Отчёт по самообразованию за 2019 - 2020 гг. 1.Тема: Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада.
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)
Отчёт по самообразованию за 2019 - 2020 гг.
1.Тема: Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада.
Выполнила Доронина Т.В.
воспитатель подготовительной группы
МБДОУ «Филимоновский детский сад»
Математическое мышление вообще невозможно вне речи, оно всегда связано с языком, речь является материальной оболочкой мышления.
Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами и словосочетаниями.
Математический словарь состоит из математических терминов и слов, обслуживающих математику, для освоения которого эффективно использование палочек Кюизенера.
Использование палочек Кюизенера в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с учетом возрастных возможностей ребенка.
Вариативность использования палочек Кюизенера в работе с дошкольниками.
Так, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером палочки, широко применяются на занятиях по ФЭМП для развития речи дошкольников, как часть занятия.
2. Цель. Развивать, активизировать словарный запас детей,
используя в работе игровую технологию палочки Кюизенера.
Задачи:
обогащать словарь;
формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений;
отрабатывание грамматики и лексики (употребление порядковых и количественных числительных);
автоматизацию звуков речи;
развивать слуховое восприятие и внимание;
развивать зрительное восприятие и память;
развивать мыслительные операции;
развивать мелкую моторику;
закреплять знание основных цветов и их оттенков.
Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания:
Пример: Обучающая задача. Способы образования числа.
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
3. ИГРА «ГУСЕНИЧКА»
Гусеничка Шу-Шу была очень прожорливой.
Она любила, есть молодую зелень, и жевала её каждую свободную минутку. Вскоре Шу-Шу почувствовала, что не умещается на веточке.
Ведь её туловище выросло на целое деление и стало гораздо длиннее…
Какой длины было туловище у гусенички?
Какое «цветное число» прячется в её туловище?
Какой длины и цвета оно стало, когда Гум-Гум выросла?
Какое новое «цветное число» получилось?
Как получилось число 8?
4. ИГРА «ВОССТАНОВИ ЛЕСЕНКУ»
Пончиков Жора – большой обжора. Он очень любит сладкое, и хочет достать конфеты на самой высокой ступеньке лестницы.
Жора выбрал самый короткий путь из 3-х ступенек.
Быстроногов Кирилл всех «перехитрил». Он решил, что быстрые ноги приведут именно его к победе. Как ты думаешь, кому же достанутся конфеты? Какие трудности ожидают мальчиков? Почему? Помоги мальчикам благополучно добраться до чёрной ступеньки и по-дружески разделить конфеты.
5. ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
На станцию прибывает пассажирский поезд. Нумерация вагонов с «хвоста» поезда. Постройте железнодорожный состав из цветных палочек Кюизенера и проверьте, все ли вагоны на своём месте. Где стоит первый вагон? Какого он цвета? Какой номер у розового вагона? Где он стоит? Почему? Сколько всего вагонов? Назови номер других цветных вагонов. Какой номер у последнего вагона? Почему?
У кого самый длинный состав?
ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
Постройте железнодорожный состав, у которого нумерация вагонов с «головы» поезда.
Назовите по порядку номер вагонов и их цвет.
Измените направление движения поезда. Как изменится нумерация вагонов?
Обучающая задача. Отношения между числами
(больше - меньше; больше - меньше на…).
6. ИГРА «О ЧЁМ ГОВОРЯТ ПАЛОЧКИ?»
Цветные палочки Кюизенера умеют разговаривать.
Послушайте разговор «цветных чисел».
Что скажет розовая палочка голубой?
Придумайте короткие и длинные «разговоры» палочек.
«Я ниже тебя» «Я меньше тебя»,
«Я меньше тебя на 1», «Я стою перед тобой»,
«Я стою между тобой и белой палочкой», «Я твоя соседка слева»,
«Чтобы стать такой, как ты, мне надо вырасти на одно белое число»,
«Я младше тебя», «Я твоя младшая сестра»,
«Я розового цвета, а ты – нет», «Я – число 2, а ты – нет»,
«Я состою из двух белых чисел, а ты – из 3-х»,
«Я стою на втором месте, а ты – на 3-ем» и т.д.
ИГРА «НАЗОВИ МОИХ СОСЕДЕЙ»
Все «цветные числа» живут в домиках. У каждого числа свой цветной домик, который стоит по улице Цветных Чисел. Числа могут ходить друг к другу в гости, так как живут по-соседству. «Назовите моих соседей», - просит Розовое Число. «И моих!» - кричит Красное. «А кто мои соседи?» - спрашивает Синее Число. По сколько соседей у этих «цветных чисел»? А у каких чисел только по одному соседу? Почему?
Обучающая задача. Число как результат измерения.
7. ИГРА «ЗООПАРК»
Дети выстраивают вольеры для животных, используя цветные палочки-числа.
Высота вольера должна соответствовать росту того или иного питомца.
Какой высоты и цвета получилась клетка для льва? А для обезьянки? Почему клетки получились не только разной высоты, но и цвета?
Какое «цветное число» прячется в клетке у льва и у обезьянки?
Построй вольеры для льва МАРСА и обезьянки ЧИЧИ
8. ИГРА «ЦВЕТНЫЕ КОВРИКИ»
Пёс Пиф и котёнок Пуф живут вместе в одном доме и спят на полу.
Сплети для Пифа и Пуфа цветные коврики.
Какие цветные палочки ты возьмёшь?
Из каких цветных полосок получился коврик Пифа, а из каких – Пуфа?
Какие «цветные числа» прячутся в коврике собачки и котёнка?
Палочки Кюйзенера при знакомстве с цифрой и буквой.
Знакомя детей с цифрой, прежде чем научить ее записывать, я прошу детей выложить ее зрительный образ на столе из различного материала, очень удобно выкладывать цифры и буквы палочками Кюйзенера.
9. Для развития воображения проводится задание.
«На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.
Эту цифру знать изволь: как баранка – цифра 0.
Единица, будто спица. Вот какая единица.
Шея, хвост и голова, словно лебедь – цифра 2.
В дальнейшем, для развития зрительного внимания и закрепления образа цифры или буквы можно организовывать игры:
«Какого элемента не хватает»,
«Отремонтируй букву» и т.д.
10. Слоговой анализ слова «Раздели словечко»
Таким образом, развитие речи в игровой форме с палочками Кюизенера в НОД по ФЭМП, даёт большой результат:
- развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;
- наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в процессе, который активизирует мыслительную деятельность,
- обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное,
- конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию за 2019 - 2020 гг.
1.Тема: Речевое развитие с использованием современной игровой технологии палочек Кюизенера в ФЭМП в подготовительной группе детского сада.
Выполнила Доронина Т.В.
воспитатель подготовительной группы
МБДОУ «Филимоновский детский сад»
Математическое мышление вообще невозможно вне речи, оно всегда связано с языком, речь является материальной оболочкой мышления.
Словарь, который усваивается детьми на занятиях по математике, складывается из отдельных слов, представленных существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами и словосочетаниями.
Математический словарь состоит из математических терминов и слов, обслуживающих математику, для освоения которого эффективно использование палочек Кюизенера.
Использование палочек Кюизенера в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с учетом возрастных возможностей ребенка.
Вариативность использования палочек Кюизенера в работе с дошкольниками.
Так, разработанные бельгийским математиком Х. Кюизенером палочки, широко применяются на занятиях по ФЭМП для развития речи дошкольников, как часть занятия.
2. Цель. Развивать, активизировать словарный запас детей,
используя в работе игровую технологию палочки Кюизенера.
Задачи:
обогащать словарь;
формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений;
отрабатывание грамматики и лексики (употребление порядковых и количественных числительных);
автоматизацию звуков речи;
развивать слуховое восприятие и внимание;
развивать зрительное восприятие и память;
развивать мыслительные операции;
развивать мелкую моторику;
закреплять знание основных цветов и их оттенков.
Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания:
Пример: Обучающая задача. Способы образования числа.
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков.
3. ИГРА «ГУСЕНИЧКА»
Гусеничка Шу-Шу была очень прожорливой.
Она любила, есть молодую зелень, и жевала её каждую свободную минутку. Вскоре Шу-Шу почувствовала, что не умещается на веточке.
Ведь её туловище выросло на целое деление и стало гораздо длиннее…
Какой длины было туловище у гусенички?
Какое «цветное число» прячется в её туловище?
Какой длины и цвета оно стало, когда Гум-Гум выросла?
Какое новое «цветное число» получилось?
Как получилось число 8?
4. ИГРА «ВОССТАНОВИ ЛЕСЕНКУ»
Пончиков Жора – большой обжора. Он очень любит сладкое, и хочет достать конфеты на самой высокой ступеньке лестницы.
Жора выбрал самый короткий путь из 3-х ступенек.
Быстроногов Кирилл всех «перехитрил». Он решил, что быстрые ноги приведут именно его к победе. Как ты думаешь, кому же достанутся конфеты? Какие трудности ожидают мальчиков? Почему? Помоги мальчикам благополучно добраться до чёрной ступеньки и по-дружески разделить конфеты.
5. ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
На станцию прибывает пассажирский поезд. Нумерация вагонов с «хвоста» поезда. Постройте железнодорожный состав из цветных палочек Кюизенера и проверьте, все ли вагоны на своём месте. Где стоит первый вагон? Какого он цвета? Какой номер у розового вагона? Где он стоит? Почему? Сколько всего вагонов? Назови номер других цветных вагонов. Какой номер у последнего вагона? Почему?
У кого самый длинный состав?
ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»
Постройте железнодорожный состав, у которого нумерация вагонов с «головы» поезда.
Назовите по порядку номер вагонов и их цвет.
Измените направление движения поезда. Как изменится нумерация вагонов?
Обучающая задача. Отношения между числами
(больше - меньше; больше - меньше на…).
6. ИГРА «О ЧЁМ ГОВОРЯТ ПАЛОЧКИ?»
Цветные палочки Кюизенера умеют разговаривать.
Послушайте разговор «цветных чисел».
Что скажет розовая палочка голубой?
Придумайте короткие и длинные «разговоры» палочек.
«Я ниже тебя» «Я меньше тебя»,
«Я меньше тебя на 1», «Я стою перед тобой»,
«Я стою между тобой и белой палочкой», «Я твоя соседка слева»,
«Чтобы стать такой, как ты, мне надо вырасти на одно белое число»,
«Я младше тебя», «Я твоя младшая сестра»,
«Я розового цвета, а ты – нет», «Я – число 2, а ты – нет»,
«Я состою из двух белых чисел, а ты – из 3-х»,
«Я стою на втором месте, а ты – на 3-ем» и т.д.
ИГРА «НАЗОВИ МОИХ СОСЕДЕЙ»
Все «цветные числа» живут в домиках. У каждого числа свой цветной домик, который стоит по улице Цветных Чисел. Числа могут ходить друг к другу в гости, так как живут по-соседству. «Назовите моих соседей», - просит Розовое Число. «И моих!» - кричит Красное. «А кто мои соседи?» - спрашивает Синее Число. По сколько соседей у этих «цветных чисел»? А у каких чисел только по одному соседу? Почему?
Обучающая задача. Число как результат измерения.
7. ИГРА «ЗООПАРК»
Дети выстраивают вольеры для животных, используя цветные палочки-числа.
Высота вольера должна соответствовать росту того или иного питомца.
Какой высоты и цвета получилась клетка для льва? А для обезьянки? Почему клетки получились не только разной высоты, но и цвета?
Какое «цветное число» прячется в клетке у льва и у обезьянки?
Построй вольеры для льва МАРСА и обезьянки ЧИЧИ
8. ИГРА «ЦВЕТНЫЕ КОВРИКИ»
Пёс Пиф и котёнок Пуф живут вместе в одном доме и спят на полу.
Сплети для Пифа и Пуфа цветные коврики.
Какие цветные палочки ты возьмёшь?
Из каких цветных полосок получился коврик Пифа, а из каких – Пуфа?
Какие «цветные числа» прячутся в коврике собачки и котёнка?
Палочки Кюйзенера при знакомстве с цифрой и буквой.
Знакомя детей с цифрой, прежде чем научить ее записывать, я прошу детей выложить ее зрительный образ на столе из различного материала, очень удобно выкладывать цифры и буквы палочками Кюйзенера.
9. Для развития воображения проводится задание.
«На что похожа цифра?» Дети учатся сравнивать предметы, выделять признаки сходства и различия, в процессе проведения данного задания у детей развиваются творческие способности, фантазия и речь.
Эту цифру знать изволь: как баранка – цифра 0.
Единица, будто спица. Вот какая единица.
Шея, хвост и голова, словно лебедь – цифра 2.
В дальнейшем, для развития зрительного внимания и закрепления образа цифры или буквы можно организовывать игры:
«Какого элемента не хватает»,
«Отремонтируй букву» и т.д.
10. Слоговой анализ слова «Раздели словечко»
Таким образом, развитие речи в игровой форме с палочками Кюизенера в НОД по ФЭМП, даёт большой результат:
- развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;
- наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в процессе, который активизирует мыслительную деятельность,
- обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное,
- конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Развивать, активизировать словарный запас детей, используя в работе игровую технологию палочки Кюизенера. Задачи: обогащать словарь; формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений; отрабатывание грамматики и лексики (употребление порядковых и количественных числительных); автоматизацию звуков речи; развивать слуховое восприятие и внимание; развивать зрительное восприятие и память; развивать мыслительные операции; развивать мелкую моторику; закреплять знание основных цветов и их оттенков.
ИГРА «ГУСЕНИЧКА» + 7 8
ИГРА «ВОССТАНОВИ ЛЕСЕНКУ»
ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН» -Постройте железнодорожный состав, у которого нумерация вагонов с «головы» поезда. -Назовите по порядку номер вагонов и их цвет. -Измените направление движения поезда. -Как изменится нумерация вагонов?
ИГРА «О ЧЁМ ГОВОРЯТ ПАЛОЧКИ?» Цветные палочки Кюизенера умеют разговаривать. Послушайте разговор «цветных чисел». Что скажет розовая палочка голубой? Придумайте короткие и длинные «разговоры» палочек.
ИГРА «ЗООПАРК» 5 4
ИГРА «ЦВЕТНЫЕ КОВРИКИ»
«На что похожа цифра?» Эту цифру знать изволь: как баранка – цифра 0. Единица, будто спица. Вот какая единица. Шея, хвост и голова, словно лебедь – цифра 2.
слоговой анализ слова «Раздели словечко»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе детского сада , тема занятия " В гостях у Вини Пуха".
" Использование деятельностного метода при организации непрерывного процесса обучения в образовательной области " Познание". ...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе детского сада «Поможем Айболиту»
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе детского сада «Поможем Айболиту»...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в подготовительной группе детского сада № 91 «Измерение объёма жидких веществ».
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)в подготовительной группе детского сада № 91«Измерение объёма жидких веществ...
Конспект открытого итогового НОД по ФЭМП в подготовительной группе детского сада «Поможем Доктору Айболиту».
Задачи:• Продолжать учить решать простые арифметические примеры и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10.• Упражнять в счёте в пределах 20...
Конспект по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера _Полет в космос_ Подготовительная группа
Цель - Развитие логического мышления и психических функций,формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие...
Н епрерывная образовательная деятельность по развитию речи.Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ по теме "Осень" в подготовительной группе детского сада.
Цель: научить составлять рассказ по картине по методике ТРИЗ в игровой форме....
Н епрерывная образовательная деятельность по развитию речи.Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ по теме "Осень" в подготовительной группе детского сада.
Цель: научить составлять рассказ по картине по методике ТРИЗ в игровой форме....