Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему:" Полет в Космос"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Усманова Наталья Павловна

Занятие содержит цели. задачи, ход работы по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polet_v_kosmos.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию и обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: «Этот загадочный космос»

Подготовила: Усманова Н.П.

Задачи:

образовательные -  продолжать учить детей  отвечать на вопросы воспитателя; формировать умение детей образовывать слова;

согласовывать существительные, прилагательные с числительным; активизировать словарный запас детей по теме «Космос»;

развивающие  - развивать мышление, воображение, мыслительную активность;

воспитательные - воспитывать интерес к познанию, уверенность в своих возможностях.

Материал: космонавт,  картинки:  «Звезды», «Луна», «Ракета», «Земля», «Солнце»,  «Спутник»,   тарелочки со схемами предложения,  квадраты синего, зеленого, красного цвета, полоски, разделенные на пять квадратов, раскраски.

Ход: 1.Орг.момент

Воспитатель читает стихотворение:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: “Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

2. Беседа о времени года

– Ребята, какое время года наступило?

– Наступила весна.

– Весна какая?

– Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

– Какие весенние месяцы вы знаете?

– Март, апрель, май.

– Какой сейчас месяц?

– Сейчас месяц апрель.

3.    Постановка цели занятия.

– Какой праздник отмечает  вся страна 12 апреля?

– Вся страна отмечает  день Космонавтики.

Сегодня мы поговорим о космосе. К  нам на занятие пришел гость. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

(Космонавт)

4.Загадывание загадок.

Космонавт предлагает отправиться в космическое путешествие и быть ему помощниками, но перед путешествием нужно отгадать загадки.

По темному небу рассыпан горошек

В цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

(Звезды)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам …

(Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется …

(Земля)

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд,

Наш народ построил эту

Межпланетную …(Ракету)

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.

(Солнце)

-Хорошо, ребята,  справились!

5.Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, как построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров. Нужны были уши, способные слышать во Вселенной. Нужны были руки, способные управлять кораблем. Глаза создали «локаторщики». Уши – радиоконструкторы. Руки – «специалисты по автоматике». Они все умели хорошо считать. Давайте и мы с вами, попробуем правильно  посчитать. Я предлагаю вам поиграть в игру.

6. Игра «Сосчитай-ка»

Цель: развивать грамматический строй речи, (согласование существительных с числительными).

Например: - Метеорит какой?

-Большой.

-Послушайте, как я посчитаю.

- Один большой метеорит, два больших  метеорита, три больших метеорита,

четыре  больших метеорита, пять больших метеоритов.

- Где находится планета?

- Далеко или близко?

- Значит планета какая?

Я начинаю,  одна далекая планета…две…три…

Четыре…пять…

(Хором)

- Как светят звезды?

- Значит звезда какая?

- Одна яркая звезда…две…три…четыре… пять…

(Хором)

-Как летит ракета?

- Быстро.

- Значит ракета какая?

-Одна быстрая ракета…две…три…четыре…пять…

 (По одному)

Как ловко вы справились с этим заданием. Словно настоящие космонавты.

Предлагаю продолжить дальше нашу игру - путешествие.

7. Игра «Семейка»

Цель: обогащать словарь детей; развивать грамматический строй речи;

упражнять в образовании родственных слов к слову «космос».

- Ребята, я предлагаю вам подобрать родственные слова к слову «космос»:

(Какие слова можно образовать от слова космос?)

Космос – космонавт, космический, космодром, космонавтика.

И к слову «планета» – инопланетянин, планетарий, межпланетный;

А чтобы не сомневаться в вашей подготовке, я хочу знать, насколько  вы внимательны.

8. Игра « Наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

-Ребята, скажите наоборот.

Например: далекий – близкий

Большой –

Яркий –

Темный –

Улетать-

Взлетать –

9. Физминутка.

Будем очень мы стараться

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер,

Плавать лучше всех на свете.

Приседать и вновь вставать

И гантели поднимать.

Станем сильными и завтра

Всех возьмут нас в космонавты!

11. -Ребята, а вы хоть раз в жизни  загадывали  желание, видя падающую звезду?

И что на самом деле падает звезда или комета?

Так вот! Звезды не могут упасть с неба потому, что они представляют огромный раскаленный шар,  превышающий своими размерами нашу землю.

Это они нам кажутся маленькими,  так как расположены далеко от нас. А «падающая звезда» это всего-навсего камень из космоса. Эти камни еще называют метеорами. Во время полета они сильно накаляются и поэтому светятся словно звездочки. Как только камень сгорит – исчезнет свет. Иногда можно увидеть и «хвостатую»  звезду. Их называют кометами. Комета в переводе с «греческого» означает  – волосатый, косматый. И чем ближе к Солнцу, тем сильнее она нагревается и во время таяния выпускает тянущийся за собой  хвост из газа и пыли. Кажется, что среди космической тьмы кто-то рассыпал тысячи сверкающих алмазов. Порой можно увидеть даже два хвоста, а не один. Который из газа – голубого цвета, а другой- желтый из пыли. Но бывают и бесхвостые кометы. К сожалению, как правило, кометы падают редко.

12. Работа над текстом.

Чтение рассказа Г.Цыферова «Что такое звезды»

- Ребята, послушайте рассказ  советского детского писателя Геннадия Михайловича Цыферова «Что такое звезды»

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

Большие  медведи   думают: «Звёзды  — это снежинки,   что забыли упасть». Но ты тоже не верь.

Послушай   меня   лучше.   Мне   кажется,   виноват   большой дождь.  После большого дождя   растут  большие  цветы.  А ещё мне  кажется,   когда они достают   головой небо,  то и  засыпают там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.

Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Вопросы:

- О  чем спросил кузнечик однажды?

- Что сказал лягушонок?

- Что говорили большие слоны о звездах?

- Что думали большие медведи о звездах?

- Что рассказал о звездах лягушонок?

- Как вы думаете, что такое звезды?

13. Игра «Найди картинку со звуком…»

Воспитатель называет звук, а дети находят картинку,  название которой начинается на этот звук.

14. Игра «Составьте звуковую схему  слова «Луна»

- Ребята, давайте  сначала разделим  слово на слоги,  определим сколько слогов в слове «Луна».

-Назовите 1 звук. (Гласный или согласный, твердый или мягкий, квадратом какого цвета обозначаем)

- Какой следующий звук?  И т.д.

-Вместе произносим так, чтобы мы услышали следующий звук.

- Назовите только согласные звуки.

- Назовите только гласные звуки.

- Молодцы! Справились с заданием.

15. Игра «Придумайте предложение со словом «Луна»

- Ребята, что мы знаем о предложении?

- Предложения состоят из слов, первое слово пишется с большой буквы.

- Сколько слов в этом предложении?

- Хорошо, и с этим заданием справились.

16. Рефлексия

-Возвращаемся из путешествия. 

Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:

Из полёта возвратились

И на Землю приземлились…

-О чем мы говорили сейчас?

-В какие игры играли?

- Ребята, кому было интересно играть, узнавать новое, учиться правильно  говорить, составлять слова, тот -  улыбнется, а кому было сложно, неинтересно – закроет лицо ладошками.

- Ребята, за то, что вы правильно отвечали, правильно составляли слова, правильно считали, вам космонавт дарит раскраски.

- Спасибо! Занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе     Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного  мир...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Осень.Цель: формировать  умение  составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.Задачи:Обучающие:- Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенно...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.Тема: «Как человек себе помогал. Рассказывание о предметах»Программные задачи: Углублять и расширять ...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного...