"Как мы знакомим детей с государственными символами России"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Государственная символика является частью истории культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Данное выступление было представлено на заседании родительского клуба «Растим гражданина».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_rossii.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственная символика является частью истории культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка.
20 декабря 2000г. в России приняты три Федеральных конституционных закона о государственной символике. Этими законами устанавливаются:
- Государственный герб РФ;
- Государственный флаг;
- Государственный гимн.
Современный герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, тесную связь с народным искусством.
Первое знакомство дошкольников с государственной символикой России начинается со среднего возраста. Педагог знакомит с государственным гербом через образы русского фольклора. Он рассказывает об образе солнца в народном искусстве (в песне, загадке, сказке, вышивке), формирует начальные представления о происхождении современного государственного герба.
После рассказа педагог рекомендует детям нарисовать понравившиеся образы солнца, выполнить рисунок или аппликацию по мотивам народных вышивок, составить декоративную композицию или панно.
Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы. Ребенок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязь между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и флагов, их функциями и значением.
При формировании представлений о функциональном назначении герба педагог рассказывает детям о том, что все страны мира, все государства имеют свои гербы и флаги.
Герб - это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение - «эмблема», «символ». Можно сказать, что двуглавый орел - эмблема и символ России.
Показывая изображение герба, педагог беседует с детьми по вопросам. Например: - Кто изображен на гербе нашей страны в самом центре? (Двуглавый орел).
- Почему у него две головы? (Государство большое, и орел смотрит и на запал, и на восток нашей страны). В лапах орел держит скипетр и державу, они напоминают нам об историческом прошлом нашей страны. В давние времена это были знаки царской власти.
- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображен на щите? (всадник на коне). Его зовут Георгий Победоносец.
- Что он держит в руках? (копье)
- Зачем оно ему? (чтобы победить черного Змея).
Черный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, предприниматели, приезжающие из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.
Педагог предлагает детям для рассматривания современные российские монеты, деньги советского периода, можно зарубежные. Спрашивает: «Чем они похожи, чем отличаются?».
Герб нужен государству, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и для печатей, подтверждающих подлинность важных документов. Кроме гербов стран существуют гербы городов (показать герб Северодвинска). Предложить нарисовать герб своей семьи.
Флаг, как и герб, является отличительным знаком государства. Он тоже имеет свою историю.
Педагог рассказывает детям о том, как много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки трав, веток, конский хвост, окрашивая их яркой краской. Назывался он стягом. Главным назначением его было собрать воинов для защиты свой земли, села или городка.
Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам-защитникам.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них рисовали или вышивали изображения святых - «знамения». Так появилось слово знамя.
Государственный флаг означает единство страны. Тот же смысл имеют и полковые знамена, и флаги общественных объединений, организаций. Например, знамя Международного Олимпийского комитета объединяет спортсменов всего мира.
Президент России имеет свой флаг. Он служит символом власти и называется штандартом Президента РФ.
Цвета флага имеют особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.
Белый, синий и красный - цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим синее море, белый свет, весна красна, красная девица.
Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани (показать иллюстрации). Белый, синий и красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.
Детям педагог показывает флаги разных стран, сравнивают их.
Педагог предлагает ребятам составить эмблему их группы. Можно создать композицию из вырезанных цветов, солнышка, голубей, веселых детских лиц. Рассказать о том, что изобразили.
Главной песней страны является гимн. После победы над французами в 1812г. Россия, как никогда, нуждалась в собственном государственном гимне, которого у нее не было.
В 1816г. Александр I утвердил первый официальный гимн России со словами В.А.Жуковского. Несколько раз слова и музыка главной песни страны менялись.
В XXI век Россия вступила с гимном, музыку к которому сочинил А.В.Александров, а слова С.В.Михалков.
При проведении таких занятий, викторин, бесед, экскурсий педагог не только формирует элементарное представление о символике нашей страны, ее значении, но и обогащает словарный запас детей, развивает мышление, воспитывает патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.
Литература.
1. Е.К.Ривина «Герб и флаг России» Москва 2002г. 2.,«Дошкольная педагогика» №6-2006г.
- «Ребенок в детском саду» №3-2007г.
- «Обруч» №6-2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"
Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»
Программное содержание:1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию, столицу страны.2. Закрепить и обобщить знания детей о гос...
Детям о государственных символах России: флаге, гербе и гимне.
Кто из детей не любит праздники?В эти дни можно всласть поспать, без помех поиграть, вдоволь нагуляться.А как самому, без взрослых и календаря, отличить обычный день от праздничного?Очень просто. Стои...
Знакомим дошкольников с государственными символами России
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций...
Беседа: "Детям о государственных символах России: флаге, гербе и гимне"
Детям о государственных символах России: флаге, гербе и гимне.Три символа Кто из детей не любит праздники?В эти дни можно всласть поспать, без помех поиграть, вдоволь нагуляться.А как самому, без...
Буклет. Детям о государственных символах России: флаге, гербе и гимне.
Три символа. Кто из детей не любит праздники? В эти дни можно всласть поспать, без помех поиграть, вдоволь нагуляться. А как выглядит наш флаг? Он трёхцветный и состоит из трёх полос: с...
4 ноября День народного единства.Цель праздника: 1 Воспитывать любовь к своей Родине, уточнить знания детей о государственных символах России. 2 воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26537879","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26538116","attributes":{"alt":"","class"...