть
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы начать наше занятие с хорошим настроением. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, кого вы видите на картине.
2.Основная часть
Рассказ воспитателя по картине «Баян» В. Васнецова
На зеленом холме, расположились древнерусские воины. О том, что эти воины из давнего - давнего прошлого, мы можем судить по их доспехам. Все внимание воинов обращено на пожилого человека в белой одежде. Наверняка он что-то интересное рассказывает им. Этого человека зовут Баян, от слова «баять» - «говорить», так в старину называли сказителей. Обратите внимание, что у него на коленях лежит музыкальный инструмент. Это - гусли, и рассказывает Баян особые песенные сказания о богатырях – былины. Былина от слова «быль», она рассказывает о реальных событиях, о подвигах героев, которые действительно жили на русской земле и защищали ее от врагов, но описываются эти события как сказочные. Подвиг былинных героев иногда преувеличен.
Сегодня мы с вами познакомимся с былиной о русском богатыре Илье Муромце.
-Слышали вы об этом богатыре раньше? (Ответы).
-Как вы его себе представляете? (Ответы)
Посмотрите, каким его изобразил художник Виктор Васнецов.
-Какие доспехи у Ильи Муромца?
-Шлем, щит, кольчуга.
Какое у него оружие?
-Булава, копье.
- Какими словами можно охарактеризовать Илью Муромца?
- Сильный, могучий, храбрый, мужественный.
Физминутка: «Богатыри»
Дружно встанем – раз, два, три (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри. (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим. (Правую руку подносят козырьком ко лбу) Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво. (Повороты вправо-влево)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
Дружно встанем раз, два, три. (Маршируют)
Мы теперь богатыри.
Чтение отрывка
-Похоже ли это произведение на стих?
-Чем похожа былина на сказку?
Один человек не может победить целое войско, даже если он наделен необыкновенной силой.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
Ай побил он эту силу всю великую.
Игра: «Назови признаки»
Сила богатыря (богатырская)
Копье из железа (железное)
Стрела врага (вражеская)
Меч, который сверкает (сверкающий)
Конь черный как ворон (вороной)
Игра «Назови оружие богатыря»
Итог занятия:
-Ребята, какое путешествие мы сегодня совершили?
-В прошлое.
-С кем мы познакомились?
-С русским богатырем Ильей Муромцем.
-Из какого произведения мы узнали об Илье Муромце?
-Из былины.
-Как называли древнерусского сказителя, рассказывающего истории о богатырях?
-Баян.
Понравилось вам наше путешествие? Хотели бы вы быть похожими на Илью Муромца? (
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
- сообщить элементарные исторические сведения об эпохи Древней Руси;- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры, пословицы и поговорки;- воспитывать у де...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».
Познакомить детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

Конспект занятия "Чтение былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"
Познакомить детей с жанром былины, помочь выделить его особенности...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Развитие речи в подготовительной группе. Чтение былины "Илья Муромец и Соловей- Разбойник...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
- Дать представление о былинах, их происхождении, содержании, расширить представления детей о былинном образе богатыря Ильи Муромца; закрепить знания детей о военных доспехах и вооружении русских воин...