Государственные символы - России
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

 

«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

 Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

 

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

       

Цели: 

-Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.

 

-Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях.

-Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства. 

-Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов.

-Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов.

-Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.  

-Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

   

Целевые ориентиры дошкольного образования:

развивать познавательный интерес к истории государства;

обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память;

воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны (гербу, флагу, гимну).

   

Материалы и оборудование: Карта России, глобус, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Собери герб», портрет Петра 1; аудиозапись гимна РФ; презентация.

 

Предварительная работа: создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России.

Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орёл, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

Ход

1. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»).

- Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей: «Родная!».

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик и ты…

 

Воспитатель:

- Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём?

(Ответы детей).

- А какие страны вы знаете?

(Ответы детей).

- Давайте вспомним жителей разных стран.

 

2. Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт»

 

Цель: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

 

Воспитатель: 

Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задаёт вопрос, дети отвечают.

 Кто живёт в Америке? - Американцы.

Кто живёт в России? – Россияне и т.д.

- Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия - наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди. Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством.
На этой карте видны страны. Все они разного цвета. Чёрные точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
- Как называется столица нашего государства?
(Ответы детей).
В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Как зовут президента РФ?
- каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
- Что это за символы? (флаг, герб и гимн).
- У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Посмотрите на русский народный костюм.
- Какие цвета видите?
(Ответы детей).
- И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).
- Что означает синий цвет флага? (верность и правду).
- Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу).
- А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?).
- Так какие же люди живут в России?
(Ответы детей).
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?

(Ответы детей)

 

3. Физкультминутка «Заботливое солнышко».

Утром солнышко восходит высоко,

Вечером заходит глубоко,

Днем гуляет по небу оно,

Согревает всех, лучи раскинув широко,

Гладит ласково листочки и цветы,

Людям золотит и щеки, и носы.

День прошел, и с неба на покой

Солнца шар садится за горой.

 

4. Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

 

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Ход игры:

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

- Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? (Гимн).
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
(Под запись можно спеть часть гимна).
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей).
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

  1. Практическая работа.

(Дети садятся за столы).

- Ребята, я хочу узнать, кто сегодня на занятии был самым внимательным и у кого хорошая память. Я убираю изображение флага России. Перед вами листы белой бумаги. На них три полосы. Закрасьте их так, чтобы ваш листок бумаги стал похож на российский флаг.

 Итог:

Что нового вы узнали на занятии?

- Чему научились?

(Ответы детей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennye_simvoly_rossii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

 Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

       

Цели: 

-Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.

-Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; и их отличительных особенностях.

-Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства. 

-Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов.

-Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов.

-Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.  

-Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

   

Целевые ориентиры дошкольного образования:

развивать познавательный интерес к истории государства;

обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя; развивать мышление, внимание, память;

воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны (гербу, флагу, гимну).

   

Материалы и оборудование: Карта России, глобус, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, герба РФ и флага, символические изображения флагов других стран, материал для д/и «Собери герб», портрет Петра 1; аудиозапись гимна РФ; презентация.

 

Предварительная работа: создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России.

Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орёл, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

Ход

1. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение (Я. Абидов «Мать Земля»).

- Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей: «Родная!».

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик и ты…

Воспитатель:

- Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём?

(Ответы детей).

- А какие страны вы знаете?

(Ответы детей).

- Давайте вспомним жителей разных стран.

2. Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт»

Цель: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Воспитатель: 

Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задаёт вопрос, дети отвечают.

 Кто живёт в Америке? - Американцы.

Кто живёт в России? – Россияне и т.д.

- Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия - наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди. Россия – это государство, со своими законами, традициями, правительством.
На этой карте видны страны. Все они разного цвета. Чёрные точки – это города. Видите, страна на карте огромная, а город – маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица.
- Как называется столица нашего государства?
(Ответы детей).
В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.
Как зовут президента РФ?
- каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
- Что это за символы? (флаг, герб и гимн).
- У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.
Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом.
Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).
Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1. Полосы расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.
Посмотрите на русский народный костюм.
- Какие цвета видите?
(Ответы детей).
- И цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому цвета флага выбраны неслучайно.
- Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).
- Что означает синий цвет флага? (верность и правду).
- Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу).
- А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?).
- Так какие же люди живут в России?
(Ответы детей).
- Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?

(Ответы детей)

3. Физкультминутка «Заботливое солнышко».

Утром солнышко восходит высоко,

Вечером заходит глубоко,

Днем гуляет по небу оно,

Согревает всех, лучи раскинув широко,

Гладит ласково листочки и цветы,

Людям золотит и щеки, и носы.

День прошел, и с неба на покой

Солнца шар садится за горой.

4. Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Ход игры:

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

- Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? (Гимн).
- Гимн страны – это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).
- Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
- Чему посвящён гимн?
(Предложения детей).
- Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
(Под запись можно спеть часть гимна).
- Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать?
(Предложения детей).
- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?
- Кто изображён в самом центре?
- Почему у него две головы?
Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл – посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце.
В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь?
- Какого цвета плащ у всадника?
- Какого цвета щит?
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.
- Как зовут всадника?
Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца?
- Зачем оно ему?
Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей).
- Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

  1. Практическая работа.

(Дети садятся за столы).

- Ребята, я хочу узнать, кто сегодня на занятии был самым внимательным и у кого хорошая память. Я убираю изображение флага России. Перед вами листы белой бумаги. На них три полосы. Закрасьте их так, чтобы ваш листок бумаги стал похож на российский флаг.

 Итог:

Что нового вы узнали на занятии?

- Чему научились?

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Государственные символы России"

Занятие напрвлено на ознакомление детей с основными символами России.Во время занятия дети читают стихи, занимаются аппликацией, прослушиают гимн....

Педагогическая викторина "Государственные символы России."

Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития личности. Патриотизм немыслим без нравственности, любви... А всё это должно быть каждодневной,...

"Государственные символы России"

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

"Как мы знакомим детей с государственными символами России"

Государственная символика является частью истории культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка...

Конспект занятия к Дню России «Государственные символы России и моей малой Родины»

Номинация "Сценарий патриотического мероприятия""Государственные символы России и моей малой Родины"(посвящается дню России)Цель: Использование нетрадиционных форм гражданско-патриотической работы с д...

ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Россия – Родина моя. Государственные символы России» /подготовительная группа/

Одна из задач воспитания и образования дошкольников - развитие интереса и любви к своей стране, к своей Родине. данный материал позволяет познакомить дошколят с государственными символами страны....