Конспект занятия по развитию речи: "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пугавьева Мария Александровна

Цель. Познакомить с   жанром устного народного творчества – «былиной», ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

Образовательные:  Учить  находить сходства и различия былины со сказкой, рассказом, стихом. Обогатить словарный запас новыми словами:  баян, былина, гусли, доспехи, булава, меч, кольчуга, лук. Развивать связную речь. Знакомить с историей древней Руси.

 Развивающие:  Развивать умение эмоционально восприятие содержание былины, подвести к пониманию содержания произведения. Развивать умение выявлять положительные и отрицательные качества героев былины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilya_muromets_i_solovey.docx64.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель. Познакомить с   жанром устного народного творчества – «былиной», ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

Образовательные:  Учить  находить сходства и различия былины со сказкой, рассказом, стихом. Обогатить словарный запас новыми словами:  баян, былина, гусли, доспехи, булава, меч, кольчуга, лук. Развивать связную речь. Знакомить с историей древней Руси.

 Развивающие:  Развивать умение эмоционально восприятие содержание былины, подвести к пониманию содержания произведения. Развивать умение выявлять положительные и отрицательные качества героев былины.

Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к русским богатырям, стремление им подражать.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Демонстрационный материал: Репродукция картины В. Васнецова «Баян», Фрагмент репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря».

Раздаточный материал: Картинки с изображением оружия богатырей. Методические приемы: Беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физминутка, подведение итогов.

Ход занятия

1.    Организационная часть

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы начать наше занятие с хорошим настроением. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, кого вы видите на картине.  

2.Основная часть

Рассказ воспитателя по   картине «Баян»  В. Васнецова

 На зеленом холме, расположились древнерусские воины. О том, что эти воины из давнего - давнего прошлого, мы можем судить по их доспехам.   Все внимание воинов обращено на пожилого человека в белой одежде. Наверняка он что-то  интересное рассказывает им. Этого человека зовут Баян, от слова «баять» - «говорить», так в старину называли сказителей. Обратите внимание, что у него на коленях лежит музыкальный инструмент. Это - гусли, и рассказывает  Баян особые песенные сказания о богатырях – былины. Былина от слова «быль», она рассказывает о реальных событиях, о подвигах героев, которые действительно жили на русской земле и защищали ее от врагов, но описываются эти события как сказочные. Подвиг былинных героев иногда преувеличен.

Сегодня мы с вами познакомимся с  былиной о русском богатыре Илье Муромце.

 -Слышали вы об этом богатыре раньше? (Ответы).

-Как вы его себе представляете? (Ответы)

Посмотрите, каким его изобразил художник   Виктор Васнецов.

-Какие доспехи у Ильи Муромца?

-Шлем, щит, кольчуга.

Какое у него оружие?

-Булава, копье.

 

- Какими словами можно охарактеризовать Илью Муромца?

- Сильный, могучий, храбрый, мужественный.

Физминутка: «Богатыри»

 Дружно встанем – раз, два, три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри. (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

 Мы ладонь к глазам приставим. (Правую руку подносят козырьком ко лбу) Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво. (Повороты вправо-влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

Дружно встанем раз, два, три. (Маршируют)

Мы теперь богатыри.

Чтение отрывка

-Похоже ли это произведение на стих?

-Чем похожа былина на сказку?

Один человек не может победить целое войско, даже если он наделен необыкновенной силой.

А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
Ай побил он эту силу всю великую.

Игра: «Назови признаки»

Сила богатыря (богатырская)

Копье из железа  (железное)

Стрела врага (вражеская)

Меч, который сверкает (сверкающий)

Конь черный как ворон (вороной)

 Игра «Назови оружие богатыря»

 

Итог занятия:

-Ребята, какое путешествие мы сегодня совершили?

-В прошлое.

-С кем мы познакомились?

-С русским богатырем Ильей Муромцем.

-Из какого произведения мы узнали об Илье Муромце?

-Из былины.

-Как называли древнерусского сказителя, рассказывающего истории о богатырях?

-Баян.

Понравилось вам  наше путешествие? Хотели бы вы быть похожими на Илью Муромца?  (


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

- сообщить элементарные исторические сведения об эпохи Древней Руси;- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры, пословицы и поговорки;- воспитывать у де...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

Конспект занятия "Чтение былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Познакомить детей с жанром былины, помочь выделить его особенности...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Цель: формировать у детей умение анализировать текст -  былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Развитие речи в подготовительной группе. Чтение былины "Илья Муромец и Соловей- Разбойник...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

- Дать представление о былинах, их происхождении, содержании, расширить представления детей о былинном образе богатыря Ильи Муромца; закрепить знания детей о военных доспехах и вооружении русских воин...