План по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Бырдина Анастасия Евгеньевна

Данный план самообразования представляет собой структурированную программу профессионального развития воспитателя, направленную на изучение и применение эффективных методов и приёмов для развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

В плане определены цели и задачи работы, а также конкретные мероприятия, которые помогут воспитателю повысить свою компетентность в данной области. В рамках плана будут изучены современные методики и подходы к развитию речи, проведены практические занятия с детьми, а также проанализированы результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazv_rechi_samoobr.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 282

План по самообразованию педагога

Тема: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

на 2024-2025 уч. год

Выполнила: Бырдина А.Е

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Цель: изучить способы, методы и приѐмы активизации речи детей дошкольного возраста, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли, развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

  1. совершенствовать диалогическую форму речи;
  2. развивать монологическую форму речи
  3. учить связно, последовательно и выразительно небольшие сказки, рассказы;
  4. учит рассказывать о предмете, содержание сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися событиями;
  5. пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
  6. учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  7. развивать навыки активной, разговорной, образной речи.

Актуальность:

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально – волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.

Работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Тема «Развитие связной речи дошкольного возраста» выбранная мной, позволяет мне изучить актуальность использования различных приемов, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

При развитии связной речи у детей важно правильно систематизировать воспитательную работу, отражая результативность данной деятельности, позволяя выработать перспективу дальнейшего общения, работы с детьми моей группы.

Активно воздействовать на всестороннее развитие детей - стало важной задачей моего самообразования по вышеуказанной теме.

Работая по выбранной теме, я обогащаюсь сама и обогащаю детей новыми представлениями и понятиями, тем самым активизируя мыслительную и разговорную деятельность воспитанников.

СРОК

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД

В        течение года

  • изучение литературы по теме;
  • посещение НОД у воспитателей своего ДОУ;
  • посещение педсоветов, семинаров, конференций;
  • самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
  • доклад на педсовете, презентация на методическом объединении;
  • работа с родителями;
  • информация для родителей о формирование связной речи (консультации, анкетирование, памятки);
  • оформления уголка по развитию речи;

Сентябрь

Мониторинг        по образовательной области

«Коммуникация», изучения сформированности связной речи.

  1. Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «От рождения до школы»,        «Примерная        основная общеобразовательная программа «От рождения до школы».
  2. Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений. Диагностика сформированности связной речи у детей.
  3. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в

дошкольном учреждении.

Изготовление памятки для родителей по обучению связной речи. Папка – передвижка        «Развитие связной речи». Проведение экспресс диагностики речи детей.

Октябрь

Изготовление сюжетных

картинок        и пособий

  • активизация и обогащение словарного запаса детей.
  • использование комплекса артикуляционной гимнастики.
  • проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом        сказать?»,        «Произносим        слова»,        «Какое        слово

Составление        комплекса артикуляционной гимнастики                «Весѐлый

язычок»

потерялось?», «Из какой это сказки?».

  • проведение игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук».
  • Чтение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М.

Булатова;

Подготовка          сюжетных

картинок        («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,       «Жихарка»,

«Лисичка – сестричка и волк»)

Ноябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

- проведение гимнастики для мимических мышц лица

«Эмоции», «Клоуны»

Консультация        для родителей на тему:

«Возрастные                особенности восприятия        литературных произведений дошкольниками                и        задачи ознакомления                        детей        с книгой».

Декабрь

Сказкотерапия: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Изготовление                        масок совместно с детьми для сказок                «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое        зернышко»,

«Красная шапочка». Консультация                для педагогов        и        родителей

«Сказкотерапия»                на занятиях        по        развитию

речи».

Январь

Пересказ сказок по сюжетным картинкам.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Консультация        для родителей: «Использование загадок, как средство формирования

выразительности                речи». (папка передвижка) Подготовка                сюжетных картинок        («Жихарка»,

«Зимовье»        «Красная шапочка»)

Февраль

Работа        с

загадками.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение. Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата

Консультация        для родителей: «Использование загадок, как средство формирования

выразительности речи». Тематическое занятие «В мире загадок». Подготовка

картотеки по развитию речевого дыхания.

Март

Формирование грамматического строя речи.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой,        правильной,        выразительной        речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Игра-путешествие                по стране «Развитие речи». Подготовка дидактических, речевых игр. Разучивание считалочек,        загадок.

Пальчиковые игры.

Апрель

Работа        над

развитием        речи

Развитие творческой самостоятельности, эстетического

вкуса        в        передаче        образа;        развитие        речи        детей,

Инсценировки сказок: «Кот

и лиса», «Теремок» и др. (с

через театральную деятельность.

эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

использованием пальчикового        и

настольного театра)

Май

Проведение

Рассмотрение        результатов        диагностики,        составление

Получение        результатов        о

диагностики        по

плана по речевому развитию на следующий год

проделанной        работе.

речевому

Консультация        для

развитию

родителей        «Что        и        как

воспитанников

читать детям»

Список использованной литературы:

  1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
  3. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
  4. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
  5. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,2021
  6. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 2018

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

План по самообразованию на тему " Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"

С каждым годом жизньпредъявляет всё более высокие требования не только к нам,взрослым людям, но и к детям; неуклонно растёт объём заний,которые нужно им передать. Для того,чтобы помочь детям  спр...