Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Панченко Людмила Ивановна

Тема: Осень.

Цель: формировать  умение  составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

Обучающие:

- Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенностях.

- Формировать  умение  рассказывать по мнемотаблицам, составлять   предложение.

- Расширять  и активизировать  словарь  по теме «Осень».

- Совершенствовать  грамматический  строй  речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

 Развивающие:

- Развивать  зрительное  восприятие, внимание, способность обобщать.

- Развивать  координацию  речи с движением.

Воспитательные:

- Воспитывать  навык  сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moyo.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.

Выполнила: воспитатель Панченко Л.И.

17.10.2016г.

Тема: Осень.

Цель: формировать  умение  составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

Обучающие:

- Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенностях.

- Формировать  умение  рассказывать по мнемотаблицам, составлять   предложение.

- Расширять  и активизировать  словарь  по теме «Осень».

- Совершенствовать  грамматический  строй  речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

 Развивающие:

- Развивать  зрительное  восприятие, внимание, способность обобщать.

- Развивать  координацию  речи с движением.

Воспитательные:

- Воспитывать  навык  сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Предварительная работа.

1. Наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулках.

2. Работе по мнемотаблицам.

3.  Рассматривание картин с изображением осенних  пейзажей.

 Словарная работа  - дать определение осени  (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя,  хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Средства:

- мяч; осенний листочек;

- листы-основы для рисования;

Содержание:

- рассказывание сказки;

- словарная работа;

- беседа;

- индивидуальная работа;

- работа с  мнемотаблицей;

- итог занятия.

Ход занятия.

  1. - Ребята, послушайте сказку.

Осенняя сказка.

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу? » Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит? » Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы….»

Дети - Осень!

Как вы догадались?

- Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).

- Давайте поиграем с осенними словами.

Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

цветы - осенние цветы,

листва - осенняя листва,

дерево - осеннее дерево

день - осенний день.

- Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие.

Осенью листья: что делают?

- Падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют.

2.  Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Ребята, давайте соберём осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять – 
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

3. Гимнастика для глаз “Солнышко и тучки”.

Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз).
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, чёрные тучки.
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями).
Солнце на небе во всю засияло. (Поморгать глазами).

4. - Ребята, а какими словами можно описать осень? Осень какая?

 -Золотая,   печальная,    хмурая,    красивая,   разноцветная,    дождливая,   долгая,   затяжная,   пестрая,     теплая,   холодная,   ранняя,     поздняя, хорошая, дивная, задумчивая,   замечательная,     интересная,   величавая, унылая,   очаровательная,   тихая,  

невеселая,   таинственная,   скучная,      грустная,    ласковая.

Вы назвали много слов, а сейчас послушайте ещё одно – хмурая.

Как вы думаете, что оно обозначает?

Давайте скажем его все вместе,

 а теперь - ... (индивидуальная работа).

Давайте поиграем с этим словом.

Осень  какая?- хмурая.

День - хмурый.

Небо - хмурое.

Погода - хмурая.

5. Составление предложений об осени с использованием мнемокарточек и мнемодорожек.

Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью:

1. В погоде -

- Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?

(Осенью солнце светит, но греет слабо)

- Что можно сказать про осеннее небо?

(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)

- Какой ветер дует осенью?

(Осенью дует сильный, холодный ветер.)

Какие осадки выпадают?

Идут холодные дожди.

2. В растительном мире.

- Какими становятся листья на деревьях осенью?

- Как называется явление, когда опадают листья?

Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.

Осенью начинается  листопад.

3. В мире людей.

 - Что собирают люди осенью?

Осенью люди собирают урожай.

Осенью люди ходят в лес собирать грибы

4. Как одеваются люди осенью?

Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.

5.Поведение животных

Что происходит с животными?

Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

6.Поведение птиц.

- Куда деваются птицы? Почему?

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

7. Детские забавы.

-Во что можно поиграть на улице.

Можно кататься на велосипеде, самокате, поиграть в песок пока не очень холодно и не идут дожди.

6. Составление  рассказов об осени по мнемотаблице. (2-3ребёнка)

Я хочу рассказать о времени года - осени. Осенью солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Небо часто хмурится, облака закрывают солнце. Часто идут дожди и дуют холодные ветры. Становится холодно. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный. Поздней осенью с деревьев и кустов опадают листья. Вянет трава, засыхают цветы. Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм.  Животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Прячутся насекомые. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. Люди надевают тёплую одежду: плащи, куртки, головные уборы – шапки, платочки, обувь – сапоги и ботинки.

7.  Физ. минутка.

Осень.

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).

8.Листья что делают? Шуршат. Как - Ш-Ш-Ш.

Ветер что делает? Свистит как - С-С-С

9.Поиграем в игру «Живые слова»

1 слово « Осенью» - Дима.

2 слово  «идут»- Маша.

3 слово «холодные»- Егор.

4 слово «дожди» - Даша.

Слова станьте по порядку.  Ребята скажите по очереди каждый своё слово. Что у нас получилось?

Осенью идут холодные дожди.- Это предложение.

Сколько слов в предложении? – В предложении четыре слова.

Нарисуйте схему предложения:

Мы сегодня много  интересного рассказали  про осень. Это чудное, красивое время года. Что запомнилось из услышанного сегодня на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе     Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного  мир...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе.Тема: «Как человек себе помогал. Рассказывание о предметах»Программные задачи: Углублять и расширять ...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...