План-конспект занятий по бурятскому языку в старшей и подготовительной группах "Шэдитэ тоонууд". Волшебные цифры" и "Тоонууд.12 жэл".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Молохоева ( Ринчинова) Димчигма Дабасамбуевна

Основной целью обучения бурятскому языку  является формирование коммуникативной компетенции . В процессе коммуникативно направленного процесса обучения ребенок должен научиться: 

- понимать и порождать высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;

- осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответств Та хэдытэйбта? , относящиеся слова обращения к старшим. Важно прививать особенность проявления у бурятской традиции прменения частиц - та, -бта. Та хэмта? Вы кто? Та хэдытэйбта7 Вам сколько лет?  Между сверстниками обращаться можно: Шинии нэрэ хэн бэ?  Ши хэдытэйбши? Тебе сколько лет? .

Для обучения бурятскому языку использую в своей работе разные  педагогические технологии: Интерактивные ( игровые технологии,здоровьеоберегающие технологии. Игровая технология, технология проектного обучения, информационные технологии, арт терапия, ( музыка терапия, сказкотерапия), нейросеть ).

 По выявлению  знаний, умений, навыков и развитию способностей  учащихся  применяю следующие подходы:

-создание и обогащение предметно-пространственной среды в группах ;

- игры( театрлизованные, интеллектуальные, дидактические, спортивные), совместная , индивидуальная,деятельность с детьми, проектная деятельность , мониторинг, анализ,продуктов детской деятельности;

- выявление уровня познавательных интересов, восприятия, памяти, мышления, внимания, уровень усвоенных знаний через игровую деятельность.;

 Совместная работа с родителями и воспитателями(фотовыставки, проектные творческие  работы по поделкам, по изготовлениям и приобретениям игрушек для домашних игр( Из мультфильмов "Три  кота", " Колобок"," Будамшуу", " Репэ", " Теремок"."Гэрхэн", " Гурбан поршоонхо" и тд. - изображения животных), народных сказок , исследовательские работы своей семьи ,рода, совместные выезды в музеи, на выставки, праздники, утренники, мастер классы  дают дополнительные стимулы и для детей и для педагогов.  Такое тесное сотрудничество выявляет и развивает способности воспитанников, помогают при проведении занятий, мероприятий. Например, на данном занятии  родители сами изьявили желание отшить героев мультфильма " Три кота". Детям создаются условия ознакомления с окружающим миром и пространством в которых они живут. Увидев знакомых героев мультфильмов, сказок ,они  радуются, легко вливаются в среду общения со своими сверстниками и педагогом.

 Данное занятие по теме " Шэдитэ тоонууд. Волшебные цифры" предназначено для детей  старших групп , второе занятие " Тоонууд .12 жэл" для подготовительных групп. Структура и этапы данных 2 занятий одинаковы по теме  ,но отличаются содержанием и заданиями в зависимости от уровня подготовленности воспитанников по их возрастным критериям. Для  занятия используются материалы, которые изучали : знакомые речевые фразы, лексические единицы, клише . Воспитанники  подготовительных  в отличие от старших групп, могут воспроизвести самостоятельно на уровне  2, 3 и 4 слов  фразы на уровне предложений . Умеют дать ответы на простые вопросы по изученным темам.  Легко и с большим удовольствием повторяют слова, фразы за учителем. Дети данных возрастных групп  быстро запоминают слова , если имитацию и повторение  проводить много   раз в течение всего занятия.   Важное значение имеет плавный переход из одного этапа за другим, с одного занятия за последующими занятиями придерживаться системности, чтобы слова и фразы подходили по темам занятий, которые они изучили. Плавно переходить  с этапа на этапы и связывать с содержанием темы конкретных  занятий. В том числе должны соответствовать темами предыдущих занятий.

Таким образом доступно и легко запоминают и закрепляют пройденный материал. Особенным элементом построения  интересных сюрпризных моментов играют игровая деятельность, совместные игры  парами, группами, чтобы у детей был стимул и командный дух , понимали для чего и зачем стараться запоминать те или иные слова, Должна быть мотивация, любопытство, любознательность  и интерес у детей. Без игровых, сюрпризных моментов, у детей дошкольного возраста не будет интересными простое проговаривание, наблюдение за картинами. Простые вопросы и ответы им не интересны. Поэтому создаются все условия для разнообразных игр и созтязаний независимо от возраста ,тогда легко запоминают слова, речевые фразы.

 Данные занятия предназначены детям  для возрастной группы 6-7 лет., которые изучают бурятский язык третий год .Занятия проводятся  2 часа в неделю . За учебный год расчитан на 68 часов. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Сэдэб: Шэдитэ тоонууд.

Цель занятия.Хэшээлэй зорилго.: Совершенствовние лексических навыков ,фомирование речевых навыков умения вести счет до 20,  говорить связной устной речью с числами, с изученными речевыми фразами, отвечать на вопросы, задавать вопросы, умения предложить совершить совместные действия, привить навыкам общения, сплоченности и дружбе ,оказания помощи.

Лексика: Счет до 20 , басагад , хубууд , булэ : аба. эжы, ахай, эгэшэ абгай, дуу хубуун, , дуу басаган, убгэн аба, хугшэн эжы, ухибууд, луу, могой,унгэнууд – цвета: улаан, ногоон, сагаан, хухэ, шара., шагайнууд.

Речевая модель:  Энэ булэ. Энэ Алдарай эжы, аба, ахай, эгэшэ, абгай. Табан хун. Энэ  миисгэй.  Энэ эжы Котя гэжэ нэрэтэй. Энэ дуу хубуун Коржик гэжэ нэрэтэй. 5 миисгэй(нууд). Энэ Дашима. Энэ эжы. Аба, ахай,эгэшэ, убгэн аба, хугшэн эжы. Найман хун. Энэ гурбан хухэ, Энэ  дурбэн шара.Энэ хоер сагаан. Энэ нэгэн ногоон . Энэ табан улаан. Эбтэй булэ. Сугтаа тоолое!.

Оборудование: Кубики с числами, картинки с  цифрами, аудио микрофон, интерактивный стол, интерактивный телевизор, 2 пирамидки с разноцветными 5  цветами, кубики рубики,

Ход занятия. Хэшээлэй ябаса:

Организационный момент. Хэшээлдэ бэлдэлгэ.: Приветствие. Мэндэшэлгэ.

 Багша: Сайна байна ухибууд!

Ухибууд: Сайн байна, багша!

 Фонетическэ хэлэнэй hорилго: Ухибууд, жороо угэнуудоо  бултадаа дабтая!

Таа бу таа тарган таршаа. Заа бу заа заан газаа. Ту бу туу, тулам дутуу, шуу , бу шуу шуран бушуу. Тэмээн тэмээн Тэбэрюухэй, Тэмээнэй хубуун Табарюухай. Хон хонхохон, хоер хонхохон, дон дондохон, долоон домбохон. Арбаад гаран арбагар хасуури, арадаа ургэлоод, асарааб тандаа.

Багша: Оньhон угэнуудоо дабтая.

Ухибууд: А узэг эрдэмэй дээжэ , Аяга сай – эдеэнэй дээжэ. Эрхые hуранхаар,бэрхые hура.  hураhан далай, hураагуй балай. hайн хундэ нухэд олон,hайн мориндо эзэд олон. Хун ахатай, дэгэл захатай.Биб гэhэн гансаараа, Бидэ гэhэн хамтаараа.

Дети хором вместе с учителем повторяют пословицы. ( Пословицы рзучивают на каждом занятии в течение года).

1. Вводная часть. Повторение пройденного материала.

 Учитель показывает кубики с цифрами. Показывая детям цифры, повторяют  снчала за учителем, затем вместе хором. Сугтаа тоолое! Нэгэн, хоер, гурба… до 10. 20 ти. Багша: Ухибууд, бидэ муноо шэдитэ орон руу айлшалхабди. Энэ оромнай ехэ даа. Аяар табан хубитай. Ребята, мы с вами сегодня будем путешествовать в  волшебную страну чисел.

Учитель проговаривает вместе с детьми слоги:  Нэ- нэ , нэ-гэ  хо-хо , хоер.Гу-гу_гу,гурба. Ду-ду-ду дурбэ,зу-зу-зур-гаа -гаа.зургаа ,долоо , айаэ, найма, hэ-hэ-hэ ,юhэ,ба-ба-ба, арба,

 (Звучит музыка дракона ). Как вы думаете кто хочет пожаловать к нам. Со мной кто- то пришел. И как всегда в моей сумке прячется. Догадайтесь, ребята. А я знаю кто это. Хотите я подскажу вам .  Угадывайте кто это.

Би 12 жэлэй нэгэ амитанби. Би ногоон унгэтэйб. Би хоер эбэртэйб. Хоер шэхэтэйб, хоер нюдэтэйб, нэгэ hуултэйб.Ниидэдэгби.  Я правил 12 месяцев . Умею обходить всю землю за считанные секунды.  У меня 2 крыла и 2 рога. Я могу летать.

Ухибууд:  Дракон.

Багша: А как вы быстро догадались? Как переводится на бурятский?

Ухибууд: Луу.

Багша: Какие вы молодцы! Бэрхэнууд!

Ну выходите луу. ( Выходит луу ).  

Луу: Сайн байна, ухибууд!

Ухибууд: Сайна байна, луу!.

 Дракон рассказывает с досадой как он забыл цифры, счет до 20.  Рассказал как Белый старец велел обязательно выучить, вспомнить счет. Иначе полномочия на Новый год передать не сможет следующему правителю. Наш Луу  сегодня будет путешествовать с нами, чтобы узнать на  волшебных островках  названия чисел . Где живут они , мы сейчас поможем. Потому что луу узнал у меня, что мы изучаем бурятский язык и знаем цифры, умеем считать .  Кто же будет править следующий год по лунному календарю, мы узнаем на одном из островков. А теперь прочитаем письмо Белого Старца Сагаан Убгэн.

«Таанадта эльгээhэн даабари , нэгэ бэшэ таба байха. . Шэдитэ ороноор айлшалхадаа, даабаримни дуургэжэ ерыт даа. Луу жэлдэ туалыт даа. hонин газарнуудаар ябуулхаб, хэдэн дабаа дабуулхаб. Не забыли ли вы счет до 10 ?»

 А ну ка, скажите сколько у меня ушей. Намда хэды шэхэн бэ?Как будет на бурятском?

Ухибууд: Хоер .

Луу: А сколько у меня рук? Намда хэды гарнууд бэ?

 Ухибууд: Хоер .

 Луу: Сколько у меня  хулнууд ног ?

Ухибууд: Хоер.

Луу: А голова . Толгой?

Уибууд: Нэгэ.

 Какие вы молодцы. Бэрхэнууд!. Посчитаем  Ошоеэ. Ниидэеэ.

Багша: Подождите , луу, и куда же вы спешите .  Мы же еще не сказали им , что их ждут призы шагай. Вот такие . Учитель достает мешочек . Шевелит. Догадайтесь, ухибууд, что же это такое? Хрустит, шуршит. Их много, много.

(Из мешочка достает показывает шагай (лодыжки).

Кто будут выполнять задание, каждый получит шагай.И когда вернемся,  мы посчитаем сколько набрали мы.  У кого самое большое количество ,тот и победитель.

Багша: А давайте , ребята, представим себе, что мы вместе с луу летим.И куда же  интересно нас приведет луу.

( Звучит музыка).

2. Оснвная часть. Шагнагты. Дабтагты. Зэргэсуулэгты.Хэлэггты.

 ( индивидуальная  и фронтальная работа в форме диалога. Дети слушают ответ друг друга , отвечая на вопросы учителя индивидуально и хором повторяют речевые фразы).

( На интерактивной доске телевизоре изображены картинки).

1 . олтирог. « Эбтэй булэ».

Алдарай булэ.

Багша: Харагты. Эдэ хэд бэ?

 Ухибууд , посмотрите , на картине изображены семья Алдара в спортивных костюмах.  Под каким номером стоит эжы? (аба, ахай, эгэшэ абгай,Алдар хубуун), . Ухибууд , зуб даа, бэрхэнууд! Алдарай булэ эбтэй гу?

 Ухибууд: Эбтэй булэ. (Дети отгадывают цифры ,присуждается шагай за каждый правильный ответ).

 Энэ Дашимын булэдэ хэды хун бэ? Аба, эжы, убгэн аба. хугшэн эжы, ахай. Эгэшэ. Дуу хубуун, дуу басаган). Перечисляют по картинкам на экране телевизора. Звук сопровождение отключен).

Дашимын булэ эбтэй гу?

 Ухибууд: Дашимын булэ эбтэй.

3. Гэр булэ «Гурбан миисгэй». Карамелька, Коржик, Папа, мама..). Рассказывают кто какой член семьи и как зовут).

 Миисгэйн булэ  баhа эбтэй .

2. олтирог.  « Игра подвижная , разминка.. Хухюу мурысоон.( фронтальная работа)

 А теперь посмотрим что здесь нас ждет на этом островке..  Нам надо отгадать кто здесь живет на этом островке .  Здесь в конверте  написано :» Я начала этот год у вас  в Новом году у елки. Собираюсь прийти еще на Новый год  по лунному календарю  . Вы меня видели с красной шапочкой Нового года . У меня желтая грудь и окрас розовенький.  Кто я7 Би хэнбиб?

Ухибууд: Могой.

Багша: Зуб!

 Луу: Зуб!

Вот кто оказалась ! Это же змея! Зуб даа, тиимэ, могой. правильно. Она следующая кто приходит после года дракона луу. Вот про кого   говорили  в начале.

( На втором островке ждала змея могой) .  Багша: Поздоровуемся с могой

Ухибууд: Сайн байна, могой!

Могой: Сайн байна, ухибууд!

 Багша: (Берет конверт и читает).

Посчитайте, ребята, сколько здесь пирамидок?

Ухибууд: Хоер .

 Багша: А сколько на каждой пирамидке колец?

Сугтаа тоолое! Все хором считают вместе с учителем до 10.  Нэгэн. Хоер, гурба ….. Бултадаа хэды бэ? Вместе 2 пирамидки  посчитали сколько колец?

 Ухибууд: 20. Хори.

А теперь такое задание-даабари. Послушайте внимательно . Здесь написано. Нужно нам разделиться на 2 команды и  соревноваться. Сколько нас человек? Сугтаа тоолое.  

По порядку вместе с учителем считают количество участников . Хэды басагад бэ, Хэды хубууд бэ тоолое.

  Хоер  булэг болое.

 Луу хочет  за 1  команду болеть. А за вторую команду будет болеть могой.

Задание-даабари: Игра – физразминка с подвижной игрой как игра « Веселые старты» . Нужно разобрать  и собрать пирамидки. Первую пирамидку команда луу, а вторую пирамидку команда могой.

Учитель предварительно показывает игру . Вместе снова считают кольца пирамидки. Нэгэн, хоер, гурба…… ( В пирамидке по 10 разноцветных колец).

Под музыку дети бегут по одному  разбирают и собирают по 1 колечке , произнося числа по очередности.

Выигравшей команде присуждаются шагай.

(Звучит музыка).

3.олтирог – Игра кубики- рубики ( работа с парами)

 Багша: ( Читает задание в конверте). Нужно выполнить. Кручу верчу кубики -рубики. Нэгэн, хоер, гурба …. При счете 3 . Сколько здесь ?

Багша считает 1,2.3. Показывает одну сторону кубика на которой выпал цвет синий- хухэ. Покажите сколько здесь цвет Хухэ.

 Ухибууд: :. 5 . Таба.

Передает кубик тому, кто ответил первым правильно. Игра на 5 цветов. ( улаан, ногоон, шара, хухэ. Сагаан). И далее  работают парами.

4.  олтирог.Шэдитэ тоонууд .На доске прикреплена картина с цифрами до 20. .Найдите где здесь цифра.

Дурбэ, хоер, долоо, юhэ, таба, найма. ( на аудирование).

Учитель произносит цифры на бурятском языке.

Дети показывают на картине.

5. олтирог.  Тааруулан табигты. Интерактивный стол . Раскрась блюдца и чашки , раставь их по местам. Посчитайте сколько их.

Ямар унгэтэйб? Какого цвета? Хэды аяга бэ? Сколько чашек?

(Дети по очередности расставляют чаши на блюдечках, отвечая на вопросы учителя . Хэды аяга бэ?

Ухибууд: Энэ 4 аяга.. Энэ 6 зургаан аяга. Энэ гурбан аяга..

  Ребята, давайте вспомним пословицу где говорится « Буква « А» – начало алфавита, Чашка чая – начало угощения.». ( Дети сами говорят на бурятском языке).

Ухибууд: «А» узэг -эрдэмэй дээжэ, Аяга сай- эдеэнэй дээжэ». Когда гости приходят мы всегда угощаем гостей чашкой чая. А вы дома встречаете гостей правильно? Угощаете чаем, это правильно..  Чай должен быть с молоком. Скоро наступит Новый год по лунному календарю и мы все будем угощать друг друга белой пищей и молоком и чаем и тарасуном. Это признак уважения гостю. Являетя хорошим этикетом .

 Ямар бэрхэнууд! Какие вы молодцы, ребята! Луу дракон теперь очень довольный. Ведь правда луу?

 Луу: Тиимэ, зуб даа. 

 3.  Заключительная часть. Подведение итогов занятия:

Багша: Вот и подошло наше время вернуться к себе. Все 5 островков мы посетили, выполнили просьбу луу, помочь ему.  И задания  для луу  мы очень хорошо выполнили. Теперь наш гость айлшан   вспомнил все цифры, счет до 20 . А каким по счету стоит дракон в 12 летнем цикле? Помогли ему вспомнить даже членов семьи. И еще скажите, ребята, о какой семье рассказывали? Сколько их было у Дашимы. Алдара, Карамельки.Какие цвета вы встречали на кубике рубике? И еще что делали?

 (Ответ детей). Играли в пирамидку, соревновались. Находили цифры на картине, на кубиках рубиках  считали сколько цветов есть. Чашки с блюдцами расставляли и считали, шагай нам дарил Луу  ). А теперь посчитаем  у кого сколько шагай . по правилам игры , шагай присуждали тем кто первым и правильно отвечал .

Поздравляем ребят кто набрал наибольшее количество шагай и обрадовал луу, помог ему вспомнить счет до 20 . Теперь луу знает вы умеете считать  не только до 10 И даже до 20 . Молодцы, бэрхэнууд ухибууд !

 Ну- ка, давайте проводим нашего луу. Пора ему вернуться в свой дворец. Готовиться ему надо  к Белому месяцу празднику Нового года , ведь он  должен передать свой  год правления могой- змее. Я точно знаю, что Сагаан Убгэн согласится  нашей змее принять у луу - дракона полномочия. Ведь он все вспомнил! Луу благодарит детей и прощается с ними.

 Теперь попращаемся, ухибууд.  Что нужно сказать , когда прощаются на бурятском языке ? Зуб даа! Баяртай! .



Предварительный просмотр:

                    Сэдэб: Тоонууд. 12 жэлнууд.( подготовительная группа )

Повторение пройденного материала.

Цель занятия. Хэшээлэй зорилго.: Совершенствование лексических навыков формирование речевых навыков умения вести счет до 20,  знание 12 животных  по лунному календарю, говорить связной устной речью с числами, цветами, изученными речевыми фразами с названиями животных , членов семьи. отвечать на вопросы Хэн бэ? Хэды бэ? Хэдытэйб? ,  формировать умения предложить совершить совместные действия, привить навыкам общения, сплоченности и дружбе , оказания взаимопомощи.

Лексика:  20 болотор тоонууд , булын гэшууд,12 жэлнууд, зэрлиг ба гэрэй амитадай нэрэнууд, унгэнууд – цвета, шагайнууд.

Речевая модель:  Энэ булэ. Энэ  Карамелькын эжы, аба, ахай, эгэшэ, абгай. Табан хун. Энэ  миисгэй.  Энэ эжы Котя гэжэ нэрэтэй. Энэ дуу хубуун Коржик гэжэ нэрэтэй. Энэ ахай Компот гэжэ нэрэтэй.  Энэ 12 жэл. Би зургаатайб.Табатай. 5 миисгэй(нууд). Энэ  дурбэн шара бумбэгэ. Энэ хоер  ягаан аяга. Энэ нэгэ  баабгай . Энэ табан шара улаан морхооб .  

Оборудование: Кубики с числами, картинки с  цифрами, аудио микрофон, интерактивный стол, интерактивный телевизор, пирамидки с разноцветными 5  цветами, кубики рубики, карточки с изображениями животных, карточки с цифрами, мягкие игрушки семьи 3  кота, дикстики.

Ход занятия. Хэшээлэй ябаса:

Организационный момент. Хэшээлдэ бэлдэлгэ.: Приветствие. Мэндэшэлгэ.

 Багша: Сайна байна ухибууд!

Ухибууд: Сайн байна, багша!

 Фонетическэ хэлэнэй hорилго: Ухибууд, жороо угэнуудоо  бултадаа дабтая!

Таа бу таа тарган таршаа. Заа бу заа заан газаа. Ту бу туу, тулам дутуу, шуу , бу шуу шуран бушуу. Тэмээн тэмээн Тэбэрюухэй, Тэмээнэй хубуун Табарюухай. Хон хонхохон, хоер хонхохон, дон дондохон, долоон домбохон. Арбаад гаран арбагар хасуури, арадаа ургэлоод, асарааб тандаа.

Багша: Оньhон угэнуудоо дабтая.

Ухибууд: А узэг эрдэмэй дээжэ , Аяга сай – эдеэнэй дээжэ. Эрхые hуранхаар,бэрхые hура.  hураhан далай, hураагуй балай. hайн хундэ нухэд олон,hайн мориндо эзэд олон. Хун ахатай, дэгэл захатай.Биб гэhэн гансаараа, Бидэ гэhэн хамтаараа. Долоо дахин хэмжээд, нэгэ дахин тайра.

Дети хором вместе с учителем повторяют пословицы. ( Пословицы рзучивают на каждом занятии в течение года).

1. Вводная часть. Повторение пройденного материала.

 Учитель показывает дикстики и вместе расставляют на стол  и считают . Считая дикстики , повторяют  сначала за учителем, затем вместе хором. Сугтаа тоолое! Нэгэн, хоер, гурба… до 10. 20 ти.

Учитель проговаривает вместе с детьми слоги:  Нэ- нэ , нэ-гэ  хо-хо , хоер.Гу-гу_гу,гурба. Ду-ду-ду дурбэ,зу-зу-зур-гаа -гаа.зургаа ,долоо , айаэ, найма, hэ-hэ-hэ ,юhэ,ба-ба-ба, арба, арбан  хоер. Ши хэдытэйбши?  Би табатайб. Би зургаатайб. Би долоотойб.

 (Звучит музыка дракона ). Как вы думаете кто хочет пожаловать к нам. Со мной кто- то пришел. И как всегда в моей сумке прячется. Догадайтесь, ребята. А я знаю кто это. Хотите я подскажу вам .  Угадывайте кто это.

Би 12 жэлэй нэгэ амитанби. Би ногоон унгэтэйб. Би хоер эбэртэйб. Хоер шэхэтэйб, хоер нюдэтэйб, нэгэ hуултэйб.Ниидэдэгби.  Я правил 12 месяцев . Умею обходить всю землю за считанные секунды.  У меня 2 крыла и 2 рога. Я могу летать.

Ухибууд:  Дракон.

Багша: А как вы быстро догадались? Как переводится на бурятский?

Ухибууд: Луу.

Багша: Какие вы молодцы! Бэрхэнууд!

Ну выходите луу. ( Выходит луу ).  

Луу: Сайн байна, ухибууд!

Ухибууд: Сайна байна, луу!.

 Дракон рассказывает с досадой как он забыл цифры, счет до 20.  Рассказал как Белый старец велел обязательно выучить, вспомнить счет. Иначе полномочия на Новый год передать не сможет следующему правителю. Наш Луу  сегодня будет путешествовать с нами, чтобы узнать на  волшебных островках  названия чисел . Где живут они , мы сейчас поможем. Потому что луу узнал у меня, что мы изучаем бурятский язык и знаем цифры, умеем считать .  Кто же будет править следующий год по лунному календарю, мы узнаем на одном из островков. А теперь прочитаем письмо Белого Старца Сагаан Убгэн.

«Таанадта эльгээhэн даабари , нэгэ бэшэ таба байха. . Шэдитэ ороноор айлшалхадаа, даабаримни дуургэжэ ерыт даа. Луу жэлдэ туhалыт даа. hонин газарнуудаар ябуулхаб, хэдэн дабаа дабуулхаб. Не забыли ли вы счет до 20 ?»

 Какие вы молодцы. Бэрхэнууд!. Посчитаем  Ошоеэ. Ниидэеэ.

Багша: Мы же еще не сказали им , что их ждут призы шагай. Вот такие . Учитель достает мешочек . Шевелит. Догадайтесь, ухибууд, что же это такое? Хрустит, шуршит. Их много, много.

(Из мешочка достает показывает шагай (лодыжки).

Кто будут выполнять задание, каждый получит шагай.И когда вернемся,  мы посчитаем сколько мы набрали .  У кого самое большое количество , тот и победитель.

Багша: А давайте , ребята, представим себе, что мы вместе с луу летим.И куда же  интересно нас приведет луу.

( Звучит музыка).

2. Оснвная часть. Шагнагты. Дабтагты. Зэргэсуулэгты.Хэлэггты.

 ( индивидуальная  и фронтальная работа в форме диалога. Дети слушают ответ друг друга , отвечая на вопросы учителя индивидуально и хором повторяют речевые фразы).

( На интерактивной доске телевизоре изображены картинки).

1 . олтирог. « Эбтэй булэ». Карамелькын  булэ.

Багша: Харагты. Эдэ хэд бэ? Кто желает рассказать о семье Карамельки ? Карамелька хэдытэйб?

   Гэр булэ «Гурбан миисгэй. Три кота».

Дети переводят рассказ учителя с русского языка  на бурятском языке.

 Энэ  Карамелька миисгэйн булэ.  Карамелька  дурбэтэй. Дуу басаган.Энэ дуу хубуун Коржик гэжэ нэрэтэй. Гурбатай. Энэ  ахай Компот гэжэ нэрэтэй. Табатай. Энэ эжы Котя гэжэ нэрэтэй. Энэ аба ……  Рассказывают кто какой член семьи и как зовут, сколько лет).

 Миисгэйн булэ  баhа эбтэй .

2. олтирог.  « Игра подвижная , разминка.. Хухюу мурысоон.( фронтальная работа)

 А теперь посмотрим что здесь нас ждет на этом островке..  Нам надо отгадать кто здесь живет на этом островке .  Здесь в конверте  написано :» Я начала этот год у вас  в Новом году у елки. Собираюсь прийти еще на Новый год  по лунному календарю  . Вы меня видели с красной шапочкой Нового года . У меня желтая грудь и окрас розовенький.  Кто я?  Би хэнбиб?

Yхибyyд: Могой.

Багша: Зуб!

 Луу: Зуб!

Вот кто оказалась ! Это же змея! Зуб даа, тиимэ, могой. правильно. Она следующая кто приходит после года дракона луу. Вот про кого   говорили  в начале.

( На втором островке ждала змея могой) .  Багша: Поздоровуемся с могой

Ухибууд: Сайн байна, могой!

Могой: Сайн байна, ухибууд!

 Багша: (Берет конверт и читает).

Посчитайте, ребята,  сколько здесь животных?

Ухибууд: Арбан  хоер .

 Багша:  Ямар жэлнууд бэ?

Сугтаа тоолое! Все хором считают вместе с учителем до 12.  Нэгэн. Хоер, гурба ….. Бултадаа хэды бэ?  Ямар амитад бэ ?

 Ухибууд:  Арбан хоер . Хулгана, ухэр, бар, туулай…….

А теперь такое задание-даабари. Послушайте внимательно . Здесь написано. Нужно нам разделиться на 2 команды и  соревноваться. Сколько нас человек? Сугтаа тоолое.  5 хун.5 человек.

Задание: Расставьте 12 животных по правилам их очередности. 2 команды  сначала с опорой, затем без подсказки. ( Время засекается  по секундомеру).

  Хоер  булэг болое.

 Луу  за 1  команду . А за вторую команду будет болеть могой.

Задание-даабари: Игра – физразминка с подвижной игрой . Нужно разобрать  и собрать карточки с изображениями 12 животных за 1 минуту. Засекаем секундомер.  Первую команда луу, а вторая команда могой.

Учитель предварительно показывает игру . Вместе снова считают и называют 12 животных. Нэгэн, хоер, гурба…… Хулгана, ухэр, бар, туулай….

Под музыку дети  по одному собирают карточку с  изображением животных по часовой стрелке на столе , произнося названия животных и числа по очередности.

Ухибууд: Нэгэн, хоер – 12 арбан хоер . Ямар амитад бэ. Нэрлэе, дабтая.

 Ухибууд:  Энэ  хулгана жэл. Энэ ухэр жэл. ( 12 жэлнуудэй амитадые тоолоно).

Выигравшей команде присуждаются шагай.

(Звучит музыка).

3.олтирог – «Самый меткий» ( игра с шагай на щелканье в пирамидки и в дисктики разных цветов))

 Багша: ( Читает задание в конверте). Нужно попасть из  шагай в цвет улаан . И посчитать под каким числом находится  улаан унгэтэй пирамида,  .. Сколько здесь ?

Багша считает кубик рубик 1,2.3. Показывает одну сторону кубика на которой выпал цвет  красный- улаан ( для 1 команды),   синий- хухэ для 2 команды.. Покажите сколько здесь  пирамидок и дисктиков и какие цвета. Сугтаа тоолое!  Теперь нужно попасть в цвет улаан и  хухэ.

 Ухибууд: : 5 . Таба.  10 .арба.В одной команде по 1 участнику.  Один участник старается попасть в синий дисктик. Другой участник в красную пирамидку.

Передает кубик тому, кто ответил первым правильно. Игра на 5 цветов. ( улаан, ногоон, шара, хухэ. Сагаан). И далее  работают парами.

4. Олтирог.Шэдитэ тоонууд . На доске прикреплена картина с цифрами до 20. Найдите где здесь цифра.

Арбан дурбэ, арбан  хоер, долоо,  арбан юhэ, найма,  арбан таба, арбан найма, арбан гурба,  долоо, зургаа. ( на аудирование).

Учитель произносит цифры на бурятском языке.

Дети у кого такая цифра выходят и показывают .

5. олтирог.  Тааруулан табигты. Интерактивный стол .

Изображения овощей, ягод, животных. Нажимают на клавиши , появляются рисунки.

Работа по карточкам . Сколько животных, жэмэс, алим ? Хэды амитад бэ? Нэрлэгты.

Энэ  табан баабгай(нууд),Энэ гурбан шонон(ууд). Энэ хоер  капуста. Энэ зургаан морхооб.

Работа по карточкам.

  Ребята, давайте вспомним пословицу где говорится « Буква « А» – начало алфавита, Чашка чая – начало угощения.». ( Дети сами говорят на бурятском языке).

Ухибууд: «А» узэг -эрдэмэй дээжэ, Аяга сай- эдеэнэй дээжэ». Когда гости приходят мы всегда угощаем гостей чашкой чая. А вы дома встречаете гостей правильно? Угощаете чаем, это правильно..  Чай должен быть с молоком. Скоро наступит Новый год по лунному календарю и мы все будем угощать друг друга белой пищей и молоком и чаем и тарасуном. Это признак уважения гостю. Являетя хорошим этикетом .

 Ямар бэрхэнууд! Какие вы молодцы, ребята! Луу дракон теперь очень довольный. Ведь правда луу?

 Луу: Тиимэ, зуб даа. 

 3.  Заключительная часть. Подведение итогов занятия:

Багша: Вот и подошло наше время вернуться к себе. Все 5 островков мы посетили, выполнили просьбу луу, помочь ему.  И задания  для луу  мы очень хорошо выполнили. Теперь наш гость айлшан   вспомнил все цифры, счет до 20 . А каким по счету стоит дракон в 12 летнем цикле? Помогли ему вспомнить даже членов семьи. И еще скажите, ребята, о какой семье рассказывали? Сколько их было у Дашимы. Алдара, Карамельки.Какие цвета вы встречали на кубике рубике? И еще что делали?

 (Ответ детей). Играли в пирамидку, соревновались. Находили цифры на картине, считали животных на карточках.  на кубиках рубиках  считали сколько цветов есть. Чашки с блюдцами, шарики, овощи расставляли и считали, шагай нам дарил Луу  ). А теперь посчитаем  у кого сколько шагай . по правилам игры , шагай присуждали тем кто первым и правильно отвечал .

Поздравляем ребят кто набрал наибольшее количество шагай и обрадовал луу, помог ему вспомнить счет до 20 . Теперь луу знает вы умеете считать  не только до 10 и даже до 20 . Молодцы, бэрхэнууд ухибууд !

 Ну- ка, давайте проводим нашего луу. Пора ему вернуться в свой дворец. Готовиться ему надо  к Белому месяцу празднику Нового года , ведь он  должен передать свой  год правления могой- змее. Я точно знаю, что Сагаан Убгэн согласится  нашей змее принять у луу - дракона полномочия. Ведь он все вспомнил! Луу благодарит детей и прощается с ними.

 Теперь попращаемся, ухибууд.  Что нужно сказать , когда прощаются на бурятском языке ? Зуб даа! Баяртай! .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по английскому языку в подготовительной группе.

Данный план-конспект может быть использован на занятиях по английскому языку в подготовительной  группе детского сада для закрепления лексических единиц по темам «Приветствие», ...

Конспект открытого занятия по бурятскому языку в подготовительной группе по теме : Гурбан поршоонхо

Конспект занятия в подготовительной группе  по теме:«Гурбан поршоонхо .»Зорилгонууд:1.Ухибуудэй ухаан бодолынь худэлгэхэ, аман хэлэлгэ хугжоохэ;2.«Ямар гэрнүүд байдаг бэ» ...

Конспект открытого занятия по бурятскому языку в подготовительной группе по драматизации сказки «Репкэ»

Конспект открытого занятия по бурятскому языку в подготовительной группе по драматизации сказки «Репкэ»...

План-конспект занятия по английскому языку в подготовительной группе для презентации и первичной отработки лексических единиц по теме "Домашние животные".

Цель: формирование лексического навыка по теме "Домашние животные"; формирование желания помогать окружающим. Задачи: 1. Активизировать звуки: [l], [æ], [d], [w], [h], [əʋ]; 2. Ввести лексику по те...

План-конспект занятия по английскому языку в подготовительной группе на тему «Домашние животные»

План-конспект занятия по английскому языку в подготовительной группе на тему «Домашние животные»...

План-конспект занятия по английскому языку в подготовительной группе на тему «Clothes»

План-конспект занятия по английскому языку в подготовительной группе на тему «Clothes»...