План по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Данный план самообразования представляет собой структурированную программу профессионального развития воспитателя, направленную на изучение и применение эффективных методов и приёмов для развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
В плане определены цели и задачи работы, а также конкретные мероприятия, которые помогут воспитателю повысить свою компетентность в данной области. В рамках плана будут изучены современные методики и подходы к развитию речи, проведены практические занятия с детьми, а также проанализированы результаты работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 282
План по самообразованию педагога
Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
на 2024-2025 уч. год
Выполнила: Бырдина А.Е
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Цель: изучить способы, методы и приѐмы активизации речи детей дошкольного возраста, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли, развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи
- учить связно, последовательно и выразительно небольшие сказки, рассказы;
- учит рассказывать о предмете, содержание сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися событиями;
- пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
- учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
- развивать навыки активной, разговорной, образной речи.
Актуальность:
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально – волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.
Работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Тема «Развитие связной речи дошкольного возраста» выбранная мной, позволяет мне изучить актуальность использования различных приемов, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
При развитии связной речи у детей важно правильно систематизировать воспитательную работу, отражая результативность данной деятельности, позволяя выработать перспективу дальнейшего общения, работы с детьми моей группы.
Активно воздействовать на всестороннее развитие детей - стало важной задачей моего самообразования по вышеуказанной теме.
Работая по выбранной теме, я обогащаюсь сама и обогащаю детей новыми представлениями и понятиями, тем самым активизируя мыслительную и разговорную деятельность воспитанников.
СРОК | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД |
В течение года |
| ||
Сентябрь | Мониторинг по образовательной области «Коммуникация», изучения сформированности связной речи. |
дошкольном учреждении. | Изготовление памятки для родителей по обучению связной речи. Папка – передвижка «Развитие связной речи». Проведение экспресс диагностики речи детей. |
Октябрь | Изготовление сюжетных картинок и пособий |
| Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весѐлый язычок» |
потерялось?», «Из какой это сказки?».
Булатова; | Подготовка сюжетных картинок («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка – сестричка и волк») | ||
Ноябрь | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; - проведение гимнастики для мимических мышц лица «Эмоции», «Клоуны» | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». | |
Декабрь | Сказкотерапия: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Изготовление масок совместно с детьми для сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка». Консультация для педагогов и родителей «Сказкотерапия» на занятиях по развитию |
речи». | |||
Январь | Пересказ сказок по сюжетным картинкам. | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка) Подготовка сюжетных картинок («Жихарка», «Зимовье» «Красная шапочка») |
Февраль | Работа с загадками. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение. Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». Тематическое занятие «В мире загадок». Подготовка картотеки по развитию речевого дыхания. |
Март | Формирование грамматического строя речи. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Игра-путешествие по стране «Развитие речи». Подготовка дидактических, речевых игр. Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. |
Апрель | Работа над развитием речи | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, | Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с |
через театральную деятельность. | эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | использованием пальчикового и настольного театра) | |
Май | Проведение | Рассмотрение результатов диагностики, составление | Получение результатов о |
диагностики по | плана по речевому развитию на следующий год | проделанной работе. | |
речевому | Консультация для | ||
развитию | родителей «Что и как | ||
воспитанников | читать детям» |
Список использованной литературы:
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
- Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
- Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
- Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
- Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,2021
- Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-333329-1444387685.jpg)
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/21/picture-784531-1461265433.jpg)
План работы по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/08/picture-274750-1378663008.jpg)
План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/27/picture-730009-1498574953.jpg)
план по самообразованию на тему развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
План содержит работу с педагогами, родителями, учащимися...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/07/picture-1055153-1536346081.jpg)
План по самообразованию на тему " Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"
С каждым годом жизньпредъявляет всё более высокие требования не только к нам,взрослым людям, но и к детям; неуклонно растёт объём заний,которые нужно им передать. Для того,чтобы помочь детям спр...